г. Челябинск |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А07-25245/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2016 по делу N А07-25245/2015 (судья Архиереев Н.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "БашИндустрия" (далее - общество "БашИндустрия", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, Администрация, заинтересованные лица) о признании незаконным отказа Управления в предоставлении в собственность общества "БашИндустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1343, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Ферина, 2, выраженного в письме от 21.10.2015 N 10262; о возложении на Управление обязанность в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу, принять решение о предоставлении земельного участка общей площадью 3455 кв.м. с кадастровым номером 02:55:020416:1343, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Ферина, 2, в собственность общества "БашИндустрия" и в месячный срок со дня принятия решения направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка (л.д. 8-14).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2016 (резолютивная часть объявлена 12.01.2016) требования заявителя удовлетворены (л.д. 116-124).
В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы) просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы её податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права и неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает на то, что заявитель не обосновал испрашиваемую площадь земельного участка в соответствии с требованиями п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и ч. 20 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ). В данном случае площадь земельного участка, по мнению Управления, является чрезмерной для эксплуатации существующего объекта недвижимости. Судом не учтено, что из ортофотоплана следует расположение на земельном участке иных зданий и сооружений, принадлежность которых заявителю не доказана.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ввиду болезни судьи Ермолаевой Л.П. определением заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 произведена замена председательствующего судьи Ермолаевой Л.П. председательствующим судьей Богдановской Г.Н.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("kad.arbitr.ru"), явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов настоящего дела следует, что 22.08.2012 на основании договора купли-продажи от 18.06.2012 N 40/10-30047 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись N 02-04-01/254/2012-504 о праве собственности общества "БашИндустрия" на одноэтажное нежилое здание "здание АБК за стоянкой автомашин УМПО со стороны ул. С. Богородская, пл. 1". Общая площадь здания 242,5 кв.м., инвентарный номер 101225, "лит. 5У", кадастровый номер объекта 02-04-01/095/2011-089. Адрес объекта: г. Уфа, Калининский район, улица Ферина, дом 2 (л.д. 29).
29 апреля 2014 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020416:1343 (предыдущий номер 02:55:020416:217). Общая площадь земельного участка 3455 21 кв.м. Категория земель "земли населённых пунктов". Вид разрешенного использования "занимаемый зданием административно-бытового комплекса". Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, город Уфа, Калининский район, улица Ферина, 2 (кадастровый паспорт от 30.04.2015 N 02/15/1-351608 - л.д. 24-25).
На основании постановления Администрации от 27.03.2015 N 1034 между Управлением по земельным ресурсам (правопредшественник заинтересованного лица N 1) (арендодатель) и обществом "БашИндустрия" (арендатор) подписан договор аренды от 04.06.2015 N 296-15 (л.д. 20-26).
В рамках указанной сделки орган местного самоуправления обязался предоставить заявителю в аренду на срок с 27.03.2015 до 27.03.2025 для размещения здания административно-бытового комплекса земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:1343 (пункты 1.1, 3.1 договора аренды).
В подтверждение факта исполнения арендодателем обязанности по передаче земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1343 в аренду сторонами подписан акт приёма-передачи от 04.06.2015 (л.д. 27).
Обременение вещных прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:1343 в пользу общества "БашИндустрия" зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается штампом (печатью) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 02.09.2015 (л.д. 23).
Согласно кадастровой выписке от 30.11.2015 N 02/15/1-954430, подготовленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, здание АБК с кадастровым номером 02:55:020408:3560 (предыдущий номер 02-04-01/095/2011-089) расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1343 (л.д. 91-93).
15 октября 2015 года общество "БашИндустрия" обратилось в орган местного самоуправления с заявлением, в котором со ссылкой на нахождение в границах соответствующего участка нежилого здания АБК, принадлежащего заявителю на праве собственности, просило предоставить земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:1343 в его собственность путём заключения договора купли-продажи. Заявитель просил направить в его адрес проект договора купли-продажи. К заявлению приложены копии учредительных документов общества "БашИндустрия", свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилое здание АБК, кадастрового паспорта и договора аренды земельного участка, а также доверенности на представителя (л.д. 19).
