город Воронеж |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А48-7082/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Донцова П.В.
Протасов А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии:
от Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области: Кузнецов Д.Ю., представитель по доверенности от 01.04.2016 N УЭ-606, выдана сроком на 1 год.
от общественной организации "Новосильское районное общество охотников и рыболовов": Александров А. В. - паспорт РФ, на основании выписки из ЕГРЮЛ от 26.10.2015.
от Правительства Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев апелляционную жалобу Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2016 по делу N А48-7082/2015 (судья А. В. Володин), по заявлению общественной организации "Новосильское районное общество охотников и рыболовов" о признании действий незаконными и о понуждении к совершению действий Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области, третье лицо: Правительство Орловской области
УСТАНОВИЛ:
Общественная организация "Новосильское районное общество охотников и рыболовов" (далее - ОО " НРООиР", Общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании действий Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области незаконными и о понуждении к совершению действий.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2016 заявленные требования удовлетворены полностью.
Арбитражный суд обязал Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области заключить с общественной организацией "Новосильское районное общество охотников и рыболовов" охотхозяйственное соглашение для осуществления пользования животным миром на закрепленной за организацией территорией.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что общественная организация обратилась в Управление 30.07.2015 года, то есть после вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П и не имеет права на заключение охотхозяйственного соглашения.
Представитель Правительства Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Постановлением коллегии Орловской области от 08.10.2008 г. N 310 "О закреплении охотничьих угодий в Новосильском районе" за ОО "НРООиР" закреплена территория площадью 23.8 тыс. га. со следующими установленными границами: от г. Новосиль по автодороге на н.п. Воротынцево, далее от него по дороге на н.п. Ржавка, затем по проселочной дороге до н.п. Раковка и далее по реке Раковка вверх по течению до административной границы Новосильского и Новодеревеньковского районов, далее по административной границе Новосильского района с Новодеревеньковским, Верховским и Залегощенским районами до реки Неручь, далее по реке Неручь вниз по течению до реки Зуша и по ней вверх по течению до г. Новосиль.
08.10.2008 г. между ОО "НРООиР" и Коллегией Орловской области заключен договор N 65 о предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
09.10.2008 Службой по экологическому контролю и природопользованию Орловской области ОО "НРООиР" была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия МАГ N 000001. Срок действия лицензии с 09.10.2008 г. по 08.10.2018 г.
29.07.2013 г. ОО "НРООиР" обратилась к Губернатору и Председателю Правительства Орловской области с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения в порядке ч.3 ст.71 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сроком на 49 лет.
По результатам рассмотрения данного обращения Орелобэконадзором был подготовлен проект распоряжения Правительства Орловской области о заключении охотхозяйственного соглашения с ОО "НРООиР" без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, который был направлен в Правительство Орловской области 22 августа 2013 года, который прошел необходимые согласования, однако не был утвержден Председателем Правительства Орловской области.
12.09.2013 г. Орелоблэконадзор ответил, что им подготовлено распоряжение Правительства Орловской области о заключении указанного соглашения, которое находится на визировании в Правительстве Орловской области.
6 марта 2014 года председатель правления ОО "НРООиР" обратился к временно исполняющему обязанности Губернатора Орловской области с повторным запросом о заключении охотхозяйственного соглашения, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения с ОО "НРООиР".
На обращение от 06.03.2014 г. от Орелоблэконадзора был получен ответ от 03.04.2014 г. о том, что Орелоблэконадзором готовится проект распоряжения Правительства Орловской области о заключении охотхозяйственного соглашения с ОО "НРООиР".
ОО "НРООиР" 09.06.2014 г. было подготовлено обращения к временно исполняющему обязанности Губернатора Орловской области с запросом о заключении охотхозяйственного соглашения, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения с ОО "НРООиР".
На обращение от 09.06.2014 г. от Орелоблэконадзора был получен ответ от 24.07.2014 г. о том, что Орелоблэконадзору выдано предписание УФ АС о расторжении охотхозяйственного соглашения с одним из охотпользователей в виду нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" в связи с чем, заключение охотхозяйственного соглашения с ОО "НРООиР" не представляется возможным.
