Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2016 г. N Ф09-8606/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А47-8783/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,
судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Желдорреммаш" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2016 по делу N А47-8783/2015 (судья Третьяков Н.А.).
В судебное заседание явились представители:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал": Иванова Светлана Александровна (паспорт, доверенность N 87 от 12.11.2015), Ефанова Ирина Климентьевна (паспорт, доверенность N 9 от 11.01.2016), Нестеренко Юлия Александровна (паспорт, доверенность N 10 от 11.01.2016),
ответчика - открытого акционерного общества "Желдорреммаш": Антонов Сергей Вилльевич (паспорт, доверенность б/н от25.01.2016), Харламова Татьяна Николаевна (паспорт, доверенность N 6 от 01.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - ООО "Оренбург Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Желдорреммаш" (далее - ОАО "Желдорреммаш", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций за период с января 2014 года по май 2015 года в размере 25 767 990 руб. 18 коп., платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января по март 2015 года в сумме 4 514 158 руб. 07 коп. (с учетом уточнений исковых требований, заявленных истцом и принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т.4, л.д. 67-75).
Кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в суд в размере 174 411 руб. (т.4, л.д.67-75).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Желдорреммаш" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме (т.4, л.д.94-104).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "Желдорреммаш" ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о проведении экологической экспертизы. Считает, что истцом при отборе проб сточных вод были допущены нарушения, так как во всех случаях были отобраны смешанные (усредненные) пробы, а не простые как этого требуют ПНД Ф 12.15.1-08 Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод. Полагает, что истцом при отборе проб были нарушены требования нормативных документов на методики измерений в части объема пробы, в части подготовки посуды под размещение проб. Из актов отбора проб видно, что опломбирование пробы не производилось, что также свидетельствует о допущенных нарушениях при отборе проб. Кроме того, судом не рассматривались в качестве доказательств письма Росприроднадзора от 24.12.2015, N ОД-06-06-32/22883 и МПР РФ от 21.01.2016 N 16-47/1035.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что судом не дана оценка соответствия актов отбора проб, составленных истцом в спорный период форме, утвержденной постановлением Правительства РФ N 525 от 21.06.2013. Считает, что представленные истцом акты отбора сточных вод и протоколы химического анализа не являются надлежащими доказательствами, достоверно подтверждающими факт превышения ответчиком ПДК загрязняющих веществ в сточных водах в количестве, отраженном в документах.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность судебного акта, несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено о приобщении к материалам дела документов, подтверждающих смену наименования ответчика открытого акционерного общества "Желдорреммаш" на акционерное общество "Желдорреммаш".
Указанные документы приобщены к материалам дела, наименование ответчика изменено на акционерное общество "Желдорреммаш".
Также в судебном заседании представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела заключения специалиста Н.В. Шараповой от 29.04.2016, представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела экспертного заключения А.Ю.Соболь N 027-АНО-2016 от 22.02.2016 автономной некоммерческой организации "Центр судебных экспертиз".
Рассмотрев указанные ходатайства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.06.2013 между истцом (поставщик) и ответчиком (абонент) заключен договор ресурсоснабжения N 3835/70-р на обеспечение водой и водоотведение.
Согласно условиям данного договора поставщик обязуется отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент обязуется оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора.
Пунктом 10.2 договора срок его действия установлен до 30.06.2014.
В соответствии с пунктом 5.2 договора сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные Распоряжением Главы г.Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах отводимых абонентами в систему канализации г.Оренбурга" (далее - Распоряжение N 3404-р), либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций - при их наличии.
Согласно пункту 2.1.5 договора, поставщик имеет право систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых в систему канализации, путем отбора проб. Отбор проб может быть произведен в любое время суток, в присутствии представителя абонента.
В силу пункта 3.1.3 договора N 3835/70-р от 10.06.2013 на абоненте лежит обязанность по оформлению и согласованию с поставщиком актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетями поставщика и абонента.
Согласно пункту 3.2.8 договора при отборе представителем поставщика контрольной пробы абонент имеет право одновременно с этим и в присутствии представителя поставщика отобрать арбитражную (параллельную пробу) и направить ее для анализа в независимую лабораторию, аккредитованную в установленном порядке для выполнения арбитражных анализов по контролируемым поставщиком загрязнениям.
