г. Самара |
|
04 апреля 2016 г. |
дело N А72-6829/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эскиной В.А.,
с участием:
от ответчика областного государственного казенного предприятия "Областное коммунальное хозяйство" - представители Исакова М.А., доверенность от 28.12.2015, N 155, Емельянова Ю.А., доверенность от 28.03.2016, N 23,
от истца муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства МО "Тереньгульское городское поселение" и от третьего лица Министерства экономического развития Ульяновской области представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу областного государственного казенного предприятия "Областное коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2015 по делу N А72-6829/2015 (судья Кнышевский Д.Л.)
по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства МО "Тереньгульское городское поселение" (ОГРН 1067321027014, ИНН 7321311963) к областному государственному казенному предприятию "Областное коммунальное хозяйство" (ОГРН 1027300930678, ИНН 7316000218) о взыскании 677 246 руб. 67 коп.,
по встречному иску областного государственного казенного предприятия "Областное коммунальное хозяйство" к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства МО "Тереньгульское городское поселение", третье лицо: Министерство экономического развития Ульяновской области, о взыскании 1 674 151 руб. 49 коп.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства МО "Тереньгульское городское поселение" (далее - истец, МУП ЖКХ МО "Тереньгульское городское поселение") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) к областному государственному казенному предприятию" Областное коммунальное хозяйство" (далее - ответчик, ОГКП " Облкомхоз") о взыскании 766 196,47 руб.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.08.2015 принято встречное исковое заявление ОГКП " Облкомхоз" к МУП ЖКХ МО "Тереньгульское городское поселение" о взыскании 1 674 151,49 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития Ульяновской области.
Решением 22.12.2015 исковые требования МУП ЖКХ МО "Тереньгульское городское поселение" удовлетворены частично. С ОГКП " Облкомхоз" в пользу МУП ЖКХ МО "Тереньгульское городское поселение" взыскана задолженность в размере 614 534,27 руб.
В остальной части исковые требования МУП ЖКХ МО "Тереньгульское городское поселение" оставлены без удовлетворения. Исковые требования ОГКП " Облкомхоз" оставлены без удовлетворения.
ОГКП " Облкомхоз" не согласилось с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить в части оставления без удовлетворения встречных исковых требований, принять по делу новый судебный акт, с учетом зачета встречных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда, о том, что ОГКП "Облкомхоз" предъявило требование, основанное на Приказе Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 N 325, не соответствует обстоятельствам дела.
Поскольку судом неверно определено основание встречных исковых требований, то при рассмотрении спора им не применен закон, подлежащий применению (п.п. 5 п. 4 ст. 17 Закона о теплоснабжении, п. 74 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 808 от 08.08.2012), а применен закон, не подлежащий применению.
Вывод суда о том, что расчет исковых требований ОГКП "Облкомхоз" документально не подтвержден, не соответствует представленным в дело доказательствам.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители истца и третьего лица надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя жалобы, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
30.09.2013 между ОГКП "Облкомхоз" (теплоснабжающая организация) и МУП ЖКХ МО "Теренгульское городское поселение" (теплосетевая организация) был заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя N Т-1, согласно которому теплосетевая организация обязуется оказывать теплоснабжающей организации услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя потребителям Заказчика посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, требованиям и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, через тепловые сети и устройства, принадлежащие теплосетевой организации на праве собственности или ином установленном законом основании, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном договором (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора, расчеты с теплосетевой организацией ведутся по фактическому теплоотпуску конечному потребителю на основании показаний приборов узла учета теплоснабжающей организации пропорционально расчетным договорным нагрузкам, указанным в договорах теплоснабжения с потребителями, с учетом нормативных потерь по тепловым сетям и по соответствующей формуле.
Фактические потери тепловой энергии и (или) теплоносителя в сетях теплосетевой организации определяются по нормативам (согласно Приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 325 об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии) с учетом фактических температур наружного воздуха, грунта и теплоносителя за отчетный период. Объем сверхнормативных потерь определяется по результатам инструментального обследования поврежденного участка и фиксируется двухсторонним актом, подписанным уполномоченными представителями теплоснабжающей организации и теплосетевой организации (пункт 5.3 договора).
