г. Чита |
|
9 июня 2016 г. |
Дело N А19-5168/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2016.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2016.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,
рассматривая в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2015 года по делу N А19-5168/2015 по иску закрытого акционерного общества "СибирьЭнергоТрейд" (ОГРН 1033801050656, ИНН 3808098000; 664025, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д. 4, оф. 132А) к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" города Иркутска (ОГРН 1033801541905, ИНН 3807000276; юридический адрес: 664081, г. Иркутск, ул. Станиславского, д. 2) об обязании заключить договор, (суд первой инстанции: Серова Е.В.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Хохлова Г.С., представитель по доверенности от 27.11.2015,
от ответчика: Хиценко А.Н., представитель по доверенности от 5.12.2015,
установил:
закрытое акционерное общество "СибирьЭнергоТрейд" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" города Иркутска об обязании в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу МУП "Водоканал" города Иркутска (именуемое "Исполнителем" по договору б/н без указания даты о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и/или водоотведения) заключить с ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" (именуемое "Заказчиком" по договору б/н без указания даты о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и/или водоотведения) договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и/или водоотведения на условиях, определенных Постановлением администрации города Иркутска N 031-06-1611/14 от 31.12.2014 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)" с протоколом разногласий в редакции ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" по следующим условиям:
1.1. Пункт 1.3. договора изложить в следующей редакции:
"Размер нагрузки ресурса, потребляемого Объектом, который обязан обеспечить
Исполнитель в точках подключения составляет по водоотведению и по очистке сточных вод: - н.п. Патроны в 2015 г. - 1,53 м3/час, 2016 - 2,06 м3/час, 2017 - 2,65 м3/час, 2018 - 3,82 м3/час, 2019 - 4,12 м3/час, итого - 14,19 м3/час. - н.п. Новолисиха в 2014 г. - 3,05 м3/час, 2015 - 6,19 м3/час, 2016 - 7,21 м3/час, 2017 - 6,01 м3/час, 2018 - 6,07 м3/час, 2019 - 6,52 м3/час, 2020 - 7,05м3/час, итого - 42,1 м3/час. - н.п. Пивовариха в 2014 г. - 2,95 м3/час, 2015 - 1,85 м3/час, 2016 - 4,79 м3/час, 2017 - 4,79 м3/час, 2018 - 8,95 м3/час, 2019 - 7,51 м3/час, 2020 - 14,91 м3/час, 2021 - 27,37 м3/час, 2022 -18,47 м3/час, итого - 91,58 м3/час.
В случае, если Исполнителем будет установлено превышение Объектов, указанных в п. 1.1. настоящего Договора, заявленной нагрузки, Заказчик в течение 45 календарных дней с момента получения уведомления Исполнителя об этом заключает с Исполнителем дополнительно соглашение к настоящему Договору, предусматривающее изменение размера нагрузки ресурса, установленного п. 1.3. Договора и вносит Исполнителю плату за подключение (технологическое присоединение), превышаемой заявленной нагрузки по тарифу, действующему на момент оплаты".
1.2. Пункт 4.1.1. договора изложить в следующей редакции: "Выполнить мероприятия до границ земельного участка Заказчика (до точки подключения в н.п. Патроны на земельном участке с кадастровым номером - 38:06:143727:671, в н.п. Пивовариха на земельном участке с кадастровым номером - 38:06:141904:1486, в н.п. Новолисиха на земельном участке с кадастровым номером - 38:06:143519:6385), в том числе технические) по увеличению пропускной способности и/или увеличению мощности центральной системы водоснабжения и/или водоотведения и мероприятия по фактическому присоединению Объекта к центральной системе водоснабжения и/или водоотведения, включенные в Инвестиционную программу "Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска на 2011-2015 годы", утвержденную Решением Городской думы от 26.12.2011 N 005-20-290460/1, либо обеспечить включение в Инвестиционную программу "Развитие систем
водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска" на последующие годы мероприятий по включению (технологическому присоединению) Объектов Заказчика к центральным системам водоснабжения и/или водоотведения - Приложением N 2 к настоящему Договору.
1.3. Пункт 6.1.1. по тексту Договора отсутствует.
