г. Владивосток |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А51-25953/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исток-М",
апелляционное производство N 05АП-1424/2016
на решение от 28.01.2016
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-25953/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2540108933, ОГРН 1052504351041, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.01.2005)
к обществу с ограниченной ответственностью "Исток-М" (ИНН 2511033000, ОГРН 1022500863329, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2002)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от ООО "Исток-М" - представитель Рябуша С.С. по доверенности от 01.10.2015 сроком на 3 года, удостоверение;
от Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель Перкова Т.А. по доверенности от 11.01.2016 сроком до 31.12.2016, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Исток-М" (далее - ООО "Исток-М", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учётом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением арбитражного суда от 28.01.2016 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности за совершение вменённого административного правонарушения в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановленным решением, ООО "Исток-М" обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой, в обоснование которой указало, что событие правонарушение административным органом не доказано; о проведении мероприятий по контролю не уведомлен орган прокуратуры; акт от 11.11.2015 составлен с нарушениями; дело об административном правонарушении возбуждено в отсутствие акта проверки; административным органом нарушена процедура сбор и закрепления доказательств по делу; административный орган возложил на Общество обязанность представить письменное и устное пояснение по факту выявленных нарушений, чем вступил во взаимодействие с Обществом при отсутствии оснований для этого. Утверждает, что материалами дела не подтверждается вменённое Обществу нарушение в части отсутствия в путевом листе сведений о проведённом контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения.
От Управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, административный орган пояснил, что плановый (рейдовый) осмотр транспортного средства проведен в присутствии водителя и обнаруженные в ходе его проведения обстоятельства подтверждаются материалами дела; процедура осмотра транспортного средства, установленная законом, не нарушена; о проведении плановых осмотров уведомлена прокуратура; дело об административном правонарушении возбуждено в связи непосредственным обнаружением должностными лицами административного органа данных, указывающих на наличие административного правонарушения.
В судебном заедании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и в отзыве на неё.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО "Исток-М" на основании лицензии от 28.08.2002 N АСС-25-202809 предоставлено право на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением, если деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Должностным лицом Управления 11.11.2015 на основании задания начальника Управления от 09.11.2015 N 271 (л.д.36) обнаружено, что Обществом осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту N 573 "Уссурийск-Дальнегорск" на автотранспортном средстве марки KIA GRANBIRD с государственным регистрационным номером CА 310/25 RUS с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Основанием для данного вывода послужили следующие выявленные в ходе осмотра транспортного средства обстоятельства, зафиксированные в акте N 121 от 11.11.2014 (л.д.16) об обнаружении признаков административного правонарушения с приложением фотоматериалов (л.д.17-31):
- в путевом листе N 4789 от 10.11.2015 транспортного средства KIA GRANBIRD, регистрационный знак CА 310/25 RUS (далее - спорное ТС), не зафиксированы сведения о проведённом контроле технического состояния спорного ТС и месте его проведения, чем нарушены пункты 28 и 29 Приложения N 1 к Приказу Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7, Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, статья 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
- внутри транспортного средства KIA GRANBIRD регистрационный знак CА 310/25 RUS, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, отсутствует следующая информация: указатель аварийного выхода и правила пользования таким выходом, чем нарушены пункт 37 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, пункт 4.7.5. ГОСТ Р 51709-2001, статья 20 Федерального закона 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпункты "з", "и" пункта 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 280, пункты 24 и 25 Приложения N 1 к Приказу Минтранса РФ от 15.01.2014 N7;
- в транспортном средстве KIA GRANBIRD регистрационный знак CА 310/25 RUS, используемом для регулярных перевозок пассажиров и багажа, аварийный выход заблокирован сиденьями, ограничивающими свободный доступ к аварийному выходу, чем нарушены пункт 4.7.5 ГОСТ Р 51709-2001, статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпункт "з" пункта 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 280, пункты 24 и 25 Приложения N 1 к Приказу Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7;
- на ветровом стекле транспортного средства KIA GRANBIRD регистрационный знак CА 310/25 RUS, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, наличие трещин в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, чем нарушены пункт 4.7.2 ГСТ Р 51709-2001, статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпункт "з" пункта 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 280, пункты 24 и 25 Приложения N 1 к Приказу Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7.
По факту выявленных нарушений 23.11.2015 Управлением составлен протокол N 274, в котором деяние Общества квалифицировано в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены Управлением в арбитражный суд.
На указанный судебный акт Управлением подана апелляционная жалоба.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ" разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - "Закон N 99-ФЗ") лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, требует обязательного наличия лицензии.
Статьёй 20 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Той же статьёй Закона о безопасности дорожного движения регламентированы основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, в соответствие с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего, соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) определяется Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Согласно подпунктам "з" и "и" пункта 4 Положения N 280, к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, в том числе, отнесено: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктом 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан обеспечить каждого водителя путевым листом, расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок; схемой маршрута с указанием опасных участков.
В силу статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (часть 2).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).
Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Из пункта 24 Правил следует, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить безопасность транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров и грузов в процессе эксплуатации. Пунктом 25 названных Правил предусмотрено, что для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.
