г. Москва |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А41-91921/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от истца, ОАО "Зернопродукт": Малинова Т.Ю. по доверенности от 28.07.15 б/н; Фишер М.Э. по доверенности от 22.12.15 б/н;
от ответчика, Администрации Ногинского муниципального района Московской области: Алексашина И.В. по доверенности от 21.08.15 N 1исх 1362,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Зернопродукт" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2016 года по делу N А41-91921/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску ОАО "Зернопродукт" к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании, взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Зернопродукт" (далее - ОАО "Зернопродукт", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - Администрация Ногинского района, администрация, ответчик) с заявленными требованиями (уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ):
- обязать Администрацию Ногинского муниципального района Московской области в месячный срок со дня вступления в силу решения суда заключить с ОАО "Зернопродукт" договор купли-продажи земельного участка, площадью 39 444 кв.м, кадастровый номер 50:23:0110147:50, расположенного в Московской области, Ногинском районе, городском поселении Ногинск, г.Ногинск, ул. Бетонная, д.2, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и объекта торговли" в редакции направленного ОАО "Зернопродукт" Администрацией Ногинского муниципального района Московской области Договора купли-продажи земельного участка N 13-2015 от 20.06.2015 г,, имеющегося у сторон, изложив пункт 2.1. указанного Договора в следующей редакции "2.1. Цена Участка установлена в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 1 649 745 (один миллион шестьсот сорок девять тысяч семьсот сорок пять) рублей 30 копеек";
- взыскать с Администрации Ногинского муниципального района Московской области в пользу ОАО "Зернопродукт" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2016 года по делу N А41-91921/15 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Зернопродукт" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению, 10 декабря 2008 года ОАО "Зернопродукт" направило в Администрацию Ногинского района заявление о предоставлении в собственность за плату по фактическому пользованию земельный участок площадью 39 444 кв.м, кадастровый номер 50:23:0110147:50, расположенного в Московской области, Ногинском районе, городском поселении Ногинск, г.Ногинск, ул. Бетонная, д.2, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и объекта торговли", в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ.
К заявлению общество приложило документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав собственности на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному действовавшим на тот момент Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370. Поскольку кадастровый учет земельного участка еще на тот момент не проводился, то кадастровый паспорт представлен не был.
11 января 2009 года администрация ответила заявителю, что для выкупа участка в собственность необходимо представление кадастрового паспорта земельного участка.
Письмом от 08.07.2010 N 1630 Администрация Ногинского района отказала в согласовании схемы расположения земельного участка, ссылаясь на то, что на данном участке находятся также объекты недвижимости, не принадлежащие ОАО "Зернопродукт".
14 марта 2012 года общество направило в администрацию письмо с просьбой согласовать Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Администрация повторно отказала в согласовании схемы, сославшись на необходимость заявителем представить подтверждение его права собственности на все объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом участке.
05 сентября 2013 года ОАО "Зернопродукт" направило в Администрацию Ногинского района заявление о предоставлении в собственность земельного участка с приложением свидетельств о регистрации права собственности на следующие объекты недвижимости: - здание мельницы площадью 454,50 кв.м.; - здание склада для хранения мягкой тары площадью 369,80 кв.м.; - здание башни ТР площадью 181,10 кв.м.; - здание трансформаторной подстанции ТП площадью 137,70 кв.м.; - здание склада N 5 площадью 1275,80 кв.м.; - здание зернового склада N 6 площадью 1077,90 кв.м.; - здание склада N 2 площадью 958,20 кв.м.; - здание зернового склада N 6 площадью 1077,90 кв.м.; - металлические сооружения зерносушилки площадью 59,80 кв.м.; - сооружение асфальтовые покрытия площадью 12841,40 кв.м.; - ограждение территории протяженностью 1006,8 п.м.; -здание секция склада для продукции площадью 137,70 кв.м.; - здание зарядная для электропогрузчиков площадью 50 кв.м.; - сооружение металлические бункера для зерна площадью 36,60 кв.м.; - здание рабочей башни с эстакадой площадью 90,60 кв.м.; - сооружение для емкости под муку площадью 91,50 кв.м.; - сооружение металлический бункер для отрубей площадью 86,80 кв.м.; - 2-я очередь зернового склада после реконструкции площадью 375,90 кв.м.; - здание склада N 1 площадью 945 кв.м.; - здание 1-я очередь зернового склада (после реконструкции) площадью 303,90 кв.м.; - здание магазина Колосок площадью 78 кв.м.; - сооружение эстакада площадью 220 кв.м.; - сооружение цистерны металлические площадью 126,50 кв.м.; - здание склад комбикормов площадью 139,2 кв.м.; - здание склад N 7а для продукции площадью 1583,40 кв.м.; - здание проходной площадью 86,30 кв.м.; - здание гаражи-мастерские площадью 374,40 кв.м.; - здания бытовые помещения площадью 143,80 кв.м.; - здание административно-вспомогательный корпус площадью 1132,50 кв.м.; - здание склада N 4 площадью 1272,80 кв.м.; - здание весовой будки площадью 7,70 кв.м.; - здание весовая автомобильная площадью 137,7 кв.м.; - сооружение металлическая емкость для комбикормов площадью 109,2 кв.м.