Дополнить Договор п. 6.1.1. следующего содержания: "Индивидуальная плата (максимальная величина платы за максимальную допустимую пропускную величину подключаемой (присоединяемой) нагрузки для поселка н.п.Патроны составляет - 20 614 787 (Двадцать миллионов шестьсот четырнадцать тысяч семьсот восемьдесят семь) рублей 42 коп. Индивидуальная плата (максимальная величина платы за максимальную допустимую пропускную величину подключаемой (присоединяемой) нагрузки для поселка н.п.Новолисиха составляет - 61 161 561 (Шестьдесят один миллион сто шестьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят один) рубль 00 коп.
Индивидуальная плата (максимальная величина платы за максимальную допустимую пропускную величину подключаемой (присоединяемой) нагрузки для поселка н.п. Пивовариха составляет 133 044 554 (Сто тридцать три миллиона сорок четыре тысячи пятьсот пятьдесят четыре) рубля 79 коп.".
1.4. Приложение к Договору "Условия подключения N 5-о от 22.01.2015, раздел
"Точка подключения (технологического присоединения) объекта к сетям центральной
системы водоотведения, - изложить в следующей редакции:
- н.п. Патроны точка подключения на земельном участке 38:06:143727:671 (в КНС-14);
- н.п. Пивовариха точка подключения на земельном участке 38:06:141904:1486;
- н.п. Новолисиха точка подключения на земельном участке 38:06:143519:6385".
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация города Иркутска, Администрация Иркутского района.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, как незаконным, необоснованным, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно применил закон, не подлежащий применению. В постановлении Администрации города Иркутска от 31.12.2014 N 031-06-1611/14 об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) для ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" отсутствует информация об объекте капитального строительства, подключение которого к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения намерено осуществить ЗАО "СибирьЭнергоТрейд", и для подключения которого установлен индивидуальный тариф, что является нарушением п. 13 ст. 18 ФЗ-416. Разделение подключаемой нагрузки в соответствии с пунктом 1.3. договора в редакции протокола разногласий истца, также невозможно в связи с отсутствием в постановлении объектов, в отношении которых определён размер подключаемой нагрузки, а также сроков их подключения. Разделение установленной в индивидуальном порядке платы за подключение в соответствии с п. 6.1.1. договора также противоречит действующему законодательству. В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, орган регулирования устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения. Ни истец, ни суд не вправе самостоятельно устанавливать размер платы за подключение, так как установление индивидуальной платы за подключение отнесено к компетенции органа регулирования тарифов. Просит решение суда отменить.
В дополнении к апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что Постановлением Администрации г. Иркутска от 15.03.2016 N 031-06-189/6 "Об отмене Постановлений администрации города Иркутска от 31.12.2014 N 031-06-1611/14, о 23.06.2015 N 031-06-594/5" постановление администрации города Иркутска от 31.12.2014 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) для ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" отменено и является недействующим. Соответственно, заключение договора с ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и/или водоотведения на условиях, определенных Постановлением администрации города Иркутска от 31.12.2014 в редакции истца не представляется возможным.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, дополнения, отзыва, соответственно.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 30.12.2011 между ЗАО "Сибирьэнерготрейд" (арендатор) и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (арендодатель) заключены договоры N ДЗ-272, N ДЗ-273, N ДЗ-274 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, по условиям которого арендодатель обязался предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендодатель обязался принять земельные участки общей площадью 339 883 кв.м (кадастровый номер: 38:06:143727:481), общей площадью 820 896 кв.м (кадастровый номер: 38:06:141904:985), общей площадью 985 247 кв.м (кадастровый номер: 38:06:143519:4778), расположенные по адресу: Иркутская область, Иркутский район.
