город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2016 г. |
дело N А53-26316/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: главный специалист-эксперт Матвеева Ирина Александровна по доверенности от 30.12.2015 г., удостоверение
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2016 по делу N А53-26316/2015 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу к заинтересованному лицу индивидуальному предпринимателю Айдинову Виктору Алексеевичу о привлечении к административной ответственности принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Айдинову Виктору Алексеевичу о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решением суда от 23.03.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что запрещенная законом деятельность индивидуальных предпринимателей подлежит квалификации по ч.2 ст. 14.1 коАП РФ, на момент рассмотрения дела трехмесячный срок привлечения предпринимателя к ответственности истек.
Не согласившись с принятым решением, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вменяемое предпринимателю правонарушение подлежит квалификации по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, годичный срок давности привлечения к ответственности не истек.
Предприниматель Айдинов В.А. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.07.2015 в принадлежащем предпринимателю в магазине розничной торговли "Продукты", по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Дачная, 8, МРУ Росалкогольрегулирования установлен факт реализации алкогольной продукции при отсутствии документов сопровождающих оборот алкогольной продукции, а именно отсутствовали товарно-сопроводительные накладные, справки прилагаемые к товарно-транспортным накладным, а так же сертификаты соответствия или декларации о соответствии и удостоверения о качестве.
К продаже предпринимателем предлагалась следующая алкогольная продукция:
- коньяк Российской пятилетний "Пять звездочек", емкостью 0.25 л., крепость 40%, производство ГУП "Кизлярский коньячный завод" в количестве одной бутылки;
- российский коньяк выдержанный "КВ" "ЛЕЗГИНКА", емкостью 0.25 л., крепость 40%, производство ГУП "Кизлярский коньячный завод", в количестве двух бутылок.
В отношении вышеуказанной алкогольной продукции применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста (протокол ареста товаров и иных вещей по делу об административном правонарушении N 11-17/81 от 17.07.2015).
По результатам проверки МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО в отношении предпринимателя Айдинова В.А. составлен протокол от 30.09.2015 N 11-17/147 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Материалы проверки и протокол об административном правонарушении направлены Управлением в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по указанной статье.
Непредставление предпринимателем документов, подтверждающих легальность оборота указанной алкогольной продукции, послужило основанием для составления управлением в отношении него протокола по делу об административном правонарушении от 10.09.2015 N 11-17/131 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса.
При рассмотрении дела суд сделал вывод об ошибочной квалификации управлением действий предпринимателя по мотиву отсутствия у него законодательно предусмотренной возможности получения сопроводительных документов в целях розничной продажи алкогольной продукции в силу запрета на занятие осуществляемой им на момент проверки деятельностью.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции") (далее - Закон N171-ФЗ).
Из статей 10.2, части 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ следует, что оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий и сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации).
Из содержания части 1 статьи 11, части 1 статьи 16, частей 1 и 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ следует, что розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями (юридическими лицами) при наличии соответствующих лицензий. Следовательно, в силу действующего правового регулирования индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
Таким образом, статус физического лица или индивидуального предпринимателя влечет как отказ ему в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так и в получении сопроводительных документов для реализации алкогольной продукции.
Сходная правовая позиция сформирована, в частности, в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - постановление N 47), исходя из которой в отсутствие у индивидуальных предпринимателей права осуществления розничной продажи иной, кроме пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции, алкогольной продукции, осуществление какого-либо иного вида деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ (в том числе розничной продажи алкогольной продукции), влечет привлечение его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований привлечения к ответственности за розничную продажу алкогольной продукции без предусмотренных Законом N 171-ФЗ сопроводительных документов предпринимателя, которому не могли быть выданы такие документы, по части 2 статьи 14.16 Кодекса, является основанным на правильном применении норм права.
Учитывая фиксацию в протоколе об административном правонарушении факта нахождения в розничной продаже алкогольной продукции в отсутствие у предпринимателя лицензии на осуществление данной деятельности, принимая во внимание пункт 15 постановления N 47, пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд правомерно переквалифицировав совершенное предпринимателем деяние на часть 2 статьи 14.1 Кодекса, устанавливающую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Отказывая в привлечении предпринимателя к ответственности, суд первой инстанции ошибочно счел срок давности привлечения предпринимателя к ответственности истекшим, составляющий, по его мнению, в силу части 2 статьи 14.1 Кодекса, три месяца.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 18 которого лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Частью 2 указанной статьи установлено, что лицензии выдаются на осуществление, в том числе, розничной продажи алкогольной продукции. Запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий (часть 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет привлечение к ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения; за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Изменения в статью 4.5 Кодекса, установившие годичный срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, внесены пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушение в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 365-ФЗ).
Указанный Федеральный закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 51-23.12.2013.
Порядок вступления в силу в самом законе не определен.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - Закон N 5-ФЗ) федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Соответственно, датой вступления в силу Закона 365-ФЗ, исходя из статьи 6 Закона N 5-ФЗ, является 03.01.2014.
По смыслу приведенных положений срок давности привлечения к административной ответственности за выявленное правонарушение составляет один год.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2015 по делу N А36-2486/2014.
Датой обнаружения в действиях предпринимателя состава указанного правонарушения является 17.07.2015 (дата составления протоколов осмотра и изъятия алкогольной продукции), следовательно, срок давности привлечения к ответственности истекает 17.07.2016, в связи с чем вывод суда об истечении на момент привлечения предпринимателя к ответственности основан на неправильном применении норм права.
Однако это обстоятельство не повлекло принятие незаконного судебного акта в связи с отсутствием у управления полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса.
В случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией (пункт 8 постановления N 10).
Однако при выявлении факта составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (пункт 7 постановления N 10).
Исходя из пунктов 5.6, 5.7 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральный службе по регулированию алкогольного рынка" служба и ее территориальные органы осуществляют в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц в установленной сфере деятельности, а также проверку деятельности индивидуальных предпринимателей в части розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива. При этом рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса).
В полномочия должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, определенных в пункте 61 части 2 статьи 28.3 Кодекса, составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1 Кодекса, не входит. Сходный правовой подход сформирован в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2016 N 303-АД15-15339, постановлении АС СКО от 17.03.2016 г. по делу N А53-25470/2015.
Поскольку проверка в отношении предпринимателя, по результатам которой в его действиях выявлены признаки правонарушения, квалифицированного судом как охватываемого частью 2 статьи 14.1 Кодекса, проведена управлением с превышением полномочий, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о привлечении к административной ответственности соответствует нормам права и установленным им фактическим обстоятельствам.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2016 по делу N А53-26316/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26316/2015
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирование по Южному федеральному округу
Ответчик: Айдинов Виктор Алексеевич