Выполнение отбора и анализа арбитражной пробы оплачивает абонент.
При отборе арбитражной пробы качество сточных вод абонента определяется по результатам анализа арбитражной пробы при условии поступления поставщику результатов ее анализа в 30-ти дневный срок со дня отбора арбитражной пробы.
Согласно пункту 5.1 договора N 3835/70-р от 10.06.2013 за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации поставщика с абонента взимается повышенная плата.
Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
Между истцом и ответчиком в 2013 согласованы контрольно- канализационные колодцы (ККК) на объекте ответчика, расположенном по адресу: г.Оренбург, ул.Ткачева, д.8, предназначенные для отбора проб сточных вод, согласно акту разграничения балансовой принадлежности и схеме месторасположения контрольных канализационных колодцев (т.1, л.д.30, 38).
Представителями ООО "Оренбург Водоканал" 29.01.2014, 10.04.2014 в присутствии представителей ОАО "Желдорреммаш" произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации из ККК, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г.Оренбург, ул.Ткачева, д.8, о чем составлены акты отбора проб сточных вод N 56/01 от 29.01.2014 (пробы N 83, 84, 85), N 57/01 от 29.01.2014 (пробы N 86, 87), N 35/04 от 10.04.2014 (пробы N 347, 348, 349), N 36/04 от 10.04.2014 (пробы N 350, 351). Схемы расположения ККК, из которых производился отбор проб, указаны на оборотной стороне указанных актов отбора проб (т.1 л.д.72,73,83,84).
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", пробы доставлены в течение двух часов в лабораторию. Акты отбора проб подписаны представителями ООО "Оренбург Водоканал" и ОАО "Желдорреммаш" без указания каких-либо замечаний, кроме того, в актах имеется подпись представителя лаборатории ООО "Оренбург Водоканал", принявшего пробы, для проведения анализа.
По результатам исследования отобранных проб лабораторией истца составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод (т.1, л.д.74-78, 85-89):
- N 83 от 03.02.2014 (проба N 83 по акту N 56/01 от 29.01.2014),
- N 84 от 03.02.2014 (проба N 84 по акту N 56/01 от 29.01.2014),
- N 85 от 03.02.2014 (проба N 85 по акту N 56/01 от 29.01.2014),
- N 86 от 03.02.2014 (проба N 86 по акту N 57/01 от 29.01.2014),
- N 87 от 03.02.2014 (проба N 87 по акту N 57/01 от 29.01.2014),
- N 480 от 30.04.2014 (проба N 347 по акту N 35/04 от 10.04.2014),
- N 481 от 30.04.2014 (проба N 348 по акту N 35/04 от 10.04.2014),
- N 482 от 30.04.2014 (проба N 349 по акту N 35/04 от 10.04.2014),
- N 483 от 30.04.2014 (проба N 350 по акту N 36/04 от 10.04.2014),
- N 484 от 30.04.2014 (проба N 351 по акту N 36/04 от 10.04.2014).
В протоколах результатов анализа от 03.02.2014 указано, что анализ проб проводится с 29.01.2014 по 30.01.2014 (по железу) и 29.01.2014 (по ионам аммония), в протоколах результатов анализа от 30.04.2014 указано, что анализ проб проводился с 10.04.2014 по 11.04.2014 (по железу) и 10.04.2014 (по ионам аммония).
В протоколах результата анализов указаны также нормативные документы, в соответствии с которыми проведены исследования и сведения о приборах, которые использовались при проведении исследований, а также сведения о поверке данных приборов, при этом, срок действия поверки приборов не выходит за пределы даты проведения исследований.
Ответчик при проведении отбора проб 29.01.2014 и 10.04.2014 своим правом провести параллельный отбор проб не воспользовался, параллельные пробы не отбирались.
На основании анализа вышеперечисленных проб сточных вод истцом установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", в связи с чем истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 и с 01.04.2014 по 30.06.2014, согласно которому за указанные периоды плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций составляет 9 282 885,36 руб., в том числе за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 в сумме 4 540 845,79 руб., за период с 01.04.2014 по 30.06.2014 в сумме 4 742 039,57 руб. (т.4 л.д.3,4).