Договоры заключены по итогам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Согласно пункту 1.2. договоров от 30.12.2011 N N ДЗ-272, ДЗ-273, ДЗ-274 арендатору предоставляются земельные участки для осуществления комплексного освоения в целях жилищного строительства; комплексным освоением участка является:
- подготовка документации по планировке территории, состоящей из проекта планировки территории, проекта межевания территории в границах участка, и ее утверждение в установленном порядке уполномоченным органом;
- обустройство территории в границах участка посредством строительства (создания) на образованных в соответствии с документацией по планировке территории
земельных участках в границах участка (далее - Образованные участки) объектов инженерной инфраструктуры в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, иной инфраструктуры, а также объектов по обустройству территорий общего пользования в границах участка, безвозмездная передача таких объектов в муниципальную (или государственную) собственность либо оформление в частную собственность;
- осуществление жилищного и иного строительства на Образованных участках в
соответствии с видами разрешенного использования.
Письмом от 10.04.2013 N 59 Открытое акционерное общество "Российские Железные Дороги" в лице филиала Центральная Дирекция по Теплоснабжению направило в адрес ЗАО "Сибирьэнерготрейд" технические условия N 294 на подключение к сети канализации, расположенной на 21 км Байкальского тракта выданные Восточно-Сибирской Дирекцией по тепловодоснабжению структурного подразделения ЦДТВ - филиала ОАО "РЖД", согласно которому объект: малоэтажного жилого комплекса и коттеджного поселка; местонахождение: Иркутский район, в н.п. Патроны, н.п. Новолисиха; водоотведение:
- прием сточных вод в объеме 64 м3 /сут. от ЗАО "Сибирьэнерготрейд" в н.п. Патроны осуществить через проектируемую на территории в н.п. Патроны самотечную линию. Точку врезки самотечного коллектора принять в КК - сущ. (согласно схемы) возле КНС N 1, диаметр коллектора принять по расчету;
- прием сточных вод в объеме 189 м3/сут. от ЗАО "Сибирьэнерготрейд" в н.п. Новолисиха осуществить через врезку в напорный коллектор с установкой канализационного колодца и запорной арматуры. Выполнить проект самотечной, напорной канализации, КНС и представить на согласование в Восточно-Сибирскую дирекцию по тепловодоснабжению. В проекте учесть установку на КНС двух насосов (рабочий, резервный), обратных клапанов, узла коммерческого учета. Точку врезки определить дополнительно совместно с представителем ВС ДТВ;
- выполнить проект и представить на согласование в Восточно-Сибирскую дирекцию по тепловодоснабжению;
- до производства работ по врезке заключить договор на технические надзор с ВС ДТВ.
- получить разрешение на приемку объемов сбрасываемых стоков от МУП "Водоканал" г. Иркутска. Заключить договор на прием и транспортировку стоков с Восточно-Сибирской Дирекцией по тепловодоснабжению.
Письмами от 15.05.2014 N N 788-1, 788-2, 788-3 ЗАО "Сибирьэнерготрейд" обратилось к МУП "Водоканал" г.Иркутска о выдаче условий подключения к сетям водоотведения н.п. Новолисиха, н.п. Пивовариха, н.п. Патроны.
Постановлением Администрации города Иркутска от 31.12.2014 N 031-06-1611/14
"Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) для ЗАО "СибирьЭнергоТрейд", была установлена в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения города Иркутска, эксплуатацию которой осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Иркутска, для закрытого акционерного общества "СибирьЭнергоТрейд" с учетом величины подключаемой (присоединяемой) нагрузки 147,87 м3 /час в размере 214 820 903,97 рублей (с учетом налога на прибыль и налога на добавленную стоимость).
МУП "Водоканал" г.Иркутска направило в адрес ЗАО "Сибирьэнерготрейд" договор о подключении к централизованным системам водоснабжения и/или водоотведения, по условиям которого МУП "Водоканал" г.Иркутска обязалось выполнить действия по подготовке централизованных систем водоснабжения и/или водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объектов "Объекты капитального строительства", принадлежащего ЗАО "Сибирьэнерготрейд" на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права с целевым назначением: для жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами: 38:06:143727:481, 38:06:143519:4778, 38:06:141904:985.
