Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2016 г. N Ф08-5123/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании убытков по государственному контракту
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
07 мая 2016 г. |
дело N А32-26875/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
при участии:
от истца - Костоглотова Елена Анатольевна по доверенности от 01.09.2015,
от ответчика государственного учреждения Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации - Хамерзоков Азамат Якубович по доверенности от 31.12.2015; Алексеева Светлана Игоревна по доверенности от 11.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Фонда социального страхования Российской Федерации, государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016 по делу N А32-26875/2015, принятое в составе судьи Баганиной С.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Фирма "Надежда" (ИНН 2314016090),
к Фонду социального страхования Российской Федерации (ИНН 7736056647/ ОГРН 1027739443236),
к государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718/ ОГРН 1022301212878),
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Фирма "Надежда" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Фонду социального страхования Российской Федерации, к государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании 1427369,90 руб. убытков, составляющих стоимость технических средств реабилитации, изготовленных и выданных на основании направлений учреждения по заключенным государственным контрактам :
- N 247 от 14.10.2013 на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедическими аппаратами на верхние и нижние конечности;
N 249 от 18.10.2013- на выполнение работ для обеспечения инвалидов в 2013 году сложной ортопедической обувью;
N 250 от 21.10.2013 на выполнение работ для обеспечения инвалидов сложной ортопедической обувью для взрослых и детей;
N 258 от 28.10.2013 - на выполнение работ по постгарантийному ремонту нижних протезов нижних конечностей;
N 293 от 06.12.2013 - на выполнение работ по обеспечению инвалидов в 2013 году сложной ортопедической обувью для взрослых и детей (с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016 исковые требования удовлетворены в размере 1427369,90 руб. убытков, взысканных с Российской Федерации в лице Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации. В иске к государственному учреждению "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" отказано.
Фонд социального страхования Российской Федерации и государственное учреждение "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" обратились с апелляционными жалобами, просили отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016, в иске отказать. Жалобы мотивированы тем, что в соответствии с п. 4.1 контрактов срок действия контрактов - до 27.12.2013 года, а в рамках взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств. Вместе с тем, в исковом заявлении сам истец указывает на то, что фактически изготовлены и выданы получателям протезно-ортопедические изделия, согласно реестров и актов выполненных работ, в 2014 г. Судом не приняты во внимание доводы о том, что Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является надлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление уточненных требований с приложением обосновывающих документов в адрес Фонда социального страхования РФ. Судом не учтен тот факт, что действующим законодательством и государственными стандартами не утвержден нормативный срок необходимый для изготовления протезно-ортопедических изделий. Каждое предприятие самостоятельно определяет и устанавливает сроки изготовления изделий. Не приняты во внимание пояснения ответчика о том, что участие в торгах осуществляется участниками конкурсных процедур на добровольной основе, а государственные контракты по итогам проведения конкурсных процедур заключаются на условиях, указанных в конкурсной документации, а соответственно о сроках, в которые необходимо было уложиться участнику в рамках государственного контракта N 293 от 06.12.2013 г. на выполнение работ по обеспечению инвалидов в 2013 г. сложной ортопедической обувью для взрослых и детей, истцу было известно до заключения данного контракта. При завершении текущего финансового года в силу ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят (п. 5 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" от 16 декабря 2010 г. N 174н). Учитывая регламентированный вышеуказанными нормами действующего законодательства порядок осуществления платежей бюджетными организациями, направленные истцом за пределами финансового года отчетные документы были обосновано не приняты ответчиком к оплате. Судом не дана оценка доводам ответчика о нарушении истцом претензионного порядка рассмотрения споров, который предусмотрен государственными контрактами из существа которых вытекают