Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 октября 2016 г. N Ф06-13188/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А06-11178/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комаровым А.И.
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "Астраханский морской порт" Марочкина С.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2016 N 001,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 марта 2016 года по делу N А06-11178/2015 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Астраханский морской порт" (414015, г. Астрахань, ул. Дзержинского, д. 74 Б, ОГРН 1063015050560, ИНН 3015075526)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области (414016, г. Астрахань, ул. Николая Ветошникова, д. 4Б, ОГРН 1043007262870, ИНН 3018018879)
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось закрытое акционерное общество "Астраханский морской порт" (далее - ЗАО "Астраханский морской порт", общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области, налоговый орган, инспекция) от 17.07.2015 N 334 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области от 17.07.2015 N 21 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного к возмещению в размере 2 699 руб.
Решением суда первой инстанции от 15 марта 2016 года требования налогоплательщика удовлетворены. Суд признал недействительными решения Межрайонной ИФНС N 5 по Астраханской области от 17.07.2015 N 334, от 17.07.2015 N 21.
Кроме того, с инспекции в пользу налогоплательщика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Межрайонная ИФНС N 5 по Астраханской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества в полном объеме.
ЗАО "Астраханский морской порт" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 09.02.2015 ЗАО "Астраханский морской порт" представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4 квартала 2014 года, в которой сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила 2699 руб.
Межрайонной ИФНС N 5 по Астраханской области проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 26.05.2015 N 2010.
17.07.2015 по результатам рассмотрения акта и других материалов камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение N 334 об отказе в привлечении ЗАО "Астраханский морской порт" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен НДС в сумме 351 554 руб., отказано в применении налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1 968 070 руб.
17.05.2015 Межрайонной ИФНС N 5 по Астраханской области также принято решение N 21 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в сумме 2699 руб.
Не согласившись с вынесенными налоговым органом решениями, ЗАО "Астраханский морской порт" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области, Управление).
Решением Управления от 14.09.2015 N 199-Н апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
ЗАО "Астраханский морской порт", полагая, что решения Межрайонной ИФНС N 5 по Астраханской области от 17.07.2015 N 334, от 17.07.2015 N 21 являются незаконными, нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки по НДС 0% по договорам на оказание транспортно-экспедиционных услуг в отношении международной перевозки товаров.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период ЗАО "Астраханский морской порт" заключены договор от 02.03.2011 N 0106/12 с ООО "Гарант Лес", договор от 13.05.2014 N 0106/47 с ООО "МАКСАМАЛ", договор от 09.10.2008 N 0106/325 с LUMBRU LIMITED, договор от 19.06.2013 N 0106/22 с RADMAN TEJARAT ARN1KA, договор от 01.04.2014 N АМП-QIZ 0106/40 с QIZILAGAC LTD ММС, договор от 31.05.2011 N 0106/26 с ООО "Астра Лес", договор от 18.03.2009 N 0106 с ООО "ГРИНЛАИН" (правопреемник ООО "Каспиян Трейдинг"), договор от 17.06.2010 N 0106/173 с ООО "ПАК", договор N 0106/311 с ООО "КАПИТАЛ" (правопреемник ООО "Каспиян"), договор N 0106/182 с ООО "ВОЛГОЛЕС" (правопреемник ООО "ЗАГРОС"), договор от 09.10.2018 N 0106/330 с ООО "АРТА".
По условиям указанных договоров общество приняло на себя обязательства по оказанию контрагентам услуг по комплексной переработке грузов (по схеме "вагон-склад-судно" либо "автотранспорт-склад-судно"), в том числе, погрузочно-разгрузочных работ, хранению грузов в зоне таможенного контроля и на складской территории общего пользования, приемку грузов, поступивших железнодорожным транспортом, по заданию заказчика выполнение стивидорных работ, информационных услуг, услуг по креплению маркировке и упаковке груза, оформление документов, отправку груза из порта, а также прочих требуемых заказчиком услуг, необходимых для перевалки грузов через порт.
В течение 4 квартала 2014 года в рамках указанных договоров заявителем оказаны в числе прочих предусмотренных договорами услуг услуги по организации термообработки грузов (пилолеса) и организации прохождения фитосанитарного контроля с получением контрагентами фитосанитарного сертификата на пилолес, экспортируемый в Исламскую Республику Иран.
Для оказания данных услуг ЗАО "Астраханский морской порт" заключены и исполнены договор от 10.07.2014 с ООО "Астраханский ДОК" на услуги по обработке (термообработке) древесины, договор от 05.09.2014 N 61/14-074 с ФГУП "Республиканский фумигационный Отряд" на освидетельствование процесса обеззараживания пиломатериалов методом термообработки, договор от 26.02.2014 N АСЗО/0700000003/1 с Астраханским филиалом ФГБУ "Всероссийский центр карантина растений" на обследование пиломатериалов с выдачей заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинного объекта (продукции).