Рассмотрев представленный ответчиком проект договора, ЗАО "Сибирьэнерготрейд", направило в адрес МУП "Водоканал" г.Иркутска письмо N 705 от 02.06.2015 о невозможности подписать предлагаемую редакцию договора, с просьбой рассмотреть предлагаемые ЗАО "Сибирьэнерготрейд" изменения к существенным условиям договора, в связи с необходимостью включить в договор: - сведения о тарифе за технологическое подключение для каждого из трех поселков (н.п. Патроны, н.п. Новолисиха, н.п. Пивовариха Иркутского района) с учетом этапности строительства в каждом из них с учетом нарастающего итога водоотведения; - сведения о точках подключения и расстоянии от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" по каждому поселку до точки подключения к централизованной системе водоотведения МУП "Водоканал"; - сведения о перечне мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения МУП "Водоканал" по утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе Исполнителя по Договору, либо представить ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" сведения об иных возможностях обеспечения водоотведения по каждому поселку (н.п.Патроны, н.п.Новолисиха, н.п.Пивовариха Иркутского района).
Письмом от 12.11.2015 N 1289 ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" повторно обратилось к
МУП "Водоканал" г. Иркутска с просьбой заключить договор о технологическом присоединении на условиях протокола разногласий в редакции ЗАО "СибирьЭнергоТрейд".
Ввиду уклонения ответчика от рассмотрения требований о заключении договора в
редакции протокола разногласий, составленного истцом, ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" обратилось в суд с настоящим иском об урегулировании возникших между сторонами при заключении договора разногласий.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими имеющимися в деле документами, при правильном применении норм материального права, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения в полном объеме искового требования ЗАО "Сибирьэнерготрейд" об обязании МУП "Водоканал" г.Иркутска заключить с ЗАО "Сибирьэнерготрейд" договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и/или водоотведения на условиях, определенных Постановлением администрации города Иркутска N 031-06-1611/14 от 31.12.2014 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)" с протоколом разногласий в редакции ЗАО "Сибирьэнерготрейд".
Апелляционный суд не усматривает оснований для иных выводов.
В силу положений статей 421, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 18, 26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" договор, о понуждении к заключению которого заявлен иск, является публичным договором, заключение которого является обязательным для ответчика.
В рассматриваемой ситуации истцу ввиду отказа ответчика от урегулирования разногласий, возникших при заключении договора созданы препятствия для осуществления предпринимательской деятельности в вопросах комплексного и своевременного освоения (строительства) на земельных участках Фонда РЖС.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (Правила N 83).
Указанные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также определения критерия возможности подключения. Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 6 Правил N 83 установлено, что в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также, если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 7 Правил N 83 точки подключения были определены на границе существующих сетей инженерно-технического обеспечения города Иркутска и сетей, строительство которых обеспечивалось истцом.
Согласно пункту 16 Правил N 83 точка присоединения к системам водоснабжения и (или) водоотведения, а также очистки сточных вод (адрес, номер колодца или камеры) указывается в условиях подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предоставляемых заказчику исполнителем.
Согласно пункту 4 Правил N 83 подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:
1) подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки;
2) заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;
3) исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий;
4) присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика; 5) выполнение условий подачи ресурсов.
При этом согласно абзацу 2 пункта 17 Правил N 83 плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления, для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие тарифа плата не взимается.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, анализируя положения пункта 17 Правил N 83, указал в постановлении от 05.02.2008 N 11912/07, что законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения не предоставлено право самостоятельно устанавливать плату за подключение объекта к сетям.
С учетом этого постановлением Администрации города Иркутска от 31.12.2014 N 031-06-1611/14 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) для истца ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" установлена в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения города Иркутска, эксплуатацию которой осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Иркутска, с учетом величины подключаемой (присоединяемой) нагрузки 147,87 м3/час в размере 214 820 903,97 рублей (с учетом налога на прибыль и налога на добавленную стоимость). Данное постановление было направлено в адрес истца письмом заместителя мэра - председателя комитета по бюджетной политике и финансам Администрации города Иркутска от 13.01.2015 N 105-70-11/5, с оговоркой о возможности увеличения и дальнейшей корректировки платы за подключение (технологическое присоединение).
Согласно пункту 15 Правил N 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частями 6, 7, 8, 9, 10, 11 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определен порядок включения в инвестиционную программу мероприятий в целей подключения новых потребителей.
