г. Москва |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А40-133509/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
помощником судьи Анищенко Е.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2016 г. по делу N А40-133509/15
принятое судьей Павлюком Ю.Б.
по заявлению открытого акционерного общества "Автомагазин Вешних Вод" (г. Москва, ОГРН 1027700399330, ИНН 7716178492)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (г. Москва, ОГРН 1097746680822, ИНН7726639745)
о признании незаконным отказа от 20.04.2015 N 77/002/001/2015-114 в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8а.; обязании произвести государственную регистрацию права собственности на названный земельный участок; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент городского имущества города Москвы (г. Москва, ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674),
при участии:
от Управления Росреестра по г.Москве - Крылова Г.Г.(дов. от 11.01.2016 N 13/2016),
от АО "Главное управление обустройства войск" - Крылова В.М.(дов. от 01.04.2016 N Д-261),
от ОАО "Автомагазин Вешних Вод" - Ашурков П.Н.(дов. N 12-юр/2016 от 22.03.2016), Юраков В.А.(дов. от 03.06.2015),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Автомагазин Вешних Вод" (далее - ОАО "Автомагазин Вешних Вод", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра, Заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 20.04.2015 г.N 77/002/001/2015-114 в государственной регистрации права собственности наземельный участок по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8а.; обязании произвести государственную регистрацию права собственности на названный земельный участок.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2016 г. отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20.04.2015 г. N 77/002/001/2015-114 в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8а признан незаконным. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию права собственности открытого акционерного общества "Автомагазин Вешних Вод" на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016003:1001, площадью 47 560 кв. м., имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8а.
Заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению Управления Росреестра при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Росреестра доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказать Обществу в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель ОАО "Автомагазин Вешних Вод" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в связи с нижеследующим.
Судом первой инстанции установлено, что 11.02.2015 г. ОАО "Автомагазин Вешних Вод" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением (вх. N 77/002/001/2015-114) о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 47 560 кв.м, кадастровый номер 77:02:0016003:1001, находящийся по адресу г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", приобретенный Заявителем на основании договора купли-продажи земельного участка от 23.01.2015 г. N М-02-С02057 и распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12.01.2015 г. N 9-02 ДГИ.
Управление Росреестра по Москве письмом от 26.02.2015 г. N 77/002/001/2015-114 уведомило Общество о приостановлении государственной регистрации права собственности на упомянутый земельный участок сроком до 25.03.2015 г.
На основании заявления Общества от 25.03.2015 г. вх. N 77/012/009/2015-686 государственная регистрация регистрирующим органом приостановлена до 24.06.2015 г.
По заявлению ОАО "Автомагазин Вешних Вод" от 07.04.2015 г. вх. N 77/012/011/2015-386, в связи с предоставлением дополнительных документов, подтверждающих выполнение требований статьи 78 Федерального закона от 26.12.1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также заверенных копий учредительных документов и решения об избрании генерального директора Общества, регистрационные действия возобновлены регистрирующим органом сроком до 20.04.2015.
Управление Росреестра по Москве письмом от 20.04.2015 г. исх. N 77/002/001/2015-114 сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности общества на упомянутый земельный участок. При этом регистрирующий орган сослался на то, что из ответа ГУП "МосгорБТИ" следует, что здания, расположенные по адресам: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 2 и стр. 13, частично выходят за границу земельного участка. Кроме того в представленном на регистрацию договоре купли-продажи от 23.01.2015 г. N М-02-С02057 неверно отражено существенное условие договора - цена.
Общество, не согласившись с названными отказом, обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав и интересов.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Частью 1 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Как следует из материалов дела ОАО "Автомагазин Вешних Вод" на основании плана приватизации, утвержденного распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 21.01.1999 г. N 98-р "О приватизации государственного предприятия "Автомагазин управления торговли Мосгарнизона" Министерства обороны Российской Федерации" является собственником объектов недвижимости: здание нежилое, общая площадь 719 кв.м, кадастровый номер: 77:02:0016003:1068 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 1), запись регистрации в ЕГРП от 02.08.2000 г. N 77- 01/02-005/2000-1072а; 2-этажное административное нежилое здание, общей площадью 249,9 кв.м, условный номер: 77920 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 2), запись регистрации в ЕГРП от 02.08.2000 г. N 77- 01/02-005/2000-1072б; склад, общей площадью 117 кв.м, условный номер: 130951 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 8), запись регистрации в ЕГРП от 28.09.2001 г. N 77-01/02-005/2001-1175; хранилище, общей площадью 51,2 кв.м., условный номер: 130954 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 А, стр. 9), запись регистрации в ЕГРП от 28.09.2001 г. N 77-01/02-005/2001-1176; хранилище, общей площадью 119 кв.м, условный номер: 130956 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 10), запись регистрации в ЕГРП от 28.09.2001 г. N 77-01/02-005/2001-1177; хранилище, общей площадью 1 504, 6 кв.м, условный номер: 130960 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 11), запись регистрации в ЕГРП от 28.09.2001 г. N 77-01/02-005/2001-1178; хранилище, общей площадью 2 152,5 кв.м, условный номер: 130961 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 13), запись регистрации в ЕГРП от 28.09.2001 г. N 77- 01/02-005/2001-1179; забор протяженностью 999,18 м, инв. N 3407/31, лит. А (г. Москва, ул. Вешних Вод, в домовладении 8 "А"), запись регистрации в ЕГРП от 04.08.2011 N 77-77-22/029/2011-512.
Приватизация объектов недвижимости на участке с кадастровым номером 77:02:0016003:1001, имеющим адресный ориентир: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и на основании Указа Президента Российской Федерации от 23.07.1997 г. N 775 "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли".
Земельный участок входил в план приватизации государственного предприятия "Автомагазин управления торговли Мосгарнизона" (приложение N 3 к плану), но поскольку названный закон не распространял свое действие на приватизацию земли, земельный участок, на котором располагались объекты недвижимого имущества, не был приватизирован в одно время с такими объектами на основании плана приватизации государственного предприятия "Автомагазин управления торговли Мосгарнизона".
После введения в действие Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (подпункт 1 пункта 2 статьи 3 названного Закона) была предоставлена возможность отчуждения из государственной и муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Доводы Управления Росреестра по Москве в отказе от государственной регистрации права собственности Общества на упомянутый участок в связи с нарушением статьи 1 и пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации правильно признаны судом первой инстанции необоснованными, поскольку названный кодекс в силу статьи 1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введен в действие со дня его официального опубликования. Текст Земельного кодекса Российской Федерации официально опубликован в "Российской газете" от 30.10.2001 г. N 211-212, в "Парламентской газете" от 30.10.2001 N 204-205, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29.10.2001 г. N 44 ст. 4147, то есть не мог вступить в действие ранее 29.10.2001 г.
Следовательно, доводы регистрирующего органа о нарушении принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленные статьи 1 упомянутого кодекса, и нарушения запрета на отчуждение земельного участка без отчуждения находящихся на нем здания, строения, сооружения, если они принадлежат одному лицу, установленного пунктом 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть применены к обстоятельствам приватизации строений 2 и 13, произошедшими до 29.10.2001 г., то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Также обоснованно отклонен судом первой инстанции, как несостоятельный довод Управления Росреестра по Москве о невозможности проверки соблюдения требований пункта 1 статьи 36 ЗК РФ при переходе права собственности на земельный участков в силу отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ЗК РФ образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 10, статье 29 ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. При этом, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения права на земельный участок, в соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка обратившимся лицам и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы в период действия Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 г. N 65-ПП (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП) и распоряжением от 10.10.2011 N 4598 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8А на кадастровой карте территории", утвердил схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (приложение N 1 к распоряжению) по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", установив в пункте 2 названного распоряжения вид разрешенного использования земельного участка: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов".
В связи с обращением Общества Департамент земельных ресурсов г. Москвы 07.02.2012 г. распоряжением N 514-02ДЗР принял решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016003:1001, площадью 47.560 кв.м, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", и предоставлении его в аренду ОАО "Автомагазин Вешних Вод" в границах согласно кадастровому паспорту для целей эксплуатации зданий общественно-деловых и производственных объектов и торговли.
Между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "Автомагазин Вешних Вод" 16.02.2012 г. заключен договор аренды земельного участка N М-02-036750, который зарегистрирован в 10.07.2012 г. в установленном законом порядке за номером 77- 77-14/011/1012-404. Приложением к данному договору является схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, из которой усматривается, что строения 2 и 13 располагаются в границах участка (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А").
Для постановки участка на кадастровый учет ОАО "Московский центральный трест инженерно-строительных изысканий" (ОАО "МосЦТИСИЗ") были выполнены работы по изготовлению межевого плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А".
На листах межевого плана: 12 ("Схема геодезических построений"), 13 ("Схема расположения земельных участков"), 14,1 ("Чертеж земельных участков и их частей"), 15,1 ("Чертеж земельных участков и их частей"), в местах нанесения характерных точек границы участка, сведения о которых позволяют однозначно определить их положение на местности (н1, н2, н3, н4 и н5) просматривается, что строения 2 и 13 располагаются в границах Участка. На листе 16 межевого плана ("Абрисы узловых точек границ земельных участков") видно, что строение 2 расположено в границах Участка.