рассматриваемые разногласия сторон. В адрес Краснодарского регионального отделения Фонда, повторное письмо N 124 от 25.06.2015 г. не поступало, не представлены документы, подтверждающие факт направления данного письма в адрес ответчика. В соответствии с постановлением правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N240 при выдаче направлений инвалидам разъясняются его права и сроки обращения с данным направлением на предприятия для изготовления протезно-ортопедических изделий. Инвалидам, в обязательном порядке, указывается о необходимости обращения на предприятия в срок до окончания календарного года, а также на возможность, по их желанию, обращаться за изготовлением изделий на другие предприятия за счет собственных средств с последующей компенсацией расходов в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н. Ссылка суда на то, что инвалиды не обязаны оплачивать стоимость полученных изделий, поскольку оплата стоимости таких изделий является расходным обязательством РФ и производится за счет средств Фонда социального страхования не обоснована, поскольку при рассмотрении дела по существу вопрос самостоятельной оплаты инвалидами полученных средств реабилитации сторонами не поднимался. В силу норм действующего (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) и действовавшего на момент размещения заказов законодательства (Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), государственный заказчик не вправе осуществлять закупки в отсутствие лимитов бюджетных обязательств, несвоевременное представление истцом отчетных документов привело к возврату не израсходованных денежных средств в бюджет, а соответственно не обеспечение инвалидов средствами реабилитации в текущем финансовом году в размере возвращенных денежных средств и нарушение таким образом прав инвалидов. Ответчик в лице Краснодарского регионального отделения Фонда надлежаще исполнил свои обязательства в рамках заключенных государственных контрактов в части принятия и оплаты своевременно представленных отчетных документов, таким образом действуя в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Бюджетного кодекса РФ.
ООО Фирма "Надежда" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что обществом изготовлены и выданы протезно-ортопедические изделия получателям, согласно реестров и актов выполненных работ от 10.04.2014 от 13.01.2014 в порядке и на условиях предусмотренных государственными контрактами. Общество направило в адрес Армавирского филиала N 18 ГУ КРО ФСС реестры и акты сдачи-приемки работ по государственным контрактам в пакетах N 46, N 47 от 06.04.2015 г. В ответ на обращение общества, Государственное учреждение Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ (далее - ГУ КРО ФСС) в лице филиала N18 письмом N 01-30/05/1769 от 08.05.2015 сообщило, что реестры и акты сдачи-приемки товара должны быть переданы в Филиал не позднее 15 календарных дней со дня оформления акта сдачи-приемки работ, однако указанные документы составлены исполнителем ООО "Фирма Надежда" 10.01.2014 г., а предоставлены в филиал N18 ГУ - КРО ФСС 09.04.2015 г. Кроме того, заказчиком в результате проверки Реестра N1 от 10.01.2014 на сумму 496690,00 руб. по обеспечению инвалидов сложной ортопедической обувью для взрослых и детей, составленный в соответствии с государственным контрактом N293 от 06.12.2013, выявлены нарушения, поскольку часть направлений и отрывных талонов к направлениям приложенные к реестру предназначены для других государственных контрактов N249 от 18.10.2013 и N250 от 21.10.2013 по обеспечению инвалидов сложной ортопедической обувью. В связи с тем, что предоставленные исполнителем документы составлены с нарушением всех установленных сроков, по этим основаниям не были приняты к оплате при наличии подписанных актов сверки расчетов сторонами по каждому контрагенту. Повторным письмом N124 от 25.06.2015 г., общество обратилось в ГУ КРО ФСС с просьбой оплатить, стоимость произведенных и выданных протезно-ортопедических изделий, согласно исправленных и приложенных реестров на общую сумму 1673094,00 руб., однако обращение ООО "Фирма Надежда" заказчиком было проигнорировано. Согласно уточненных требований, по факту проведенной сверки с ГУ Краснодарское региональное отделение ФСС, стоимость выданных и не оплаченных истцом инвалидам ПОИ составила 1427369,00 руб., из общей суммы исполненных и не оплаченных государственных контрактов заключенных с ГУ Краснодарское региональное отделение ФСС. Финансирование расходных обязательств но обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется, за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Недостаточность денежных средств, выделенных на такие цели, не является основанием для освобождения от оплаты стоимости выполненных истцом работ.
В судебном заседании представители ответчика апелляционную жалобу поддержали.
