г. Томск |
|
27 мая 2016 г. |
Дело N А27-24036/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.А. Колупаевой, Н.В. Марченко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.В. Карташовой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - без участия (извещен),
от заинтересованного лица - О.А. Шпис по доверенности от 28.12.2015, удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Завод горного крепления"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 февраля 2016 г. по делу N А27-24036/2015 (судья Е.И. Семёнычева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод горного крепления" (ИНН 4217096834. Новокузнецк)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (г. Новокузнецк)
о признании недействительным решения от 30.06.2015 N 2427 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод горного крепления" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ООО "Завод горного крепления") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка) о признании недействительным решения от 30.06.2015 N 2427 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.02.2016 требования общества с ограниченной ответственностью "Завод горного крепления" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на подтверждение правомерности применения налоговой выгоды по хозяйственным операциям представленными документами, факт приобретения автоматической линии подтверждается первичными документами. Кроме того считает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел позицию Президиума ВАС РФ в постановлении от 03.07.2012 N 2341/12.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению налогового органа, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель налогового органа просила в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка проведена выездная налоговая проверка ООО "Завод горного крепления" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет всех налогов за период 2012-2013 годы, по результатам которой составлен акт N 24 от 25.05.2015 с указанием на выявленные нарушения.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов проверки налоговым органом принято решение от 30.06.2015 N 2427 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушений, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в размере 367200 руб. Указанным решением обществу предложено уплатить доначисленную сумму налога на прибыль организаций и НДС - 1879239 руб. и пени в связи с неуплатой НДС в размере 321987,47 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, общество в порядке статьи 139 НК РФ обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 01.10.2015 N 663 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением инспекции от 30.06.2015 N ООО "Завод горного крепления" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя без удовлетворения требования общества, суд первой инстанции поддержал вывод налогового органа об отсутствии реальной хозяйственной операции по поставке, монтажу, пуско-наладке спорного оборудования с ООО "СтройРегион".
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для отнесения налогоплательщиком в период рассматриваемых отношений соответствующих затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, необходимо, чтобы затраты налогоплательщика были обоснованными, документально подтвержденными и связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода (статьи 221, 237, 252 НК РФ).
Применение вычетов по НДС предусматривает приобретение товара (работ, услуг) для операций, признаваемых объектом обложения по НДС, или для перепродажи; их оприходование (статьи 171, 172 НК РФ) и наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 1 указанного постановления, следует, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в том числе получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Требование о достоверности первичных учетных документов содержится в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", что означает необходимость проверки достоверности сведений, содержащихся в счете-фактуре и иных документах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, в силу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, предусмотренные в пунктах 5 и 6 той же статьи, в частности, данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такой счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость, начисленных поставщиками.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 3 этого же Определения Конституционного Суда Российской Федерации, название статьи 172 НК РФ - "Порядок применения налоговых вычетов", так и буквальный смысл абзаца второго ее пункта 1 позволяют сделать однозначный вывод, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно последний выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства документы, представляемые в государственные органы физическими и юридическими лицами с целью подтверждения соответствующего права, должны содержать достоверную информацию.
Следовательно, при соблюдении указанных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость и на отнесение затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, и указанное право возникает у налогоплательщика только в случае соблюдения установленных законом требований, как в отношении формы, так и содержания представленных налогоплательщиком документов.
Из представленных в ходе проведения проверки заявителем документов следует, что ООО "Завод горного крепления" в проверяемом периоде заявлены вычеты по НДС, отнесены на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций по договору купли-продажи N 2 от 21.01.2013, заключенному с ООО "СтройРегион".
В ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией установлены следующие обстоятельства.
В подтверждение правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль заявителем по взаимоотношениям с ООО "СтройРегион" представлены договор с приложениями, акты приема-передачи оборудования, акты пусконаладочных работ, счета-фактуры, товарные накладные и другие.
В отношении контрагента заявителя налоговым органом установлено следующее.
ООО "СтройРегион" (ИНН 4205254645) зарегистрировано и поставлено на налоговый учет ИФНС России по г. Кемерово 21.11.2011, то есть непосредственно перед заключением договора. Сведениями о наличии имущества и транспортных средств отсутствуют.
Учредитель и руководитель организации Борисов Е.А., являющийся учредителем и руководителем ООО "Управляющая компания Фирма Магистраль", ООО "Техстрой", ООО "Грант".
ООО "СтройРегион" с момента постановки на учет справки по форме 2-НДФЛ, в том числе на Борисова Е.А. не представляло.
Согласно заключению эксперта от 30.03.2015 N 070 подписи от имени Борисова Е.А. в копиях решения учредителя N 1 о создании ООО "СтройРегион" и акта приема-передачи имущества в уставный капитал выполнены не Борисовым Е.А., а другими (разными) лицами.
