г. Владивосток |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А24-4869/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джемини-Авто",
апелляционное производство N 05АП-1731/2016
на решение от 15.02.2016
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-4869/2015 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 4101008042, ОГРН 1024101027554, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.11.2002)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Джемини-Авто" (ИНН 4101101450, ОГРН 1054100029147, дата государственной регистрации в качестве юридического лица) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее -административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Джемини-Авто" (далее - общество, ООО "Джемини-Авто") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 года N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 15.02.2016 суд первой инстанции удовлетворил заявление управления и привлек ООО "Джемини-Авто" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что объективная сторона вмененного ему административного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Так, условия и требования осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, установлены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.
Общество полагает, что требования пункта 4 указанного Положения, согласно которому к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.
По мнению общества, указанное требование касается только водителей, управляющих транспортными средствами, принадлежащими непосредственно соискателю лицензии (лицензиату). Согласно штатному расписанию организации в обществе имеются такие водители.
Следовательно, заявитель жалобы считает, что в указанной части с его стороны нарушений лицензионного законодательства допущено не было.
Кроме того, вышеуказанное Положение не содержит требования о том, что транспортные средства должны находиться у лицензиата исключительно на праве собственности. При этом водители арендуемого транспортного средства по договору аренды транспортного средства с экипажем не могут быть работниками арендатора.
Настаивая на том, что обществом соблюдаются требования Положения, ООО "Джемини-Авто" считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители управления, общества не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу ООО "Джемини-Авто" в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
В представленном в материалы дела письменном отзыве на жалобу административный орган указал на наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Общество имеет лицензию от 01.08.2013 N АСС-41-102270 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
01.12.2015 государственным инспектором Управления Госавтодорнадзора по Камчатскому краю проведен плановый (рейдовой) осмотр транспортного средства DAEWOO BS-106 регистрационный номер А854УР41 (под управлением водителя Мадисаева Х.А.). В ходе проверки установлен факт нарушения ООО "Джемини-Авто" по маршруту N 1 (10 км - СВ) лицензионных требований, а именно:
- оформление путевых листов не соответствует требованиям, а именно: отсутствуют показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки, отсутствует отметка о фактическом времени выезда транспортного средства;
- отсутствует диагностическая карта о прохождении техосмотра на транспортном средстве;
- отсутствует указатель маршрута на заднем окне транспортного средства;
- не обеспечено заключение трудовых отношений с водителем;
- отсутствуют документы, подтверждающие соответствие транспортного средства по назначению и конструкции техническим требованиям.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 01.12.2015 N 88, в котором нашли отражение выявленные нарушения.
02.12.2015 государственным инспектором УГАДН по Камчатскому краю в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 183 по признакам состава административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, который с иными материалами проверки направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 2 Закона N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии со статьями 2, 3 указанного Закона, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Статьей 3 данного Закона, установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 24 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В данном случае лицензионные требования и условия установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение N 280).
Согласно подпункту "б" указанного пункта Положения к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.
Подпунктом "г" пункта 4 Положения N 280 установлено, что одним из лицензионных требований является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов, установлены Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7.
В соответствии с пунктом 25 указанного Приказа для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.
Согласно подпункту "и" пункта 4 Положения N 280 к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится также соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Федерального закона установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, сведения о транспортном средстве включают, в частности показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-Ф "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
В силу подпункта "в" пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются на заднем окне транспортного средства.
Из материалов дела следует, что обществу вменено нарушение ряда требований по организации перевозок, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров в соответствии с выданной лицензией.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Обстоятельства совершения ООО "Джемини-Авто" вмененного ему административного правонарушения, связанного с нарушением обществом условий, предусмотренных лицензией, подтверждаются путевым листом N 1154 от 01.12.2015, диагностической картой N 1981, актом N 88 от 01.12.2015, протоколом об административном правонарушении от 02.12.2015 N 183.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, обществом ни при возбуждении дела об административном правонарушении административным органом, ни при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не представлено.
Кроме того, общество факт выявленных нарушений, связанных с ненадлежащим оформлением путевых листов, отсутствием диагностической карты о прохождении технического осмотра, отсутствием указателя маршрута на заднем окне транспортного средства, а также с отсутствием документов, подтверждающих соответствие транспортного средства по назначению и конструкции техническим требованиям, по существу не оспаривает.
Довод заявителя жалобы о том, что требование подпункта "б" пункта 4 Положения N 280, связанное с необходимостью заключения лицензиатом с водителями транспортных средств трудового договора или договора об оказании услуг, касается только водителей, управляющих транспортными средствами, принадлежащими непосредственно соискателю лицензии (лицензиату), при том, что согласно штатному расписанию организации в обществе имеются такие водители, отклоняется апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, между обществом (арендатор) и ИП Филиппенко Д.Л. (арендодатель) заключен договор аренды транспортного средства с экипажем от 01.11.2015 N 01/11/2015. В соответствии трудовым договором от 16.06.2015 N б/н, заключенным между ИП Филиппенко Д.Л. и Мадисаевым Х.А., приказом о приеме на работу от 16.06.2015 N 16-к водитель Мадисаев Х.А., является работником ИП Филиппенко Д.Л.
Действительно, Положение N 280 не содержит требования о том, что транспортные средства должны находиться у лицензиата исключительно на праве собственности, вместе с тем указанное не исключает обязанности ООО "Джемини-Авто" (лицензиата) заключить с водителем Мадисаевым Х.А. гражданско-правовой договор (договор оказания услуг) или трудовой договор.
При этом апелляционный суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Принимая во внимание положения статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании, учитывая, что требования обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе о приеме на работу водителей, о допуске к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы, прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке, предъявляются законом непосредственно к лицензиатам, а не к иным лицам, в частности предоставляющим в аренду транспортные средства, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае обществу в целях соблюдения лицензионных требований необходимо было надлежащим образом оформить отношения с водителем Мадисаевым Х.А.
В соответствии частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как обоснованно указал в обжалуемом решении суд первой инстанции, ООО "Джемини-Авто", вступая в правоотношения в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а также лицензирования, должно было не только знать, но и было обязано обеспечить выполнение установленных требований, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Доказательств наличия объективных причин невозможности соблюдения указанных требований общество не представило ни при рассмотрении дела судом первой инстанции, ни в апелляционный суд.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения признается апелляционным судом бездоказательным.
Нарушений процедуры при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Учитывая, что несоблюдение обществом лицензионных требований при осуществлении пассажирских перевозок с помощью транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, может повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд первой инстанции правомерно назначил обществу за совершенное им правонарушение штраф в размере 30 000 руб. в пределах санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц, исключив при таких обстоятельствах возможность назначения в таком случае административного наказания в виде предупреждения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
При изложенных обстоятельствах, считая вывод суда первой инстанции о привлечении ООО "Джемини-Авто" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подтвержденным материалами дела и не усматривая каких-либо нарушений норм материального или процессуального права при принятии решения судом первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.02.2016 по делу N А24-4869/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4869/2015
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Джемини-Авто"