Представитель истца апелляционные жалобы не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Из материалов дела следует, что по результатам открытого аукциона в электронной форме между обществом с ограниченной ответственностью фирма "Надежда" (исполнитель) и государственным учреждением "Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации" (заказчик) заключены государственные контракты:
* N 247 от 14 октября 2013 на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедическими аппаратами (в том числе ортезами) в 2013 году на верхние и нижние конечности;
* N 249 от 18.10.2013 на выполнение работ для обеспечения инвалидов в 2013 году сложной ортопедической обувью;
* N 250 от 21.10.2013 на выполнение работ для обеспечения инвалидов сложной ортопедической обувью для взрослых и детей;
* N 258 от 28 октября 2013 на выполнение работ по постгарантийному ремонту нижних протезов нижних конечностей;
* N 293 от 06 декабря 2013 на выполнение работ по обеспечению инвалидов в 2013 году сложной ортопедической обувью для взрослых и детей;
Согласно указанным государственным контрактам поставщик обязался изготовить и поставить получателям (гражданам, имеющим право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета при наличии у последних направлений, оформленных и выданных учреждением в соответствии с формой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.08.08 N 439н.) в соответствии с техническим заданием, а Государственное учреждение "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (заказчик) обязалось принять и оплатить фактически изготовленный и поставленный поставщиком товар получателям в порядке и на условиях предусмотренных вышеуказанными государственными контрактами.
Общая сумма государственных контрактов N 247, N 258, N 293 на 2013 год составила 6405662 руб.
Согласно условиям государственного контракта N 247 от 14 октября 2013, ООО "Фирма "Надежда" (далее - поставщик) обязалось выполнить работы по обеспечению инвалидов ортопедическими аппаратами (в том числе ортезами) в 2013 году на верхние и нижние конечности.
В пункте 2.2 контракта установлено, что общее количество выполняемых работ в рамках настоящего контракта определено в техническом задании (приложение N 1). Количество по каждому виду (шифру) протезно-ортопедических изделий определяется исходя из фактического обращения получателей на тот или иной вид изделия и составило 100 штук. Цена настоящего контракта составляет 2 675 886 рублей (пункт 3.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.1.1 контракта поставщик обязался принять заказ и выполнить работы по настоящему контракту в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) и передать их результат непосредственно получателю при предоставлении им паспорта и направления, выдаваемого филиалом заказчика. Срок выполнения работ по изготовлению одного изделия не должен превышать 44 (сорока четырех) рабочих дней с момента обращения Получателя с направлением филиала Заказчика.
Согласно пункта 5.1.2 контракта, при выдаче результатов работ получателю, исполнитель оформляет акт сдачи-приемки работ, который подписывается исполнителем и получателем. Указанный акт оформляется в 3 (трех) экземплярах, датой выполнения работ по настоящему контракту является дата подписания исполнителем и получателем акта сдачи приемки работ. Передать филиалу заказчика документы, указанные в пункте 3.3 контракта не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с момента оформления акта сдачи приемки работ, (пункт 5.1.3. контракта). Возвратить филиалам заказчика акт сверки расчетов не позднее 5 (пяти) дней с даты его подписания, (пункт 5.1.6. Контракта).
В пункте 5.2,1 контракта предусмотрено, что заказчик обязан предоставлять исполнителю сведения о выданном получателю направлении, которое выдано филиалом заказчика для обеспечения получателя протезно-ортопедическими изделиями. Предоставлять поставщику списки получателей, по которым заказчиком выданы направления на обеспечение техническими средствами реабилитации. Срок действия контракта - до 20 декабря 2013 года.