ООО "СтройРегион" зарегистрировано по адресу: г. Кемерово, б-р Пионерский, 8А, 48, при этом собственник указанного помещения не подтвердил заключение договора аренды с ООО "СтройРегион", указав, что с Борисовым Е.А. не знаком, ООО "СтройРегион" ему не известно.
Организация находится на общей системе налогообложения. Налоговая отчетность представлялась с незначительным отражением результатов хозяйственной деятельности. Согласно заключению эксперта от 30.03.2015 N 070 подписи от имени Борисова Е.А., изображения которых расположены в копиях налоговых деклараций выполнены не Борисовым Е.А., а другими (разными) лицами.
Анализ расчетного счета ООО "СтройРегион" показал, что общество не осуществляет платежей, которые бы свидетельствовали о хозяйственной деятельности общества (коммунальные платежи, платежи за аренду, за воду, выплата заработной платы).
Налоговым органом установлено, что по договору купли-продажи N 2 от 21.01.2013 заключенному с ООО "СтройРегион", налогоплательщик приобретает автоматическую линию для производства подхватов анкерной крепи. По условиям договора стоимость оборудования 12036000 руб., в том числе НДС 1836000 руб. Поставка оборудования - июнь 2013 года. ООО "СтройРегион" также взяло на себя обязательства по монтажу оборудования.
Согласно акту приема-передачи налогоплательщику оборудование передано 26.06.2013, по актам от 06.09.2013, 17.09.2013 произведены монтажные и пусконаладочные работы.
Вместе с тем налоговым органом установлено, что ООО "СтройРегион" перечисляет на расчетный счет ООО "СпецМехСтрой" (производитель линии) денежные средства в размере 1158500 руб. за профилегибочную автоматическую линию для производства подхватов анкерной крепи, при этом ООО "СтройРегион" по условиям договора N 2 от 24.01.2013 приобретает у ООО "СпецМехСтрой" (ИНН 4824031117, место нахождения: г. Липецк, ул. Пугачева, 1В, находится на упрощенной системе налогообложения) профилегибочную автоматическую линию для производства подхватов анкерной крепи по цене 2137000 руб. За указанную линию оплату производит ООО "СтройРегион" в размере 1158500 руб. без НДС и ООО "МеталлСервис" в размере 1158500 руб. без НДС.
Кроме того оборудование принято ООО "СтройРегион" у ООО "СпецМехСтрой" по акту от 27.06.2013, то есть на 1 день позже, чем передано ООО "Завод горного крепления".
Согласно товарно-транспортной накладной N 1 от 21.08.2013 отгрузка профилегибочной автоматической линии произведена 21.08.2013, при этом акту приема-передачи налогоплательщику оборудование передано 26.06.2013.
Налоговым органом также установлен перевозчик оборудования - ИП Евсюкова Ю.В. Оборудование доставлено из г. Липецка до г. Новокузнецка, что свидетельствует о том, что автоматическая линия доставлена напрямую от производителя ООО "СпецМехСтрой" до ООО "Завод горного крепления", минуя ООО "СтройРегион".
На основании представленных налоговому органу авансовых отчетов, налоговым органом установлено, что 21.01.2013 заместитель директора по производству ООО "Завод горного крепления" Тамбовцев В.А. и генеральный директор Карелин Ю.В. находились в командировке в г. Липецк с целью ознакомления с производителями профилегибочных линий, что также подтверждается протоколами допроса. Указанное также свидетельствует о том, что спорный договор между ООО "Завод горного крепления" и контрагентом - ООО "СтройРегион" не мог быть заключен 21.01.2013 в г. Новокузнецке, о чем указывали в показаниях директора обществ.
Согласно показаниям директора ООО "СтройРегион" Борисова Е.А. монтаж, доукомплектовка и пусконаладочные работы осуществлены подрядной организацией ООО "КемОпт".
Анализ движения денежных средств по расчетному счету ООО "СтройРегион" показал, что ООО "СтройРегион" на счет ООО "КемОпт" перечислены денежные средства в размере 4391000 руб.
ООО "СтройРегион" представлены договор поставки 02/07-2013 от 02.07.2013, счет-фактура, товарная накладная. Вместе с тем каких-либо документов, подтверждающих факт доставки оборудования для комплектации линии, актов выполненных работ, заявок, либо иных документов, подтверждающих выполнение работ силами ООО "КемОпт" не представлено.
Согласно показаниям должностных лиц и работников ООО "Завод горного крепления" доукомплектация, оснащение дополнительным оборудованием автоматической линии не производилось.
Таким образом, из полученных в ходе мероприятий налогового контроля сведений в отношении спорного контрагента следует, что ООО "СтройРегион" в проверяемый период фактически по адресу регистрации не находилось; налоговая отчетность не представлялась; ООО "СтройРегион" не имеет фактической возможности выполнять поставку, монтаж, пуско-наладку спорного оборудования, так как у него отсутствует основные средства, имущество, транспорт, необходимый рабочий персонал; первичные документы, на основании которых налогоплательщик претендует на получение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и уменьшение расходов по налогу на прибыль организации содержат недостоверные сведения.