В письме от 21.10.2015 N 10262 Управление сообщило заявителю о том, что земельный участок не может быть предоставлен на праве собственности. В обоснование решения об отказе в предоставлении земельного участка орган местного самоуправления указал следующее. В соответствии с подп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок относится к категории земель, ограниченных в обороте. Данный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Граница зоны санитарной охраны определена проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", разработанным институтом "Коммунводоканалпроект" в 1994 году по заказу муниципального унитарного предприятия "Уфаводоканал". Проект утверждён Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801. Параметры зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы учтены в проекте водоохранных зон г. Уфы, разработанном институтом Нефтехимпереработки Республики Башкортостан. Проект водоохранных зон рек и водоёмов на территории г. Уфы утверждён постановлением главы Администрации от 21.08.2008 N 5129. Данные указанного проекта положены в основу схемы границ зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-гигиеническим требованиям (зоны охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания (водозаборов)), утверждённой в составе Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" с учётом вышеуказанного Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан (л.д. 17-18).
Полагая, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1343 в собственность путём выкупа не соответствует закону, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "БашИндустрия" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия у общества "БашИндустрия" права на приватизацию земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ. Суд пришёл к выводу о недоказанности заинтересованными лицами обстоятельств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ). Поскольку в границах испрашиваемого земельного участка расположены объекты, принадлежащие только обществу "БашИндустрия", суд пришёл к выводу об отсутствии препятствий для предоставления участка в собственность заявителя путём заключения договора купли-продажи.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
Заинтересованное в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицо должно представить в соответствующий орган власти заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений (поименованы в п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ). К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подп. 1, 4-6 п. 2 ст. 39.15 настоящего кодекса (п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поскольку общество "БашИндустрия" является собственником объекта недвижимого имущества (нежилого здания АБК общей площадью 242,5 кв.м.), вещное право заявителя зарегистрировано, данное юридическое лицо имеет предусмотренное подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен этот объект недвижимого имущества и который необходим для эксплуатации здания.
Вместе с тем, как указано выше, при рассмотрении заявления о выкупе земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подп. 6 ст. 39.16 ЗК РФ).
- площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (подп. 25 ст. 39.16 ЗК РФ).
Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами (п.п. 2, 3 ст. 27 ЗК РФ).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Отказывая в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, орган местного самоуправления сослался на его ограничение в обороте в силу расположения во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы. В письме Управления от 21.10.2015 N 10262 указано, что граница зоны санитарной охраны определена проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", который утверждён Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801, а также проектом водоохранных зон рек и водоёмов на территории г. Уфы, который утверждён постановлением главы Администрации от 21.08.2008 N 5129.
Приведённое основание для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность судом первой инстанции правомерно признано необоснованным.
Согласно п.п. 6, 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
Пунктом 4 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу названной нормы, установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства РФ, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населённых пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 4 ст. 18 Закона N 52-ФЗ).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 5 ст. 18 Закона N 52-ФЗ).
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно ст. 18 Закона N 52-ФЗ на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Однако в нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ соответствующих доказательств утверждения органом исполнительной власти Республики Башкортостан проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Администрацией и Управлением суду первой инстанции не представлено.
Проект водоохранных зон рек и водоёмов на территории г. Уфы, утверждённый постановлением главы Администрации от 21.08.2008 N 5129, не может быть принят апелляционной коллегией в качестве доказательства соблюдения порядка установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, так как согласно п. 5 ст. 18 Закона N 52-ФЗ органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению таких зон санитарной охраны.
Следовательно, санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, поименованная в Решении Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа", не является установленной в соответствии с требованиями Закона N 52-ФЗ зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Ссылка в письме Управления от 21.10.2015 N 10262 на установление зоны особого использования в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р также не может быть принята, поскольку доказательств внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о частях земельного участка, входящих в санитарную зону охраны водозаборов, II пояс, не представлено.
