город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2016 г. |
дело N А32-40903/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу: Горбанев А.С., удостоверение N 261, по доверенности от 30.12.2015
от ООО "Дуэт": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-40903/2015, принятое судьей Суминой О.С., по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Дуэт" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Дуэт" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что административный орган не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт наличия в действиях общества признаков административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
ООО "Дуэт" представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее по тексту - Управление) в ходе производства по делу об административном правонарушении возбужденном определением от 26 августа 2015 года N 11-17/117 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Дуэт" (далее - Общество) по признакам административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что ООО "Дуэт" в магазине розничной торговли расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Голубицкая, ул. Советская 178, осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции согласно лицензии N23РПО0004591 от 19.07.2015 г, с нарушением условий предусмотренной лицензией, что выразилось реализации алкогольной продукции, водки "Подмосковные вечера", без даты розлива, емкость 0,5 л, крепость 40%, производитель ООО "Родник-777" в количестве 7 бутылок, без товаросопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота, определённых федеральным законом N 171 -ФЗ.
В ходе проведения осмотра магазина розничной торговли принадлежащего ООО "Дуэт" не представлены документы, сопровождающие оборот вышеуказанной алкогольной продукции в соответствии с требованиями ст. 10.2, ст. 1 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ), а именно: товарно-транспортная накладная, справка прилагаемая к товарно-транспортной накладной, справки А и Б, а также сертификаты соответствия или декларации о соответствии, удостоверения о качестве.
Таким образом, на момент проведения осмотра помещений и находящихся там вещей и документов, принадлежащих ООО "Дуэт" (протокол осмотра от 26.08.2015) управлением установлен факт отсутствия документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже, в соответствии со ст. 10.2, ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В отношении вышеуказанной алкогольной продукции применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия (протокол о взятии проб и образцов N 11-17/117 от 26.08.2015).
Определением от 27.08.2015 г, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении у ООО "Дуэт" запрашивались товарно-сопроводительные документы подтверждающие легальность производства и оборота вышеуказанной алкогольной продукции, однако на момент составления протокола об административном правонарушении Обществом так и не представлены документы, сопровождающие оборот алкогольной продукции реализация, которой осуществлялась на момент проведения осмотра 26 августа 2015 г, в помещении магазина розничной торговли расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Голубицкая, ул. Советская 178, принадлежащем ООО "Дуэт".
22 октября 2015 года заместителем отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Короткой И.В., в отсутствии надлежаще извещённого законного представителя ООО "Дуэт", составлен протокол N 11-17/171 об административном правонарушении в отношении ООО "Дуэт" ИНН:2352045906 по признакам ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении направлены МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении предпринимателя ООО "Дуэт" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 указанного Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Кроме того, в указанной сфере действуют Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).
Согласно пункту 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
- сертификат или декларация о соответствии;
- копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, а орган, ее зарегистрировавший).
Документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Ответственность за соблюдением законодательства в сфере оборота алкогольной продукции возложена на продавца.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанных Правил под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Как следует из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Дуэт" установлено, что 26 августа 2015 года ООО "Дуэт" в магазине розничной торговли расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст.Голубицкая, ул.Советская 178, осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции согласно лицензии N 23РПО0004591 от 19.07.2015 г, с нарушением условий предусмотренной лицензией, что выразилось в обороте алкогольной продукции, водки "Подмосковные вечера", без даты розлива, емкость 0,5 л, крепость 40%, производитель ООО "Родник-777" в количестве 7 бутылок, без товаросопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота, определённых Федеральным законом N 171-ФЗ.
В ходе проведения осмотра магазина розничной торговли принадлежащего ООО "Дуэт" не представлены документы, сопровождающие оборот вышеуказанной алкогольной продукции в соответствии с требованиями ст. 10.2, ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ), а именно: товарно-транспортная накладная, справка прилагаемая к товарно-транспортной накладной, справки А и Б, а также сертификаты соответствия или декларации о соответствии, удостоверения о качестве.
В отношении вышеуказанной алкогольной продукции применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия (протокол о взятии проб и образцов N 11-17/117 от 26.08.2015).