В данном случае полученные налоговым органом доказательства в отношении контрагента заявителя последним не оспорены и не опровергнуты в ходе судебного разбирательства.
В рассматриваемом случае, инспекция пришла к обоснованному выводу о недостоверности документов, отсутствии реальной хозяйственной операции по поставке, монтажу, пуско-наладке спорного оборудования с ООО "СтройРегион". С учетом имеющихся документов изготовителя и перевозчика является правильным вывод о завышении налогоплательщиком стоимости оборудования.
С учетом положений части 2 статьи 9, частей 2 и 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, в том числе несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в связи с чем в данном случае несогласие общества с установленными налоговым органом обстоятельствами не свидетельствует о недоказанности таких обстоятельств, при отсутствии доказательств обратного, как и нежелание заявителя добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему процессуальными правами не свидетельствуют об отсутствии нарушений налогового законодательства, достоверно установленных инспекцией в ходе проведения проверки и доказанных в суде.
При этом арбитражный суд исходит из того, что предусмотренная частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, не может быть расценена, как полностью освобождающая налогоплательщиков от обязанности доказывания тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений относительно предмета спора (статья 65 АПК РФ).
Следовательно, обязанность доказывания достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых в налоговый орган в подтверждение своего права на заявленные расходы и применение налоговых вычетов по НДС, лежит на налогоплательщике.
Представление заявителем всех необходимых в соответствии с НК РФ документов в обоснование налоговой выгоды с учетом требований статей 171-172, 252 НК РФ, пункта 1 статьи 54 НК РФ, статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 20.02.2001 N 3-П и в Определении от 25.07.2001 N 138-О, правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", не может являться безусловным доказательством наличия реальных хозяйственных операций без обеспечения достоверности сведений, содержащихся в указанных документах, в связи с чем доводы заявителя о подтверждении правомерности применения налоговой выгоды по хозяйственным операциям представленными документами, факт приобретения автоматической линии подтверждается первичными документами, отклоняются апелляционным судом.
Обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, является не только формальная схожесть действий налогоплательщика с нормами налогового законодательства, регламентирующими порядок применения налоговых вычетов и расходов, но и фактическое исполнение им своих обязанностей по реальной уплате стоимости товара, в том числе НДС, предоставлению достоверных доказательств исполнения этих обязанностей, наличие реальных хозяйственных операций, по которым заявлена налоговая выгода, и отсутствие злоупотребления правом.
В данном случае, заявителем соблюдены формальные условия, предусмотренные статьями 172, 252 НК РФ, вместе с тем представление формально соответствующих требованиям законодательства документов не влечет автоматического предоставления права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и обоснования расходов по налогу на прибыль организаций. Несогласие общества с установленными налоговым органом и судом обстоятельствами в отношении данных контрагентов, не свидетельствует о недоказанности таких обстоятельств.
Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, в связи с чем налогоплательщик не лишен права затребовать от контрагента по договору документы, подтверждающие достоверность сведений, изложенных в представленных документах, в том числе, в счетах-фактурах.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется предприятиями на свой риск, в связи с чем на них возлагается бремя несения возможных неблагоприятных последствий, а также определенной ответственности в ходе ее осуществления. Это в свою очередь означает, что каждое юридическое лицо обязано соблюдать определенного рода осторожность и осмотрительность в делах, особенно при выборе контрагентов по договору.
Налогоплательщик, не обеспечивший документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он, в свою очередь, претендует на право получения налоговых льгот, налоговых вычетов или иного уменьшения налогооблагаемой базы, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.
Из материалов дела следует, что общество не проявило должной осмотрительности при выборе контрагента.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.05.2010 N 15658/09, налогоплательщик вправе приводить доводы в обоснование выбора контрагентов, имея в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагентов, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагентов необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
Однако обществом в опровержение доказательств инспекции не приведено доводов в обоснование выбора контрагента, учитывая, что по условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
Кроме того общество не представило доказательств того, что им проявлена должная степень осмотрительности, учитывая характер взаимоотношений с заявленным контрагентом, а также поручаемые виды работ, каким образом проводилась преддоговорная проверка со ссылками на соответствующие доказательства, имеющиеся в материалах дела, обществом также не указано. В свою очередь, из представленных налоговым органом материалов следует иное. Следовательно, указанное обществом не может самостоятельно без учета ранее изложенных фактических обстоятельств свидетельствовать о проявлении обществом осмотрительности по рассматриваемым сделкам и о проведении проверки обществом возможности поручения такой организации специфических видов работ.
