город Воронеж |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N A35-6321/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
от ООО "АМТ БАНК": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от УМВД России по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от Межрайонного отделения технического надзора и регистрации автотранспортных средств ГИБДД N 8 УМВД по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "АМТ БАНК" на решение Арбитражного суда Курской области от 24.02.2016 по делу N А35-6321/2015 (судья Матвеева О.А.) по заявлению ООО "АМТ БАНК" (ОГРН 1027700182366, ИНН 7722994494) о признании незаконным бездействия УМВД России по Курской области, выразившегося в отказе совершения действий по перерегистрации за новым собственником транспортного средства и об обязании УМВД России по Курской области совершить действия по перерегистрации за новым собственником указанного транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АМТ БАНК" (далее - Банк, Заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия УМВД России по Курской области, допущенного 08.04.2015, и выразившегося в отказе совершения действий по перерегистрации за новым собственником транспортного средства MITSUBISHI OUTLANDER 2.4, год выпуска 2004, VIN JMBXRCU5W4U005237, регистрационный знак X035KУ02; об обязании МОТН и РАС ГИБДД N 8 УМВД России по Курской области совершить действия по перерегистрации за новым собственником указанного транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "АМТ БАНК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что снятие с регистрационного учета осуществило ненадлежащее лицо - бывший собственник транспортного средства Бакиров Р.С., который утратил право собственности, а также не дана правовая оценка карточки учета транспортного средства, выданного при обращении заявителем за предоставлением услуги.
В судебное заседание стороны явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АМТ БАНК", место нахождения - 129110, г. Москва, проспект Мира, д. 62, корпус 1, внесено в единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1027700182366, ИНН 7722994494.
20.07.2011 Приказом Центрального Банка Российской Федерации N ОД-534 от 20.07.2011 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации ООО "АМТ БАНК".
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-59768/12-78-164 "Б" от 21.06.2012 в отношении ООО "АМТ БАНК" открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию Агентство по страхованию вкладов.
ООО "АМТ БАНК" на праве собственности принадлежит транспортное средство MITSUBISHI OUTLANDER 2.4, год выпуска 2004, VIN JMBXRCU5W4U005237, регистрационный знак Х035КУ02 возникшее на основании акта передачи нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга от 10.05.2012.
08.04.2015 ООО "АМТ БАНК", до переименования ООО "СЛАВИНВЕСТБАНК", ООО "БТА БАНК" обратилось в Межрайонное отделение технического надзора и регистрации автотранспортных средств ГИБДД N 8 УМВД России по Курской области (далее МОТН и РАС ГИБДД N 8 УВД России по Курской области) с заявлением о регистрации автотранспортного средства MITSUBISHI OUTLANDER 2.4, год выпуска 2004, VIN JMBXRCU5W4U005237, регистрационный знак Х035КУ02.
08.04.2015 (исх. N 46) МОТН и РАС ГИБДД N 8 УВД России по Курской области в регистрации было отказано, со ссылкой на то, что транспортное средство снято с регистрационного учета в связи с утилизацией, согласно базы данных ФИС-М предъявленное свидетельство о регистрации государственных регистрационных знаков и паспорта транспортного средства утрачены.
Не согласившись с данным отказом, ООО "АМТ БАНК" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.
Согласно пункту 3 статьи 15 вышеуказанного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Приказом МВД РФ от 07.08.2013 N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, определяющий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых, в соответствии с нормативными правовыми актами, для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителям, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Пунктом 15 Административного регламента определен перечень документов, представляемых заявителями, а именно: документы на транспортное средство (пункт 15.4.1. Административного регламента):
паспорт транспортного средства;
регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств);
свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
В соответствии с абзацем 4 пункта 24 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила N 1001).
Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в ГИБДД МВД РФ автомототранспортных средств.
Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами при обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно пункту 5 Правил N 1001 собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В соответствии с пунктом 36 Правил для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются, в том числе, следующие документы: документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства; регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки.
Пунктом 43 Правил установлено, что при снятии с регистрационного учета транспортных средств в случаях их утилизации регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение.