На указанные суммы ответчику выставлены счета N 433 от 10.04.2015 и N 434 от 10.04.2015 (т.1 л.д.97, 100), которые ответчиком в добровольном порядке не оплачены.
11.06.2014 между истцом (поставщик) и ответчиком (абонент) заключен договор N 3835/70-р холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно условиям данного договора организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором.
Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Срок действия договора установлен с 01.07.2014 по 30.06.2015 (пункт 69 договора).
Подпунктом "д" пункта 13 договора водоснабжения предусмотрено право истца взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Подпунктом "д" пункта 15 договора водоснабжения предусмотрено право ответчика осуществлять в целях контроля качества холодной воды, состава и свойств сточных вод отбор проб холодной воды и сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод, осуществляемом организацией ВКХ.
Пунктами 28, 29 договора N 3835/70-р от 11.06.2014 предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод в местах отбора проб воды, сточных вод приведены в приложении N 5, которым согласована и схема расположения контрольных канализационных колодцев (ККК) на объекте ответчика, расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Ткачева, д.8 (т.1, л.д.48, 49, 55).
Представителями ООО "Оренбург Водоканал" 17.07.2014, 30.10.2014 в присутствии представителей ОАО "Желдорреммаш" произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации из ККК, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г.Оренбург, ул.Ткачева, д.8, о чем составлены акты отбора проб сточных вод N 51/07 от 17.07.2014 (пробы N 695, 696, 697), N 52/07 от 17.07.2014 (пробы N 698, 699), N 80/10 от 30.10.2014 (пробы N 1070, 1071, 1072), N 81/10 от 30.10.2014 (пробы N 1073, 1074). Схемы расположения ККК, из которых производился отбор проб, указаны на оборотной стороне указанных актов отбора проб (т.1, л.д.58, 61, 65, 66).
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", пробы доставлены в течение двух часов в лабораторию. Акты отбора проб подписаны представителями ООО "Оренбург Водоканал" и ОАО "Желдорреммаш" без указания каких-либо замечаний, кроме того, в актах имеется подпись представителя лаборатории ООО "Оренбург Водоканал", принявшего пробы, для проведения анализа.
При проведении отбора проб 17.07.2014 и 30.10.2014 присутствовал также представитель ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Оренбургской области". В примечаниях к актам отбора проб указано, что были отобраны также параллельные пробы.
По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод (т.1, л.д.59, 60, 62-64, 67-71):
- N 783 от 22.07.2014 (проба N 695 по акту N 51/07 от 17.07.2014),
- N 784 от 22.07.2014 (проба N 696 по акту N 51/07 от 17.07.2014),
- N 785 от 22.07.2014 (проба N 697 по акту N 51/07 от 17.07.2014),
- N 786 от 22.07.2014 (проба N 698 по акту N 52/07 от 17.07.2014),
- N 787 от 22.07.2014 (проба N 699 по акту N 52/07 от 17.07.2014),
- N 1156 от 05.11.2014 (проба N 1070 по акту N 80/10 от 30.10.2014),
- N 1157 от 05.11.2014 (проба N 1071 по акту N 80/10 от 30.10.2014),
- N 1158 от 05.11.2014 (проба N 1072 по акту N 80/10 от 30.10.2014),
- N 1159 от 05.11.2014 (проба N 1073 по акту N 81/10 от 30.10.2014),
- N 1160 от 05.11.2014 (проба N 1074 по акту N 81/10 от 30.10.2014).
В протоколах результатов анализа от 22.07.2014 указано, что анализ проб проводился с 17.07.2014 по 18.07.2014 (по железу) и 17.07.2014 (по ионам аммония), в протоколах результатов анализа от 05.11.2014 указано, что анализ проб проводился с 30.10.2014 по 31.10.2014 (по железу) и 30.10.2014 (по ионам аммония).
В протоколах результата анализов указаны также нормативные документы, в соответствии с которыми проведены исследования и сведения о приборах, которые использовались при проведении исследований, а также сведения о поверке данных приборов.