В связи с отсутствием сведений (информации) - товаросопроводительных документов необходимых для разрешения дела, в соответствии со статьёй 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определением от 27.08.2015 г, об истребовании сведений, у ООО "Дуэт" запрашивались товарно-сопроводительные документы подтверждающие легальность производства и оборота вышеуказанной алкогольной продукции, однако на момент составления протокола об административном правонарушении обществом так и не представлены документы, сопровождающие оборот алкогольной продукции, оборот которой осуществлялся на момент проведения осмотра 26 августа 2015 г, в помещении магазина розничной торговли расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст.Голубицкая, ул.Советская 178, принадлежащем ООО "Дуэт".
Таким образом, на момент проведения осмотра помещений и находящихся там вещей и документов, принадлежащих ООО "Дуэт" (протокол осмотра от 26.08.2015) и дату составления протокола об административном правонарушении от 22.10.2015 г, установлен факт отсутствия документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, находящейся в розничном магазине, в соответствии со ст. 10.2, ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Указанные выше нарушения, допущенные ООО "Дуэт" образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции отказывая Управлению в удовлетворении заявленных требований о привлечении ООО "Дуэт" к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указал на отсутствие состава вменяемого обществу административного правонарушения, поскольку Управление не доказало факт принадлежности находящейся в реализации алкогольной продукции, как и не доказало факт реализации спорной алкогольной продукции обществом.
По мнению суда находящийся в материалах дела протокол осмотра от 26.08.2015 г, N 11-17/117 составлен с нарушением статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные выводы суда подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 6 статьи 27.8 КоАП РФ).
Из материалов дела видно, что факт события вменяемого обществу правонарушения был установлен в ходе проведения осмотра магазина розничной торговли расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Холубицкая, ул.Советская 178, принадлежащем ООО "Дуэт" ИНН.-2352045906.
Осмотр магазина, принадлежащего ООО "Дуэт" был проведен с соблюдением требований действующего законодательства, в присутствии продавца магазина -Труновой Н.А., находящейся за прилавком магазина в момент проведения осмотра, отказавшаяся сообщить свою фамилию, имя, отчество и отказавшаяся от подписания процессуальных документов от 26.08.2015 г.
Как следует из отзыва общества, продавец Трунова Н.А., решила реализовать свою личную алкогольную продукцию без ведома общества в связи с тяжелым материальным положением.(стр.4 абз.6 отзыва).
Вместе с тем в данной ситуации продавец (кассир, управляющий магазином), осуществляющий хозяйственно распорядительные функции в принадлежащем ООО "Дуэт" магазине, в соответствии со статьёй 182 Гражданского Кодекса Российской Федерации выступает в качестве представителя юридического лица, поэтому все осуществляемые им торговые операции следует рассматривать как осуществления от имени общества. В этом случае вина общества заключается в отсутствии надлежащего контроля с его стороны за действием своих работников при исполнении ими служебных обязанностей.
При этом требование об обязательном участии в составлении протокола осмотра законного представителя статьей 27.8 КоАП РФ не предусмотрено. Фиксация данных процессуальных действий в ходе производства по делу осуществлялась в присутствии продавца общества с применением видеозаписи.
Действующее законодательство допускает проводить вышеуказанные процессуальное действие, в том числе, в присутствии продавцов.
Законодатель предусмотрел процедуру проведения мероприятий по осмотру двумя альтернативными способами: 1) в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых; 2) либо с применением видеозаписи.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не указывает на обязательное участие двух понятых в ходе мероприятий по проведению осмотра, следовательно, административным органом обоснованно применена видеофиксация мероприятий по осмотру магазина продукты по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст.Голубицкая, ул.Советская 178, принадлежащем ООО "Дуэт", что в свою очередь является надлежащем доказательством подтверждающим оборот ООО "Дуэт" алкогольной продукции без документов подтверждающих легальность её производства и оборота.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ под оборотом понимается - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Из протокола осмотра и видеозаписи мероприятий по провидению осмотра следует, что магазин - кафе представляет собой торговый зал площадью 321,9 кв. м, внутри оборудован полками витринного типа, витриной, прилавком, на котором выложен товар, предназначенный для реализации, соответственно торговый объект обеспечивает показ и сохранность товара, находящегося в магазине. Таким образом, находящиеся в магазине - кафе по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст.Голубицкая, ул.Советская 178, продукты питания, а также алкогольная продукция водка "Подмосковные вечера", без даты розлива, емкость 0,5 л, крепость 40%, производитель ООО "Родник-777" в количестве 7 бутылок, хранящаяся в помещении вышеуказанного магазина являются собственностью ООО "Дуэт" и предназначена дня реализации с целью извлечения обществом экономической выгоды.