Сроки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе в случае необходимости реализации мероприятий инвестиционной программы в целях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя, устанавливаются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (в настоящем случае - МУП "Водоканал" г. Иркутска), в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования (часть 7 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного в части 7 настоящей статьи обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 8 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
В случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий (часть 9 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Если в течение 30 дней с даты обращения организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, о корректировке инвестиционной программы и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования в соответствии с частью 7 настоящей статьи от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) не получено уведомление о принятом решении, обращение такой организации считается согласованным. В таком случае организация, осуществляющая холодное водоснабжение (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (часть 10 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Согласно пунктам 101, 102, 103 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифа этой организации на очередной период регулирования.
В случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней со дня поступления указанного в пункте 101 настоящих Правил обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения технологического присоединения), о применении тарифа на подключение (технологическое присоединение) или индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и определяет финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или принимает решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или водоотведения).
В случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения технологического присоединения), учитываются при установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) или тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий.
В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регламентированы основы правового регулирования механизма платы за подключение (технологическое присоединение), который рассчитывается согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом параметров: установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение); величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки; расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных канализационных) сетей к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения).
Согласно пунктам 81 - 87 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. становлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406), плата за подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) определяется согласно установленным тарифам на подключение (технологическое присоединение) либо в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования; тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения сетей к объектам централизованных систем (ставка за протяженность сети); размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов: на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налога на прибыль; в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на реконструкцию (модернизацию) существующих объектов централизованных систем; расходы на реконструкцию (модернизацию) существующих объектов систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Госстроем России, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ; законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены категории абонентов, в отношении которых допускается установление платы за подключение их, объектов в меньших размерах (льготная плата), основания для предоставления такой льготы, источники и порядок компенсации регулируемым организациям доходов, недополученных в результате предоставления таких льгот; в случае установления для отдельной категории абонентов льготной платы за подключение повышение платы за подключение для других категорий абонентов не допускается и т.д.
Из содержания положений статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 101, 102, 103 Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" следует, что при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), ответчик МУП "Водоканал" г. Иркутска обязан был обратиться в Администрацию г. Иркутска с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования; Администрация города Иркутска в течение 30 дней обязана рассмотреть такое обращение и принять решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направить уведомление в МУП "Водоканал" г. Иркутска.
В случае принятия Администрацией города Иркутска решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности МУП "Водоканал" г. Иркутска, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), должны быть учтены Администрацией г. Иркутска при установлении тарифов на очередной период регулирования. Если в течение 30 дней с даты обращения МУП "Водоканал" г. Иркутска о корректировке инвестиционной программы и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), от Администрации г. Иркутска не получено уведомление о принятом решении, обращение считается согласованным.
В настоящем случае решение об отказе во включении в инвестиционную программу мероприятий принято не было; напротив, Администрация города Иркутска письмом заместителя мэра - председателя комитета по бюджетной политике и финансам Администрации города Иркутска от 13.01.2015 N 105-70-11/5, направила в адрес истца ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" постановление Администрации города Иркутска от 31.12.2014 N 031-06-1611/14 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение), которым для истца ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" установлена в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения города Иркутска, эксплуатацию которой осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Иркутска, с учетом величины подключаемой (присоединяемой) нагрузки 147,87 м3/час в размере 214 820 903,97 рублей (с учетом налога на прибыль и налога на добавленную стоимость), с оговоркой о возможности увеличения и дальнейшей корректировки платы за подключение (технологическое присоединение).
Частью 10 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в таком случае организация, осуществляющая холодное водоснабжение (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
В силу пунктов 101, 102, 103 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации", при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), МУП "Водоканал" г. Иркутска в течение 30 дней со дня поступления обращения ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" обязано было обратиться в Администрацию города Иркутска с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объектов ЗАО "СибирьЭнергоТрейд", об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифа этой организации на очередной период регулирования.
