Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2016 г. N Ф05-5128/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконными действий в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
19 апреля 2016 г. |
Дело N А40-112439/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управы Головинского района г. Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы, Префектуры САО г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2016 по делу N А40-112439/13, принятое судьей О.В. Каменской,
по заявлению ООО "Фирма "БОКСЕР М"
к заинтересованным лицам: 1) Префектура Северного Административного округа, 2) Управа Головинского района г. Москвы
3-и лица: 1) Департамент городского имущества г. Москвы, 2) ТУ Росимущества в г.Москве, 3) ФАУГИ, ГБУ "Жилищник" Головинского района, 4) ООО "Лаун-Инжсервис", 5) Правительство Москвы, 6) ОАО "РЖД"
о признании незаконным действия, бездействия
при участии:
от заявителя: |
Новицкий Д.А. по дов. от 12.05.2014, Степанов Д.К. по дов. от 18.05.2015, Кузнецов Т.В. по дов. от 09.09.2015; |
от заинтересованных лица: |
1) Васипёнок Ю.В. по дов. от 15.01.2016, 2) Скачкова Н.В. по дов. от 11.01.2016; |
от 3-х лиц: |
1) Осипова А.И. по дов. от 24.12.2015; от остальных 3-х лиц не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фирма "Боксер-М" с учетом уточнений обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к Префектуре САО г. Москвы и Управе Головинского района города Москвы о признании незаконными действия Префектуры САО г.Москвы и Управы Головинского района города Москвы по рассмотрению на заседании 29.03.2013 окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории САО (протокол N 5/15) вопроса об освобождении ООО "Фирма "Боксер-М" земельного участка, представляющего собой несформированный земельный природный ресурс, находящийся в пользовании ООО "Фирма "Боксер-М" в соответствии с договором аренды N 14 от 01.06.2000, расположенный в кадастровом квартале N 77:09:0001031 с адресом "Тупик НАМИ, путь N 40 ст. Лихоборы, Московской ж/д ОАО "РЖД".
Определением Арбитражного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "РЖД", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, ФАУГИ, Департамент городского имущества г.Москвы, ГБУ "Жилищник"" Головинского района, Правительство Москвы, ООО Фирма "Лаун-Инжсервис".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2016 заявление удовлетворено полностью.
Не согласившись с принятым судом решением, Управа Головинского района г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Префектура САО г. Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители подателей апелляционных жалоб поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом, 20.12.2012 в адрес ООО "Фирма "БОКСЕР М" поступило Уведомление Управы Головинского округа 77892 А, в котором заявителю предлагалось в срок до 18.12.2012 самостоятельно демонтировать объект и освободить занимаемый участок.
В качестве обоснования указано на истечение срока действия документов, являющихся основанием для размещения некапитального строения - ангара, в силу чего, в случае неисполнения добровольно данного указания, объект будет снесен в порядке и на основании, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы N 614-ПП от 02 ноября 2 года "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размешенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов".
Ответчики ссылались на то, что объект по адресу: пересечение Автомоторной и 2-го Лихачевского переулка числится в списке объектов Окружной комиссии, подлежащих демонтажу, как незаконная постройка, по данным информационной системы РЕОН (Положение о Реестре единых объектов недвижимости города Москвы, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 N 419-ПП) земельно-правовые отношения на земельный участок, ранее занимаемый ангаром на земельном участке с адресными ориентирами: г. Москва, пересечение ул. Автомоторной и 2-го Лихачевского пер., между Департаментом и обществом не оформлялись.
13.11.2013 Распоряжением префекта Северного административного округа N 768 полномочия по демонтажу и (или) перемещению объектов, не являющихся объектами некапитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, переданы управам районов.
В связи с тем, что указанный ангар вошел в перечень объектов, не являющихся объектами капитального строительства, подлежащих демонтажу и (или) перемещению (приложение 2 к 614-ПП (N 25) и на основании полномочий представленных Распоряжением префекта Северного административного округа N 768 Управой района было предложено ООО "Фирма Боксер М" осуществить демонтаж объекта и освободить занимаемый земельный участок в добровольном порядке.
Как указывают ответчики, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001031:49, общей площадью 40,5883га, расположенного по адресу: Малое кольцо Московской окружной железной дороги САО (участок N 6), (запись регистрации в ЕГРП 77-77-14/001/2007-591 от 19.02.2007 г.) и представлен ОАО "РЖД" в аренду (запись регистрации в ЕГРП 77-77-14/006/2008-435 от 01.12.2008 г.