В силу пункта 28 Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (пункт 29 Правил).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Перечень реквизитов, обязательных к заполнению в путевых листах, приведен в пункте 3 Порядка заполнения обязательных реквизитов путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152, к которым относятся, в том числе, сведения о транспортном средстве (подпункт 4).
Лицензионные требования к порядку экипировки транспортных средств, используемых для регулярных перевозок пассажиров и багажа, содержатся в пункте 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок).
В соответствии с пунктом 37 Правил перевозок внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4.7.2 ГОСТ Р 51709-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утв. Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст установлено, что наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.
Согласно пункту 4.7.5 ГОСТ Р 51709-2001 аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции (или создание иных препятствий), ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушение указанных лицензионных требований со стороны Общества подтверждено материалами административного дела, однако в части вменённого Обществу отсутствия сведений в путевом листе о проведённом контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения коллегия соглашается с доводами апеллянта о недоказанности данного эпизода административным органом.
Судом апелляционной инстанции из фотоматериалов (л.д.26) установлено, что в верхнем левом углу путевого листа имеется отметка о проведении технического осмотра спорного ТС и о месте его проведения (АТС).
Следовательно, названный (первый) эпизод подлежит исключению из состава вменённого Обществу административного правонарушения.
Вместе с тем, прочие эпизоды нашли своё подтверждение в материалах дела, в том числе в акте от 11.11.2015 с приложенными фотоматериалами, протоколе N 274 об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, основания для квалификации деяния Общества как административно наказуемого и составления протокола об административном правонарушении у административного органа имелись.
При оценке правомерности составления административным органом протокола N 274 об административном правонарушении коллегия учитывает, что указанный протокол составлен на основании непосредственного обнаружения должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, и данное обстоятельство в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих Обществу соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению установлены норм и правил (статьи 2.1, 2.2 КоАП РФ), в связи с чем суд обосновано пришёл к выводу о наличии его вины.
Проверив соблюдение со стороны Управления требований процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил каких либо грубых, неустранимых нарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из содержания статьи 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом в силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения Управление пришло на основании сведений, полученных в ходе проведенной проверки.
При осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 1 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ особенности организации: проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): 2) лицензионный контроль; 9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта); 10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения; 11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности; 25) региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с частью 6 статьи 3.1 Закона N 259-ФЗ, проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.
Порядок оформления и содержания таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований установлен приказом Минтранса России от 03.06.2015 N 180 "Об утверждении порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации, содержание таких заданий, а также порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований" (далее - Приказ N 180).
В силу пункта 3 Приказа N 180 целью оформления плановых (рейдовых) заданий и их результатов является проведение мероприятий по проверке выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, и закрепление результатов проведенных указанных мероприятий.
Плановые (рейдовые) осмотры, обследования транспортных средств проводятся должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и (или) ее территориальных органов в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 т. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" (пункт 4 Приказа N 180).
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ).
Частью 2 статьи 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 7 названной статьи.
В силу части 3 данной статьи Закона N 259-ФЗ предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
В соответствии с частью 6 статьи 3.1 Закона N 259-ФЗ проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.
В силу пункта 3 Приказа N 180 целью оформления плановых (рейдовых) заданий и их результатов является проведение мероприятий по проверке выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, и закрепление результатов проведенных указанных мероприятий.
Плановые (рейдовые) осмотры, обследования транспортных средств проводятся должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) и (или) ее территориальных органов (далее - государственные транспортные инспектора) в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" (пункт 4 Приказа N 180).
О проведении проверки руководитель Управления уведомил прокуратуру Приморского края, что подтверждено соответствующим письмом, представленным в суд в виде электронного документа. При этом коллегия учитывает, что уведомление органов прокуратуры носит исключительно информирующий характер и не предполагает принятие прокурором каких-либо ответных действий (например, дача согласия на проведения контрольных мероприятий, непосредственное участие прокурора, включение информации о проведении контрольного мероприятий в какой-либо график (план) проведения проверок и т.д.).
Таким образом, из материалов дела следует, что административным органом не допущено существенных и неустранимых нарушений вышеуказанных требований к порядку проведения данного вида проверки юридического лица.
Порядок составления протокола, установленный статьей 28.2 КоАП РФ, а также права лица, привлекаемого к административной ответственности, на дачу объяснений по факту вменяемого нарушения соблюдены, положения КоАП РФ выполнены. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие извещённого надлежащим образом (л.д.32-34) представителя Общества. Нарушение лицензионных требований со стороны Общества подтверждено материалами административного дела, опровергающих доказательств не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении административным органом порядка проведения проверки и возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об обратном коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании правовых норм.
С учетом обстоятельств совершения правонарушения, степени общественной опасности вменяемого деяния, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права, направленного на обеспечение транспортной безопасности и соблюдение правил перевозки пассажиров.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в полном объеме, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, действующему законодательству, фактически повторяют доводы апеллянта, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, оснований для изменения которой апелляционный суд по материалам дела не находит.
Доводов о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по правилам административного судопроизводства, в апелляционной жалобе не содержится.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Приморского края от 28.01.2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.01.2016 по делу N А51-25953/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-25953/2015
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Исток-М"