г. Воронеж |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А48-5871/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.04.2016.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от акционерного общества "Данон Россия" (ОГРН 1057749126820, ИНН 7714626332, адрес: 127015, г.Москва, ул.Вятская д.27, корп.13-14) в лице филиала "Молочный комбинат Орловский" (302030, г.Орел, пер.Артельный д.3):
от Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Орловской области (ОГРН 1025700775330, ИНН 5752022391, адрес: 302001, г. Орел, ул. Комсомольская д.33): |
Пьянкова В.С., представителя по доверенности 23 АА 4971323 от 31.07.2015;
Шепитько А.А., представителя по доверенности N 53 от 01.06.2015, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Данон Россия" в лице филиала "Молочный комбинат Орловский" на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2015 по делу N А48-5871/2015 (судья Капишникова Т.И.), принятое по заявлению акционерного общества "Данон Россия" (ОГРН 1057749126820, ИНН 7714626332, адрес: 127015, г.Москва, ул.Вятская д.27, корп.13-14) в лице филиала "Молочный комбинат Орловский" (302030, г.Орел, пер.Артельный д.3) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Орловской области (ОГРН 1025700775330, ИНН 5752022391, адрес: 302001, г. Орел, ул. Комсомольская д.33) о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Данон Россия" в лице филиала "Молочный комбинат Орловский" (далее - заявитель, АО "Данон Россия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области (далее - Росприроднадзор, Управление) N 418 от 12.08.2015 "Об отказе в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", как несоответствующий требованиям действующего законодательства и обязании Управления переоформить документ "Данон Россия" Филиал "Молочный Комбинат "Орловский" об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2015 в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "Данон Россия" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что ни одно из оснований, указанных Управлением в оспариваемом приказе, не соответствует требованиям, установленным пунктом 16 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее -Порядок от 25.02.2010 N 50).
Кроме того, заявитель обращает внимание суда на то, что ни Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности", ни Приказ Росприроднадзора России от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" не содержат требования о переоформлении всех паспортов отходов I-IV классов опасности, полученных в соответствии с порядком, действовавшим до 01.08.2014, а также не указывает на то, что все ранее выданные паспорта отходов и, соответственно, документы об утверждении НООЛР, основанные на таких паспортах, утрачивают силу.
При этом вывод суда области о превышении вместимости полигона противоречит обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить обжалуемое решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил суд оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) откладывалось.
В судебном заседании 13.04.2016 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 20.04.2016 (выходные дни - 16.04.2016, 17.04.2016).
В ходе судебного заседания судом установлено следующее:
Как следует из материалов дела, Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Орловской области от 05.05.2014 N 252 "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" филиалу "Молочный Комбинат "Орловский" ОАО "Компания ЮНИМИЛК" утверждены нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) до 05.05.2019 при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья, на основании чего выдан "Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" от 05.05.2014 рег. N 8.
АО "Компания ЮНИМИЛК" 01.07.2015 переименовано в АО "Данон Россия" (решение единственного акционера АО "Компания ЮНИМИЛК" от 10.06.2015, лист записи ГРН 2157747520214 от 01.07.2015).
АО "Данон Россия" Филиал "Молочный Комбинат "ОРЛОВСКИЙ" 29.07.2015 обратилось в Управление с заявлением N ИС-720 о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с изменением наименования юридического лица и сменой полигона для размещения отходов внесенного в ГРОРО (МУП "Коммунальный сервис" г.Ливны).
В заявлению были приложены: лист записи ЕГРЮЛ, оригинал выданного ранее в установленном порядке документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, справка о неизменности производственного процесса и используемого сырья, документ об оплате государственной пошлины, копия лицензии полигона МУП "Коммунальный сервис" г. Ливны.
Приказом Управления от 12.08.2015 N 418 "Об отказе в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" Обществу отказано в переоформлении НООЛР по причине несоблюдения требований Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности" и отсутствия информации о возможности размещения количества отходов Филиал "Молочный Комбинат "ОРЛОВСКИЙ" на полигоне МУП "Комсервис" г. Ливны.
Управление 12.08.2015 направило в адрес заявителя "Уведомление об отказе в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", в котором сообщалось, что "на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и руководствуясь разъяснениями Минприроды России от 13.05.2015 N 05-12-44/11312 и Росприроднадзора от 16.07.2015 N АА-03-04-36/12324 переоформить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не представляется возможным по следующим основаниям:
1. В связи с вступившим в силу постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности", документы, представляемые на переоформление, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Мероприятия по паспортизации отходов (подтверждение отнесения видов отходов к конкретному классу опасности, соответствию и включению их в ФККО-2014 и Б ДО) не проведены.
2. Для подтверждения возможности размещения количества отходов филиала "Молочный Комбинат "Орловский" на полигоне МУП "Комсервис" г. Ливны Управлением направлен запрос о свободной вместимости объекта размещения отходов.