Исполнитель обеспечил ортопедическими аппаратами детей-инвалидов с заболеванием ДЦП, на основании направлений представленных родителями (Борисов Е.В., Артухтна В.Е., Яценко У.С., Таран М.А.). Стоимость аппарата составляет 147406,00 руб. Нарыжняк Е.П., стоимость аппарата составила 46135, 00 руб., Всего выполнено на сумму 635759,00 руб. После изготовления и выдачи указанных аппаратов, при формировании реестров выяснилось, что изделия указанные в направлении не соответствуют условиям Контракта, по этим основаниям аппараты стоимостью 442 218,00 руб., остались не предъявлены к оплате Заказчику. Инвалид Кобаргин И.Т. получил коленные ортезы стоимостью 24 190,00 руб. согласно направления, но отказался от них уже после окончания срока действия контракта. Для инвалида Таран М.А. со стоимостью заказа - 147406,00 руб.. запасные части были заказаны на основании заявок N 223 от 08.11.2013, N 244 от 27.11.2013. N256 от 06.12.2013. согласно пункта 8.2 Контракта в ноябре, декабре 2013. а доставка компанией "ОТТО БОК Сервис" (Германия), была произведена в январе 2014, что повлияло на сроки изготовления протезно-ортопедических изделий. По факту выполненных работ сдано реестров и оплачено заказчиком изделий на сумму 2034423 руб. Документы, подтверждающие даты начала и окончания работ указаны в актах сдачи - приемки работ, которые сданы заказчику согласно актам выполненных работ от 10.01.2014 г.
Согласно первоначальному расчету истца, исполнителем выполнено и выдано изделий на сумму 2 670 182 руб., (что составляет 99,8% от цены контракта).
Согласно условиям пункта 5.2.1 контракта N 258 от 28.10.2013 заказчик обязан предоставлять исполнителю сведения о выданном получателю Направлении, которое выдано Филиалом Заказчика для обеспечения получателя протезно-ортопедическими изделиями. Предоставлять поставщику списки получателей, по которым заказчиком выданы направления на обеспечение техническими средствами реабилитации.
В соответствии с пунктом 5.2.2 контракта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 21.08.2008 г. N 439-н заказчик обязан указать в направлении срок его действия - до 20 декабря 2013 года. В пункте 5.1.1 контракта так же предусмотрено, принять заказ на выполнение работ и выполнить работы по настоящему контракту и передать их результат непосредственно получателю при предоставлении им паспорта и направления, выдаваемого филиалом заказчика. Срок выполнения работ по изготовлению одного изделия не должен превышать 44 (сорок четыре) рабочих дня с момента обращения получателя с направлением филиала заказчика.
Согласно пункту 3.3 для расчетов по контракту поставщик передает Филиалу заказчика акт выполненных работ с приложением реестра выполненных работ получателям, актов сдачи-приемки товара получателями, счета за соответствующий период, счета-фактуры с описанием товара и отрывных талонов к направлениям.
Обязательства по контракту N 258 от 28.10.2013 исполнителем выполнены на сумму 593 231 руб., (что составляет 94,32% от цены контракта), неисполненная часть по контракту составила 35695,00 руб. (5,68%), поскольку заказчик не принял работы для инвалида Поповой А.Г., ссылаясь на отсутствие заключения комиссии, при этом Попова А.Г к работам, выполненным на основании направления N 817 от 02.12.2013, согласно акту сдачи-приемки работ от 20.12.2013 претензий не имеет.
Согласно условиям пункта 5.2.1 государственного контракта N 293 от 06.12.2013 заказчик обязан предоставлять исполнителю сведения о выданном получателю направлении, которое выдано филиалом заказчика для обеспечения получателя протезно-ортопедическими изделиями. Предоставлять поставщику списки получателей, по которым заказчиком выданы направления на обеспечение техническими средствами реабилитации.
В соответствии с пунктом 5.2.2 контракта в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.08.2008 г. N 439-н заказчик обязан указать в направлении срок его действия - до 20 декабря 2013 года.
В пункте 5.1.1 контракта предусмотрено, принять заказ на выполнение работ и выполнить работы по настоящему контракту и передать их результат непосредственно получателю при предоставлении им паспорта и направления, выдаваемого филиалом заказчика. Срок выполнения работ по изготовлению одного изделия не должен превышать 44 рабочих дня с момента обращения получателя с направлением филиала заказчика.
