г. Самара |
|
29 апреля 2016 г. |
Дело N А65-20032/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Черновой Р.В. (доверенность от 31.12.2015),
представителя Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений" Исполнительного Комитета муниципального образования города Казани - Чикириной Р.Г. (доверенность от 23.10.2015),
Мухаметзянова Айдара Ринатовича - (паспорт),
представителя Гурьянова Алексея Михайловича - Мухаметзянова А.Р. (доверенность от 01.04.2014),
представителя Шайхуллина Альберта Харисовича - Мухаметзянова А.Р. (доверенность от 03.04.2014),
представитель индивидуального предпринимателя Захарова Михаила Валерьевича - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель МКУ "Администрация Советского района г.Казани" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 апреля 2016 года в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Мухаметзянова Айдара Ринатовича,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 декабря 2015 года по делу N А65-20032/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений" Исполнительного Комитета муниципального образования города Казани, г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
с участием третьих лиц:
Мухаметзянова Айдара Ринатовича, г.Казань,
Гурьянова Алексея Михайловича, г.Казань,
Шайхуллина Альберта Харисовича, г.Казань,
Индивидуального предпринимателя Захарова Михаила Валерьевича, г.Казань,
МКУ "Администрация Советского района г.Казани", г.Казань,
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань,
о признании незаконными решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного Комитета муниципального образования города Казани" (далее - заявитель, Комитет земельных и имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС России по РТ) о признании недействительным решения от 28.07.2015 по жалобе Т04-180/2015; о признании недействительным предписания от 28.07.2015 по жалобе Т04-180/2015 (т.1 л.д.3-5).
Определением суда, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Мухаметзянов А.Р., Гурьянов А.М., Шайхуллин А.Р., ИП Захаров М.В., МКУ "Администрация Советского района г. Казани", Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2015 по делу N А65-20032/2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ по делу N Т04-180/2015 от 28.07.2015 (т.1 л.д.112-118).
В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.4-5).
В апелляционной жалобе Мухаметзянов А.Р. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.28-31).
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представил.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 рассмотрения апелляционных жалоб отложено на 27.04.2016 (т.2 л.д.67).
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей ИП Захарова М.В., МКУ "Администрация Советского района г.Казани", Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани.
В судебном заседании представитель антимонопольный орган поддержал свою апелляционную жалобу и апелляционную жалобу Мухаметзянова А.Р.
Мухаметзянов А.Р. поддержал свою апелляционную жалобу и апелляционную жалобу антимонопольного органа.
Представитель Комитета отклонил апелляционные жалобы.
Представитель Гурьянова А.М. поддержал апелляционные жалобы.
Представитель Шайхуллина А.Р. поддержал апелляционные жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступили жалобы Гурьянова Алексея Михайловича, Шайхуллина Альберта Харисовича на действия организатора торгов - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409 (извещение N 030615/0076470/01 от 03.06.2015).
В ходе проверки обоснованности жалобы антимонопольным органом установлено, что Извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409 (извещение N 030615/0076470/01 от 03.06.2015) размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) - 03.06.2015.
Организатор торгов - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Форма торгов - открытый аукцион.
Дата начала приема заявок - 11.06.2015.
Дата окончания приема заявок - 09.07.2015.
Дата и время проведения аукциона - 15.07.2015 в 10:00 часов.
Суть жалоб: по мнению заявителей, на торги были выставлены земельные участки, которые принадлежат заявителям.
Данные жалобы рассмотрены в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению, размещенному на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru от 03.06.2015 года на торги выставлены земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409.
Во исполнение постановления Исполнительного комитета г. Казани от 18.03.2015 N 1538 "О реализации с аукционных торгов прав заключения договоров аренды земельных участков", на основаниям приказа от 26.06.2015 N 1081/КЗИО-ПК права заключения договоров аренды земельных участков в жилом массиве Константиновка с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409 были выставлены Комитетом на торги.
На рассмотрение жалоб организатором торгов МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" были представлены документы на вышеуказанные земельные участки, а именно выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.07.2015 о том, что за муниципальным образованием г. Казани зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии представителем заявителей также представлены оригиналы документов, подтверждающих наличие прав собственности заявителей на участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409, выставленных на торги, а именно свидетельство N 292 от 29.05.1993 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданное Шайхуллину А.Х., а также государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N РТ-16-12-015643, выданный Гурьянову A.M.
В целях установления фактических обстоятельств, а также всестороннего и полного рассмотрения жалоб, антимонопольным органом сделан запрос в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ, МКУ "Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", а также в Управление Росреестра по Республике Татарстан с целью дачи пояснений о том, кому и на каком основании предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409.
