г. Воронеж |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А08-5931/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Кораблевой Г.Н.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шеиной К.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Комкор-Транс-Сервис": Кудинов А.Ф., представитель по доверенности б/н от 02.10.2015;
от общества с ограниченной ответственностью "ОРЛАН": Доронин И.В., представитель по доверенности б/н от 11.01.2016;
от общества с ограниченной ответственностью "Автоюнион-БАТ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ТОВ "С-ПЛЮС": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комкор-Транс-Сервис" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2016 по делу N А08-5931/2015 (судья Бугаева О.Ю.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОРЛАН" (ИНН 3123333069, ОГРН 1133123021745) к обществу с ограниченной ответственностью "Комкор-Транс-Сервис" о взыскании убытков, с участием третьих лиц - ООО "Автоюнион-БАТ", ТОВ "С-ПЛЮС",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОРЛАН" (далее - ООО "ОРЛАН", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Комкор-Транс-Сервис" (далее - ООО "Комкор-Транс-Сервис", ответчик) о взыскании убытков в сумме 54 057,34 EUR по официально установленному курсу ЦБ РФ на момент платежа; проценты в сумме эквивалентной 1 594,68 EUR по официально установленному курсу ЦБ РФ на момент платежа, судебные расходы по оплате государственной пошлины (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением от 15 октября 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Автоюнион - БАТ" и ТОВ "С-ПЛЮС".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Комкор-Транс-Сервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой общество просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств несения грузополучателем расходов в сумме заявленных исковых требований, факта принятия ответчиком спорного груза к перевозке, также полагает, что расчет убытков следует производить в рублях.
ООО "ОРЛАН" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда представитель ООО "Комкор-Транс-Сервис" доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ООО "ОРЛАН" просил оставить решение суда без изменения.
Третьи лица ООО "Автоюнион-БАТ", ТОВ "С-ПЛЮС" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "ОРЛАН" (заказчик) и ООО "Комкор-Транс-Сервис" (исполнитель) заключен договор на оказание транспортно - экспедиционных услуг при перевозках грузов и перевозки грузов в международном автомобильном сообщении от 14 мая 2014 года N 29 (далее по тексту - договор), в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязанности по организации и осуществлению перевозки грузов заказчика в международном автомобильном сообщении по договорам-заявкам, а также при оказании связанных с этим дополнительных услуг (п. 1.1. договора).
Согласно п. 1.2. договора заявка оформляется на каждую отдельную перевозку, содержит описание условий и особенностей конкретной перевозки, вступает в силу с момента подписания уполномоченными представителями обеих сторон с проставлением соответствующих оттисков печатей.
Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что для выполнения поручений заказчика, исполнитель вправе действовать лично либо заключать от своего имени за счет заказчика договоры с третьими лицами. В рамках договора заказчик и исполнитель действуют от своего имени, в том числе по поручению, за счет лиц, с которыми они имеют прямые договоры. Исполнитель несет ответственность за действия привлеченных им третьих лиц как за свои собственные.
В соответствии с п. 2.2. договора стороны определили в своих взаимоотношениях руководствоваться положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Протоколом к Конвенции КДПГ от 05.07.1978, Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП Конвенция МДТ), таможенными правилами и императивными законами государств, по территории которых производятся перевозки.
Разделом 3 договора предусмотрено, что заказчик по предварительному согласованию с исполнителем передает ему заявку на перевозку.
Исполнитель передает заказчику информацию о возможности принятия заявки к исполнению с указанием регистрационных номеров транспортного средства.
Согласно п. 4.2.5. договора исполнитель несет ответственность перед заказчиком за сохранность груза с момента его принятия указанным в заявке, иных документах от исполнителя водителем до выдачи грузополучателю в полном объеме и в том случае, когда фактически груз к перевозке принимает не исполнитель, а привлеченные им лица.
На основании п. 5.1. договора, валютами договора и расчетов по договору являются рубли РФ, EUR, доллары США, которые по каждой перевозке конкретизируются в заявке.