В заявлении от 05.09.2013 общество также указало, что заявление является повторным (первоначальное подано в 2008 году).
Также общество приложило к заявлению план приватизации Ногинской реализационной базы хлебопродуктов, с указанием, что является правопреемником данной базы.
Постановлением Администрации Ногинского района от 08.11.2013 N 1873 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 39444 кв.м., адрес Ногинский район, г.п.Ногинск, г.Ногинск, ул.Бетонная, д. 2, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и объекта торговли".
13 декабря 2013 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:16:0302010:2402.
Кадастровая стоимость участка определена в размере 132761798,52 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-20331/14 от 25.11.2014 кадастровая стоимость земельного участка с КН 50:16:0302010:2402 установлена в размере 65989812 руб., сведения о новой кадастровой стоимости внесены в ГКН, что подтверждается кадастровым паспортом от 16.01.2015. 21 января 2015 года ОАО "Зернопродукт" снова направило в Администрацию Ногинского района заявление о предоставлении в собственность земельного участка с КН 50:16:0302010:2402, к которому также приложило кадастровый паспорт земельного участка и копию ранее поданных заявлений.
В ответ на заявление администрацией был подготовлен и направлен обществу проект договора купли-продажи земельного участка, согласно которому цена была установлена в размере 15% от кадастровой стоимости, что составило 9898471,80 руб.
ОАО "Зернопродукт" подписало договор, но направило в администрацию протокол разногласий, в котором не согласилось с ценой выкупа, указав, что стоимость участка должна составлять 2,5% от кадастровой стоимости - 1649745,30 руб., так как первоначально заявление о выкупе подано до 01 июля 2012 года.
Поскольку администрацией не было принято решение об изменении цены выкупа участка, то общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 1.1 ст. 36 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" с 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается Правительством Московской области.
С 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков (Постановление Правительства МО от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках").
В силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, на законодательном уровне установлен размер стоимости выкупа земельных участков собственникам находящихся на участках объектов недвижимого имущества.
При этом, при обращении собственника за выкупом до 01 июля 2012 года устанавливалась льготная цена, составляющая 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, после 01.07.2012 - цена стала составлять 15% от его кадастровой стоимости.
В силу ч. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Как указывалось ранее, поскольку истец не согласился с установленной ответчиком в договоре купли-продажи ценой выкупа земельного участка, он обратился в арбитражный суд с иском об обязании администрацию заключить с ним договор по цене выкупа, равном 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, в размере 1649745 руб.
При этом истец ссылается на то, что первоначально заявление о выкупе подавалось им до 01 июля 2012 года, а точнее, 10 декабря 2008 года, но администрация не приняла мер ни по предоставлению участка в собственность, ни по формированию земельного участка.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с действовавшим в 2008 году Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, обязательными для представления документами являлись: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", также предусматривал необходимость предоставления выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения; уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Частью 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно ч. 8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом установлено, что заявитель обратился за предоставлением земельного участка в собственность в декабре 2008 года.
Между тем, в связи с тем, что земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, администрация отказала заявителю в его предоставлении (письмом от 11.01.2009). После чего заявитель стал предпринимать меры по образованию земельного участка и его постановке на кадастровый учет.
Письмом от 08.07.2010 администрация отказала в согласовании схемы расположения земельного участка в связи с не предоставлением обществом документов о правах на все объекты недвижимости, расположенные на участке. 14 марта 2012 года общество повторно просило согласовать схему расположения, но администрация в письме от 13.04.2012 вновь отказала, ссылаясь на то же основание.
Только 05 сентября 2013 года общество представило в администрацию подтверждения прав собственности на все расположенные на земельном участке объекты недвижимости, после чего участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет и принято решение о его предоставлении в собственность.