В ответ на запрос от Управления Росреестра РТ даны пояснения, что при регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409 за муниципальным образованием г.Казани, отсутствовали обременения, ограничения и аресты, а также, что нарушений в осуществлении государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости не выявлены.
Вместе с тем, в ответ на данный запрос Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ представлена архивная справка о том, что в архивном фонде Константиновского Совета местного самоуправления на хранении имеется протокол заседания исполкома Константиновского сельского Совета народных депутатов Высокогорского района РТ от 19.12.1993, что в списках граждан на оформление земельных участков в собственность по Константиновскому CMC, значатся Гурьянов A.M. и Шайхуллин А.Х.
Кроме того, исходя из пояснений представителя МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", при передаче Константиновского поселения в ведение Советского района г.Казани, органами местного самоуправления Высокогорского района РТ в МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" архив документов не передавался.
Таким образом, в ходе заседания, из анализа представленных документов, комиссией Татарстанского УФАС установлено, что имеется спор о праве и правообладателях земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409 (лот N 3 и лот N 2).
С учетом данного обстоятельства Комиссия Татарстанского УФАС посчитала, что реализация указанных земельных участков, до установления их фактических правообладателей нарушает права и законные интересы заявителей Гурьянова Алексея Михайловича и Шайхуллина Альберта Харисовича.
В связи с чем, по результатам рассмотрения жалоб Гурьянова Алексея Михайловича, Шайхуллина Альберта Харисовича, антимонопольным органом принято решение N Т04-180/2015 от 28.07.2015 о признании жалоб Гурьянова Алексея Михайловаича, Шайхуллина Альберта Харисовича на действия организатора торгов - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409 (извещение N 030615/0076470/01 от 03.06.2015), обоснованными (т.1 л.д.7-10).
На основании вышеуказанного решения антимонопольным органом 28.07.2015 выдано предписание, в соответствии с которым организатору торгов - МУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани":
1. - отменить протоколы по Лотам 2, 3;
- снять с торгов имущество по Лотам N 2, 3;
2. в течение 20 (двадцать) дней со дня получения настоящего предписания представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания (т.1 л.д.11-12).
Не согласившись с данным решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель оспорил их в судебном порядке путем подачи настоящего заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неправильно применил нормы материального права.
Суд первой инстанции, удовлетворяя МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" заявленные требования, исходил из следующего.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 28.07.2015 по делу N Т04-180/2015 жалобы Гурьянова А.М., Шайхуллина А.Х. на действия организаторов торгов - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409 признаны обоснованными.
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Основанием для удовлетворения жалоб граждан явилось то, что предметом торгов явились земельные участки, принадлежавшие заявителям жалоб.
Из представленных материалов следует, что Исполнительный комитет г. Казани постановлением N 11978 от 27.12.2013 земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 площадью 1361 кв.м. и 16:16:120602:409 площадью 969 кв.м. предоставлены МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани" в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев.
На основании данного постановления на земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409 зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием г.Казани от 20.01.2014, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права собственности от 20.01.2014 (т.1 л.д.28, 29).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права, на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.07.2015 (т.1 л.д.36) за муниципальным образованием город Казань зарегистрировано право собственности на земельные участки:
- кадастровый номер объекта 16:16:120602:407, назначение объекта: земли населенных пунктов, площадью 1361 кв.м., дата государственной регистрации права от 20.01.2014 N 16-16-01/002/2014-570;
- кадастровый номер 16:16:120602:409, назначение объекта: земли населенных пунктов, площадь объекта 969 кв.м., дата государственной регистрации права 20.01.2014 г. N 16-16-01/002/2014-571.
Данное право муниципального образования г.Казани не оспорено, не признано недействительным.
Согласно части 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношений принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
Согласно постановлению Исполнительного комитета г.Казани от 18.03.2015 N 1538 Земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:409 и 16:16:120602:407 входят в перечень земельных участков, право заключения договоров аренды которых, подлежит реализации с аукционных (конкурсных) торгов.
Согласно письменным пояснениям Комитета земельных и имущественных отношений адресованных УФАС по РТ, во исполнение постановления Исполнительного комитета г. Казани от 18.03.2015 N 1538 "О реализации с аукционных торгов прав заключения договоров аренды земельных участков", на основаниям приказа от 26.06.2015 N 1081/КЗИО-ПК права заключения договоров аренды земельных участков в жилом массиве Константиновка с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 (лот N 3) и 16:16:120602:409 (лот N 2) были выставлены Комитетом на торги.
Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru.
По итогам приема заявок на лот N 2 подана одна заявка, на лот N 3 подано три заявки. Информация об участниках размещена на сайте РФ 13.07.2015.