Таким образом, на момент проведения осмотра и дату составления протокола административным органом установлен факт оборота - хранение с целью реализации вышеуказанной алкогольной продукции без документов, подтверждающих качество и легальность производства продукции, находящейся в розничной продаже, в соответствии со ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
При таких обстоятельствах, отсутствие при обороте алкогольной продукции 26 августа 2015 года в магазине розничной торговли, принадлежащем ООО "Дуэт" расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст.Голубицкая, ул.Советская 178, сопроводительных документов, указывает на нарушение ООО "Дуэт" пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 и ст. 10.2 ст. 16, ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 22 Л1Л 995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", следовательно, общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны правонарушения, а также о вине общества в совершении правонарушения.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса предусмотрена административная ответственность за оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Несоблюдение обществом требований Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.
Позиция суда апелляционной инстанции согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2016 г. N 306-АД16-307, Постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.05.2015 по делу N А63-7940/2014,от 18.06.2015 по делу N А63-12549/2014, от 17.03.2016 г. по делу N А53-25470/2015.
Какие-либо доказательства, опровергающие доводы и доказательства административного органа обществом в материалы дела не представлено.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Данная норма не содержит каких-либо исключений для каких либо форм оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе для такой формы как розничная продажа.
В рассматриваемом деле административное правонарушение совершено 26.08.2015, т.е. после вступления увеличения срока давности до 1 года.
Совершение указанного правонарушения нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в частях 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Совершённое обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, на интересы граждан в области торговли. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и на обеспечение качества алкогольной продукции.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к соблюдению законодательства об обороте алкогольной продукции. При этом отсутствие последствий допущенного нарушения указанного законодательства само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения. Не знание закона не освобождает общество от ответственности.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что совершённое обществом правонарушение, не может быть квалифицировано как малозначительное.
Санкция части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц, административное наказание в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьёй 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении общества к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года, что судом расценивается как смягчающее вину обстоятельство.
Постановлением Мирового судьи судебного участка N 267 Темрюкского района Краснодарского края N 5-785/2015 от 19.11.2015 директор общества Гасанов А.Б. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ за реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов, которая являлась предметом административного правонарушения также в настоящем деле в отношении общества ООО "Дуэт". Указанная алкогольная продукция Постановлением Мирового судьи судебного участка N 267 Темрюкского района Краснодарского была конфискована. Постановление Мирового судьи судебного участка N 267 Темрюкского района Краснодарского края 18.01.2016 оставлено без изменения апелляционной инстанцией (N 12-2/2016(12-314/2015).
Учитывая, что общество привлекается к административной ответственности впервые и с учетом отсутствия отягчающих вину обстоятельств обществу следует назначить минимальный административный штраф - 200000 руб.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-40903/2015 - отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Дуэт" (ИНН 2352045906, ОГРН 1102352000453, дата регистрации 26.04.2010, 353508, Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Карла Маркса 219) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Штраф оплатить по следующим реквизитам:
код бюджетной классификации 160116080100016000140, получатель УФК по Краснодарскому краю (МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО),
р/с 40101810300000010013, банк получателя - Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации, л/счет 04181А22830, БИК 040349001, ОКТМО 03701000, ИНН 6165157156, КПП 616101001.
Назначение платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Доказательства оплаты штрафа обществу представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40903/2015
Истец: Межрегионально управление по регулированию алкогольного рынка по ЮФО, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Ответчик: ООО "ДУЭТ"
Третье лицо: ООО Дуэт