г. Самара |
|
08 июня 2016 г. |
Дело N А55-4181/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка -
Ларин А.В.(доверенность от 22.12.2015 г.),
от общества с ограниченной ответственностью "МИКО АЛКО" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2016 года по делу N А55-4181/2016 (судья Якимова О.Н.),
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка,
к обществу с ограниченной ответственностью "МИКО АЛКО",
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "МИКО-АЛКО" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе, с учетом дополнения, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2016 года по делу N А55-4181/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества с ограниченной ответственностью "МИКО АЛКО" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Общество с ограниченной ответственностью "МИКО АЛКО" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 (далее - Положение), Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Росалкогольрегулирование осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 6.1 Положения Росалкогольрегулирование в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения административного расследования по делу N 01-03/16, произведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (далее - осмотр), арендованных ООО "МИКО АЛКО", в присутствии законного представителя Общества (директора, действующего на основании приказа от 11.01.2014 N 4 к) Лукьянова Сергея Анатольевича.
В ходе осмотра установлено, что по состоянию на 19 января 2016 года в складских помещениях Общества находилась на хранении алкогольная продукция в ассортименте (российского производства и импортного производства). Согласно, представленным ООО "МИКО АЛКО", сведениям об остатках алкогольной продукции по состоянию на 19.01.2016, остатки продукции составили 4 309 584 единицы.
В целях выяснения обстоятельств дела N 01-03/16, в ходе осмотра вынесено определение об истребовании сведений N 01-03/16-1 о представлении документов подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, поставленной Обществом ООО "Май", ООО "Ведена", ООО "Ассорти", ООО "ТРИАЛ" и иных документов необходимых для разрешения дела. Определение вручено директору Общества Лукьянову С.А. Также 20 января 2016 года, на основании статьи 26.10 КоАП РФ, вынесены определения (NN 01-03/16-2, 01-03/16-3, 01-03/16-4, 01-03/16-5) об истребовании сведений, а именно товаросопроводительных документов на закупку алкогольной продукции у контрагентов Общества. Определения направлены, заказными письмами с уведомлениями, по юридическим адресам организаций и на официальные электронные почты.
Во исполнение определения N 01-03/16-1 Общество представило товаросопроводительные документы на поставку ООО "Май" алкогольной продукции.
В результате анализа указанных товаросопроводительных документов установлено следующее.
В соответствии с разделом "А" справки N 002939/1, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (далее - справка), выданной филиалом ОАО "ТАТСПИРТПРОМ" "Казанский Ликероводочный Завод" к товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 01.07.2015 N 002939/1 объем поставляемой партии водки под торговым знаком "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375 л. с датой розлива 30.06.2015 составил 17600 бутылок (660 дал).
Согласно разделу "Б" справки N 002939/1 приложенной к ТТН от 01.07.2015 N 002939/1 партия водки в полном объеме 17600 бутылок (660 дал) отгружена (поставлена) 01.07.2015 оптовому покупателю ООО "МИКО АЛКО" (ИНН 6318189327).
Согласно данным ТТН от 04.08.2015 N АД041283 ООО "МИКО АЛКО" осуществило поставку водки "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375 л. с датой розлива 30.06.2015 в адрес розничного покупателя ООО "МАИ" (ИНН 6330011160) в объеме 5 бутылок (0,1875 дал).
При этом согласно разделу "Б" справки N АД041283 приложенной к ТТН от 04.08.2015 N АД041283 ООО "МИКО АЛКО" осуществило поставку водки СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375 л. с датой розлива 30.06.2015 в адрес розничного покупателя ООО "МАИ" в объеме 0 бутылок (0 дал).
Во исполнение определения N 01-03/16-2 ООО "МАИ" представило оригиналы товаросопроводительных документов на закупку в 3 квартале 2015 года алкогольной продукции у ООО "МИКО АЛКО".
Таким образом, ООО "МИКО АЛКО" (ИНН 6318189327) в 3 квартале 2015 года (время совершения правонарушения) по адресу осуществления деятельности: Самарская обл., г. Самара, Советский р-н., ул. Кабельная, д.3 Е, литера 1-1, этаж 1, помещение HI, комнаты N N 17, 18, 19 (место совершения правонарушения) осуществило поставку (оборот) водки "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375 л. с датой розлива 30.06.2015 в адрес ООО "Май" без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их оборота в количестве 5 бутылок (0,1875 дал).
На основании изложенного Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка считает, что в действиях ООО "МИКО АЛКО" установлены факты правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с пунктом 2 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной и (или) международной товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции подлежит изъятию из незаконного оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ООО "МИКО АЛКО" возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку состав административного правонарушения отсутствует. Общество полагает, что у административного органа нет оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ. Общество представило все необходимые сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота 5 бутылок водки "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375 л, поставленных в адрес ООО "Май" в 3 квартале 2015 года.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рамках проведения административного расследования по делу N 01-03/16 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка у ООО "МИКО АЛКО" были истребованы документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, поставленной Обществом ООО "МАИ". Во исполнение определения об истребовании сведений Обществом были предоставлены товаросопроводительные документы на поставку ООО "Май" алкогольной продукции.
В результате анализа товаросопроводительных документов, административным органом установлено расхождение в количестве алкогольной продукции - водки "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375, указанном в ТТН от 04.08.2015 N АД041283 и в разделе "Б" справки N АД041283, приложенной к ТТН от 04.08.2015 N АД041283.