На основании вышеизложенного, в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение филиала "Молочный Комбинат "Орловский" АО "ДАНОН РОССИЯ" отказано".
Полагая Приказ от 12.08.2015 N 418 незаконным, Общество обратилось арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд области исходил из того, что У Управления отсутствовала обязанность по самостоятельному отнесению видов отходов заявителя к конкретному классу опасности и присвоению кода ФККО, в том числе конвертировать автоматически из ФККО-2002 в ФККО-2014, при этом суд области исходя из положения статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" пришел к выводу, что именно на заявителе лежит обязанность по проведению мероприятий по паспортизации отходов: подтверждению отнесения видов отходов к конкретному классу опасности, соответствию и включению их в ФККО-2014.
Кроме того, суд исходил из отсутствия доказательств наличия договорных отношений с МУП "Комсервис" г. Ливны либо у АО "Данон Россия", либо у ООО "Эко-Транс", а также иных доказательств, подтверждающие готовность МУП "Комсервис" г. Ливны принимать отходы заявителя, в том числе со ссылкой на вместимость объекта размещения отходов.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему:
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие их закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
Как следует из оспариваемого Приказа от 12.08.2015 N 418, Обществу отказано в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по двум основаниям:
- несоблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности";
- отсутствие информации о возможности размещения количества отходов филиала "Молочный Комбинат "Орловский" на полигоне МУП "Комсервис" г. Ливны.
Отказывая Обществу в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Управление пришло к выводу, что в соответствии со вступившим в силу постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности", документы, представляемые на переоформление, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Мероприятия по паспортизации отходов (подтверждение отнесения видов отходов к конкретному классу опасности, соответствию и включению их в ФККО-2014 и Б ДО) не проведены, в силу чего по ряду позиций (в том числе N 3 "слив с жиромеров", N 9 "бумажные фильтры отработанные", N 15 "покрышки отработанные", N 16 "молочные продукты, не подлежащие реализации", N 18 "отходы оргтехники", N 26 "осадки очистных сооружений" и др.) Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 8 (приложение) не соответствует ФККО, поскольку содержит другие наименования и коды (л.д.90-94).
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии со статьей 24 Закона об охране окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ "лимит на размещение отходов" - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; "норматив образования отходов" - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со статьей 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок от 25.02.2010 N 50).
Согласно пункту 5 Порядка от 25.02.2010 N 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу пункта 7 Порядка от 25.02.2010 N 50. индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 11 Порядка от 25.02.2010 N 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:
наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка;
отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный N 22313);
превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приложение к Порядку) либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала(ов) и обособленных подразделений), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.
Датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 12 Порядка от 25.02.2010 N 50).
Согласно пункту 14 Порядка от 25.02.2010 N 50 документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях:
а) изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя и юридического лица, в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 настоящего Порядка, в том числе:
изменения наименования юридического лица, в том числе фирменного наименования;
изменения организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица;
изменения фамилии индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.
Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 15 Порядка от 25.02.2010 N 50 установлено, что переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Росприроднадзора, утвердившими нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании рассмотрения представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:
а) заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления).
В случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 14 настоящего Порядка, в заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указываются номера объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный N 22313);
б) оригинала(-ов) выданного(-ых) ранее в установленном порядке документа(-ов) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу пункта 16 Порядка от 25.02.2010 N 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты приема заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, принимают решение о переоформлении утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или об отказе в переоформлении (с мотивированным обоснованием).
Основанием для отказа в переоформлении является:
наличие недостоверной информации в представленных заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документах, указанных в пункте 15 настоящего Порядка;
отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный N 22313);
превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Решение о переоформлении утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или об отказе в переоформлении (с мотивированным обоснованием) направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Статьей 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" с 01.08.2014 введен Федеральный классификационный каталог отходов.
В соответствии с пунктом 3 приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" приказ вступает в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".
Соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" вступило в силу 01.08.2014.
Согласно положениям Порядка ведения государственного кадастра отходов данный Порядок устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (пункт 1). Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе (пункт 2).
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что при решении вопроса о переоформлении нормативов подлежал применению ФККО, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 и вступивший в силу с 01.08.2014.
В соответствии с пунктами 10, 11 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора) при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности. Территориальные органы Росприроднадзора обобщают и систематизируют сведения о видах отходов и их классификационных признаках, содержащиеся в информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, подготавливают и представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) предложения по включению видов отходов в ФККО.
Таким образом, у Управления отсутствовала обязанность по самостоятельному отнесению видов отходов заявителя к конкретному классу опасности и присвоению кода ФККО, в том числе конвертировать автоматически из ФККО-2002 в ФККО-2014.