В течение 4 квартала 2014 года в составе комплекса услуг по перевалке грузов в связи с их экспортом, заявителем оказано услуг на сумму 1 968 070 руб., в том числе, услуг по организации термообработки грузов на сумму 1 780 448,46 руб., услуг по организации контроля фитосанитарного состояния на сумму 187 621,54 руб.
Полагая, что оказываемые услуги являются транспортно-экспедиционными услугами в отношении международной перевозки товаров, ЗАО "Астраханский морской порт" выставляло контрагентам счета-фактуры с применением "нулевой" ставки НДС, в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области пришла к выводу о необоснованно применении обществом ставки НДС 0 процентов, поскольку услуги по организации термообработки грузов и организации контроля фитосанитарного состояния не являются транспортно-экспедиционными услугами.
Суд первой инстанции признал выводы налогового органа ошибочными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями: услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок; транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно пункту 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками в налоговые органы представляются контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
В силу статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3.1.2. Национального стандарта ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст, к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относят оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т.п. документации и комплекта перевозочных документов.
Согласно пункту 2 Порядка организации работ по выдаче федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Минсельхоза от 14.03.2007 N 163, фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Меморандумом о сотрудничестве между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации и Организацией по защите растений Исламской Республики Иран (место назначения экспортируемых пиломатериалов) в области экспорта древесины из Российской Федерации на территорию Исламской Республики Иран от 29.07.2011 определено, что древесина, экспортируемая из Российской Федерации в Исламскую Республику Иран, должна оформляться фитосанитарным сертификатом, оформленным в соответствии с правилами по карантину растений Исламской Республики Иран, согласно образцу, установленному международными стандартами по фитосанитарным мерам МСФМ N 7 и N 12.
В соответствии с Дополнением к указанному Меморандуму (24.05.2014) и статьей 5 Меморандума партии древесины, экспортируемые из Российской Федерации будут подвергаться дезинсекции перед отгрузкой одним из следующих способов: путем фумигации метил бромидом, путем использования технологии искусственной сушки или путем теплового воздействия. Сведения о дезинсекции с указанием метода и режима дезинсекции должны быть указаны в фитосанитарном сертификате, сопровождающем партию груза.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, и организация мероприятий по получению фитосанитарного сертификата, и термическая обработка груза, необходимая для получения такого сертификата, являются услугами, без которых морская перевозка груза в целях экспорта в Исламскую республику Иран не могла быть осуществлена.
В определении от 10.07.2014 N ВАС-8473/14 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что оказываемые на основании договоров транспортно-экспедиционного обслуживания транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки грузов, при исполнении которых осуществляется согласование с портом полученной от клиента заявки на возможность погрузки груза на судно, оформление в таможенном органе поручения на погрузку груза и передачу их в порт, организацию проведения государственного фитосанитарного досмотра груза (подачу заявки, получение акта государственного карантинного фитосанитарного контроля), оформление сертификата о транспортных характеристиках груза, организацию фумигирования груза (подачу заявки, получение фумигационного сертификата), организацию сертификации груза (сертификата о транспортных характеристиках груза, фитосанитарного сертификата, радиологического сертификата, сертификата происхождения), оформление комплекта грузовых (судовых) документов, указанных в поручениях экспедитору, и обеспечение их рассылки, представление к таможенному и пограничному контролю надлежащим образом оформленных комплектов грузовых (судовых) документов, вручение капитану судна под расписку комплекта отгрузочных документов и необходимое количество проб груза для передачи грузополучателю, представление интересов клиента во время погрузки груза на борт судна, оказание иных транспортно-экспедиционных услуг, направленных на организацию перевозки груза направлены на исполнение договора морской перевозки груза, без которых данная перевозка не могла быть осуществлена.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается налоговым органом, что услуги по организации термообработки грузов и организации контроля фитосанитарного состояния, оказывались налогоплательщиком для контрагентов, с которыми заключены договора транспортной экспедиции.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к налогообложению НДС по ставке 0% установлен закрытый перечень работ (услуг) в отношении товаров, ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации, в отношении транспортно-экспедиционных услуг налогоплательщик вправе применить ставку 0% при оказании таких услуг, если они оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором.
Договоры, заключенные обществом на оказание перечисленных в них услуг, являются договорами транспортной экспедиции, оказанные налогоплательщиком услуги соответствуют требованиям ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", юридически однородны и направлены на транспортировку грузов на экспорт. Связь оказанных обществом услуг в отношении товаров с их международной перевозкой доказана представленными в материалы дела документами и не опровергнута инспекцией.
Для подтверждения права на применения налоговой ставки 0% и права на применения налоговых вычетов налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией в налоговый орган представлены необходимые документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе контракт налогоплательщика с иностранным лицом на оказание услуг.
При указанных обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для отказа в применении заявителем налоговой ставки по НДС 0 процентов, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 марта 2016 года по делу N А06-11178/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11178/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 октября 2016 г. N Ф06-13188/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Астраханский морской порт"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N 5 по Астраханской области