В разделе "Б" справки N АД041283 (представленной в административный орган первоначально) было указано количество алкогольной продукции (водки "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375) - 0 (Ноль) бутылок. В ТТН от 04.08.2015 N АД041283 количество алкогольной продукции (водки "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375) указано 5 (Пять) бутылок.
При составлении протокола об административном правонарушении представителем ООО "МИКО АЛКО" и ООО "Май" были предоставлены соответствующие пояснения по данному вопросу, а также надлежащим образом заверенные копии ТТН от 04.08.2015 N АД041283 и раздела "Б" справки N АД041283 с корректными данными.
Объективной стороной правонарушения является: оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом. Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, является факт нарушения порядка продажи спиртосодержащей продукции, установленного в целях предупреждения распространения нелегального товара, товара, способного причинить вред здоровью покупателей.
Для объективной стороны административного правонарушения свойственно действие или бездействие виновного лица. Иначе будет отсутствовать само событие правонарушения. При этом, это будет означать отсутствие и самого состава правонарушения, в связи с чем лицо, привлекаемое к административной ответственности, не понесет наказания, так как оно соответственно не совершило самого действия.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Пунктом 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ установлено, что федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
В соответствии с разделом "Б" справки N 002939/1, прилагаемой к товарно-транспортной накладной N 002939/1 от 01.07.2015, выданной филиалом ОАО "ТАТСПИРТПРОМ" "Казанский Ликероводочный Завод" в адрес ООО "МИКО АЛКО" была отгружена партия водки под торговым знаком "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375 л, с датой розлива 30.06.2015 г., в количестве 17600 бутылок. Данная продукция была промаркирована специальными марками, все сопроводительные документы прилагались. Факт данной поставки и легальность поставленной продукции не вызывает сомнений у административного органа.
04 августа 2015 года на основании договора поставки N АС-15-142 от 16.02.2015 г., товарной накладной N АД041283 от 04.08.2015 г., счета-фактуры N АД041283 от 04.08.2015 г., товарно-транспортной накладной N АД041283 от 04.08.2015 г., сертификата соответствия NРОСС 1Ш.АЯ54. Н17644), удостоверения качества N1353 от 01.07.2015 г. водка "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375 л (Производитель ОАО "ТАТСПИРТПРОМ"), в количестве 5 бутылок была отгружена в адрес ООО "Май".
Во всех указанных выше документах прослеживается, что отгрузка алкогольной продукции 04 августа 2015 года была осуществлена в количестве 5 бутылок. В адрес ООО "Май" отгружалась водка "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375 л (Производитель ОАО "ТАТСПИРТПРОМ"), бутылки имели специальные марки, сопроводительные документы имелись. Подлинность специальных марок была проверена ООО "МАЙ" посредством визуального осмотра. Никаких претензий в ООО "МИКО АЛКО" не поступало. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что продукция, отгруженная в адрес ООО "Май" 04 августа 2015 года (3 квартал 2015 года) является легальной. Наличие цифры ноль в разделе "Б" справки N АД041283 связано с техническим сбоем при формировании раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной. Данное несоответствие было выявлено ООО "МИКО АЛКО" и 02.02.2016 г. Обществу с ограниченной ответственностью "Май" было направлено пояснительное письмо исх.N11 и исправленные документы к товарно-транспортной накладной NАД041283 от 04.08.2015 г.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что один лишь факт ненадлежащего оформления справки "Б" к товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции, не образует объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2008 года N 13646/07).
Кроме того, квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Данная позиция сформирована Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 15206/06 от 03.04.2007 г.
При рассмотрении протокола об административном правонарушении от 08.02.2016 г. административному органу были представлены два пакета документов: копия товарно-транспортной накладной N АД041283 от 04.08.2015 г. на 77 л., заверенная ООО "МИКО АЛКО"; копия товарно-транспортной накладной N АД041283 от 04.08.2015 г. на 77 л., заверенная ООО "Май".
Эти документы содержали корректные сведения: в разделе "Б" справки N АД041283 количество алкогольной продукции (водки "СИМЕКС ПРЕМИУМ" емкостью 0,375) указано 5 (Пять) бутылок.
То есть административному органу при составлении протокола об административном правонарушении была предоставлена товарно-транспортная накладная и раздел "Б" справки к данной товарно-транспортной накладной с корректными данными, за отсутствие которой административный орган привлекает Общество к административной ответственности.
Также административному органу были предоставлены объяснения со стороны представителя ООО "МИКО АЛКО" и со стороны представителя ООО "Май". Обе организации (поставщик и покупатель) подтвердили количество поставленной продукции (5 бутылок) в указанный период, наличие сопроводительных документов к данной продукции и легальность алкогольной продукции.
Аналогичная правовая позиция применительно к ненадлежащему оформлению правой части раздела "Б" справки к грузовой таможенной декларации высказана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2009 года N 9506/08, постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.05.2013 N Ф03-1809/2013, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2009 по делу NА65-18366/2008, Постановлении Президиума Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 N 5 "Об утверждении обзора судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением КоАП РФ".
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обосновано отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2016 года по делу N А55-4181/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4181/2016
Истец: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "Мико Алко"