г. Хабаровск |
|
04 марта 2016 г. |
А37-1826/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Колобаев В.Б., представитель по доверенности от 28.12.2015 N 10/2016;
от открытого акционерного общества "Аэропорт Магадан": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Магадан"
на решение от 25.12.2015
по делу N А37-1826/2015
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Магадан"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным и отмене инспекторского предписания
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Аэропорт Магадан" (далее - заявитель, ОАО " Аэропорт Магадан", Общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, административный орган) о признании недействительным и отмене инспекторского предписания от 16.07.2015 N 36 ГА/2015СВ.
Решением суда от 25.12.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. По существу спора доводы апеллянта направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции. Так же приводит довод об отсутствии полномочий административного органа на осуществление контроля над порядком подготовки электротехнического персонала. По мнению заявителя, полномочиями на проведение проверки исполнения юридическими лицами Правил-ПТЭЭП наделена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Кроме того указывает, что в рамках проводимой проверки на предмет исполнения ранее выданного предписания, выдано новое предписание, содержащее новое требование. Между тем, приказа или распоряжения представлено не было.
Общество явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного органа против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя административного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора проведена внеплановая проверка Общества на предмет исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 18.02.2015 N 13 ГА/2015СВ в срок до 01.07.2015, в ходе которой установлено неисполнение последним пункта 2 указанного предписания.
По итогам проверочных мероприятий составлен акт проверки от 16.07.2015 и выдано новое предписание об устранении нарушений от 16.07.2015 N 36 ГА/2015СВ.
Оспариваемым предписанием Обществу вменены нарушения обязательных требований или условий, установленных воздушным законодательством РФ, а именно: по узлу ЭТОП не представлены документы, подтверждающие прохождение электротехническим персоналом повышения квалификации в установленные действующим законодательством нормативные сроки.
Считая данное предписание надзорного органа незаконными, Общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, при этом правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
Перечень должностей авиационного персонала установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 749ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" и приказом Федеральной авиационной службы России от 24.04.1998 N 267ДСП "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 749ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации".
Указанное постановление имеет юридическую силу, поскольку оно является действующим нормативным актом. В силу статей 110, 115 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, имеющие межведомственный характер прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, конфиденциального характера (пункт 8).
Согласно пункту 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188, к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Следовательно, постановление с грифом "ДСП" (для служебного пользования) содержит служебную информацию ограниченного распространения и не подлежит официальному опубликованию.
На основании пункта 4 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления N 749 установлено, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а так же деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, включая авиационный персонал Межгосударственного авиационного комитета - граждан Российской Федерации.
В указанный Перечень должностей авиационного персонала включены, в том числе: диспетчер электромеханической службы (включая старшего); диспетчер электроподстанции (включая старшего); инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике; инженер по светотехническому обеспечению полетов; инженер по электротехническому обеспечению полетов; инженер-электрик; инженер-энергетик.
С учетом изложенного, принимая во внимание, представленное в материалы дела, штатное расписание службы электросветотехнического обеспечения полетов ОАО "Аэропорт Магадан", суд приходит к выводу, что участки узла ЭТОП службы ЭСТОП по ремонту и обслуживанию низковольтного оборудования, по ремонту и обслуживанию высоковольтного оборудования, а также передвижная высоковольтная лаборатория включают в себя должности, относящиеся к авиационному персоналу, а именно: инженер по электротехническому обеспечению полетов - руководитель участка, инженер по электротехническому обеспечению полетов - руководитель высоковольтной лаборатории, в связи с чем, доводы заявителя о том, что персонал узла ЭТОП службы ЭСТОП не относится к авиационному, несостоятельны.
Приказом Минтранса РФ от 23.06.2003 N 149 утверждены Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов" (далее -ФАП N149).
В соответствии с пунктом 7 ФАП N 149, для осуществления аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов организация создает структурное подразделение (производственное подразделение, службу) электросветотехнического обеспечения полетов.
Согласно пункту 11 ФАП N 149, для осуществления аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов организация должна иметь квалифицированный авиационный персонал.
Пунктом 13 ФАП N 149 установлено, что организация обеспечивает проведение профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.
При этом согласно положению пункта 22 ФАП N 149, организация имеет документацию в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам, в пункте 6 которого указано, что организация должна иметь план (планы) профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала, утвержденный данной организацией.
В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП N128), все оперативные переключения в системе электроснабжения аэропорта на объектах, задействованных для обеспечения полетов воздушных судов, производятся только по согласованию с органом ОВД (пункт 8.33 ФАП N 128); руководителем полетов (диспетчером) днем предоставляется время для проведения ежедневного технического обслуживания электросветотехнических средств, используемых для обеспечения полетов воздушных судов, в соответствии с графиками (пункт 8.34 ФАП N128); запрещается использование для обеспечения полетов воздушных судов электросветотехникеских средств, на которых не выполнены или не завершены работы по техническому обслуживанию, а также проведение проверок работоспособности электросветотехнических средств на аэродромах ночью и днем в сложных метеоусловиях при нахождении на глиссаде воздушного судна (пункт 8.35 ФАП N 128).