Торги по лоту N 2 не состоялись в связи с подачей единственной заявки, торги по лоту N 3 не состоялись в связи с отсутствием предложений о цене. Информация о результатах аукциона размещена на сайте РФ 16.07.2015. Право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:407 (лот N 3) не продано. Документы по земельному участку с кадастровым номером 16:16:120602:409 (лот N 2) направлены в отдел аренды земли Комитета письмом от 20.07.2015 N 191574-Инф для заключения договора аренды с единственным участником аукциона - М.В.Захаровым.
Согласно, представленной в материалы дела переписке между МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" и ИП Захаровым М.В., в связи с принятием 28.07.2015 Комиссией УФАС по РТ решения о признании жалоб Гурьянова А.М., Шайхуллина А.Х. на действия организаторов торгов - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", обоснованной и выдачей предписания об отмене протоколов по Лотам 2, 3, и снятии их с торгов, а также в связи с обжалованием вышеуказанного решения в Арбитражном суде Республики Татарстан, рассмотрение вопроса о заключении договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:409 площадью 969 кв.м. в жилом массиве Константиновка, вопроса о возврате задатка, внесенного ИП Захаровым М.В., для участия в аукционе, отложены до вынесения судебного акта по результатам рассмотрения настоящего заявления.
В материалах дела наряду с документами, подтверждающими право собственности на земельный участок N 16:16:120602:407, N 16:16:120602:409 за муниципальным образованием г.Казани, имеются выданные Константиновским сельским советом копия свидетельства N 292 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного 29.05.1993 на имя Шайхуллина А.Х. (т.1 л.д.43) и государственный акт N РТ-16-12-015643 о предоставлении Гурьянову А.М. земельного участка площадью 969 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства (т.1 л.д.46).
В материалах дела, также имеется архивная справка за N 1510 от 22.07.2015 (т.1 л.д.23), выданная Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, из которой следует, что свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, государственные акты на право собственности на землю и документы об их выдаче в архивный отдел исполнительного комитета не поступали.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания состоявшегося 19.10.2015, со слов присутствующих в судебном заседании Гурьянова А.М. и его супруги, судом установлено, что земельный участок за кадастровым N 16:16:120602:409 Гурьянову А.М. не принадлежит, каких-либо претензий на данный земельный участок не имеют.
С учетом данных противоречий, антимонопольному органу в судебном заседании предложено представить оригиналы правоустанавливающих документов на земельный участокN 16:16:120602:407, на что представитель антимонопольного органа пояснил, что представить соответствующие документы не представляется возможным, поскольку оригиналы правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставлялись представителем Гурьянова А.М. и Шайхуллина А.Х., Мухаметзяновым А.Р. лишь на заседании Комиссии УАФС по РТ, на основании, которых жалоба и была признана обоснованной.
В целях получения достоверных сведений в отношений спорных земельных участков, по ходатайству заявителя Арбитражным судом Республики Татарстан направлен запрос Национальный архив РТ о предоставлении о предоставлении сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 (площадь 969 кв.м.) и 16:16:120602:409 (1361 кв.м.), расположенных в РТ, г.Казань, с.Константиновка.
Согласно полученному ответу, документы Константиновского сельского Совета народных депутатов Высокогорского района ТАССР, в архив на хранение не поступали, в связи с чем выдача сведений о выделении земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:407, 16:16:120602:409 в с.Константиновка не представляется возможной.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к компетенции антимонопольного органа относится рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества (пункт 4.2 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ).
В силу пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В данном случае, признавая жалобу Гурьянова А.М. и Шайхуллина А.Х. обоснованной, антимонопольный орган исходил из того, что в связи с имеющимся спором о праве и правообладателях земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409, реализация указанных земельных участков на торгах, до установления их фактических правообладателей, значительно нарушает права и законные интересы Гурьянова А.М. и Шайхуллина А.Х.
Однако в материалы дела представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт регистрации права собственности на спорные земельные участки за муниципальным образованием г.Казани, доказательств опровергающих данное обстоятельство суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал вывод, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", каких-либо действий в ущерб Гурьянова А.М. и Шайхуллина А.Х.
Напротив, в рассматриваемой ситуации Комитетом предприняты все необходимые меры по недопущению ущемления прав и законных интересов вышеназванных лиц.
Кроме того, организация проведения торгов муниципального имущества, в том числе земельных участков проведена МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в соответствии с нормами законодательства, регулирующими соответствующие правоотношения.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа не следует, какие преимущества и перед кем были предоставлены МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений г.Казани", по сравнению с какими хозяйствующими субъектами были предоставлены более выгодные условия деятельности, не представляется возможным установить в соответствии с какой частью какой статьи Закона о защите конкуренции заявителем допущены нарушения.
В соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия), разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Утвержденной формой решения (приложение N 6 к приказу ФАС России от 22.12.2006 N337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства") предусмотрено, что в установочной части решения должны содержаться сведения о нарушениях антимонопольного законодательства, выводы о наличии либо отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела, а в резолютивной части решения - выводы о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу со ссылками на конкретные нормы, а также выводы о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела.
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции, на которую ссылается антимонопольный орган в своем решение, предусматривает общий порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Однако каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" антимонопольным органом в материалы дела не представлено.
Антимонопольным органом при принятии решения, из анализа представленных документов, установлено, что имеется спор о праве и правообладателе земельных участков.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, в отдельном судебном заседании, не в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Данное право муниципального образования не оспорено, не признано недействительным.
Каких-либо доказательств опровергающих факт регистрации права собственности на спорные земельные участки за муниципальным образованием г.Казани в материалы дела антимонопольным органом, третьими лицами не представлено.
Суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемое решение антимонопольного органа по делу N Т04-180/2015 не содержит выводов о наличии в действиях заявителя нарушений антимонопольного законодательства со ссылками на конкретные нормы права, нарушение которых установлено антимонопольным органом в результате рассмотрении дела.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности антимонопольным органом законности принятия оспариваемого решения и предписания по делу Т04-180/2015 от 28.07.2015, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив требования заявителя, не учел следующее.
В суд апелляционной инстанции Мухаметзяновым А.Р. на обозрение суда представлены оригиналы документов: государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследования, бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.12.1993 N РТ-16-12-015643 на Гурьянова А.М.; свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 29.05.1993 N 292 на Шайхуллина А.Х.
Копии указанных документов заверены судом и приобщены к материалам дела.
Суд апелляционной инстанции установил, что на спорные земельные участки с кадастровыми 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409, которые были выставлены заявителем на торги, Гурьянов А.М. имеет государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследования, бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.12.1993 N РТ-16-12-015643, а Шайхуллин А.Х. свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 29.05.1993 N 292.
Указанные обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
Из материалов дела видно, что в суд первой инстанции представлены кадастровые паспорта на указанные земельные участки от 04.12.2012 и от 12.12.2012 (т.1 л.д.42, 45). В указанных кадастровых паспортах указано, что разрешено использовать земельные участки для личного подсобного хозяйства.
Указанные кадастровые паспорта земельных участков совпадают с кадастровыми номерами земельных участков, которые выставлены Комитетом на торги (т.1 л.д.27, 28, 29).
В кадастровых паспортах, представленных Комитетом, указано, что земли населенных пунктов.
Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ письмом от 17.07.2015 N ИП-04/11001 сообщил, что территория Константиновского сельского поселения в 2008 году передана городу Казани. Кому и на каком основании были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:407 и 16:16:120602:409 площадью 969 кв.м. и 1361 кв.м., расположенные в Республике Татарстан, г.Казань, село Константиновка должно находиться в Константиновском сельском поселении города Казани (т.1 л.д.22).
Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ представлена архивная справка от 22.07.2015 N 1510 о том, что в архивном фонде Константиновского Совета местного самоуправления на хранении имеется протокол заседания исполкома Константиновского сельского Совета народных депутатов Высокогорского района РТ от 19.12.1993, что в списках граждан на оформление земельных участков в собственность по Константиновскому CMC, значатся Гурьянов A.M. и Шайхуллин А.Х. (т.1 л.д.23).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права и законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", являясь организатором торгов, выставил на торги вышеуказанные земельные участки, на которые имеется государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследования, бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.12.1993 N РТ-16-12-015643 на Гурьянова А.М., а также свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 29.05.1993 N 292 на Шайхуллина А.Х.
Своими действиями МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", как организатор торгов, нарушил права и законные Гурьянова А.М. и Шайхуллина А.Х.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Гурьянова А.М. и Шайхуллина А.Х. подтвердил, что Гурьянов А.М. и Шайхуллин А.Х. в настоящее время пользуются спорными земельными участками и от них не отказывались.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 21.12.2015 по делу N А65-20032/2015 следует отменить, в удовлетворении МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 декабря 2015 года по делу N А65-20032/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20032/2015
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений" Исполнительного Комитета муниципального образования города Казани ,г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Гурьянов А. М., Захаров М. В., ИКМО г. Казани, МКУ "Администрация Советского района г. Казани", Мухаметзянов А. Р., Шайхуллин А. Х., Архивная служба РТ