ОО "НРООиР" 29.07.2014 обратилась к временно исполняющему обязанности Губернатора Орловской области с просьбой о личном контроле за рассмотрением ранее заявленных ходатайств ОО "НРООиР".
На обращение от 29.07.2014 г. был получен ответ от 08.09.2014 г. о том, что заключение охотхозяйственного соглашения с ОО "НРООиР" будет возможно только после признания неправомерным предписания УФАС о расторжении охотхозяйственного соглашения с одним из охотпользователей в виду нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
30.07.2015 г. председателем правления ОО "НРООиР" было подано очередное обращение Губернатору и Председателю Правительства Орловской области в отношении заключения охотхозяйственного соглашения.
28.08.2015 г. ОО "НРООиР" был получен ответ (со ссылкой на Постановление Конституционного суда РФ N 17-П от 25.06.2015 г ) о том, что все ранее поданные обращения рассмотрены в соответствии с законодательством., и что заключение охотхозяйственного соглашения.
ОО "НРООиР", не согласившись с действиями по отказу в заключении охотхозяйственного соглашения, обратилась в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из наличия у истца правовых оснований для заключения соглашения, указав при этом, что юридические лица, инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) утратили силу положения ранее действовавшего законодательства о выдаче долгосрочных лицензий. Вместо выдачи этих лицензий предусмотрено заключение на конкурсной основе охотохозяйственных соглашений.
В то же время законодательство гарантировало лицам, имеющим долгосрочные лицензии на момент вступления закона в силу (01.04.2010), право не переоформлять документально сложившиеся правоотношения или переоформить их в льготном порядке, то есть без аукциона.
Так, в соответствии с ч. 3, 4 ст. 71, ч. 1 ст. 72 Закона об охоте юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до 01.04.2010, вправе заключить охотохозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона на право заключения охотохозяйственных соглашений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотохозяйственные соглашения с этими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии российской федерации от 18 мая 2012 г. N 137 максимальная площадь охотничьих угодий в Орловской области, в отношении которых возможно заключение охотхозяйственных соглашений, установлены в размере 30 тыс. га.
Судом установлено, что на момент обращения общественной организации в Департамент с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения (29.07.2013 г.) срок действия выданной ей лицензии МАГ N 000001 не закончился, следовательно, организацией в силу приведенных норм не утрачено право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
При рассмотрении настоящего дела необходимо руководствоваться правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации".
Согласно пункту 5.3. Постановления впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (на срок от 20 до 49 лет).
Применив вышеуказанную правовую позицию, суд первой инстанции обоснованно указал, что право долгосрочного пользования охотничьими угодьями площадью 23.8 тыс. га возникло у Общественной организации на основании долгосрочных лицензий со дня вступления в силу Закона об охоте и сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий (до 08.10.2018 г.), следовательно, указанное право не могло быть ограничено Управлением.
На момент подачи обращения о заключении охотхозяйственных соглашений (29.07.2013 г.) Общественной организацией были соблюдения все требования законодательства и у нее имелись правовые основания для заключения таких соглашений, а именно: наличие действующей лицензии, договора пользования территориями охотничьих угодий, необходимых для долгосрочного пользования объектами охоты, обращение было в период 5-летнего срока, со дня издания Приказа N 137.
Оценив представленные по спорному вопросу материалы, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что процедура заключения охотхозяйственного соглашения была инициирована подачей первого заявления, в установленный трехмесячный срок не была разрешена и не завершалась, а превратилась в переписку в связи с судебными спорами по аналогичным вопросам.
Поскольку заявитель инициировал процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ N 17-П, то административный орган должен был завершить данную процедуру в установленный трехмесячный срок.
На основании изложенного суд правомерно удовлетворил заявленное требование.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2016 по делу N А48-7082/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В.Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-7082/2015
Истец: Общественная организация "НОВОСИЛЬСКОЕ РАЙОННОЕ ОБЩЕСТВО ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Курбатов Алексей Юрьевич