В соответствии с условиями заявки N 399 от 25.09.2014 такой валютой определена EUR (евро).
29.09.2014 на основании договора оказания транспортно-экспедиционных услуг при перевозках грузов и перевозки грузов в международном автомобильном сообщении N 29 от 14 мая 2014 года, заявки заказчика N 399 от 25 сентября 2014 года, исполнитель ООО "Комкор- транс-Сервис" принял от грузоотправителя: Jonson Controls Autobaterie Prodej spol. s.r.o. Jonson Controls Power Solutions Moskow, склад WILLI BETZ, Nadrazni 295, ZAKUPY U СЕSKE LIPY 47123 (Склад Вилли Бетц в Закупы Чешская республика) груз аккумуляторы 82 куб.м, для доставки грузополучателю ООО "Автоюнион-Бат" (AUTOUNION-BAT) по адресу: Московская область, г. Троицк, ул. Промышленная, 19.
Согласно информации, указанной в договоре-заявке N 399 перевозка груза осуществляется транспортным средством лица привлеченного Исполнителем т/с Мерседес АО 3066 ВВ АО 3892 XX UA, водитель Пуга Петр, вид груза аккумуляторы, масса 20 т.,, объем 82 куб.м., дата выгрузки (доставки груза): до 07.10.2014 г., контактное лицо со стороны Исполнителя "Комкор-Транс-Сервис" - Сергей, тел. +3752913100909.
20.10.2014 исполнитель в письме N 187 уведомил заказчика о потере связи с водителем транспортного средства, привлеченного для перевозки груза по заявке N 399 от 25.09.2014.
10.11.2014 ООО "ОРЛАН" составлен акт утраты груза и направлен всем заинтересованным сторонам.
29.12.2014 между ООО "ОРЛАН" и получателем груза ООО "Автоюнион-БАТ" достигнуто соглашение, в соответствии с которым ООО "ОРЛАН" обязалось в добровольном порядке возместить стоимость утраченного груза.
24.06.2015 ООО "ОРЛАН" полностью возместило ООО "Автоюнион-БАТ" стоимость утраченного груза по заявке N 399 от 25.09.2014 в размере 55 157,34 EUR путем взаимозачетов с получателем груза - ООО "Автоюнион-БАТ". В материалы дела по ходатайству представителя ООО "Комкор-Транс-Сервис" представлены документы, подтверждающие оплату и исполнение услуг по соглашению от 29.12.2014: акты выполненных работ, соглашение о проведении взаимозачета от 31.12.2014, акт о проведении взаимозачета от 31.12.2014, соглашение от 02.06.2014, платежные поручения N 226 от 27.03.2015, N 526 от 19.12.2014, N 31 от 19.01.2015, N 180 от 17.03.2015, N 200 от 20.03.2015, договор уступки прав денежного требования от 22.05.2015, также договор об организации международных перевозок грузов от 01.02.2014 N 181, письмо от 24.06.2015 N 43 об отсутствии претензий к ООО "ОРЛАН" по утраченному грузу заявке N 399 от 25.09.2014 (т.д. 1 л.д. 139-150, т.д. 2 л.д. 1-24).
Ссылаясь на причинение ответчиком убытков, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Спорные правоотношения сторон, вытекают из договора N 29, соответствующего признакам договора транспортной экспедиции, правовое регулирование которого предусмотрено главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента- грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В силу ст. 805 ГК РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что для выполнения поручений заказчика, исполнитель вправе действовать лично либо заключать от своего имени за счет заказчика договоры с третьими лицами. В рамках договора заказчик и исполнитель действуют от своего имени, в том числе по поручению, за счет лиц, с которыми они имеют прямые договоры. Исполнитель несет ответственность за действия привлеченных им третьих лиц как за свои собственные.
Факт принятия ответчиком груза - аккумуляторы 82 куб.м, подтверждается заявкой заказчика N 399 от 25 сентября 2014 года, товарно-транспортной накладной.
Вместе с тем в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о
доставке вышеуказанного груза перевозчиком ООО "Комкор- Транс-Сервис"
грузополучателю ООО "Автоюнион-Бат" (AUTOUNION-BAT) по адресу: Московская область, г. Троицк, ул. Промышленная, 19 либо о возвращении товара грузоотправителю.
В соответствии со ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом N 87-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного
документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным
уставом или кодексом).
В силу п. п. 1, 5 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта" транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем, договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.
Пунктом 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, предусмотрено, что перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя.
Договор-заявка на перевозку груза, транспортная накладная, соответствуют требованиям Правил перевозок грузов автомобильным транспортом N 272, в которых содержатся сведения позволяющие идентифицировать груз, маршрут его перевозки, транспортное средство, на котором перевозился этот груз, соответствующее транспортному средству.
Указанный договор-заявка имеет все существенные условия: наименование груза, объем, упаковку, даты и места погрузки и выгрузки, сведения о транспортном средстве и водителе, который будет перевозить вверенный ему груз.
Статьей 796 ГК РФ предусмотрена ответственность перевозчика за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение
которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком, в том числе, в случае утраты или недостачи груза или багажа -
в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
В силу п. 4 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав
автомобильного транспорта и городского наземного транспорта" перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата груза, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Как видно из материалов дела, перевозка груза, по поводу которой возник спор между сторонами, осуществлялась из Чешской республики в Российскую Федерацию, то есть местонахождение пунктов погрузки и назначения груза находилось на территории двух различных государств.
В силу статьи 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956, далее - КДПГ), участником которой является Российская Федерация, именно местонахождение пунктов погрузки и назначения в различных государствах является определяющим основанием для применения к договору дорожной перевозки грузов положений Конвенции, и, кроме того, отдельно указано, что применение Конвенции не зависит от места жительства и национальности заключающих договор сторон.
Согласно статье 3 КДПГ перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов, своих служащих и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты, служащие или другие лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.
В пункте 1 статьи 20 КДПГ определено, что правомочное по договору лицо может без предоставления иных доказательств считать груз потерянным, если он не был доставлен в течение тридцати дней по прошествии установленного срока.
Установлено, что спорный груз не был доставлен по месту назначения - Московская область, г. Троицк, ул. Промышленная, 19.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре, исходя из цены, которая при
сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (статья
796 ГК РФ).
В силу пунктов 1 и 3 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются по правилам, предусмотренным статьей 15 ГК РФ.
В статье 15 ГК РФ установлено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение
его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы
его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его
неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности.
С учетом изложенного, в предмет доказывания по настоящему спору
входят наличие фактов причинения убытков, ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, а также причинно-следственной связи
между противоправным поведением ответчика и причиненными убытками, которая должна подтверждаться допустимыми и относимыми доказательствами, предусмотренными законом и иными нормативными актами.
Принятие ответчиком спорного груза для его перевозки по согласованному маршруту установлено судом и подтверждено материалами дела.
Ссылка заявителя на то, что товарно-транспортная накладная не содержит указания на лицо, которому передан груз, не освобождает ответчика от ответственности за причинение убытков, поскольку в ТТН имеется подпись, которая выполнена от имени ООО "Конкор-Транс-Сервис".
Товарно-транспортная накладная CMR 100158 отражает сведения о грузоотправителе в графах 25 - 28, тоже транспортное средство, которое предложено ответчиком для перевозки груза - АО 3066 В В АО 3892 XX UA (т.д. 1, л.д. 108-109).
Так же при загрузке транспортного средства были оформлены следующие документы: счет фактура (invoice) N 81756645, экспортная таможенная декларация (MRN) и упаковочный лист, которые представлены в материалы дела (т.д. 1, л.д. 106-107, 110-119).
В экспортной таможенной декларации указаны данные о загрузке транспортного средства - АО 3066 ВВ АО 3892 XX UA, количество мест и масса груза что подтверждает приемку груза к перевозке уполномоченным лицом ответчика.
