г. Санкт-Петербург |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А21-4209/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Климовой Л.С.
при участии:
от заявителя: Андронюк Р.Н. по доверенности от 06.04.2015,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30967/2015) ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2015 по делу N А21-4209/2015 (судья Любимова С.Ю.), принятое
по заявлению ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области
заинтересованное лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области
3-и лица: 1) ООО "Кадастровый инженер",
2) ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области",
3) ООО "Терра-Инвест"
об обязании,
установил:
Территориальное управление Росимущества в Калининградской области (ОГРН 1103926011177, место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, 27, далее - Территориальное управление Росимущества, управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, место нахождения: 107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Калининградской области (далее - Кадастровая палата, заинтересованное лицо) исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 39:12:030503:94, 39:12:030503:42, 39:12:030509:75, 39:12:030004:11, 39:12:030503:36.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый инженер" (далее - ООО "Кадастровый инженер"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" (далее - Управление "Калининградмелиоводхоз"), общество с ограниченной ответственностью "Тэрра-Инвест" (ООО "Тэрра-Инвест").
Решением от 12.10.2015 Арбитражный суд Калининградской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе на данное решение Территориальное управление Росимущества просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указал, что ООО "Тэрра-Инвест" ликвидировано, в связи с чем Территориальное управление Росимущества лишено возможности обратиться за исправлением кадастровой ошибки в орган, осуществляющий кадастровый учет. Кроме того, по мнению управления, исключение сведений о местоположении земельных участков не повлечет прекращения права распоряжения этими участками, прекращения права собственности, иные производные вещные права на участки.
ООО "Кадастровый инженер" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором согласилось с позицией Территориального управления Росимущества.
Представитель Территориального управления Росимущества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Кадастровой палаты в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области, ООО "Кадастровый инженер", ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области", ООО "Тэрра-Инвест", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 39:12:000000:61 из земель водного фонда, площадью 44959978.00 кв.м для эксплуатации земель водного фонда, местоположение: Калининградская область, район Славский, находится в государственной собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 24.04.2007 N 39-АА 476010, и предоставлен в постоянное бессрочное пользование Управлению "Калининградмелиоводхоз".
По результатам выполнения кадастровых работ по образованию земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 39:12:000000:61 под объекты мелиоративной сети, произведенных ООО "Кадастровый инженер" на основании государственного контракта с Территориального управления Росимущества, выявлено пересечение образуемых земельных участков с существующими земельными участками.
Письмом от 14.04.2015 N 236 ООО "Кадастровый инженер" уведомило Территориальное управление Росимущества о пересечении образуемых земельных участков с существующими земельными участками. Как следует из приложенных к указанному письму заключений, кадастровым инженером выявлено, что проектные границы магистрального канала М-20 согласно схеме расположения земельных участков на кадастровой карте территории, установленные в соответствии с постановлением Калининградской областной Думы от 28.01.1999 N 1 "О Правилах ухода, содержания и охраны мелиоративных систем и гидротехнических сооружений на территории Калининградской области", накладываются на границы земельных участков с кадастровыми номерами: 39:12:030503:94, 39:12:030503:42, 39:12:030509:75, 39:12:030004:11, 39:12:030503:36.
Обратившись с настоящим заявлением в арбитражный суд, Территориальное управление Росимущества сослалось на то, что данное наложение возникло в результате кадастровой ошибки - наложение границы земельных участков с кадастровыми номерами: 39:12:030503:94, 39:12:030503:42, 39:12:030509:75, 39:12:030004:11, 39:12:030503:36 на существующий магистральный канал. Кроме того, границы земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости без учета необходимых водоохранных зон магистрального канала М-35. По мнению заявителя, наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами: 39:12:030503:94, 39:12:030503:42, 39:12:030509:75, 39:12:030004:11, 39:12:030503:36 нарушает права Российской Федерации, так как данные о границах указанных земельных участков фактически препятствуют постановке и формированию земельного участка под водоохранные зоны магистрального канала М-35, находящегося в собственности Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления Территориального управления Росимущества, право заявителя нарушено невозможностью образования земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости (магистральный канал М-20) ввиду того, что проектные границы магистрального канала М-35 накладываются на границы земельных участков с кадастровыми номерами 39:12:030503:94, 39:12:030503:42, 39:12:030509:75, 39:12:030004:11, 39:12:030503:36. При этом требования об исключении из кадастра сведений в отношении земельных участков, право на которые имеет третье лицо, заявлены только к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". По мнению заявителя, данное наложение возникло в результате кадастровой ошибки.
Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в части 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.
Из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25; частями 4, 5 статьи 28 данного федерального закона, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Как следует из отзыва филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области, земельные участки с кадастровыми номерами 39:12:030509:75, 39:12:030004:11, 39:12:030503:36 поставлены на государственный кадастровый учет 21.01.2010 на основании заявления от 17.11.2009 N 3912/102/09-967 и приложенного к нему межевого плана от 22.09.2009, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности из состава единого землепользования с кадастровым номером 39:12:000000:130.
Земельный участок с кадастровым номером 39:12:030503:94 был поставлен на государственный кадастровый учет 26.06.2012 на основании заявления от 29.06.2012 N 39-0-1-75/3001/2012-462 и приложенного к нему межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех земельных участков путем выдела в счет долей в праве общей собственности из состава единого землепользования с кадастровым номером 39:12:000000:130.
Земельный участок с кадастровым номером 39:12:030503:42 поставлен на государственный кадастровый учет 03.11.2010 на основании заявления от 22.10.2010 N 3912/102/10-2257 и приложенного к нему межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путем выдела в счет долей в праве общей собственности из состава единого землепользования с кадастровым номером 39:12:000000:130.
Вышеуказанные земельные участки учтены в государственном кадастре недвижимости на праве собственности за ООО "ТЭРРА-ИНВЕСТ".
В силу части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из пунктов 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что избрание ненадлежащего способа защиты гражданских прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Правовая позиция относительно выбора надлежащего способа защиты права лица, чей земельный участок не имеет установленных в соответствии с законом границ, в ситуации, когда истец предполагает, что поставленными на учет земельными участками нарушено его право собственности, приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N8410/13.
Апелляционный суд полагает, что требование об исключении из сведений кадастрового учета земельного участка, не принадлежащего заявителю, является ненадлежащим способом защиты права. Заявленные требования к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области об исключении из кадастра сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:12:030503:94, 39:12:030503:42, 39:12:030509:75, 39:12:030004:11, 39:12:030503:36, права на которые имеет третье лицо, не подлежат удовлетворению.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 октября 2015 года по делу N А21-4209/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4209/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по КО
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ООО "Кадастровый инженер", ООО "Терра Инвест", ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области", ФГБУ "ФКП Росреестра" по К/о