На основании анализа вышеперечисленных проб сточных вод истцом установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", в связи с чем истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 и с 01.10.2014 по 31.12.2014, согласно которому за указанные периоды плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций составляет 8 543 326, 19 руб., в том числе за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 в сумме 4 151 945,11 руб., за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 в сумме 4 391 381 руб. 08 коп. (т.4, л.д.5,6).
На указанные суммы ответчику выставлены счета N 435 от 10.04.2015 и N 436 от 10.04.2015 (т.1 л.д.91, 94), которые ответчиком в добровольном порядке не оплачены.
Представителями ООО "Оренбург Водоканал" 28.01.2015, 22.04.2015 в присутствии представителей ОАО "Желдорреммаш" произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации из ККК, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г.Оренбург, ул.Ткачева, д.8, о чем составлены акты отбора проб сточных вод N 63/01 от 28.01.2015 (пробы N N 77, 78, 79), N 64/04 от 28.01.2015 (пробы N 80, 81), N 74/04 от 22.04.2015 (пробы N N 1, 2, 3), N 75/04 от 22.04.2015 (пробы N N 4, 5). Схемы расположения ККК, из которых производился отбор проб, указаны на оборотной стороне указанных актов отбора проб (т.1, л.д.114, 115, 126, 129).
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", пробы доставлены в течение двух часов в лабораторию. Акты отбора проб подписаны представителями ООО "Оренбург Водоканал" и ОАО "Желдорреммаш". Представителем ОАО "Желдорреммаш" в указанных актах от 28.01.2015, 22.04.2015 указано замечание, что проба направлена в лабораторию без сопровождения абонента.
При проведении отбора проб 22.04.2015 присутствовал также представитель ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Оренбургской области", а при проведении отбора проб 28.01.2015 - представитель ОЭФПС.
В примечаниях к актам отбора проб указано, что абонентом были отобраны также параллельные пробы.
По результатам исследования отобранных проб (отбор от 28.01.2015) лабораторией истца составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод (т.1 л.д.127, 128, 130-132):
- N 77 от 03.02.2015 (проба N 77 по акту N 63/01 от 28.01.2015),
- N 78 от 03.02.2015 (проба N 78 по акту N 63/01 от 28.01.2015),
- N 79 от 03.02.2015 (проба N 79 по акту N 63/01 от 28.01.2015),
- N 80 от 03.02.2015 (проба N 80 по акту N 64/01 от 28.01.2015),
- N 81 от 03.02.2015 (проба N 81 по акту N 64/01 от 28.01.2015).
В протоколах результатов анализа от 03.02.2015 указано, что анализ проб проводился с 28.01.2015 по 29.01.2015 (по железу) и 28.01.2015 (по ионам аммония).
По результатам исследования отобранных проб (отбор от 22.04.2015) независимой лабораторией ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" составлен протокол результатов количественного химического анализа сточных вод N 02-В/35 от 27.04.2015 (т.1 л.д.122), в котором указано, что анализ проб проводился с 22.04.2015 по 27.04.2015.
В протоколах результата анализов указаны также нормативные документы, в соответствии с которыми проведены исследования и сведения о приборах, которые использовались при проведении исследований, а также сведения о поверке данных приборов.
На основании анализа вышеперечисленных проб сточных вод истцом установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", в связи с чем истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.01.2015 по 28.02.2015; с 01.03.2015 по 31.03.2015; с 01.04.2015 по 31.05.2015, согласно которому за указанные периоды плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций составляет 7 941 778 руб. 63 коп., в том числе за период с 01.01.2015 по 28.02.2015 в сумме 3 276 043 руб. 83 коп., за период с 01.03.2015 по 31.03.2015 в сумме 1 817 665 руб. 11 коп., за период с 01.04.2015 по 31.05.2015 в сумме 2 848 069 руб. 69 коп. (т.4, л.д.7-9).
На указанные суммы ответчику выставлены счета-фактуры N 2442 от 28.02.2015 на сумму 3 276 043 руб. 83 коп., N 4739 от 31.03.2015 на сумму 1 817 665 руб. 11 коп., N 8746 от 31.05.2015 на сумму 2 848 069 руб. 69 коп. (т.1, л.д.123, 133, 137).