Из представленной переписки усматривается, что администрация своевременно отвечала на запросы заявителя, запрашивала необходимые документы.
Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, заявитель необходимые документы для формирования земельного участка и его постановки на кадастровый учет представил только в сентябре 2013 года, т.е. по истечению почти пяти лет после первоначального обращения.
При этом, представленные ранее сентября 2013 года заявление с приложенными документами не могли быть рассмотрены администрацией с принятием положительного решения для начала процедуры предоставления земельного участка путем принятия решения о его формировании (ч. 7 ст. 36 ЗК РФ), так как заявителем не были представлены все правоустанавливающие документы на находящиеся на участке объекты недвижимости.
Без данных документов не могли быть определены ни площадь, ни границы предоставляемого земельного участка.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что датой обращения заявителя следует считать 05 сентября 2013 года, когда заявитель представил документы, требуемые для формирования земельного участка и его постановки на кадастровый учет, без чего участок не мог быть предоставлен в собственность.
Объектом права испрашиваемый земельный участок стал являться только в декабре 2013 года, после постановки его на кадастровый учет и присвоения ему кадастрового номера.
Каких-либо нарушений со стороны администрации, касающиеся несвоевременности ответов, незаконности отказов в действиях не усматривается.
Администрация своевременно и в соответствии с требованиями законодательства отвечала на запросы общества.
Доказательств обратного не представлено.
Как правомерно указал суд первой инстанции, заявитель имел возможность предоставить все необходимые документы в срок до 01 июля 2012 года, но не сделал этого.
Документы, позволившие начать процедуру предоставления земельного участка по основаниям ст. 36 ЗК РФ, были предоставлены заявителем уже после 01 июля 2012 года, когда уже не действовал льготный порядок определения выкупной цены земельного участка (2,5% от его кадастровой стоимости).
В связи с этим, стоимость земельного участка правомерно определена администрацией в договоре купли-продажи от 20.07.2015 N 13-2015 в размере 15% от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, участок был поставлен на кадастровый учет в декабре 2013 года, тогда только и была определена его кадастровая стоимость в размере 132761798,52 руб., с которой заявитель не согласился.
Новая кадастровая стоимость была установлена судебным актом по делу N А41-20331/14 в размере 65989812 руб., вступившим в силу 25.11.2014, и по состоянию на 01 января 2014 года.
При этом, общество просит установить выкупную цену в размере 2,5% от кадастровой стоимости 65989812 руб., которая установлена с 01 января 2014 года, и не была установлена и не могла быть установлена до момента постановки земельного участка на кадастровый учет в декабре 2013 года.
При расчете цены выкупа в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, действующего до 01 июля 2012 года, должна была применяться действовавшая на тот момент кадастровая стоимость участка, которая не была и не могла быть установлена в связи с тем, что участок на тот момент не был поставлен на кадастровый учет.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заявитель апелляционной указывает на то, что на дату подачи заявления, 01.12.2008, о предоставлении в собственность спорного земельного участка, границы последнего были отведены и утверждены.
Одновременно заявитель апелляционной жалобы указывает, что администрация не исполнила обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка.
Согласно п.1 ст. 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В силу п. 6 Приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (действовал по состоянию на 01.12.2008) к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.З и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)).
Согласно постановлению Главы администрации Ногинского района N 819 от 06.03.1996 земельный участок площадью 4,2966 га отводился в аренду сроком на 10 лет.
Согласно письма от 21.04.1997 N 40-1343 на имя Главы администрации Ногинского района В.Н. Лаптева указывает, что земельный участок, предоставленный предприятию, не может передаваться в пользование на правах аренды, так как в уставном капитале акционерного общества 51 % государственных акций и просит произвести оформление права АООТ "Зернопродукт" на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком в размере 4,2966 га в соответствии с требованиями законодательства Московской области.
Статьей 26 ЗК РФ определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", - свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Какой-либо документ, перечисленный в п. 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" заявителем в материалы дела не представлен.
Заявитель указывает на то, что земельный участок площадью 4,2966 га был предоставлен в пользование предприятию в установленном законом порядке.
Акт комиссии по выбору земельного участка от 19.10.1995 (том 2 л.д. 49-54), заключение от 30.01.1996 N 21 по отводу земельного участка под строительство (том 2 л.д. 55), протокол отвода земельного участка от 11.10.1995 указывают лишь о намерении предоставить спорный земельный участок в аренду, но не в постоянное (бессрочное) пользование.