Из искового заявления следует, что договор N Т-1 действовал с 01.10.2013 по 31.12.2014. Ежемесячно Теплоснабжающей организацией предоставлялся расчет суммы к оплате за услуги по передаче тепловой энергии, в котором отражались сверхнормативные потери, которые не были подтверждены ни двусторонними актами теплоснабжающей и теплосетевой организаций, ни актами показаний приборов учета в точках поставки (точках передачи).
Величина сверхнормативных потерь, выставленная теплоснабжающей организацией, составила: в октябре 2013 - 51,42 Гкал, в ноябре 2013 - 49,98 Гкал, в декабре 2013 - 26,85 Гкал, в январе 2014 - 43,655 Гкал, в феврале 2014 - 37,578 Гкал, в марте 2014 - 7,807 Гкал, в апреле 2014 - 28,773 Гкал, в мае 2014 - 5,218 Гкал, в октябре 2014 - 8,877 Гкал, в ноябре 2014 - 525,388 Гкал, в декабре 2014 - 519,111 Гкал.
Пунктом 6.1 договора N Т-1 предусмотрено, что расчетным периодом для оплаты оказываемых теплосетевой организацией услуг является календарный месяц.
Указывая, что сверхнормативные потери включены в расчет подлежащих оплате услуг необоснованно, истец просил взыскать задолженность с ОГКП "Областное коммунальное хозяйство" по договору в размере 766 196,47 руб.
Отношения сторон в спорный период регулировались Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ N 808 от 08.08.2012 (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 1.2, 1.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, к утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах.
Потери теплоносителя при авариях и других нарушениях нормального режима эксплуатации, а также превышающие нормативные значения показателей, приведенных выше, в утечку не включаются и являются непроизводительными потерями.
Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105 "Об утверждении Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения" определено, что утечка теплоносителя сверхнормативная установленная - слив теплоносителя, факт, локализация и размер которого оформлены соответствующим актом; утечка теплоносителя сверхнормативная неустановленная - утечка теплоносителя, размер которой превышает значения, регламентированные нормативными документами, локализация и размер которой не зафиксированы.
В соответствии с пунктом 5.3 договора, объем сверхнормативных потерь определяется по результатам инструментального обследования поврежденного участка и фиксируется двусторонним актом, подписанным уполномоченными представителями теплоснабжающей организации и теплосетевой организации.
Двусторонних актов, фиксирующих величину сверхнормативных потерь, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах доводы истца в данной части суд первой инстанции правомерно признал обоснованными.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик представил контррасчет, согласно которому сумма задолженности составляет 646 757,69 руб. пояснив, что тариф, утвержденный приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-597 от 05.12.2013, рассчитан истцом с учетом НДС.
Данным Приказом для организации тариф на услуги по передаче тепловой энергии на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен в размере 128,62 руб./Гкал, на период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - в размере 134 руб./Гкал.
Из представленного в материалы дела сообщения Министерства экономического развития Ульяновской области N 06-1481 от 15.09.2015 следует, что тариф для МУП ЖКХ МО "Тереньгульское городское поселение" на 2014 год был установлен с учетом включения в расчет суммы НДС.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно исключил из расчета истца при применении тарифа 128,62 руб./Гкал сумму НДС.
Учитывая произведенную ответчиком оплату по договору N Т-1 от 30.09.2013 в размере 32 223,42 руб., факт которой сторонами не оспорен, судом первой инстанции, первоначальные требования обоснованно удовлетворены частично в размере 614 534, 27 руб.
Предметом встречного иска являлось взыскание с МУП ЖКХ МО "Тереньгульское городское поселение" стоимости тепловой энергии, приобретенной в целях компенсации потерь, в сумме 1 674 151,49 руб.
Согласно статье 13 Закона "О теплоснабжении", теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 данного Федерального закона.