Согласно пункту 3.3 для расчетов по контракту поставщик передает филиалу заказчика акт выполненных работ с приложением реестра выполненных работ получателям, актов сдачи-приемки товара получателями, счета за соответствующий период, счета-фактуры с описанием товара и отрывных талонов к направлениям.
В перечень работ по данному контракту входило выполнение работ по обеспечению инвалидов сложной ортопедической обувью для взрослых и детей. Акты сдачи-приемки выполненных работ исполнителем были переданы заказчику 23.12.2013 года. Исполнителем выполнено и выдано изделий на сумму 1 236 146,00 руб., (что составляет 39,86% от суммы контракта).
Как указал истец, контракт заключен в декабре 2013 года, а пошив сложной ортопедической обуви занимает определенное количество времени (25-40 дней), исполнителем выполнен не полный объем работ в установленный в контракте срок. Исполнителем на основании направлений приняты заказы на полный объем работ, изготовлены колодки, разработаны модели и остальная партия обуви оставшаяся в заготовках, была изготовлена и выдана получателям в первой половине следующего года.
По условиям государственного контракта N 249 от 18.10.2013 (пункт 5.2.1) заказчик обязан предоставлять исполнителю сведения о выданном получателю направлении, которое выдано филиалом заказчика для обеспечения получателя протезно-ортопедическими изделиями. Предоставлять поставщику списки получателей, по которым заказчиком выданы направления на обеспечение техническими средствами реабилитации.
В соответствии с пунктом 5.2.2 Контракта в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.08.2008 г. N 439-н заказчик обязан указать в Направлении срок его действия - до 20 декабря 2013 года.
В пункте 5.1.1 контракта так же предусмотрено, принять заказ на выполнение работ и выполнить работы по настоящему контракту и передать их результат непосредственно получателю при предоставлении им паспорта и направления, выдаваемого филиалом заказчика. Срок выполнения работ по изготовлению одного изделия не должен превышать 44 рабочих дня с момента обращения получателя с направлением филиала заказчика.
Согласно пункту 3.3 для расчетов по контракту поставщик передает филиалу заказчика акт выполненных работ с приложением реестра выполненных работ получателям, актов сдачи-приемки товара получателями, счета за соответствующий период, счета-фактуры с описанием товара и отрывных талонов к направлениям.
Исполнителем выполнено и выдано изделий на сумму 1490786, 92 руб.. (что составляет 99.91% от цены контракта), остаток неисполненных обязательств по контракту составил 1396,90 руб. (0.09%), поскольку вся заказанная обувь была парная, а оставшаяся сумма соответствует стоимости полупары, следовательно, за изготовлением одной полупары никто из инвалидов не обратился в связи с чем изготовить и выдать одну полупару обуви не представляется возможным. Документы, подтверждающие даты начала и окончания работ указаны в актах сдачи - приемки работ, которые были сданы заказчику.
По условиям государственного контракта N 250 от 18.10.2013 предусмотрено, что заказчик обязан предоставлять исполнителю сведения о выданном получателю направлении, которое выдано филиалом заказчика для обеспечения получателя протезно-ортопедическими изделиями. Предоставлять поставщику списки получателей, по которым заказчиком выданы направления на обеспечение техническими средствами реабилитации.
В соответствии с пунктом 5.2.2 контракта в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.08.2008 г. N 439-н заказчик обязан указать в направлении срок его действия - до 20 декабря 2013 года.
В пункте 5.1.1 контракта так же предусмотрено, принять заказ на выполнение работ и выполнить работы по настоящему контракту и передать их результат непосредственно получателю при предоставлении им паспорта и направления, выдаваемого филиалом заказчика. Срок выполнения работ по изготовлению одного изделия не должен превышать 44 рабочих дня с момента обращения получателя с направлением филиала заказчика.
Согласно пункту 3.3 для расчетов по контракту поставщик передает филиалу заказчика акт выполненных работ с приложением реестра выполненных работ получателям, актов сдачи-приемки товара получателями, счета за соответствующий период, счета-фактуры с описанием товара и отрывных талонов к направлениям.
