г. Владивосток |
|
02 июня 2016 г. |
Дело N А51-26987/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шкотовская центральная районная больница",
апелляционное производство N 05АП-3095/2016
на решение от 16.03.2016
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-26987/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.10.2002)
о взыскании с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шкотовская центральная районная больница" (ИНН 2503020053, ОГРН 1022500580332, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.12.2002) 448 733,09 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, штрафа и пеней,
при участии:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шкотовская центральная районная больница" - главный врач Молдаванов М.А. (приказ N 149-рл от 09.04.2015 сроком действия 3 года, паспорт);
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" - представитель Быстролетов А.М. (доверенность N 3/16 от 19.01.2016 сроком с 01.02.2016 до 01.01.2017, паспорт), представитель Гутая Н.И. (доверенность N 46/16 от 10.02.2016 сроком до 30.06.2016, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - Фонд, ГУ ТФОМС ПК) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шкотовская центральная районная больница" (далее - учреждение, КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ") 448 733,09 руб., в том числе 341 342,25 руб. средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, 70 688,02 руб. штрафа и 36 702,82 руб. пени.
Решением от 16.03.2016 суд первой инстанции удовлетворил заявленные Фондом требования, взыскал с КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" истребуемую сумму средств ОМС, штрафа и пеней.
Не согласившись с указанным судебным актом, КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" обжаловало его в порядке апелляционного производства в части взыскания 301 117,79 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, направленных на оплату стоимости капитального ремонта помещений МУЗ "Шкотовская ЦРБ" в 2011 году в пользу ООО "Два медведя" по исполнительным листам, пеней в сумме 32 377,69 руб. и суммы штрафа равной 65 375,78 руб.
В обоснование своей позиции учреждение указало, что использование средств ОМС для оплаты сумм по исполнительным листам, причитающихся ООО "Два медведя" за ремонт помещений больницы, обусловлено не перечислением соответствующих сумм администрацией Шкотовского муниципального района в счет погашения обязательств перед обществом и не исполнением ею исполнительных листов арбитражного суда по иску КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" и нехваткой средств больницы по источнику "приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)".
Впоследствии денежные средства выплаченные администрацией Шкотовского муниципального района были восстановлены на счет ОМС. При этом в акте проверки установлено отсутствие на счете только части средств ОМС, однако сумма штрафа была исчислена Фондом исходя из всей суммы, выявленной в качестве нецелевого использования.
В судебном заседании представитель КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ГУ ТФОМС ПК в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опровергли, озвучили позицию, по содержанию соответствующую тексту письменного отзыва на жалобу, указали, что расходы отнесенные Фондом по результатам проверки к средствам, использованным не по целевому назначению, не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, такие расходы медицинская организация могла осуществлять либо за счет бюджетных ассигнований, либо из средств, полученных от оказания платных услуг.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 26.05.2016 объявлялся перерыв до 02.06.2016 до 13 часов 30 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей сторон. Заявитель жалобы представил в материалы дела дополнения к апелляционной жалобе, в которых уточнил объем обжалования решения суда первой инстанции. Фонд представил дополнения к отзыву, в которых со своей стороны привел расчеты оспариваемых учреждением сумм.
Поскольку решение суда обжалуется учреждением только в части, возражений стороны не заявляли, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность вынесенного судебного акта только в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании приказа Находкинского филиала ГУ ТФОМС ПК от 07.10.2014 N 42 рабочей группой в срок с 13.10.2014 по 21.11.2014 проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС в соответствии с нормативными документами, определяющими расходование средств ОМС, в КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" за период с 01.04.2012 по 31.12.2013.
В ходе проверки установлено, что учреждением не по целевому назначению использованы средства ОМС в общей сумме 341 342,25 руб., в том числе:
- 4 216,54 руб. на заработную плату (с учетом начислений на оплату труда), выплаченных врачу-фтизиатру, не участвующему в реализации территориальной программы ОМС, за декабрь 2013 года;
- 3 017,92 руб. на оплату пени, начисленной на задолженность по страховым взносам, зачисляемым в бюджеты ПФР, ФФОМС, ТФОМС. Данные расходы относятся к расходам на оплату собственных обязательств (долгов), не связанных с деятельностью по ОМС, и в 2012 году не включались в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС;
- 32 990 руб. на приобретение стиральной машины. В соответствии с "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, данные расходы относятся к разделу 16 0000000 "Инвентарь производственный и хозяйственный", которые в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, до 25.12.2013 не включались;
- 301 117,79 руб. - остаток невосстановленных средств, уплаченных за капитальный ремонт помещений КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ", произведенный ООО "Два Медведя". Согласно письму Минздрава РФ от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов" оплата капитального ремонта не включена в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
По результатам проверки составлен акт N 13 от 21.11.2014 с приложением, подписанный главным врачом КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" без замечаний, согласно которому учреждению необходимо в срок до 06.12.2014 перечислить на счет ГУ ТФОМС ПК средства ОМС, использованные не по целевому назначению (остаток невосстановленных средств ОМС) в сумме 342 342,25 руб. и уплатить штраф за использование не по целевому назначению средств ОМС в сумме 70 688,02 руб.
Информационными письмами от 13.01.2015 N 06, от 31.03.2015 N 128, от 01.07.2015 N 255, от 05.10.2015 N 344 Находкинский филиал ГУ ТФОМС ПК уведомил больницу о том, что в связи с числящейся за ней задолженностью по средствам, использованным не по целевому назначению, подлежащим возврату на счет ГУ ТФОМС ПК до 06.12.2014 КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" начислены пени за период с 06.12.2014 по 30.09.2015 в сумме 28 066,86 руб.