Истцом также заявлено требований о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января по март 2015 года в сумме 4 514 158 руб. 07 коп., предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации" (далее - Правила N 644), на основании вышеуказанных анализов проб сточных вод, согласно которым было установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644.
Истцом произведен расчет платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п.123 Правил N 644 за период с января по март 2015 года в размере 4 514 158 руб. 07 коп. и выставлены счета-фактуры на оплату N 2423 от 28.02.2015 на сумму 2 903 302 руб. 85 коп. (за период с января по февраль 2015), N 4769 от 31.03.2015 на сумму 1 610 855 руб. 22 коп. (за март 2015), которые ответчиком в добровольном порядке не оплачены (т.1, л.д.120-121, 140-141).
В материалы дела истцом также представлены акты, факсирующие показания приборов учета воды, потребленной ответчиком за период с января 2014 года по март 2015 года (т.1, л.д.142-150; т.2 л.д.1-28).
Поскольку ответчиком обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ и за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании указанной платы в сумме 30 282 148 руб. 25 коп., в том числе платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций за период с января 2014 года по май 2015 года в размере 25 767 990 руб. 18 коп., платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января по март 2015 года в сумме 4 514 158 руб. 07 коп.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта сверхнормативного сброса ответчиком загрязняющих веществ в сточные воды, а также негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведении, и ненадлежащего исполнения последним обязательств по внесению платы за соответствующие действия. При этом, факт превышения нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, подтверждается актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации, подписанными представителями истца, ответчика, а также присутствовавшими при отборе проб представителями иных организаций, и протоколами результатов количественного химического анализа сточных вод.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства, опровергающие результаты проведенного истцом анализа проб сточных вод, в установленном пунктом 68 Правил N 167 порядке ответчиком в материалы дела не представлены. Какие-либо доказательства (в том числе протоколы исследований сторонними организациями), подтверждающие, что в сточных водах ответчика, отводимых истцом, концентрация загрязняющих веществ не превышает предельно допустимые нормы, ответчиком в материалы дела также не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы суда являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
К отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения. Иное может быть установлено законом, иными правовыми актами или вытекать из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Требованиями действующего законодательства и условиями спорных договоров предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
В соответствии с пунктом 23.1 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов" при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, при расчете платы учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Пунктом 25 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р предусмотрена плата за сброс загрязняющих веществ - запрещенных и не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт залпового сброса, то есть, плата по данным пунктам - дифференцирована по виду загрязняющих веществ: установленных в составе допустимых (п.п.23-24) и запрещенных, не согласованных, в том числе, залповый сброс.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации (далее - Правила N644).
В соответствии с пп."и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры о соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (пп."в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Абонент, в свою очередь, имеет в том числе право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб (пп."б" п.37 Правил N 644).
Пунктом 114 Правил N 644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно пунктам 63, 64, 65, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации. Абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 66 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
С учетом изложенного, факт сброса сточных вод ответчиком с превышением содержания загрязняющих веществ должен быть подтвержден актами отбора проб сточных вод, отобранных в контрольно-канализационных колодцах, подписанными представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Факт сброса ответчиком в систему канализации сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ подтвержден представленными истцом актами отбора проб сточной воды N 56/01 от 29.01.2014, N 57/01 от 29.01.2014, N 35/04 от 10.04.2014, N 36/04 от 10.04.2014, N 51/07 от 17.07.2014, N 52/07 от 17.07.2014, N 80/10 от 30.10.2014, N 81/10 от 30.10.2014, N 63/01 от 28.01.2015, N 64/04 от 28.01.2015, N 74/04 от 22.04.2015, N 75/04 от 22.04.2015 и протоколами результатов анализов сточной воды N 83 от 03.02.2014, N 84 от 03.02.2014, N 85 от 03.02.2014, N 86 от 03.02.2014, N 87 от 03.02.2014, N 480 от 30.04.2014, N 481 от 30.04.2014, N 482 от 30.04.2014, N 483 от 30.04.2014, N 484 от 30.04.2014, N 783 от 22.07.2014, N 784 от 22.07.2014, N 785 от 22.07.2014, N 786 от 22.07.2014, N 787 от 22.07.2014, N 1156 от 05.11.2014, N 1157 от 05.11.2014, N 1158 от 05.11.2014, N 1159 от 05.11.2014, N 1160 от 05.11.2014, N 77 от 03.02.2015, N 78 от 03.02.2015, N 79 от 03.02.2015, N 80 от 03.02.2015, N 81 от 03.02.2015, из которых усматривается, что по результатам анализов контрольной пробы зафиксирован сброс сточных вод с концентрациями загрязняющих веществ сверх норм допустимых концентраций. Данные пробы отобраны из контрольных канализационных колодцев ответчика в присутствии представителей истца и ответчика.