В соответствии со статьей 15 Закона "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам). В случае, если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она закупает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения на основании договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 55 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
Размер подлежащих взысканию сумм оплаты приобретенной в целях компенсации потерь тепловой энергии определен ОГКП "Областное коммунальное хозяйство" на основании Приказа Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя".
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно отметил, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Согласно пункту 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов: расходы на эксплуатацию тепловых сетей; расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
Расходы на эксплуатацию тепловых сетей должны обеспечивать: содержание в соответствии с технологическими нормами, требованиями и правилами тепловых сетей и сооружений на них, устройств защиты и автоматики, а также зданий и сооружений, предназначенных для эксплуатации тепловых сетей; уровень надежности теплоснабжения каждого потребителя в соответствии с проектной категорией надежности; поддержание качества передаваемых тепловой энергии и теплоносителей в пределах, устанавливаемых в договорах и обязательных к применению правилах, утвержденных в установленном порядке; поддержание в состоянии эксплуатационной готовности тепловых сетей, а также оборудования, зданий и сооружений, связанных с эксплуатацией тепловых сетей.
В силу пункта 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей по настоящим Методическим указаниям основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
При расчете величины платы за услуги по передаче тепловой энергии по паровым и водяным тепловым сетям необходимая валовая выручка регулируемой организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии в паре и в горячей воде, распределяется между тепловыми и паровыми сетями.
В составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов: тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей; потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них; затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии (пункты 61, 61.2, 61.3 Методических указаний).
Расходы на компенсацию указанных в подпункте 61.2 Методических указаний потерь и затрат ресурсов определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (производителями).
На основании пункта 9 Инструкции "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (далее - Инструкция N 325), к нормативам технологических потерь относятся потери и затраты энергетических ресурсов, обусловленные техническим состоянием теплопроводов и оборудования и техническими решениями по надежному обеспечению потребителей тепловой энергией и созданию безопасных условий эксплуатации тепловых сетей.
Перечень нормируемых технологических затрат и потерь теплоносителя определен пунктами 10.1.1, 10.1.2 Инструкции N 325. Потери теплоносителя при авариях и других нарушениях нормального эксплуатационного режима, а также сверхнормативные потери в нормируемую утечку не включаются. К нормируемым технологическим потерям теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя с его утечкой через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в пределах, установленных правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, а также правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (пункт 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, пункт 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2).
Из пояснений Министерства экономического развития Ульяновской области (т.2, л.33) следует, что МУП ЖКХ МО "Тереньгульское городское поселение" не утверждало норматив потерь тепловой энергии в тепловых сетях на 2013-2014 годы; по отчетным данным за предшествующий период регулирования фактические потери составили 230,00 Гкал. Данная величина была учтена при установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2013-2014 годы, утвержденные приказами Министерства экономического развития Ульяновской области от 04.12.2012 N 06-646, N 06-597 от 05.12.2013.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет исковых требований ОГКП "Областное коммунальное хозяйство" документально не подтвержден. Суд правильно указал, что представленные расчеты фактических потерь не могут подменять собой деятельность по регулированию тарифов, в связи с чем, заявленные встречные требования обоснованно оставил без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод ответчика о том, что суд сделал неправильный вывод о том, что требования ОГКП "Облкомхоз" предъявлено на основании Приказа Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 N 325 отклоняется как необоснованный, на л.д. 138, т.1 имеется расчет потерь тепловой энергии в тепловых сетях при передаче тепловой энергии который произведен на основании указанного Приказа.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции также не опровергают. Всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, суд дал им надлежащую правовую оценку, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2015 по делу N А72-6829/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного казенного предприятия "Областное коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6829/2015
Истец: МУП "Тереньгульское ЖКХ", МУП ЖКХ МО "Тереньгульское городское поселение"
Ответчик: ОГКП "Облкомхоз", ОГКП Областное коммунальное хозяйство
Третье лицо: Министерство экономического развития Ульяновской области