В связи с неисполнением учреждением требования о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, об уплате штрафа и пеней, Фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, увеличив в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции сумму пеней, подлежащих взысканию на 8 635,96 руб. за период с 01.10.2015 по 31.12.2015.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 названного выше Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
В соответствии с пунктом 23.3 указанного Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Одним из принципов такого страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 326-ФЗ является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 указанного Закона медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Частями 1, 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Непосредственно сам тариф устанавливается тарифным соглашением.
Частью 2 статьи 35 этого же Закона установлено, что базовая программа обязательного медицинского страхования определяет, в том числе, структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи согласно базовой программе обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования, как следует из части 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. При этом указанная территориальная программа формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, и включает в себя, в том числе нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 названной статьи).
В силу положений части 3 этой же статьи норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в случаях, указанных в части 3 названной статьи, осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи, и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм права следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Судебной коллегией установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорные расходы средств ОМС, произведенные КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" в адрес ООО "Два медведя" были направлены на оплату капитального ремонта помещений больницы по соответствующему договору на выполнение работ.
В силу положений раздела V Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 (далее - Постановление N 856), тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2012 году, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации). В состав затрат на оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования могут быть включены иные расходы в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Разделом VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074 (далее - Постановление N 1074) также предусмотрено, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2013 году, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Приложением 9 к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 04.03.2013 N 81-па, установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию включают расходы в части базовой программы обязательного медицинского страховании, определенные Постановлением N 1074.
Пунктом 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлено, что тариф на оплату медицинской помощи: 1) в части базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) в части территориальных программ обязательного медицинского страхования может включать в себя часть расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда (в части прочих выплат), расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158 Правил N 158н).
При этом пунктами 159-160 Правил N 158н в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, определено, что к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения для оказания данного вида медицинской помощи (по профилю), нормами лечебного и профилактического питания; затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским оборудованием. К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); хозяйственные расходы; затраты на уплату налогов (кроме начислений на выплаты по оплате труда), пошлины и иные обязательные платежи; затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Из буквального содержания указанных законоположений, в том числе Правил N 158н, следует, что затраты на капитальный ремонт не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования. Следовательно, основания для оплаты задолженности по капитальному ремонту помещений медицинской организации за счет ОМС отсутствуют.
Кроме того, из положений статей 78.2, 79 БК РФ, согласно которым осуществление государственными бюджетными учреждениями капитальных вложений в принадлежащее им имущество производится за счет предоставления бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций.
В соответствии с пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, "субсидиям на цели осуществления капитальных вложений" и "средствам по обязательному медицинскому страхованию" соответствует разные коды вида финансового обеспечения (деятельности).
Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования во исполнение пункта 2 Постановления N 1074 направлены разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Так, в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (вместе с "Методикой оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях") разъяснено, что расходы государственных и муниципальных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный базовой программой ОМС.
Указанное правомерно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Таким образом, судебная коллегия, анализируя указанные выше положения норм права, а также принимая во внимание разъяснения, которые даны уполномоченным на то органом, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных ГУ ТФОМС ПК требований о взыскании с КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" средств ОМС, направленных на оплату задолженности по капитальному ремонту помещений больницы, использованных не по целевому назначению, как не являющихся составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках ОМС, в сумме 301 117,79 руб.
В силу пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Учитывая приведенное законоположение, принимая во внимание установленный проверкой факт несения учреждением расходов, не входящих в Территориальные тарифные соглашения о возмещении затрат медицинских организаций на выполнение территориальной программы ОМС, в общей сумме 702 663,69 руб., являющихся нецелевыми, в том числе 653 757,77 руб., направленных на оплату работ по капитальному ремонту, взыскание с КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" заявленной Фондом суммы штрафа, включая спорную сумму равную 65 375,78 руб., а также 32 377,69 руб. пеней, начисленных на сумму 301 117,79 руб., также является правомерным.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями.
Довод заявителя жалобы со ссылками на то, что на момент проверки ввиду произведенного Администрацией Шкотовского муниципального района исполнения по исполнительным листам средства ОМС на сумму 352 639,98 руб. восстановлены учреждением, в связи с чем у Фонда отсутствовали основания для начисления суммы штрафа в размере 35 264 руб., отклоняется апелляционным судом как основанный на неверном толковании норм права.
Так, в силу вышеприведенных положений пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ штраф назначается медицинской организации за использование не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, то есть для назначения соответствующего штрафа Фонду необходимо лишь установить наличие факта нецелевого использования средств в конкретном размере.
В рассматриваемом случае проверкой установлено нецелевое использование средств ОМС в размере 702 663,69 руб. (32 990 руб. - на приобретение стиральной машины; 12 898 руб. - на оплату поставки комплекта автошин; 3 017,92 руб. - на оплату пени, начисленной на задолженность по страховым взносам, зачисляемым в бюджеты ПФР, ФФОМС, ТФОМС; 653 757,77 руб. - на оплату капитального ремонта помещений больницы), с учетом впоследствии восстановленных средств, остаток невосстановленных средств составил предъявленную к взысканию сумму - 341 342,25 руб., принимая во внимание, что фактически в споре участвовала только сумма затрат средств ОМС на капитальный ремонт равная 301 117,79 руб., правомерно признанная судом использованной не по целевому назначению, спорная сумма штрафа в размере 65 375,78 руб. обоснованно взыскана судом с КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" в пользу Фонда.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить судебный акт в обжалуемой части, заявителем жалобы не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.03.2016 по делу N А51-26987/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-26987/2015
Истец: ГУ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Ответчик: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ШКОТОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"