В соответствии с пунктама 1.1, 1.3 Положения о службе электросветотехнического обеспечения полетов ОАО "Аэропорт Магадан", утвержденного генеральным директором Общества 24.05.2013, служба электросветотехнического обеспечения полетов является структурным подразделением ОАО "Аэропорт Магадан" и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, "Правилами пользования электрической и тепловой энергией", Федеральными авиационными правилами (ФАП), Руководством по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации, правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Правилами технической эксплуатации и техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП и ПОТPM-016-2001), нормами годности к эксплуатации гражданских аэродромов, Воздушным кодексом Российской Федерации, правилами сертификации аэродромов, постановлениями, распоряжениями, приказами и другими руководящими, нормативными и методическими документами, регламентирующими деятельность аэропортов гражданской авиации и службы ЭСТОП, настоящим Положением.
Настоящим Положением, в пункте 4.1 установлено, что в состав службы электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) входит, в том числе структурное подразделение - узел электротехнического обеспечения полетов (ЭТОП), состоящий из участка по ремонту и обслуживанию низковольтного оборудования и участка по ремонту и обслуживанию высоковольтного оборудования, в том числе и передвижная электротехническая высоковольтная лаборатория.
Следовательно, узел ЭТОП, являющийся структурным подразделением службы ЭСТОП ОАО "Аэропорт Магадан", в своей деятельности по электротехническому обеспечению полетов воздушных судов руководствуется названными правилами и нормами действующего законодательства, в том числе Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минтранса от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (далее - ПТЭЭП и ПОТ РМ-016-2001), которыми предусмотрено повышение квалификации электротехнического персонала.
Согласно пункту 1.2.6. Правил ответственный за электрохозяйство обязан: организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием; участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет); контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.
Согласно статье 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.
Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29.01.1999 N 23 утверждены и введены в действие с 01.08.1999 Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", которые устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации (в данном случае - Росавиация) с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с указанными правилами повышение квалификации - это этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, согласно которому Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере. Агентство воздушного транспорта организует и проводит в установленном порядке обязательную аттестацию авиационного персонала гражданской авиации; осуществляет организацию профессионального обучения и повышения квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Таким образом, все программы подготовки специалистов гражданской авиации согласно перечню специалистов авиационного персонала, утверждаются в Росавиации. Подготовку специалистов авиационного персонала аэродромных служб осуществляют специальные сертифицированные центры подготовки и переподготовки авиаперсонала, в частности, в г.Хабаровске - Дальневосточный Центр подготовки авиационного персонала. После окончания обучения слушателям выдается свидетельство (сертификат) государственного образца, которое является официальным документом, подтверждающим квалификацию специалиста.
По имеющимся в материалах дела доказательствам, судом апелляционной инстанции установлено, что ОАО "Аэропорт Магадан" какую-либо образовательную деятельность не осуществляет, лицензий на оказание образовательных услуг по реализации основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих, реализации дополнительных общеобразовательных программ дополнительных общеразвивающих программ, реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, относящихся к лицензируемому виду образовательной деятельности не имеет.
Следовательно, наличие у Общества сертификата соответствия N ФАВТ А.ОЗ.02621 от 03.12.2012 и документов, составленных в рамках проверки готовности к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам, проведенной по утвержденной Программе обучения, разработанной и утвержденной самостоятельно, не может быть признано доказательством соблюдения Обществом положений пункта 13 ФАП N149.
Довод заявителя об отсутствии у административного органа полномочий на осуществления контроля (надзора) за исполнением требований, предусмотренных правилами подготовки электротехнического персонала, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку, согласно пункту 3.1.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 N АК-807фс, Управление осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте, посредством организации и проведения проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации.
Доводы жалобы о грубом нарушении административным органом Закона N 294-ФЗ, выразившееся в том, что при проведении проверки на предмет исполнения ранее выданного предписания, было выдано новое предписание, содержащее новое требование (предоставить штатное расписание работников узла ЭТОП, должностные инструкции инженера по ЭТОП, руководителя ЭТЛ, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования) судом апелляционной инстанции отклоняется, ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что во время проведения проверки, начальником службы ЭСТОП был представлен пакет документов, по мнению последнего подтверждающий исполнение пункта 2 предписания от 18.02.2015.
Управление, ознакомившись с представленными документами, установив в них разночтение, ошибочность мнения об электоротехническом персонале, с целью уточнения наименования должностей электротехнического персонала, квалификационных требований, должностных обязанностей лиц авиационного персонала, запросило у Общества поименованные выше документы, что, по мнению апелляционного суда, не может рассматриваться как грубое нарушение Закона N 294-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание, возлагающее на Общество обязанность проведения повышения квалификации авиационного персонала узла ЭТОП службы ЭСТОП, является правомерным, права и законные интересы заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции обоснованно отказано Обществу в удовлетворении заявленных требований, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 25.12.2015 по делу N А37-1826/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1826/2015
Истец: ОАО "Аэропорт Магадан"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта