Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2016 г. N Ф09-7861/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
19 апреля 2016 г. |
Дело N А47-11756/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-11756/2015 (судья Сиваракша В.И.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Флагман" - Колиниченко Д.А. (доверенность от 09.11.2015);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - Гусев Д.А. (доверенность от 02.02.2016 N 3), Петина Т.В. (доверенность от 02.09.2015 N 5).
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2015 года N 9175 в части начисления недоимки в размере 21 447 114 рублей, пени в размере 699 012,06 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 (резолютивная часть решения объявлена 21.01.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2, л.д.36-42).
С указанным решением суда не согласился заявитель обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что общество уплачивает корпоративный подоходный налог в бюджет Республики Казахстан. Одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль ежеквартально в ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга предоставляется и налоговая декларация о доходах, полученных организацией от источников за пределами Российской Федерации, где отражаются доходы, расходы и сам налог, уплаченный в бюджет Республики Казахстан. После уплаты российской организацией корпоративного подоходного налога на территории Республики Казахстан такая российская организация на основании статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 23 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" от 18.10.1996 (далее - Конвенция) имеет право обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет в Российской Федерации для целей осуществления процедуры зачета корпоративного подоходного налога, уплаченного в Республике Казахстан, при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации. Сумма налога на прибыль, исчисленная соответствующим образом согласно положениям статьи 7 Конвенции, уплачиваемая российским налоговым резидентом самостоятельно в Республике Казахстан в соответствии с положениями данной Конвенции, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с этого резидента в Российской Федерации.
Кроме того, ранее со стороны налогового органа к обществу не было претензий по порядку исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль организаций.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
В судебном заседании в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен отзыв налогового органа на апелляционную жалобу, согласно которому обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Флагман" - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налогоплательщик зарегистрирован в качестве юридического лица 28.11.1995 за основным государственным регистрационным номером 1035605500688 и состоит на учете в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга. Общество на территории Республики Казахстан имеет обособленное подразделение - Аксайский филиал.
Обществом 28.10.2014 года предоставлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2014 года.
В ходе камеральной налоговой проверки предоставленной декларации налоговый орган установил неверное заполнение обществом строк 100 и 240 Листа 02 налоговой декларации.
Налоговый орган на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации направил в адрес общества сообщение (с требованием представления пояснений) от 27.11.2014 года N 19-26/71737 (получено 10.12.2014 года). Общество письменно (исх. N 233 от 17.12.2014 года) сообщило налоговому органу, что по строке 100 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций им отражена прибыль, полученная на территории Российской Федерации (внереализационные доходы от реализации основных средств, сдачи техники в аренду, размещения денежных средств в качестве депозитов). Основной доход обществом получен от выполнения строительно-монтажных работ на территории Республика Казахстан, где был уплачен корпоративный налог.
Обществом 27.01.2015 года в налоговый орган предоставлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (номер корректировки 1) за 9 месяцев 2014 года.
Налоговым органом на основании пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации прекращена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2014 года и начата камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (корректировка 1) за 9 месяцев 2014 года.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (корректировка 1) за 9 месяцев 2014 года налоговым органом 13.05.2015 года составлен акт N 1926/44115 камеральной налоговой проверки.
Налогоплательщиком на акт камеральной проверки предоставлены возражения от 30.06.2015 года за исх. N 79.
Заместителем начальника налогового органа 02.07.2015 года вынесено решение N 9175 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением установлено, что налогоплательщиком в результате неверного заполнения строк 100, 250, 260 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций допущено занижение авансовых платежей по налогу на прибыль организаций за 4 квартал 2014 года и 1 квартал 2015 года на сумму 21 447 114 рублей, обществу начислены пени в размере 699 012,06 рублей.
На указанное решение обществом подана апелляционная жалоба от 10.08.2015 года за исх. N 99.
Заместителем начальника налогового органа 15.09.2015 года вынесено решение N 19-26/11941 о внесении изменений в решение N 19-26/9175 от 02.07.2015 года. Данным решением уменьшены пени до 253 761,53 рублей. Заместителем начальника налогового органа 29.09.2015 года вынесено решение N 19-26/112564 о внесении изменений в решение N 19-26/9175 от 02.07.2015 года. Сумма авансовых платежей уменьшена до 20 775 730 рублей, пени уменьшены до 235 975,45 рублей.
Решением руководителя УФНС России по Оренбургской области от 05.10.2015 года N 16-15/11900@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик, полагая, что решение налогового органа не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу статей 101 и 101.4 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. В то же время следует признать допустимым внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
С учётом вышеперечисленных изменений судом первой инстанции рассмотрен спор об обжаловании обществом решения налогового органа от 02.07.2015 года N 9175 с учетом внесенных в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 45, пункту 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, Налоговым кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса.
Статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Налогового кодекса и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога на прибыль организаций по итогам налогового периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено данной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогам с начала налогового периода до окончания налогового периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (абзац третий пункта 1 статьи 287 НК РФ).
Статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации регулируются вопросы об устранении двойного налогообложения при уплате налога на прибыль (налога на доходы), которая изложена в следующей редакции.
В силу пункта 1 указанной статьи доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Пунктом 2 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных настоящей главой.
Между тем пунктом 4 названной статьи предусматривается, что при наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.
В силу пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
На основании пункта 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) по налогу на прибыль не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Приказом ФНС России от 22.03.2012 года N ММВ-7-3/174@ утверждены форма и формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядок ее заполнения. Налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные и налоговый периоды 2014 года представлялись в налоговые органы по форме и формату, утвержденным приказом N ММВ-7-3/174@.
Как следует из пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Из изложенного следует, что сумма ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2015 года равна сумме ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль организаций за 4 квартал 2014 года.
По общему правилу сумма авансового платежа по итогам отчетного периода исчисляется исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 286 НК РФ).
Согласно пункту 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2012 года N ММВ-7-3/174@ (далее - Порядок), по строке 100 показывается налоговая база, определяемая путем вычитания из показателя строки 060 показателей строк 070, 080, 090, строки 400 Приложения N 2 к Листу 02 и суммирования полученного результата с показателями строки 100 Листов 05 и строки 530 Листа 06.
Обществом по строке 100 Листа 02 отражена налоговая база в сумме 8 618 353 рублей, тогда как в ходе вычитания из показателя строки 060 показателей строк 070, 080, 090, строки 400 Приложения N 2 к Листу 02 и суммирования полученного результата с показателями строки 100 Листов 05 и строки 530 Листа 06 данный показатель должен быть равен 64 077 904 рублей.
В результате данного нарушения обществом допущено неправильное заполнение строк 180, 190 и 200 Листа 02 налоговой декларации.
Так, по строке 180 Листа 02 налоговой декларации (сумма исчисленного налога на прибыль - всего) налогоплательщиком указано 723 671 рублей, должно быть указано 12 815 580 рублей (64 077 904 руб. х 20%), по строке 190 Листа 02 налоговой декларации (сумма исчисленного налога на прибыль в федеральный бюджет) указано 172 367 рублей, должно - 1 281 559 рублей, по строке 200 Листа 02 налоговой декларации (сумма исчисленного налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации) указано 1 551 304 рублей, должно - 11 534 022 рублей.
В результате указанного нарушения налогоплательщиком неверно начислены авансовые платежи за 4 квартал 2014 года и 1 квартал 2015 года (строки 290-340).
В соответствии с пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации сумма ежемесячного авансового платежа за 4 квартал текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Согласно п. 5.11 Порядка, сумма платежей по строке 290 (сумма ежемесячных авансовых платежей) определяется как разница между суммой исчисленного налога за отчетный период, отраженной по строке 180, и суммой исчисленного налога, указанной по такой же строке Листа 02 декларации за предыдущий отчетный период. По строкам 300 (сумма ежемесячных авансовых платежей в федеральный бюджет) и 310 (сумма ежемесячных авансовых платежей в бюджет субъекта Российской Федерации) указываются суммы ежемесячных авансовых платежей в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации, которые рассчитываются аналогично расчету показателя по строке 290.
По данным налогового органа, по строке 300 Листа 02 налоговой декларации должна быть отражена сумма 1 247 103 рублей (1 281 559 руб. - 34 456 руб.), налогоплательщиком по данной строке отражена сумма 137 911 рублей, расхождение составляет 1 109 192 рублей, ежемесячный авансовый платеж в федеральный бюджет налогоплательщиком занижен на 369 731 рублей.
По данным налогового органа по строке 310 Листа 02 налоговой декларации должна быть отражена сумма 11 223 920 рублей (11 534 022 руб. - 310 102 руб.), налогоплательщиком по данной строке отражена сумма 1 241 202 рублей, расхождение составляет 9 982 718 рублей, ежемесячный авансовый платеж в бюджет субъекта Российской Федерации налогоплательщиком занижен на 3 327 573 рублей.
Таким образом, обществом допущено занижение авансовых платежей по налогу на прибыль организаций за 4 квартал 2014 года и 1 квартал 2015 года на сумму 22 183 824 рублей (369 731 руб. х 6 + 3 327 573 руб. х 6).
Вместе с тем, в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено излишнее исчисление обществом за 9 месяцев 2014 года налога на прибыль организаций на общую сумму 1 408 090 рублей.
Так, согласно п. 5.9 Порядка, по строкам 240 - 260 Листа 02 налоговой декларации указывается сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно порядку, установленному статьей 311 Кодекса. При этом показатели по строкам 240, 250 и 260 не могут превышать показатели, соответственно, по строкам 180, 190 и 200.
Обществом в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2014 года показатели строк 250 (сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно порядку, установленному ст. 311 НК РФ, в федеральный бюджет) и 260 (сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно порядку, установленному статьей 311 Налогового кодекса Российской Федеракции, в бюджет субъекта Российской Федерации) не заполнены.
В результате этого налог на прибыль к доплате в федеральный бюджет составил 103 455 рублей (строка 270), в бюджет субъекта Российской Федерации доплата налога составляет 931 100 рублей (строка 271).
В силу п. 5.10 Порядка, по строке 270 сумма налога к доплате в федеральный бюджет определяется в виде разницы строки 190 и суммы строк 220 и 250, если показатель строки 190 превышает сумму строк 220 и 250. По строке 271 сумма налога к доплате в бюджет субъекта Российской Федерации определяется в виде разницы строки 200 и суммы строк 230 и 260, если показатель строки 200 превышает сумму строк 230 и 260. Показатель строки 190 (1 281 559 руб.) менее суммы строк 220 и 250 (1 318 912 руб.), следовательно, строка 270 Листа 02 декларации не подлежала заполнению налогоплательщиком. Показатель строки 200 (11 534 022 руб.) менее суммы строк 230 и 260 (11 870 204 руб.), следовательно, строка 271 Листа 02 декларации не подлежала заполнению налогоплательщиком.
По строке 280 сумма налога к уменьшению в федеральный бюджет определяется в виде разницы суммы строк 220 и 250 и строки 190, если показатель строки 190 меньше суммы строк 220 и 250. По строке 281 сумма налога к уменьшению в бюджет субъекта Российской Федерации определяется в виде разницы суммы строк 230 и 260 и строки 200, если показатель строки 200 меньше суммы строк 230 и 260. Налогоплательщиком строки 280 и 281 Листа 02 декларации не заполнены. С целью определения надлежащих налоговых обязательств налоговым органом произведен расчет показателей строк 280 и 281 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2014 года. Надлежащий расчет по строке 280 следующий: (68 912 руб. + 1 250 000 руб. - 1 281 559 руб.) = 37 353 рублей. С учетом завышения показателя по строке 270 на 103 455 рублей, сумма налога к уменьшению составляет 140 808 рублей. Надлежащий расчет по строке 281 следующий: (620 204 руб. + 11 250 000 руб. - 11 534 022 руб.) = 336 182 руб. С учетом завышения показателя по строке 271 на 931 100 рублей, сумма налога к уменьшению составляет 1 267 282 рублей. Доначисленные авансовые платежи за 4 квартал 2014 года и 1 квартал 2015 года налоговым органом уменьшены на сумму налога к уменьшению (22 183 824 руб. - 140 808 руб. - 1 267 282 руб.). Итого, по результатам камеральной налоговой проверки обществу доначислен налог на прибыль организаций в размере 20 775 730 рублей. По результатам камеральной налоговой проверки налогоплательщику также начислены пени в размере 235 975,45 рублей за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл.26.1 Кодекса.
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Со стороны налогоплательщика замечаний по порядку начисления пеней не имеется, контррасчет пеней не предоставлен. При принятии решения арбитражным судом не принимается довод заявителя о том, что включение в расчет авансовых платежей по налогу на прибыль организаций доходов и расходов, понесенных им на территории Республики Казахстан, влечет двойное налогообложение.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан заключена Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 года (далее - Конвенция).
Пунктом 2 статьи 23 Конвенции определено, что сумма налога на прибыль, исчисленная соответствующим образом согласно положениям статьи 7 Конвенции, уплачиваемая российским налоговым резидентом самостоятельно в Казахстане в соответствии с положениями данной Конвенции, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с этого резидента в России. Однако такой вычет не будет превышать суммы российского налога, исчисленного с такого дохода в России в соответствии с российским налоговым законодательством.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации, доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных настоящей главой. Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Из пункта 4 данной статьи следует, что при наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.
Из абзаца 6 пункта 5.11 Порядка следует, что организации, у которых выплаченная за пределами Российской Федерации сумма налога на прибыль зачтена в отчетном (налоговом) периоде в установленном порядке в уплату налога на прибыль в Российской Федерации, сумму ежемесячных авансовых платежей исчисляют в указанном выше в пункте 5.11 порядке и отражают по строкам 290 - 310 в полном объеме. Под авансовыми платежами понимается часть налоговых платежей, уплачиваемых в течение налогового периода и (или) по его окончании, но до наступления срока уплаты общей суммы налога по итогам налогового периода, авансовый платеж по налогу - предварительный платеж в счет будущей уплаты налога.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.07.2002 года N 200-О указал, что закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, то есть до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.
Согласно пункту 1 статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации, по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода. Таким образом, авансовые платежи по налогу на прибыль организаций засчитываются в счет уплаты налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации. Поскольку налогоплательщик уплачивает налог на прибыль организаций только по результатам деятельности на территории Российской Федерации, двойное налогообложение отсутствует.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что при наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации (в рассматриваемом случае в Республике Казахстан), уплата налога (авансовых платежей), а также представление расчетов по налогу, осуществляются по месту нахождения организации.
При заполнении соответствующей декларации организация должна отражать суммы налога на прибыль, выплаченные за пределами Российской Федерации и засчитываемые в уплату налога на прибыль в Российской Федерации.
В рассматриваемом случае общество занизило и не уплатило сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года.
С учетом изложенного довод общества о наличии двойного налогообложения судом отклоняется.
Решение суда по существу является правильным, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы судом отклоняются по вышеизложенным основаниям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-11756/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Флагман" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 157 от 24.02.2016 государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11756/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2016 г. N Ф09-7861/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Флагман"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7861/16
19.04.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2941/16
12.04.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11756/15
25.01.2016 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11756/15