Кроме этого, в материалы дела представителем истца представлена переписка с электронного почтового ящика ответчика nirezvanov@komkor.by на электронный ящик истца elena.shubnaya@orlan31.ru, согласно которой ответчиком направлены документы, содержащие информацию об агенте ответчика - (уполномоченном лице) товариществе С - ПЛЮС: сведения о регистрации перевозчика, регистрационные данные транспортного средства (тягача и прицепа) привлекаемого к перевозке, и копию паспорта водителя.
Более того в письме от 10.11.2014, исх. N 211 ответчик не оспаривал, что груз утрачен, и сообщал об обращении в правоохранительные органы с заявление о хищении груза (Т.1 л.д.19).
Факт утраты указанного груза произошел после принятия его перевозчиком и до выдачи грузополучателю, что подтверждается актом об утрате груза от 10.11.2014, составленным ООО "ОРЛАН".
В пункте 1 статьи 17 КДПГ предусмотрена ответственность за полную или частичную потерю груза или его повреждение, произошедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 КДПГ, когда согласно постановлениям настоящей Конвенции перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки.
Стоимость загруженного и утерянного груза по инвойсу отгрузки N 81756645 от 06.08.2014 составляет 55 157,34 евро, что подтверждается счет-фактурой.
В статье 65 АПК РФ, раскрывающей существо принципа состязательности участников арбитражного процесса, законодатель закрепил положение, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако надлежащие документальные доказательства, свидетельствующие, что ответчиком были приняты все меры, исключающие возможность утраты груза во время перевозки, заявителем в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлены и в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, исходя из системного анализа вышеуказанных положений действующего законодательства, именно ответчик, как перевозчик, несет бремя доказывания обстоятельств, освобождающих его от ответственности за утрату груза.
Поскольку достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, освобождающих перевозчика - ООО Конкор-Транс-Сервис" от ответственности за сохранность груза в пути и надлежащую доставку в указанный адрес, наряду с доказательствами возмещения ответчиком убытков заказчика, связанных с утратой спорного груза, заявителем жалобы не представлены и из материалов дела не усматриваются.
Согласно ст. 37 Главы VI КДПГ, перевозчик, уплативший согласно положений конвенции возмещение за ущерб, имеет право взыскивать с остальных участвовавших в выполнении договора перевозки перевозчиков основную, подлежащую возмещению сумму, проценты на нее и издержки, связанные с перевозкой.
При этом, согласно ч. 2 ст. 29 конвенции КДПГ, ответчик не вправе ссылаться на положения настоящей главы, которые или ограничивают его ответственность или переносят бремя доказательства на другую сторону, если ущерб был вызван в том числе злоумышленным поступком или виной агентов перевозчика или других лиц, к услугам которых перевозчик прибегал для выполнения перевозки.
ООО "ОРЛАН" полностью возместило стоимость утраченного груза перевозимого по заявке N 399 от 25.09.2014 в размере 55 157,34 EUR произведенного путем взаимозачетов с ООО "Автоюнион-БАТ", что подтверждается материалами дела (соглашение о проведении взаимозачета от 31 декабря 2014 года, акт N 478 от 15.10.2014; акт N 479 от 15.10.2014; акт N 496; акт N 499 от 21.10.2014; акт N 495 от 22.10.2014; акт N 497 от 22.10.2014; акт N 498 от 24.10.2014; соглашение N3 об уступке права требования от 02 июня 2015 года (т.д. 1, л.д. 139 - 149).
При этом, привлеченное к участию в деле ООО "Автоюнион-БАТ" представило в материалы дела письмо N 43 от 24.06.2015, которым общество подтвердило факт принятия исполнения ООО "ОРЛАН" обязательства по возмещению стоимости утраченного товара перевозимого по Заявке N 399 в сумме 55157,34 евро, в материалы дела представлены платежные поручения N 226 от 27.03.2015, N 526 от 19.12.2014, N 31 от 19.01.2015, N 180 от 17.03.2015, N 200 от 20.03.2015 (т. 2, л.д. 1-4).