При этом, заявитель подтверждает, что договор аренды впоследствии не был заключен.
Платежные поручения на уплату налогов не подтверждают факта того, что заявитель оплачивал земельный налог именно за площадь равную 4,2966 га (л.д. 154, 159, 162, 163, 165), поскольку данные сведения могут отражаться только в налоговых декларациях.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на решения Арбитражного суда Московской области от 20.04.2012, от 19.02.2013, которыми за обществом было признано право собственности на самовольно возведенные объекты: магазин "Колосок", металлические емкости для комбикормов, весовая автомобильная и склад комбикормов.
Судебными актами было установлено, что объекты возводились хозспособом силами и средствами истца, приняты к бухгалтерскому учету обществом 15.06.1995.
Тогда как Акт комиссии по выбору земельного участка составлен 19.10.1995, то есть после осуществленного строительства на нем объектов.
Согласно Плану приватизации, зарегистрирован 25.02.1994, обществу в пользование был передан земельный участок, занятый объектами недвижимости площадью 2,24 га. (л.д. 17).
Таким образом, земельный участок площадью 4,2966 га, на который претендует заявитель, не является тем участком, который перешел обществу в порядке правопреемства от государственного предприятия при приватизации.
Ссылка заявителя апелляционной на то, что фактическое пользование земельным участком площадью 4,2966 га порождает правовые последствия относительно данного участка подлежит отклонению.
Согласно правилам, установленным ст. 36 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, действующей на 01.12.2008, было установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
И только при выполнении всех условий пункта 5 статьи 36 ЗК РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Поскольку спорный земельный участок на 01.12.2008 не имел кадастрового номера, к нему подлежали применению правила, установленные пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, в соответствии с которыми орган местного самоуправления утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления юридического лица.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Заявитель должен был предоставить документы, подтверждающие такое фактическое пользование земельным участком.
Решениями Арбитражного суда Московской области от 20.04.2012 по делу N А41-24200/11 и от 19.02.2013 по делу N А41-33101/12 за истцом было признано право собственности на объекты, находящиеся на спорном земельном участке.
Таким образом, по состоянию на 01.12.2008 администрация Ногинского муниципального района не имела возможности утвердить схему расположения спорного земельного участка ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на объекты, принадлежащие заявителю.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, действующей на 01.12.2008, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Заявитель считает, что п. 7 ст. 36 ЗК РФ никак не связывает дату постановки на учет земельного участка на кадастровый учет с правом заявителя выкупить земельный участок по льготной цене, указывая на судебную практику.
Статьей 11.1. ЗК РФ установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (в ред. действующей на 01.12.2008).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Статья 11.2 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Истец обратился с заявлением о выкупе земельного участка 23.05.2008. Согласно кадастровому паспорту от 25.08.2008 N 65/08-0408 земельный участок имел кадастровую стоимость в размере 2 126 011,84 руб.
В связи с чем, как указывалось ранее, суд первой инстанции правомерно установил, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе с приложением к нему всех необходимых документов в порядке, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Определением ВАС РФ от 08.09.2011 N ВАС-11240/11 в удовлетворении требования об установлении цены земельного участка на момент подачи заявления о его выкупе на 10.11.2009 отказано, так как истец обратился с заявлением о выкупе земельного участка площадью 5 980 кв. м, образованного из земельного участка площадью 8 100 кв. м, принадлежащий обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования с 25.02.2010.
Предметом спора был земельный участок с кадастровым номером 57:26:0010104:14, состоящий на учете в ГКН с 23.09.2003, свидетельство N 18 от 10.06.1992, в материалы дела на него представлен кадастровый паспорт от 25.06.2008 N 26/08-02-744. То есть спорный участок был образован из участка, который прошел государственный кадастровый учет.
Кроме этого, заявитель ссылается на письма Минэкономразвития РФ от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560, от 16.12.2011 N ОГ-Д23-2502, от 16.12.2011 N Д23-5188 о праве лиц, подавших заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Ссылка заявителя на указанные письма признается судом апелляционной инстанции необоснованной, поскольку данные письма не содержат разъяснений относительно тех лиц, которые подали заявления в установленный срок, но не приложили необходимые документы для выкупа земельных участков по льготной цене.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2016 года по делу N А41-91921/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91921/2015
Истец: ОАО "ЗЕРНОПРОДУКТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