В результате рассмотрения документов, предоставленных заявителем, административным органом было установлено, что предоставленные паспорт транспортного средства (ПТС) 77ТС 173613, свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС)02ОО339709 и государственные регистрационные знаки Х035КУ 02 находились в базе данных похищенной, утраченной специальной продукции ГИБДД (база данных ФИС ГИБДД М).
Карточки учета похищенных (утраченных) документов, регистрационных знаков и специальной продукции базы данных Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД М) подтверждают факт наличия в соответствующих учетах сведений о ПТС 77ТС 173613, СТС 0200339709 и государственных регистрационных знаках Х035КУ 02, дата постановки в розыск - 13.09.2013, основание постановки в розыск - снятие транспортного средства MITSUBISHI OUTLANDER 2.4, 2004 г.в., идентификационный номер (VIN) JMBXRCU5W4U005237 с государственного регистрационного учета в связи с утилизацией.
Данное регистрационное действие было осуществлено собственником - гр. Бакировым Рустамом Сагитовичем, 09.03.1971 г.р., проживающим по адресу: Республика Башкортостан, Карамаскалинский район, н/п Актюбад, ул. Кооперативная, д. 15 на основании соответствующего заявления в регистрационном подразделении Госавтоинспекции Республики Башкортостан (код субъекта - 1180).
Карточка учета транспортного средства подтверждает осуществление данного регистрационного действия по снятию с учета в связи с утилизацией подразделением Госавтоинспекции Республики Башкортостан.
Довод заявителя, что снятие с регистрационного учета осуществило ненадлежащее лицо - бывший собственник транспортного средства Бакиров Р.С., который утратил право собственности с момента передачи транспортного средства, то есть 10.05.2012 и его действия не имеют правовых последствий, несостоятелен ввиду следующего.
Сотрудники МОТН и РАС ГИБДД N 8 УМВД России по Курской области в силу своих должностных обязанностей не вправе давать оценку законности, либо незаконности уже совершенного регистрационного действия по снятию с учета в связи с утилизацией спорного автомобиля сотрудниками регистрационного подразделения Госавтоинспекции Республики Башкортостан. Им не известно и не могло быть известно на момент принятия решения об отказе в регистрации, надлежащее ли лицо при обращении в Госавтоинспекцию Республики Башкортостан осуществило указанные действия, либо же лицо, утратившее к тому моменту право собственности, а также на основании каких документов были осуществлены указанные действия.
Более того, проверка и выяснение указанных фактов, а также определение спорного момента возникновения права собственности, не входит в четкий перечень действий сотрудников Госавтоинспекции при оказании государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств, предусмотренный Административным регламентом.
Вышеперечисленные действия не признаны незаконными, не оспорены в судебном порядке и не подлежит оценке в рамках настоящего спора.
Довод заявителя о том, что не дана правовая оценка карточки учета транспортного средства, выданной при обращении заявителем за предоставлением услуги, к которой не содержатся сведения о факте кражи, либо утрате, не состоятелен. Данная карточка учета, распечатанная из базы данных ФИС ГИБДД М, и подтверждающая факт наличия уже совершенной 13.09.2013 года операции по снятию рассматриваемого транспортного средства с учета Госавтоинспекцией Республики Башкортостан, была вручена представителю заявителя в качестве информации, и не могла содержать каких-либо сведений о факте кражи, либо утрате специальной продукции.
Права собственности на спорное транспортное средство после его утилизации не может перейти к иному лицу в связи с отсутствием объекта права.
Судом первой инстанции правильно указано, что обжалуемое бездействие не является незаконным. Отказ в осуществлении регистрационных действий, сформулированный в письменном ответе МОТН и РАС ГИБДД N 8 УВД России по Курской области от 08.04.2015 (исх. N 46), соответствует административной процедуре, предусмотренной Административным регламентом (п. 32.4 Административного регламента).
Таким образом, исходя из представленных в материалы дела доказательств следует, что отказ в осуществлении регистрационных действий осуществлен в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД РФ от 07.08.2013 N 605, в силу чего не нарушает права и законные интересы заявителя - ООО "АМТ Банк".
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 24.02.2016 по делу N А35-6321/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6321/2015
Истец: ООО "АМТ БАНК"
Ответчик: Межрайонное отделение технического надзора и регистрации автотранспортных средств ГИБДД N 8 УМВД по Курской области, УМВД России по Курской области
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1928/16