При этом ФККО-2014 представлены все отходы, которые могут образовываться от какой-либо деятельности, с присвоением соответствующего кода, в том числе те, которые отсутствовали в ФККО-2002.
Часть видов отходов конвертируется из ФККО-2002 в ФККО-2014 без изменений, для некоторых видов отходов необходимы дополнительные исследования.
В силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ предприятия, у которых образовываются такие отходы I - IV классов опасности, обязаны составить паспорта отходов.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда области, что именно на АО "Данон Россия" лежит обязанность по проведению мероприятий по паспортизации отходов: подтверждению отнесения видов отходов к конкретному классу опасности, соответствию и включению их в ФККО-2014.
В силу пунктов 11,16 Порядка от 25.02.2010 N 50 основанием для отказа как в выдаче, так и в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:
отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный N 22313);
превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Согласно пунктам 22, 23 Приказа Минприроды России от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее- Методические указания N 349) в разделе "Сведения о местах накопления отходов" ПНООЛР приводится перечень и вместимость мест (площадок, контейнеров, бункеров и других объектов) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в табличном виде (приложение N 10 к Методическим указаниям).
В разделе "Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения" ПНООЛР приводятся данные о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения в табличном виде (приложение N 11 к Методическим указаниям).
В данном разделе указываются также полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (последнее - при наличии), место нахождения (жительства) и ИНН хозяйствующих субъектов, принимающих отходы.
Согласно пункту 28 Методических указаний N 349 в раздел "Приложения" ПНООЛР включаются: заверенные хозяйствующим субъектом копии документов, подтверждающих данные материально-сырьевого баланса по основному производству; заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности; карта-схема расположения самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов; карта-схема расположения мест накопления отходов; иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.
Материалы дела свидетельствуют, что Обществом представлены в адрес Управления следующие документы: копия договора о предоставлении услуг по вывозу строительного мусора, крупногабаритных отходов, твердых бытовых отходов N КU -ORL-7674/15 от 09.04.2014, заключенного с ООО "Эко-Транс" и ОАО "Компания "Юнимилк" и дополнительное соглашение к данному договору от 24.07.2015.
Из данных договоров следует, что "Исполнитель (ООО "Эко-Транс") обязуется оказать от своего имени и за счет Заказчика услуги по организации захоронения перевезенных отходов Заказчика на полигоне для захоронения отходов г.Ливны".
Вместе с тем, указанные договор и дополнительное соглашение к нему от 24.07.2015 не содержат указания конкретного хозяйствующего субъекта, у которого планируется размещение конкретного количества отходов определенных видов и классов опасности; отсутствует карта-схема расположения объектов размещения отходов, нет сведений о внесении указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом материалы дела свидетельствуют, что на дату обращения АО "Данон Россия" в Управление с заявлением о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (29.07.2015 г.) последнее, осуществляя мониторинг за деятельностью всех полигонов Орловской области на основании отчетов формы 2-тп (отходы), утв. Приказом Росстата от 28.01.2011, обладало информацией о превышении количества отходов, размещаемых МУП "Комсервис" г. Ливны, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (850 000 куб.м) (л.д.86-88).
Кроме того, владелец полигона МУП "Комсервис" г. Ливны подтвердил, что при вместимости объекта 850 000 куб.м., фактическая наполняемость полигона на 01.07.2015 составила 1116459 куб.м.
При этом ссылки апелляционной жалобы на то, что в случае переоформления паспортов отходов в соответствии с ФККО-2014, это будет являться основанием для признания Документа об утверждении НООЛР недостоверным, что Управление возлагает обязанность по переоформлению паспортов, а это влечет дополнительную финансовую нагрузку на заявителя, отклоняются апелляционной коллегией как основанные на неверном толковании норм закона.
Следует учитывать, что обязанность по переоформлению паспортов возложена на Общество не Управлением, а статьей 14 Закона N 89-ФЗ, согласно которой индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (пункты 1, 3 названной статьи).
С учетом изложенного, Приказ Управления N 418 от 12.08.2015 "Об отказе в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" соответствует требованиям закона, следовательно, не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом следует учитывать, что при оформлении паспортов отходов I - IV классов опасности надлежащим образом, у Управления не будет оснований для отказа в переоформлении Документа об утверждении НООЛР в соответствие с Приказом Минприроды России от 25.02.20140 N 50.
Доводы АО "Данон Россия", изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд области правильно определил предмет доказывания по делу, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, допущено не было.
При подаче апелляционной жалобы АО "Данон Россия" в лице филиала "Молочный комбинат Орловский" была уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 22.12.2015 N 3545.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2015 по делу N А48-5871/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Данон Россия" в лице филиала "Молочный комбинат Орловский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5871/2015
Истец: АО "ДАНОН РОССИЯ" в лице филиала "Молочный Комбинат "ОРЛОВСКИЙ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области