Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 июля 2016 г. N Ф10-2475/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
1 апреля 2016 г. |
Дело N А54-7047/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (г. Рязань, ОГРН 1026200870321, ИНН 6227007322) - Синегубова А.Н. (доверенность от 18.12.2013 N 468), Кочегарова В.В. (доверенность от 31.12.2015 N 841), от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046213016420, ИНН 6230041348) - Баранова В.А. (доверенность от 19.11.2015 N 03-07/08967), Брызгалиной Н.В. (доверенность от 05.10.2015 N 03-07/01508), от третьего лица - администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово, ОГРН 1026200702330, ИНН 6215001598) - Глушковой Е.И. (доверенность от 02.11.2015), в отсутствие представителей третьего лица - администрации муниципального образования - Турлатовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово, ОГРН 1056212018664, ИНН 6215015819), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.12.2015 по делу N А54-7047/2014 (судья Стрельникова И.А.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (далее по тексту - ЗАО "РНПК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области (далее по тексту - ответчик, инспекция, налоговый орган) от 04.08.2014 N 10986 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, администрация муниципального образования - Турлатовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 14.12.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество обоснованно при исчислении земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 62:15:040219:1 применяло ставку 0,3%.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 6 по Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушением судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
Администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить.
Администрация муниципального образования - Турлатовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 30.01.2014 ЗАО "РНПК" представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2013 год.
Выявленные налоговым органом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 19.05.2014 N 10704, которым установлено занижение суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2013 года, на сумму 505 734 рублей.
По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонная ИФНС России N 6 по Рязанской области приняла решение от 04.08.2014 N 10986 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в сумме 384 139 рублей 20 копеек.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 1 920 696 рублей и начислены пени за несвоевременную его уплату в сумме 95 074 рублей 45 копеек.
В обоснование принятого решения инспекция указала на необоснованное применение обществом при расчете налога по земельному участку с кадастровым номером 62:15:040219:1 пониженной налоговой ставки 0,3%, так как он не занят жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. По мнению инспекции, в данном случае подлежала применению налоговая ставка 1,5%.
На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 08.10.2014 N 2.15-12/11663 данное решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Рязанской области от 04.08.2014 N 10986, ЗАО "РНПК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог на территории города Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются Положением о земельном налоге, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III. Земельный налог на территории города Рязани устанавливается и вводится в действие с 1 января 2006 года.
Предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка, установлены статьей 394 НК РФ.
Согласно пункту 1 указанной статьи налоговые ставки в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не могут превышать 0,3 процента.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Рязанской районной думы от 20.10.2005 N 186 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район" установлена налоговая ставка 0,3 % в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Решением Совета депутатов Турлатовского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области от 29.11.2012 N 38 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Турлатовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области на 2013 год" установлена налоговая ставка 0,3 % в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Как следует из текста статьи 394 НК РФ и вышеперечисленных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, установленная ими налоговая ставка, не превышающая 0,3 процента, применяется и в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, и в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2009 N 1514/09 по делу N А41-К2-21579/07.
В названном постановлении, как верно отмечено судом первой инстанции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал на ошибочность вывода о том, что ставка земельного налога, равная 0,3 процента, может применяться только организациями, осуществляющими деятельность в жилищно-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг населению.
На основании системного толкования вышеприведенных нормативных положений суд первой инстанции обоснованно посчитал, что наличие на земельных участках объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса является достаточным основанием для применения ставки земельного налога равной 0,3 процента.
Категория земель и (или) разрешенное использование земельного участка при налогообложении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры ЖКК, имеют значение только в том случае, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 394 НК РФ субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления в пределах ставок, указанных в пункте 1 статьи 394 НК РФ, установил дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от целевого назначения или разрешенного использования земельных участков.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ЗАО "РНПК" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 62:15:040219:1, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации накопителя.
На земельном участке располагается объект недвижимого имущества, принадлежащий ЗАО "РНПК" на праве собственности, - шлаконакопитель балка Поленская, площадь застройки 220 000 кв. м, который входит в состав биологических очистных сооружений (пункты 1.2. 3.1.4 Технологического регламента установки биологической очистки цеха N 20) и используется для складирования осадков, образующихся при биологической очистке стоков (пункты 2.1.2.3, 4.3 производственной инструкции по эксплуатации шлаконакопителей установки биологической очистки цеха N 2) (редакция 3).
В соответствии с указанным Технологическим регламентом по установке биологической очистки производится очистка смеси бытовых и производственных сточных вод города Рязани, Южного Промузла, предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, промышленных сточных вод, а также сточных вод населения Турлатовского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области.
В приложении N 4 к Правилам приема сточных вод в систему канализации г. Рязани, утвержденным постановлением администрации города Рязани от 19.02.2002 N 436, указано, что сточные воды от абонентов МП "Водоканал" поступают в систему канализации г. Рязани, представляющую собой децентрализованную сеть самотечных канализационных коллекторов, канализационных насосных станций и напорных трубопроводов, по которой они направляются на сооружения биологической очистки производительностью 320 тыс. кв.м/сутки, находящиеся в собственности ЗАО "РНПК".
