г. Владивосток |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А51-18997/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Н.Н. Анисимовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.В. Ли, Л.В. Янчиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт"
апелляционное производство N 05АП-789/2016
на решение от 24.12.2015
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-18997/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" (ИНН 2537028981, ОГРН 1022501803246, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.12.2002)
к Дальневосточному управлению государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2540130230, ОГРН 1072536003440, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.03.2007)
о признании незаконными уведомлений;
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт": директор Соколов Е.Ю. (решение N 3 от 20.10.2011, паспорт);
от Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель Лысак Е.Д. по доверенности от 20.01.2016 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" (далее - заявитель, общество, ООО "Ойл-Компакт") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными требований Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, управление), изложенных в уведомлениях N 1669 от 27.07.2015 и N 2070 от 02.09.2015.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Ойл-Компакт" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что общество обратилось в Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с заявлением о переоформлении приложения к лицензии, представив при этом необходимый пакет документов, перечень которых установлен пунктом 25 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденного Приказом Минтранса N 156 от 30.04.2013.
Требования о предоставлении дополнительных документов, изложенные управлением в оспариваемых уведомлениях, общество считает незаконными, поскольку перечень документов, установленный статьей 25 Административного регламента является исчерпывающим и действующее законодательство не допускает запрос у лица, обратившего за предоставлением государственной услуги, документов, не предусмотренных соответствующим регламентом.
В судебном заседании представитель ООО "Ойл-Компакт" доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованны, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 10.03.2016 до 14 часов 20 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания секретарем Л.В. Янчиной, при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Во исполнение определения суда представитель ООО "Ойл-Компакт" представил пакет документов, приложенных к заявлению от 26.06.2015 и опись документов, прилагаемых к заявлению о переоформлении приложения к лицензии МР-1 N 001646 от 05.05.2015, пояснив при этом, что данная опись содержит поименованный перечень документов, представленных обществом с заявлением от 26.06.2015 и не является описью, установленной пунктом 20.8 Регламента.
Представитель Управления против приобщения к материалам дела описи документов возражал.
Рассмотрев заявленное ходатайство, коллегия определила его удовлетворить и в соответствии со статьей 268 АПК РФ приобщить к материалам дела пакет документов, приложенных к заявлению от 26.06.2015 и опись документов.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 26.06.2015 ООО "Ойл-Компакт" направило в адрес управления заявление на переоформление приложения к лицензии МР-1 N 001646 от 05.05.2015 по перевозкам внутренним водным транспортном, морским транспортом опасных грузов.
27.07.2015 Управление направило в адрес общества уведомление N 1669, в соответствии с которым со ссылкой на положения статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункт 23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.04.2013 N 156 уведомляет о необходимости уточнить основание для переоформления лицензии МР-1 N 001646 от 05.05.2015 в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", указать вид выполняемых работ в составе лицензируемого вида деятельности в соответствии с п.3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", уточнить адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности; представить оригинал приложения N 1 к лицензии серии МР-1 N 001646 от 05.05.2015; представить сведения о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом в соответствии со статьями 336.6 и 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; предоставить сведения о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в соответствии со статьями 323 и 324 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (при перевозке наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти).
Кроме того, в соответствии с требованиями части 11 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к заявлению о переоформлении лицензии заявителю необходимо приложить опись прилагаемых документов.
02.09.2015 уведомлением N 2070 Управление со ссылкой на пункт 92 Административного регламента возвратило документы заявителю в связи непредставлением лицензиатом документов, согласно уведомлению от 27.07.2015 N 1669.
Не согласившись с вынесенными уведомлениями, посчитав их незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, заявление общества оформлено с нарушением требований, установленных статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", общество не представило оригинал приложения N 1 к лицензии серии МР-1 N 001646 от 05.05.2015 и опись прилагаемых документов, в связи с чем Управление законно и обоснованно возвратило заявление и приложенные к нему документы обществу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 21 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов подлежит лицензированию.
Приказом Минтранса России от 30.04.2013 N 156 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов" (далее - Административный регламент).
Указанный Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов (далее - государственная услуга).
Из материалов дела следует, что ООО "Ойл-Компакт" имеет лицензию серии МР-1 N 001646 от 05.05.2015 на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.