Исполнителем выполнено и выдано изделий на сумму 2847300,37 руб.. (95.43%). Документы, подтверждающие даты начала и окончания работ приложены к актам сдачи - приемки работ, сданы заказчику.
Согласно выданным направлениям Краснодарского регионального отделения, ФСС, исполнитель ООО "Фирма Надежда" выполнило обязательство по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и ортопедической обувью за 2013 год на общую сумму, указанных заключенных государственных контрактов. В период действия контрактов и после истечения срока их действия ГУ КРО ФСС продолжало выдавать направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий.
Исполнитель направил в адрес Армавирского филиала N 18 ГУ КРО ФСС реестры и акты сдачи-приемки работ по государственным контрактам в пакетах N 46, N 47 от 06.04.2015 г.
В ответ на обращение общества, Государственное учреждение Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ в лице филиала N 18 (далее -ГУ КРО ФСС) письмом N 01-30/05/1769 от 08.05.2015 сообщило, реестры и акты сдачи-приемки товара должны быть переданы в Филиал не позднее 15 календарных дней со дня оформления акта сдачи-приемки работ, однако указанные документы составлены исполнителем 10.01.2014 г., а предоставлены 09.04.2015 г. Кроме того, заказчиком в результате проверки реестра выявлено, что часть направлений и отрывных талонов к направлениям, приложенные к реестру N 1 от 10.01.2014 на сумму 496690 руб. по обеспечению инвалидов сложной ортопедической обувью для взрослых и детей в соответствии с государственным контрактом N 293 от 06.12.2013, предназначены для других государственных контрактов N 249 от 18.10.2013 и N 250 от 21.10.2013 по обеспечению инвалидов сложной ортопедической обувью. В связи с тем, что предоставленные исполнителем документы составлены с нарушением установленных сроков, они не приняты к оплате.
Письмом N 124 от 25.06.2015 исполнитель повторно обратился в ГУ КРО ФСС с просьбой оплатить стоимость произведенных и выданных протезно-ортопедических изделий согласно исправленным реестрам на общую сумму 1673094 руб., однако обращение заказчиком оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Доводы о несоблюдении претензионного порядка опровергаются представленной в дело перепиской сторон.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам получение технических средств, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.04.08 N 240.
В соответствии с п.5 указанных Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Исполнителем изделия переданы гражданам-инвалидам, представившим выданные учреждением направления. Учреждение, выдавая направления в адрес предприятия, имело возможность учитывать количество выданных направлений и соразмерять их количество с суммами заключенных контрактов. Из приобщенных к материалам дела направлений следует, что инвалиды направлялись учреждением непосредственно в адрес истца-предприятия, что исключало возможность обратиться гражданам к иным изготовителям.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе протезно-ортопедическими изделиями, является обязательством Российской Федерации в рамках реабилитации инвалидов (глава III Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется, в соответствии со статьей 11.1 указанного Закона, за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской
Недостаточность денежных средств, выделенных на такие цели, не является основанием для освобождения от оплаты стоимости выполненных истцом работ.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23) разъяснено, что в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Пунктом 17 постановления N 23 разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции квалифицировал понесенные расходы истца как убытки, которые в соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ подлежат возмещению.
Согласно п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения
С учетом изложенного, требования о взыскании денежных средств в сумме 1427369,90 руб., составляющих стоимость технических средств реабилитации, выданных инвалидам на основании направлений учреждения, обоснованно удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации (аналогичная позиция указана в Постановлении ФАС СКО от 28.04.2008 по делу N А32-1323/20, от 23.06.2014 по делу N А32-17910/2013).
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016 по делу N А32-26875/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Возвратить Фонду социального страхования Российской Федерации (ИНН 7736056647/ ОГРН 1027739443236) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26875/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2016 г. N Ф08-5123/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Фирма Надежда"
Ответчик: ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации, ГУ Краснодасркое региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