Проанализировав указанные акты и протоколы исследований, суд первой инстанции правильно указал, что из них можно определить, дату и время отбора, номер пробы (который указан и в протоколах исследований), дату и время доставки пробы, дату результата исследования, из какого колодца производился отбор пробы (контрольный канализационный колодец), а также установить его местонахождение, указаны нормативные документы, в соответствии с которыми проводился отбор проб и их исследования, указаны и сведения о том, что отбор проб проведен в полном соответствии с нормативными документами, акты отбора проб подписаны представителями ответчика и иными лицами без указания каких-либо замечаний по методике отбора, что позволяет считать такой отбор проб и соответствующие акты отбора проб надлежащим доказательством.
При этом суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод ответчика о том, что истцом нарушена методика отбора проб.
Так, отбор сточных вод произведен в соответствии с регламентирующими документами: ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", Методическими указаниями по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12.15.1-08, о чем указано в соответствующих актах отбора.
Из пункта 4.2 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод (ПНД Ф 12.15.1-08) следует, что пробы сточных вод должны отбираться из хорошо перемешанных потоков, вне зон действия возможного подпора.
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что пробы сточных вод отобраны из лотка колодцев. При этом, при отборе проб представителем ответчика не было указано на нарушение методики проведения проб или каких-либо иных нарушениях при проведении отбора проб, в том числе и по объему отобранных проб.
Для целей контроля за соблюдением нормативов/лимитов сброса, учета и расчета массы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод пробы отбираются из водоотводящих устройств. Места отбора проб сточных вод должны быть максимально приближены к точке сброса (п. 4.3 Методических рекомендаций).
Названные методические указания устанавливают требования к методам отбора проб сточных вод, предназначенных для определения их состава и свойств, и развивают основные положения серии Международных стандартов ИСО-5667 "Качество воды. Отбор проб", ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" с учетом нормативных документов Российской Федерации, определяющих порядок нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными водами и взимание платы за загрязнение.
Согласно п.5.1 ПНД Ф 12.15.1-08 различаются простые (разовые) и смешанные (усредненные) пробы. Простая проба характеризует состав воды в данный момент времени и в данном месте. Ее получают однократным отбором требуемого количества воды. Смешанная проба характеризует состав воды за определенный промежуток времени (усреднение по времени), в поперечном сечении потока (усреднение по сечению) или в определенном объеме (усреднение по объему). Разновидностью усредненных проб являются пробы объемозависящие (по ГОСТ Р 51592-2000).
Усредненные по времени пробы получают смешением простых (разовых) проб, отобранных в одном и том же месте через равные промежутки времени.
Усредненные по сечению пробы получают смешением простых проб, отобранных одновременно с разных глубин поперечного сечения потока на одной или нескольких вертикалях.
Усредненные по объему пробы получают смешением простых проб, отобранных в различных местах, или смешением различных объемов воды, пропорциональных расходу и отобранных через определенные промежутки времени.
В силу пункта 5.2 ПНД Ф 12.15.1-08 усреднению не подлежат пробы, предназначенные для определения веществ (показателей), содержание (величины) которых изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также пробы нефтепродуктов, масел и т.п.
Пунктом 5.3 ПНД Ф 12.15.1-08 предусмотрено, что для целей контроля соблюдения нормативов/лимитов, установленных в виде концентрации, отбираются простые пробы.
В соответствии с пунктом 7.7. ПНД Ф 12.15.1-08 для получения одной пробы, отражающей состав и свойства воды в данной точке отбора, допускается неоднократно отбирать пробу в этой точке отбора за максимально короткий период времени.