Документов, позволяющих определить границы указанной зоны на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данной зоны, в материалы дела не представлено. Проект санитарной зоны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, утвержденный Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р, позволяющий определить такие сведения либо иные доказательства суду не представлены.
В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно ч.ч. 2, 3, 6 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заинтересованными лицами не доказано обстоятельство вхождения испрашиваемого заявителем земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно указал, что заинтересованными лицами не представлено доказательств того, что понятие "санитарная зона охраны водозаборов" является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", равно как и не представлено доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Закона N 52-ФЗ.
Тем самым, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:1343 не является ограниченным в обороте и в силу подп. 5 п. 1 ст. 1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ подлежит отчуждению в собственность общества "БашИндустрия".
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил доводы органа местного самоуправления о чрезмерности площади испрашиваемого заявителем земельного участка.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Заявитель, обращаясь с рассматриваемым заявлением, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязан представить арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской деятельности. В том числе, заявителю необходимо обосновать тот факт, что для эксплуатации подъездного железнодорожного пути необщего пользования ему необходим земельный участок площадью 4 200 кв.м.
Размер и площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определяются в порядке, установленном нормой ст. 33 ЗК РФ, действовавшей на момент постановки земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1343 на кадастровый учет.
В силу п. 20 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 30.04.2015 N 02/15/1-351608 и договора аренды от 04.06.2015 N 296-15, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:1343 по виду разрешённого использования предназначен для размещения и эксплуатации нежилого здания административно-бытового комплекса (здания АБК), принадлежащего обществу "БашИндустрия" на праве собственности.
Земельный участок изначально сформирован для целей размещения и эксплуатации расположенного в его границах объекта недвижимого имущества.
Более того, в соответствии с пунктом 1.1 договора от 04.06.2015 N 296-15 в аренду обществу "БашИндустрия" передан земельный участок с площадью и в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Доказательств формирования спорного участка с нарушением установленных градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации норм предоставления земельных участков заинтересованные лица не представили (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Исходя из фактических обстоятельств данного дела, не имеется оснований для вывода о том, что общество "БашИндустрия" просит предоставить земельный участок, площадь которого значительно превышает площадь участка, объективно необходимого для нормальной эксплуатации нежилого здания АБК с учётом существующей застройки территории (здание расположено на территории бывшей промышленной площадки).
Довод Управления о том, что в границах земельного участка расположены иные строения, не свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении участка в собственность заявителя путём заключения договора купли-продажи, учитывая формирование земельного участка для целей эксплуатации здания административно-бытового корпуса, права на которые обществом "БашИндустрия" подтверждены.
С целью подтверждения правомерности заявленных требований общество "БашИндустрия" представило в суд первой инстанции акт осмотра от 11.01.2016, товарную накладную от 30.11.2014 N 83, счёт-фактуру от 30.11.2014 N 83, письма заявителя, платёжное поручение от 18.12.2014 N 116, фотоснимки (л.д. 100-111).
Из дополнительно представленных заявителем документов усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020416:1343 расположены: нежилое здание АБК; временное сооружение ангар прямостенный однопролетный двускатный, металлический, приобретённый заявителем у ООО "Сфера"; металлический гараж, который собран из металлических листов собственными силами общества "БашИндустрия". Иных зданий или сооружений, в том числе принадлежащих третьим лицам, в границах испрашиваемого земельного участка не имеется.
При изложенных фактических обстоятельствах, решение об отказе в выкупе земельного участка не соответствует требованиям закона, нарушает права общества "БашИндустрия" как собственника объекта недвижимости.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Суд первой инстанции при правильном применении нормы п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ возложил на орган местного самоуправления обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, а также подготовить и направить последнему проект договора купли-продажи. Указанное соответствует целям и задачам арбитражного судопроизводства (восстановление нарушенных прав).
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. Предусмотренных законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2016 по делу N А07-25245/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-25245/2015
Истец: ООО "БашИндустрия"
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа Республика Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ООО "Башиндустрия"