Согласно п. 5.1. договора, валютами договора и расчетов по договору являются рубли РФ, EUR, доллары США, которые по каждой перевозке конкретизируются в заявке.
В соответствии с условиями заявки N 399 от 25.09.2014 такой валютой определена -EUR (евро).
Условия договора не противоречат требованиям действующего законодательства, согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции допускаются при осуществлении операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.
Согласно п. 13 Информационного письма Президиума ВАС от 04.11.2002 N 70, если законом или соглашением сторон курс и дата пересчета валют не установлены, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 317 ГК РФ указывает, что пересчет осуществляется по официальному курсу на дату фактического платежа.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Стоимость груза в размере 55157,34 евро отражена в счете фактуре (invoice) N 81756645, также в счете- фактуре имеется указание на контракт N 81102096/2-2011 от 01.10.2011, представленный в материалы дела, на основании которого грузополучатель - ООО "Автоюнион - БАТ" приобрел груз у грузоотправителя - Jonson Controls Autobaterie Prodej spol.
Доводы ответчика о несоответствии накладной CMR 100158 требования КДПГ ее п.п. 16 и 23 судом отклонены в силу следующего.
Согласно ст. 3 КДПГ, при применении Конвенции перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 4 КДПГ отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки.
Таким образом, требования истца о взыскании с ООО "Комкор-Транс-Сервис" убытков в сумме эквивалентной 54 057,34 EUR по официально установленному курсу ЦБ РФ на момент платежа являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика процентов на сумму подлежащую возмещению, в сумме эквивалентной 1 594,68 EUR за период с 10.11.2014 (дата направления претензии в адрес ответчика) по 10.07.2015 (5% : 360) х 54057,34 х 295).
В соответствие с п.1 ст. 27 Конвенции КДПГ, правомочное по договору лицо может потребовать уплаты процентов на сумму подлежащую возмещению. Проценты исчисляются в размере 5 (пяти) процентов годовых со дня подачи письменной рекламации.
При проверке расчета, представленного истцом, суд приходит к выводу о несоответствии применения количества дней - 295 вместо 242. Между тем, заявленная ко взысканию сумма процентов на сумму, подлежащую возмещению, не нарушает прав ответчика, поскольку заявлена в меньшем размере.
Определение суммы иска является правом истца. При этом суд не вправе самостоятельно изменять сумму иска без соответствующего заявления истца в порядке ст. 49 АПК РФ.
В этой связи взысканию подлежат проценты на сумму подлежащую возмещению, в сумме эквивалентной 1 594, 68 EUR.
Поскольку вина ответчика и возникновение в связи с этим убытков у истца является доказанными, требования истца обоснованно удовлетворены судом в заявленном размере.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Согласно п. 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.11.2002 N 70 "О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации" ставка государственной пошлины устанавливается в рублях и ее уплата также производится в рублях. При взыскании в судебном порядке долга в иностранной валюте либо выраженного в иностранной валюте или условных денежных единицах по правилам пункта 2 статьи 317 ГК РФ, а равно начисленных неустойки и (или) процентов цена иска определяется судом в рублях в соответствии с правилами п. 2 ст. 317 ГК РФ на день подачи искового заявления.
По состоянию на 12.08.2015 (дата подачи искового заявления) курс Евро, согласно справочной информации Центрального Банка Российской Федерации, составлял 69,6762 за 1 Евро. Государственная пошлина за рассмотрение данного спора, с учетом уточненных требований, составляет 42 388 руб., в связи с чем, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2016 по делу N А08-5931/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комкор-Транс-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5931/2015
Истец: ООО "ОРЛАН"
Ответчик: "Комкор-Транс-Сервис"
Третье лицо: ООО "Автоюнион-БАТ", ТОВ "С-ПЛЮС", озяйственный суд г. Киева, Хозяйственный суд города Минска
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2523/16
25.06.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1213/16
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-5931/15
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-5931/15
20.07.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2523/16
13.04.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1213/16
20.01.2016 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-5931/15