Какие-либо доказательства, что отбор проб проводился многократным (10 и более раз) длящимся зачерпыванием воды, а также то, что для отбора проб использовались загрязненные пробоотборники, ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что доводы ответчика о нарушении методики отбора проб надлежащими доказательствами в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены.
Согласно пунктам 64, 65 Правил N 167, абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Из пункта 68 Правил N 167 следует, что допустимым доказательством, опровергающим результаты анализа проб сточных вод, произведенных водоканалом, является результат анализа параллельной пробы, проведенного в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ответчиком проводился отбор параллельных проб.
Однако, ответчиком в адрес истца не были представлены результаты исследования отобранных ответчиком параллельных проб (пункт 3.2.8 договора), в связи с чем при расчете платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ обществом "Оренбург Водоканал" были использованы результаты исследования анализов, проведенных им в аккредитованных лаборатории истца по результатам отбора проб 22.04.2015 - в независимой лаборатории.
Какие-либо доказательства (в том числе протоколы исследований сторонними организациями), подтверждающие, что в сточных водах ответчика, отводимых истцом, концентрация загрязняющих веществ не превышает предельно допустимые нормы, ответчиком в материалы дела также не представлено.
Согласно статьям 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, имеющиеся в деле акты отбора проб, как верно указал суд первой инстанции, являются достаточными доказательствами факта сброса сточных вод ответчиком с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В результате анализа проб сточных вод (протоколы результатов анализов сточной воды) установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных Распоряжением N 3404-р.
Расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ истцом произведен согласно пунктам 23.1, 23.2, 24 Распоряжения N 498-р, судом проверен с учетом положений пунктов 11, 137 Правил N 167 и обоснованно признан верным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование истца о взыскании платы за сброс сточных вод в систему канализации с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за период с января 2014 года по май 2015 года в размере 25 767 990 руб. 18 коп., является обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
Кроме того, апелляционный суд соглашается с выводом суда о наличии оснований для взыскания платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения за период с января по март 2015 года в сумме 4 514 158 руб. 07 коп. исходя из пунктов 111, 114, 123 Правил N 644, а также установленного факта содержания в сточных водах ответчика загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, поскольку требования истца подтверждаются материалами дела, соответствуют нормам действующего законодательства, условиям договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме в размере 30 282 148 руб. 25 коп.
Ссылка ОАО "Желдорреммаш" на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о проведении экологической экспертизы, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Из содержания статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что назначение экспертной организации является правом лиц, участвующих в деле, а не обязанностью суда.
Так, судом первой инстанции обоснованно было установлено, что для разъяснения вопросов, которые ответчик планировал поставить перед экспертом, специальных познаний не требуется. Обстоятельства, на которые ссылается ответчик, могут быть установлены на основе оценки иных доказательств, представленных сторонами, без назначения экспертизы.
Довод ответчика о том, что истцом при отборе проб сточных вод были допущены нарушения, подлежат отклонению, по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Ссылка подателя жалобы на то, что судом не рассматривались в качестве доказательств письма Росприроднадзора от 24.12.2015, N ОД-06-06-32/22883 и МПР РФ от 21.01.2016 N 16-47/1035, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод подателя жалобы о том, судом не дана оценка соответствия актов отбора проб, составленных истцом в спорный период форме, утвержденной постановлением Правительства РФ N 525 от 21.06.2013, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку акты отбора проб подписаны представителями ответчика и иными лицами без указания каких-либо замечаний, в то время как в силу требований пункта 28 постановления Правительства РФ N 525 от 21.06.2013 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием своих возражений.
Иные доводы заявителя в апелляционной жалобе не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, поэтому не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для рассмотрения данного дела обстоятельства и применены нормы материального права.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2016 по делу N А47-8783/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Желдорреммаш" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В.Мальцева |
Судьи |
Г.А.Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8783/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2016 г. N Ф09-8606/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Оренбург Водоканал"
Ответчик: ОАО "Желдорреммаш"
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8606/16
03.10.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8783/15
24.05.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4810/16
26.02.2016 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8783/15