Основанием для обращения общества в управление с заявлением от 26.06.2015 о переоформлении приложения к лицензии в рассматриваемом случае послужило изменение в составе производственных объектов (судов), предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности. Указанное обстоятельство управлением в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.
Вместе с тем, из текста уведомления от 27.07.2015 N 1669 следует, что фактически заявление общества было расценено управлением как заявление о переоформление лицензии, в связи с чем оспариваемые в рамках настоящего дела уведомления основаны на несоответствии заявления требованиям статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункта 23 Административного регламента, предусматривающего перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по переоформлению лицензии.
Судом первой инстанции спорное заявление также расценено, как заявление о переоформлении лицензии.
Однако судом первой инстанции, не учтено что в соответствии с пунктом 109 Административного регламента в случае изменения в составе производственных объектов (судов), предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности в Ростраснадзор или его территориальный орган подается заявление о переоформлении приложения к лицензии.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для переоформления приложения к лицензии определен в пункте 25 Административного регламента, из которого следует, что для переоформления приложения к лицензии заявитель направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа или представляет в Ростраснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящему Административном регламенту, с приложением документов, подтверждающих выполнение лицензионных требований, указанных в пунктах 20.3-20.7 настоящего Административного регламента, в отношении объектов, которые лицензиат намерен использовать, и (или) сведения об объектах, которые прекратили использоваться в лицензируемой деятельности.
В пунктах 20.3-20.7 настоящего Административного регламента установлен следующий перечень документов:
20.3. Перечень судов, которые будут использоваться для перевозки опасных грузов.
20.4. Копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда (договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды).
20.5. Копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей.
20.6. Копия документа о соответствии Международному кодексу по управлению безопасностью и копия свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного морского судна и судна смешанного (река-море) плавания.
20.7. Копия судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанного в соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней), для морских судов и судов смешанного (река-море) плавания.
В соответствии с пунктом 29 Административного регламента Ространснадзор и территориальный орган не вправе требовать от соискателя лицензии предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ООО "Ойл-Компакт" представило пакет документов, прилагаемых к заявлению о переоформлении приложения к лицензии МР-1 N 001646 от 05.05.2015 на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.
Оценив представленный в материалы дела пакет документов, являющихся приложением к заявлению от 26.06.2015, коллегия приходит к выводу о том, что обществом представлены все необходимые документы для переоформления приложения к лицензии, поименованные в пункте 25 Административного регламента, а именно: перечень судов, которые будут использоваться для перевозки опасных грузов; копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда (договоры бербоут-чартеров от 27.02.2014; копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей; копия документа о соответствии Международному кодексу по управлению безопасностью и копии свидетельств об управлении безопасностью танкера "Тикси" и танкера "Яна"; копии судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанных в соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1987 года к ней), для танкера "Тикси" и танкера "Яна".
При таких обстоятельствах, у управления отсутствовали правовые основания для запроса дополнительных документов, изложенных в уведомлении N 1669 от 27.07.2015.
Следовательно, оснований для возврата документов заявителю у ответчика также не имелось.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что оспариваемые уведомления управления от 27.07.2015 N 1669 и от 02.09.2015 N 2070 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить как принятое с нарушением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, коллегия, исходя из положений части 4 статьи 201 АПК РФ, считает соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" от 26.06.2015 о переоформлении приложения к лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказом Минтранса России от 30.04.2013 N 156 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов".
Соответственно апелляционная жалоба ООО "Ойл-Компакт" подлежит удовлетворению.
В силу статьи 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела, с Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в общей сумме 4500 рублей.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату ООО "Ойл-Компакт" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.12.2015 по делу N А51-18997/2015 отменить.
Признать незаконными уведомления Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 1669 от 27.07.2015 и N 2070 от 02.09.2015, как не соответствующие Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказу Минтранса России от 30.04.2013 N 156 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов".
Обязать Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" от 26.06.2015 о переоформлении приложения к лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказом Минтранса России от 30.04.2013 N 156 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов".
Взыскать с Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей расходов по уплате государственной пошлины, из которых 3000 рублей - расходы по уплате государственной пошлины по заявлению, 1500 рублей - по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 35 от 22.01.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18997/2015
Истец: ООО "ОЙЛ-КОМПАКТ"
Ответчик: ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОРСКОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2264/16
12.04.2016 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1840/16
17.03.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-789/16
24.12.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-18997/15