г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А21-7182/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Рычаговой О.А.
судей Копыловой Л.С., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Емелькиной А.Н.
при участии:
участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции заявление ООО "КалининградЦемент" (регистрационный номер 13АП-5420/2016, 13АП-5419/2016) в связи с наличием безусловных оснований для отмены решения Арбитражного суда Калининградской области от 16.12.2015 по делу N А21-7182/2015 (судья Шанько О.А.),
по заявлению ООО "КалининградЦемент"
к 1) Азикину Артему Анатольевичу, 2) МИФНС России N 1 по Калининградской области, 3) УФНС по Калининградской области
третье лицо: ликвидатор ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" - Клипель Елена Геннадиевна
о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КалининградЦемент" (далее - ООО "КалининградЦемент") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление), Азикину Артему Анатольевичу (далее - Азикин А.А.) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Калининградских Строителей" (далее - ООО "Ассоциация Калининградских Строителей", Общество) за государственным регистрационным номером 2153926092659 в связи с его ликвидацией.
Решением от 16.12.2015 суд признал недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" от 02.03.2015 (ОГРН 1113926038192) за государственным регистрационным номером 2153926092659 в связи с его ликвидацией.
Азикин А.А. и ликвидатор Общества - Клипель Алена Геннадьевна (лицо, не участвовавшее в рассмотрении дела) (далее - Клипель А.Г.) обратились с апелляционными жалобами на указанное решение, в которых просили его отменить.
В апелляционных жалобах ее податели указывают на то, что суд первой инстанции при рассмотрении заявления не привлек к участию в деле ликвидатора Общества - Клипель А.Г. При этом судебный акт затрагивает ее права и законные интересы.
Как следует из материалов дела, принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции установил, что в нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидатор Общества письменно не уведомил ООО "КалининградЦемент" о ликвидации ООО "Ассоциация Калининградских Строителей", не включил его требования в ликвидационный баланс и не произвел с ним расчеты. Решение Инспекции о внесении оспариваемой записи принято на основании недостоверных сведений, представленных ликвидатором Общества. При этом ликвидатор Общества не был привлечен к участию в деле.
Определением от 18.04.2016 апелляционный суд установил наличие безусловных оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
На основании пункта 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и привлек ликвидатора Общества - Клипель А.Г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В настоящее судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направили. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Инспекция представила отзыв на заявление, в котором просила в удовлетворении заявления ООО "КалининградЦемент" отказать. В отзыве Инспекция указывает на то, что Обществом в регистрирующий орган был представлен полный комплект документов, отвечающий требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации). Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации ликвидации Общества. Инспекция действовала в рамках своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "КалининградЦемент" является кредитором ООО "Ассоциация Калининградских Строителей". Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2014 по делу N А21-10750/2013 удовлетворены исковые требования ООО "КалининградЦемент" к ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" о взыскании задолженности по договору аренды в размере 2 408 000 руб. и 35 040 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
30.04.2014 Арбитражным судом Калининградской области выдан исполнительный лист АС N 005283321.
04.07.2014 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Неманского района УФССП России по Калининградской области возбуждено исполнительное производство N 12805/14/39016-ИП в отношении должника - ООО "Ассоциация Калининградских Строителей", завершенное постановлением судебного пристава - исполнителя 11.11.2014 в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Решением N 1 от 19.06.2014 единственный участник ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" - Азикин А.А. принял решение о ликвидации Общества и назначил ликвидатора.
20.06.2014 ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" представило в Инспекцию уведомление о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора по форме Р 15001.
27.06.2014 Инспекцией внесена запись (ГРН 2143926357551) в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации ООО "Ассоциация Калининградских Строителей".
Сообщение о ликвидации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 33(493) ч. 1 от 20.08.2014 / 448.
19.11.2014 ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" представило в Инспекцию уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р 15001.
26.11.2014 МИ ФНС N 1 внесена запись (ГРН 2143926545805) в ЕГРЮЛ о промежуточном ликвидационном балансе ООО "Ассоциация Калининградских Строителей".
02.03.2015 на основании заявления ликвидатора ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" и приложенных к нему документов регистрирующий орган принял решение о государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с ликвидацией и внес в ЕГРЮЛ соответствующую запись за ГРН 2153926092659.
В апреле 2015 года ООО "КалининградЦемент" узнало, что 02.03.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращения деятельности ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" в связи с его ликвидацией.
Полагая, что запись о прекращении деятельности ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" была внесена незаконно, заявитель обратился с жалобой в Управление.
04.08.2015 заявителем получено решение N 07-11/10391 вышестоящего налогового органа об оставлении жалобы без удовлетворения, в связи с тем, что в полномочия Управления не входит выявление и отслеживание порядка погашения задолженности перед кредиторами юридического лица, за исключением задолженности перед бюджетом.
ООО "КалининградЦемент" полагая, что оспариваемая запись нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления и отзыва на него, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявление ООО "КалининградЦемент" подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Таким образом, для признания незаконным решений и действий (бездействия) государственных органов по заявлению юридического лица суду следует установить, что указанное решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ). Частью 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что такой судебный акт должен содержать указание на обязанность государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, регулируются нормами Закона о регистрации. При этом под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (пункт 1 статьи 1 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
Как следует из материалов дела, комплект представленных на государственную регистрацию документов в отношении Общества формально соответствовал требованиям законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Задолженность ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" перед ООО "КалининградЦемент" установлена вступившим в законную силу судебным актом.
Как следует из материалов дела, 23.09.2014 до утверждения ликвидационного баланса ООО "КалининградЦемент" обращалось к ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" с требованием (исх. N 66 от 23.09.2014) погасить задолженность.
С учетом изложенного следует признать, что на момент утверждения ликвидационного баланса ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" ликвидатору Общества было известно о неисполненных перед ООО "КалининградЦемент" обязательствах. Доказательств обратного, как и доказательств того, что ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ уведомило в письменной форме ООО "КалининградЦемент" о ликвидации юридического лица, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного апелляционный суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что ликвидатор Общества представил в регистрирующий орган недостоверную информацию об имущественном состоянии Общества, поскольку промежуточный ликвидационный баланс Общества не содержал в себе информацию о наличии задолженности перед ООО "КалининградЦемент".
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что ООО "КалининградЦемент" направило в Инспекцию письмо (исх. 75 от 28.10.2014), в котором уведомило регистрирующий орган о имеющейся у ООО "Ассоциации Калининградских Строителей" значительной задолженности перед кредитором.
Поскольку запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2153926092659 о государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией внесена Инспекцией на основании решения, принятого с нарушением положений Закона о регистрации, и нарушает права и законные интересы заявителя, заявление ООО "КалининградЦемент" следует удовлетворить.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная за подачу заявления, подлежит взысканию с Инспекции в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 176, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.12.2015 по делу N А21-7182/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Калининградских Строителей" (ОГРН 1113926038192) от 02.03.2015 за государственным регистрационным номером 2153926092659 в связи с его ликвидацией.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "КалининградЦемент" 3000 руб. государственной пошлины по заявлению.
Возвратить Азикину Артему Анатольевичу из федерального бюджета 2850 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить Клипель Елене Геннадьевне из федерального бюджета 2850 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Рычагова |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7182/2015
Истец: ООО "КалининградЦемент"
Ответчик: Азикин Артем Анатольевич, МИФНС России N1 по К/о, УФНС по К/О
Третье лицо: Азикин А. А., ликвидатор ООО "Ассоциация Калининградских Строителей" Клипель Елена Геннадьевна
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10352/17
30.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5420/16
12.04.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5422/16
16.12.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7182/15