По условиям заключенного между ЗАО "РНПК" и МП "Водоканал города Рязани" договора от 28.03.2003 N 2 999/К на прием и очистку сточных вод ЗАО "РНПК" принимает от МП "Водоканал города Рязани" на биологическую очистку сточные воды абонентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также бытовые сточные воды (стоки населения), а МП "Водоканал города Рязани" оплачивает услуги по очистке бытовых сточных вод.
В подтверждение оказанных услуг представлены справки и акты о подаче сточных вод на очистные сооружения ЗАО "РНПК" и осуществлении их очистки.
При этом сточные воды населения составляют 85 % от общего объема стоков, принимаемых от МП "Водоканал города Рязани" на очистные сооружения ЗАО "РНПК" (т. 9, л. д. 27 - 50).
По условиям заключенного ООО "ТНК-BP Бизнессервис" от имени и по поручению ЗАО "РНПК" с муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Турлатово" муниципального образования-Турлатовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области договора от 18.04.2011 N 29557 на прием и очистку сточных вод населения предусмотрено осуществление ЗАО "РНПК" услуг по приему бытовых сточных вод населения от администрации и оказание услуг по их биологической очистке в объеме, равном объему водоотведения, соответствующего объему водоснабжения.
Как пояснено представителем общества в ходе судебного заседания в суде перовой инстанции, система городской канализации устроена таким образом, что все стоки населения города Рязани сначала попадают в канализационные сети МП "Водоканал города Рязани" и далее в смеси со стоками организаций и промышленных предприятий сбрасываются на очистные сооружения ЗАО "РНПК". Биологические очистные сооружения ЗАО "РНПК", включая шламонакопитель, расположенный на земельном участке, принадлежащий обществу на праве собственности, технологически соединены с канализационными коллекторами, канализационными насосными станциями и напорными трубопроводами системы канализации г. Рязани и на этих сооружениях фактически оказываются услуги по очистке стоков населения, в связи с чем они относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. На очистных сооружениях ЗАО "РНПК" осуществляется биологическая очистка сточных вод, без которой сброс стоков в открытые водоемы запрещен. В противном случае возникает реальная угроза причинения вреда окружающей среде и населению, что может привести к возникновению массовых заболеваний людей и животных (эпидемий, эпизоотии). Общество является единственным предприятием в г. Рязани, которое осуществляет данный вид деятельности. ЗАО "РНПК" является тем хозяйствующим субъектом, без деятельности которого, связанной с очисткой стоков, обеспечение нормальной жизнедеятельности населения невозможно.
Постановлением ГУ "РЭК" Рязанской области от 28.11.2012 N 312 установлены тарифы на холодную воду поверхностного забора, очистку сточных вод, водоотведение (перекачку сточных вод) для потребителей ЗАО "РНПК", в том числе очистка сточных вод: потребители, кроме жилищного фонда (без НДС) с 01.01.2013 - 3,35 руб./куб. м, с 01.07.2013 - 3,35 руб./куб. м; очистка сточных вод от жилищного фонда (население) (без НДС) с 01.01.2013 - 2,98 руб./куб. м, с 01.07.2013 - 3,35 руб./куб. м.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Как справедливо заключено судом первой инстанции, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда (аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 1514/09, от 23.11.2010 N 10062/10).
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
С учетом вышеприведенных обстоятельств и норм права, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что на спорном земельном участке расположено сооружение, которое является объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда и используемыми для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования.
Доказательства того, что расположенный на земельном участке объект не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в том значении, как они определены вышеназванными нормами права, как справедливо указал суд первой инстанции, инспекция не представила.
Факт оказания обществом услуг по водоотведению и очистке сточных вод подтвержден собранными по делу доказательствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у ЗАО "РНПК" имелись достаточные правовые основания для применения при расчете земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 62:15:040219:1 пониженной налоговой ставки 0,3%, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленное обществом требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Рязанской области от 04.08.2014 N 10986.
Отклоняя довод налогового органа о том, что объекты инженерной инфраструктуры общества используются не только для очистки сточных вод, поступающих от объектов жилищного фонда, но и для оказания услуг по водоотведению промышленным предприятиям для обеспечения их производственной деятельности, суд первой инстанции обоснованно указал, что данное обстоятельство не означает неправомерности применения пониженной ставки земельного налога.
В данном случае шлаконакопитель входит в состав биологических очистных сооружений и используется для оказания коммунальных услуг как связанных с функционированием жилищного фонда, так и связанных с функционированием промышленных предприятий.
Признавая несостоятельным довод инспекции о том, что для применения пониженной ставки земельного налога жилищно-коммунальные услуги должны оказываться населению, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что применение пониженной ставки земельного налога не зависит от того, осуществляет ли организация деятельность в жилищно-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг населению.
Отклоняя довод налогового органа о том, что для применения пониженной налоговой ставки необходимо наличие одновременно на земельном участке объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и жилых домов, суд первой инстанции правомерно указал, что из вышеприведенных нормативных положений следует, что жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры не отождествляются между собой и могут располагаться на различных земельных участках
Доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.12.2015 по делу N А54-7047/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7047/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 июля 2016 г. N Ф10-2475/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, Администрация муниципального образования - Турлатовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области