Кроме того, на публичной кадастровой карте, расположенной на официальном сайте Росреестра, также видно, что строения 2 и 13 располагаются в границах участка с кадастровым номером 77:02:0016003:1001 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А").
Довод регистрирующего органа о том, что отсутствие сведений в кадастре влечет за собой отсутствие у Общества исключительного права, предоставленного абзацем вторым пункта 1 статьи 36 ЗК РФ на приватизацию участка с кадастровым номером 77:02:0016003:1001 в определенных границах, с соответствующей таким границам площадью является неправомерным.
Государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости, признается юридически действительным и такие объекты считаются учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. В срок до 01.01.2013 г. органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, должны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о наличии на участке с кадастровым номером 77:02:0016003:1001 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А") объектов недвижимого имущества, принадлежащих Обществу на праве собственности, права на которые Обществом зарегистрированы до вступления в силу Закона о кадастре, не свидетельствует о том, что на названном участке отсутствуют такие объекты.
Довод Управления Росреестра по Москве о том, что Обществом нарушены положения пунктов 4 и 6 статьи 11 ЗК РФ и пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, суд первой инстанции отклонил, обоснованно исходя из того, что участок на день обращения в регистрирующий орган не являлся вновь образуемым.
Также правильно оценен и отклонен судом первой инстанции довод Управления Росреестра по Москве о том, что представленный на регистрацию договор купли-продажи земельного участка от 23.01.2015 г. N М-02-С02057 не соответствует требованиям пункта 4 статьи 6 Закона г. Москвы "О землепользовании" в части существенного условия договора - "цены", так как он противоречит положениям пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п.п. 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, пунктам 4.2.1, 4.2.33 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, а также обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда города Москвы по делам: N А40-127467/12-7-1220 и N А40-141734/12-33-295.
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним, помимо указанных в названной статье, являются акты, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015 г.), продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.2.1, 4.2.33 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 20.11.2014 г. N 683-ПП), департамент принимает решения: о предоставлении в установленном порядке в собственность земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об организации проведения независимой оценки стоимости земельных участков, находящегося в собственности города Москвы, земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, и экспертизы отчетов об оценке стоимости земельных участков.
Департамент является лицом, уполномоченным Правительством Москвы на предоставление в установленном порядке в собственность земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, по соответствующей таким участкам цене.
Департаментом 12.01.2015 г. издано распоряжение N 9-02 ДГИ "О предоставлении ОАО "Автомагазин Вешних Вод" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 А (Северо-Восточный административный округ города Москвы)" в соответствии со статьями 28, 36 ЗК РФ, статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьями 4, 6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в г. Москве", постановлениями Правительства Москвы от 28.08.2007 г. N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в г. Москве", от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы".
Названным распоряжением участок с кадастровым номером 77:02:0016003:1001, площадью 47 560 кв.м, предоставлен Обществу в собственность для эксплуатации производственно-складских и административных зданий с оплатой стоимости земельного участка в размере 72 236 696 руб. 24 коп. На основании указанного распоряжения, между Департаментом и Обществом 23.01.2015 г. заключен договор купли-продажи земельного участка N М-02-С02057 для эксплуатации производственно-складских и административных зданий в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка, указанным в кадастровом паспорте участка, общей площадью 47 560 кв.м. Приложениями к договору являются: копия кадастрового паспорта участка от 03.12.2014 г. N 77/501/14-1197744; расчет цены участка; копия распоряжения департамента от 12.01.2015 г. N 9-02ДГИ; копия доверенности; акт приема-передачи участка.
Указанная в пункте 2.1 договора цена участка, соответствует 20% кадастровой стоимости участка равной 361 183 481 руб. 20 коп., в соответствии с распоряжением Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22.06.2012 г. N 3125.
Платежным поручением от 28.01.2015 г. N 33 Общество в полном объеме перечислило в бюджет г. Москвы плату за выкуп земельного участка.
Таким образом, все условия Обществом выполнены.
Судом первой инстанции правильно указано, что цену за участок устанавливает представитель собственника - Департамент, а не регистрирующий орган, в компетенцию которого определение цены не входит.
Отказ в регистрации упомянутого объекта недвижимости нарушает права Заявителя, поскольку не позволяет ему как собственнику в полном объеме распоряжаться упомянутым объектом недвижимости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20.04.2015 г. N 77/002/001/2015-114 в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8а незаконным и обязал Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию права собственности на названный земельный участок.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2015 г. отсутствуют.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.01.2016 г. по делу N А40-133509/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133509/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2016 г. N Ф05-11873/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО " 59 арсенал", ОАО " Автомагазин Вешни Вод", ОАО "Автомагазин Вешних Вод"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДГИ г Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