г. Киров |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А31-7950/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.10.2015 по делу N А31-7950/2015, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.
по иску Государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 4401005123, ОГРН: 1024400521210)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ирида-Холдинг"
(ИНН: 4401041019, ОГРН: 1044408610256)
о признании безнадежной ко взысканию задолженности,
установил:
Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ирида-Холдинг" (далее - Общество) о признании задолженности по страховым взносам, пени и штрафам в общей сумме 3 349 рублей 29 копеек безнадежной к взысканию.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель считает, что порядок признания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а также задолженности по налогам, пеням и штрафам безнадежными к взысканию аналогичен. Заявитель, ссылаясь на пункт 9 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", полагает, что Фонд вправе обратиться в суд с заявлением о признании недоимки по страховым взносам безнадежной к взысканию на основании подпункта "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам". Также заявитель указывает, что Фонд вправе принять решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам, пени и штрафам только при наличии вступившего в законную силу решения суда.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведены выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов и правильности расходов на выплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, результаты которых отражены в актах от 30.12.2013 N 744.
По результатам проверок Фондом приняты решения от 03.02.2014 N 38:
- о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 1 091 рубля 39 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 108 184 рублей 52 копейки недоимки по страховым взносам и 1 659 рублей 33 копейки пени;
- о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 102 727 рублей 56 копеек.
Также Фондом в отношении Общества проведена документальная выездная проверка по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.10.2010 по 31.12.2012, результаты которой отражены в акте от 27.12.2013 N 744 "н/с".
По итогам проверки Фондом принято решение 03.02.2014 N 38 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде штрафа в размере 100 рублей 11 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 500 рублей 56 копеек недоимки по страховым взносам, 51 рублей 10 копеек пени.
Требованиями от 03.02.2014 N 38, от 24.02.2014 N 38 Фонд предложил Обществу уплатить недоимки по страховым взносам, пени и штрафы в срок до 14.03.2014 (листы дела 54, 55).
Поскольку требования Обществом не исполнены, Фонд принял решения от 20.03.2014 N 38 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах Общества в банках и выставил к расчетному счету Общества в ОАО АКБ "Пробизнесбанк" г. Москва соответствующие инкассовые поручения (листы дела 58, 59, 61-72).
В связи с тем, что расчетный счет Общества в ОАО АКБ "Пробизнесбанк" г. Москва закрыт, инкассовые поручения были возвращены банком.
Платежными поручениями от 25.02.2014 N 42, от 31.03.2014 недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 108 184 рублей 52 копеек была оплачена.
31.07.2014 Фондом приняты решение N 38/Р и постановления N 38/Р, N 38/ОСС о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, в общей сумме 3 349 рублей 29 копеек (листы дела 73-75).
05.09.2014, 08.09.2014 судебными приставами-исполнителями МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области в отношении Общества были возбуждены исполнительные производства N 20379/14/44001-ИП, N 21659/14/44001-ИП (листы дела 80, 83).
Постановлениями от 12.12.2014, от 26.09.2014 исполнительные производства N 20379/14/44001-ИП, N 21659/14/44001-ИП окончены на основании пункта 3 части 1 статьи 46, пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (листы дела 81, 84).
Исполнительные документы возвращены Фонду (04.02.2015, 20.11.2014) и далее к исполнению не предъявлялись.
Сроки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для предъявления документов о взыскании к исполнению, на момент составления Фондом настоящего заявления от 07.08.2015 истекли.
В связи с изложенным Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании задолженности по страховым взносам, пени и штрафам в общей сумме 3 349 рублей 29 копеек безнадежной к взысканию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьей 23 Закона N 212-ФЗ, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 (далее - Постановление N 820).
В пункте 1 Постановления N 820 приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам, к числу которых подпунктом "г" отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Постановления N 820 решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается при наличии в случае, указанном в подпункте "г" пункта 1 настоящего постановления, - копии вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копии определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, заверенная в установленном порядке.
По смыслу указанных положений следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов принимает меры к взысканию, а именно обратился в суд с заявлением о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, возможность взыскания которых утрачена в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суд иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
В рассматриваемой ситуации заявление Фонда не является заявлением о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
В подпункте 9 "б" пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предъявлять в суды иски в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного медицинского страхования.
Указанной ситуации не имеется, нормами действующего законодательства не предусмотрено право Фонда предъявлять в суд заявление о признании сумм безнадежными к взысканию.
Довод Фонда о том, что инициировать судебное разбирательство, в котором может быть установлена утрата возможности взыскания недоимки, пеней и штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, вправе не только плательщики страховых взносов, но и Фонд, заслуживает внимания. Кроме того, является обоснованным, что вывод об утрате возможности взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому делу, в том числе и в мотивировочной части судебного акта.
Между тем, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе Фонд, обращающийся в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что соответствует приведенным положениям Закона N 212 и Постановления N 820.
В данном случае суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 15.01.2013 N 10534/12, разъяснения пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно разъяснений в пункте 9 Постановления N 57 плательщик может обратиться с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Доводы Фонда об указании этим на возможность соответствующему органу обратиться с таким заявлением, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании данных разъяснений и норм права, предусматривающих способы защиты своих прав и порядок их осуществления.
При этом суд апелляционной инстанции не исходит из того, что разъяснения даны в части норм Налогового кодекса Российской Федерации, а принимает во внимание, что основания утраты возможности взыскания (в связи с истечением установленного срока взыскания) одинаковы, и исходит из того, что разъяснения в названном пункте Постановления N 57 не свидетельствуют о том, что налоговый орган (а в данном случае Фонд) может обратиться с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Костромской области правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Фонда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 09.10.2015 по делу N А31-7950/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7950/2015
Истец: ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ООО "Ирида-Холдинг"
Третье лицо: ООО "Ирида-Холдинг"