Ответчики пояснили, что Территориальному управлению Росимущества в г. Москве стало известно, что на вышеуказанном участке, рядом со станцией Лихоборы ООО "Фирма "Боксер-М" построено сборно-разборное строение размерами 25х15 метров (375 кв.м.), согласно договору о срочном пользовании земельным участком от 15.06.2000 г. N 14 ГУП "Московско-Павелецкое отделение Московской железной дороги" предоставило ООО "Фирма "Боксер-М" часть вышеуказанного земельного участка полосы отвода железной дороги общей площадью 0,2250 га и расположенного на станции Лихоборы Московской железной дороги. Участок предоставлен для погрузочно-разгрузочных работ, складирование и сортировку грузов. Договор заключен сроком до 31.12.2004, в Управлении Росреестра по Москве договор не зарегистрирован.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявления, правомерно исходил из того, что ответчиками не доказано право собственности города Москвы на спорный земельный участок.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Часть 3 статьи 2 ЗК РФ предусматривает издание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации актов, содержащих нормы земельного права.
Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Кодекса к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3-х месяцев.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
Как город федерального значения Москва осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (абзац 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Указанные положения нашли свое отражение и в законодательстве города Москвы.
Пунктом 12 части 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей.
В силу части 3 статьи 20 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" от имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.
Из части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" следует, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве в рамках их компетенции относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу пункта 2 вышеуказанной нормы права, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Положения о префектуре административного округа г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 15.02.2013 N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N157-ПП) префектура направляет в суд иски от своего имени или от имени Правительства Москвы: о признании постройки самовольной, ее сносе, внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права ответчика на самовольную постройку; о признании прав собственности города Москвы на бесхозяйные объекты, в том числе на бесхозяйные постройки; о признании объекта или его части самовольной постройкой и признании прав собственности города Москвы на нее; в установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства; организует в установленном порядке постановку на учет объектов капитального строительства, в том числе являющихся самовольными постройками (в случае, если их застройщик или собственник не определен).
В то же время, согласно ст. 18 Земельного кодекса РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В силу п. 7 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
При этом пунктом 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог (утв. Приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" в полосу отвода на железнодорожном транспорте (далее - полоса отвода) входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В силу п. 7 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
При этом пунктом 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог (утв. Приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" в полосу отвода на железнодорожном транспорте (далее - полоса отвода) входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Из положений Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (в редакции, действующей на момент заключения договора N 89-Я от 30.12.2000) следует, что земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог относятся к федеральной собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к землям железнодорожного транспорта относятся земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Статья 2 (абзац семнадцатый) Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определяет полосу отвода железных дорог как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Порядок распоряжения земельными участками, находящимися в полосе отвода железной дороги, согласно ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", в соответствии с которым земельный участок полосы отвода передается в аренду ОАО "РЖД".
Как следует из представленных суду документов, переписки, ответов Росимущества ( N 22-02/481 от 21.01.13г., ОАО "РЖД" N 134/П4-14 от 18.08.15г., ОАО "РЖД" N 20 от 05.02.14г.), данный земельный участок входит в зону отвода железных дорог, является " улавливающим тупиком", данный отвод относится к собственности ОАО "РЖД", а сборно-разборное строение располагается на земельном участке, являющемся собственностью РФ.
Таким образом, ответчиками не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие право собственности города Москвы на спорный земельный участок.
Поскольку материалами дела подтверждается, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, относится к федеральной собственности ответчики не являлись лицами, чьи права по распоряжению спорным земельным участком нарушены, в связи с чем суд считает не правомерными оспариваемые действия.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.02.2016 по делу N А40-112439/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112439/2013
Истец: ООО "Боксер М", ООО "Фирма "Боксер М"
Ответчик: Префектура САО г. Москвы, Управа Головинского района г. Москвы
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, ОАО "РЖД", ООО "Лаун-Инжсервис строй", Правительство г. Москвы, ТУ Росимущества в г. Москве, ФАУГИ, ФАУГИ (ТУ Росимущество по г. Москве), Департамент городского имущества г. Москвы, и.о. директора Проектнно-изыскательного института ФГУП "Мосжелдорпроект" (филиал ОАО "Росжелдорпроект), и. о. директора филиала Искандеров Олег Геннадьевич, ФГУП "Мосжелдорпроект"
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5128/15
20.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13046/16
19.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13046/16
09.02.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112439/13
25.05.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5128/15
17.02.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59311/14