При таких обстоятельствах, вступая во взаимоотношения с контрагентом, не проверив его правоспособности, приняв документы, содержащие явно недостоверную информацию, заявитель взял на себя риск негативных последствий в виде невозможности применить налоговую выгоду по документам, не соответствующим требованиям вышеприведенных норм права, содержащих недостоверную информацию.
Сам по себе факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ не свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной степени заботливости и осмотрительности, так как, заключая договор с поставщиком-подрядчиком, не проверив его правоспособность, приняв документы, содержащие явно недостоверную информацию, общество взяло на себя риск негативных последствий в виде невозможности применить налоговую выгоду по документам, не соответствующим требованиям вышеприведенных норм права, содержащих недостоверную информацию.
Кроме того суд пришел к правомерному выводу об отсутствии реальной хозяйственной операции по поставке, монтажу, пуско-наладке спорного оборудования ООО "СтройРегион" в адрес налогоплательщика. Не представлено каких-либо доказательств доставки комплектующих, осуществления работ силами ООО "КемОпт", сдача работ ООО "КемОпт" в адрес ООО "СтройРегион".
Таким образом, судом проанализированы все представленные заявителем в материалы дела договор, акты приема-передачи оборудования, акты пусконаладочных работ, счета-фактуры, товарные накладные в совокупности с фактическими обстоятельствами и установлено, что первичные документы, представленные в обоснование правомерности применения вычетов и включения спорных сумм в состав расходов, содержат недостоверные и противоречивые данные относительно поставки оборудования и выполнения монтажных, пуско-наладочных работ с привлечением спорного контрагента и указывают на невозможность реального осуществления спорных хозяйственных операций со спорным контрагентом.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о недоказанности обществом обстоятельств того, что им осуществлены достаточные действия по проверке реальности существования указанного контрагента как субъекта предпринимательской деятельности, а равно доказательства, указывающие на обстоятельства сотрудничества.
Таким образом, оснований для вывода о том, что обществом в соответствии со статьей 2 ГК РФ проявлена разумная осмотрительность при вступлении в гражданские правоотношения, не имеется.
С учетом этого являются правомерными выводы налогового органа о недостоверности представленных заявителем в обоснование понесенных расходов и налоговых вычетов по НДС документов, а также об отсутствии реальных хозяйственных операций между заявителем и его контрагентом. Доказательств, опровергающих доводы инспекции, а также подтверждающих принятие обществом каких-либо мер, направленных на обеспечение достоверности документов, заявителем в материалы дела не представлено.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, арбитражный суд с учетом статьи 71 АПК РФ, изложенных норм права, а также правовой позиции, выраженной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды", Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, приходит к выводу о том, что формальное соблюдение налогоплательщиком требований оформления документов само по себе не является достаточным основанием принятия сумм расходов к учету и налога на добавленную стоимость к вычету, и, принимая во внимание пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53, к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно установлено, что заявителем документально не опровергнуты доводы и обстоятельства, установленные налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля.
В связи с установленными и изложенными выше обстоятельствами суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для применения в данном случае постановления Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 N 2341/12, поскольку в рамках указанного дела установлены иные фактические обстоятельства, связанные с совершением реальных хозяйственных операций и длительностью хозяйственных взаимоотношений между налогоплательщиком и контрагентом, тогда как в рамках настоящего дела материалами налоговой проверки достоверно подтверждается нереальность заявленных обществом операций с указанным контрагентом, следовательно, определение реального размера налоговых обязательств путем установления рыночности цен, в сложившейся ситуации не допустимо.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела подробным образом дана оценка всем доводам заявителя и доказательствам налогового органа, свидетельствующим о недостоверности сведений в документах и невозможности реального осуществления хозяйственных операций с заявленным контрагентом.
Указанные выводы суда обществом в апелляционной жалобе не опровергнуты ссылками на конкретные документы (доказательства), представленные в материалы дела.
Оценивая иные многочисленные доводы апеллянта суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого решения, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения инспекции от 30.06.2015 N 2427 недействительным по указанным в апелляционной жалобе причинам. Доказательств, полученных налоговым органом с нарушением требований НК РФ и не соответствующих положениям статей 67, 68 АПК РФ, апелляционным судом не установлено. При рассмотрении настоящего дела апелляционным судом также не установлено нарушений, которые в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 101 НК РФ могли бы быть расценены как являющиеся основанием для отмены данного решения налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства инспекцией в рассматриваемой ситуации доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, подтверждена.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, в удовлетворении требования общества отказано правомерно, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения налогового органа и об отсутствии нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
При обращении ООО "Завод горного крепления" в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой поступило платежное поручение от 28.03.2016 N 219 на сумму 3000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 февраля 2016 г. по делу N А27-24036/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод горного крепления" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Завод горного крепления" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.03.2016 N 219.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24036/2015
Истец: ООО "Завод горного крепления"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области