В случае отсутствия на дату обращения ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Администрация города Иркутска в течение 30 дней со дня поступления обращения МУП "Водоканал" г. Иркутска обязана была рассмотреть такое обращение и принять решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения технологического присоединения), о применении тарифа на подключение (технологическое присоединение) или индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и определяет финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или принять решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направить уведомление о принятом решении в МУП "Водоканал" г. Иркутска.
Судом установлено, что Администрация города Иркутска не направила таких решений об отказе; напротив, постановлением Администрации города Иркутска от 31.12.2014 N 031-06-1611/14 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)", для истца ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" установлена в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения города Иркутска, эксплуатацию которой осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Иркутска.
Администрацией города Иркутска представлены в материалы дела письма Службы по тарифам Иркутской области от 14.11.2014 N 79-37-3697/14, от 29.05.2015 N 79-37-1573/15, согласно которым установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые могут передаваться органам местного самоуправления поселений, городских округов законами субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В настоящее время областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части установления тарифов в этой сфере, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (Закон Иркутской области от 06.11.2012 N 114-оз). В случае, если организация осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории нескольких муниципальных образований, то органом регулирования в отношении такой организации является орган местного самоуправления, потребители которого потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) названных услуг. В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, орган регулирования устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
В связи с изложенным, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика и Администрации города Иркутска о том, что вопрос о возможности подключения истца к сетям централизованного водоотведения города Иркутска должен рассматриваться Администрацией Иркутского района ввиду нахождения объектов истца, подлежащих подключению, на территории Иркутского района.
На дату рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции, постановление Администрации города Иркутска от 31.12.2014 N 031-06-1611/14 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)", направленное ЗАО "СибирьЭнергоТрейд", являлось действующим и создало права и обязанности для истца и ответчика.
В условиях существования разногласий по предложенному ответчиком к заключению проекту договора, с учетом приведенных законоположений, судом обоснованно предложенные истцом условия признаны соответствующими положениям статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктам 71-87 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, поскольку предусматривают уточнение размера нагрузки ресурса, потребляемого возводимыми объектами в каждом из трех поселков, что делает условия договора определенными и исполнимыми.
При этом, предлагая уточнение условий договора, истец обоснованно предусмотрел, что в случае, если ответчиком (исполнителем) будет установлено превышение вышеуказанными объектами заявленной нагрузки, истец (заказчик) в течение 45 календарных дней с момента получения уведомления ответчика об этом заключает с ответчиком дополнительно соглашение к договору, предусматривающее изменение вышеуказанных размеров нагрузки ресурса, и вносит ответчику плату за подключение (технологическое присоединение), превышаемой заявленной нагрузки по тарифу, действующему на момент оплаты. С учетом указанного условия исключается нарушение прав и законных интересов как истца, так и ответчика, соблюдается баланс прав и законных интересов сторон.
Предлагаемые истцом изменения в пункт 4.1.1 договора в виде дополнения его словами ссылками на конкретные участки в поселках Патроны, Пивовариха, Новолисиха, и дополнения словами: "либо обеспечить включение в Инвестиционную программу "Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска" на последующие годы мероприятий по включению (технологическому присоединению) Объектов Заказчика к центральным системам водоснабжения и/или водоотведения - Приложением N 2 к настоящему Договору" правомерны, поскольку делают условия договора определенными и исполнимыми (в том числе с учетом пояснений ответчика и третьего лица о том, что соответствующие мероприятия в Инвестиционную программу не включены, несмотря на то, что такое включение должно было предшествовать установлению истцу платы за подключение).
Ввиду необходимости уточнения условий договора в целях их исполнимости также обоснованно предлагаемое истцом включение в договор пункта 6.1.1, содержащего сведения об индивидуальной плате с разбивкой по поселкам, в котором ведется строительство объектов жилого фонда (также с учетом того, что возможность соответствующей корректировки заложена в условиях договора, рассмотренных выше).
Обоснованно признано судом правомерным предлагаемое истцом включение в Приложение к договору "Условия подключения N 5-о от 22.01.2015, раздел "Точка подключения (технологического присоединения) объекта к сетям центральной системы водоотведения" сведений о точках подключения в отношении конкретных земельных участков, на которых истцом осуществляется строительство.
При изложенных обстоятельствах правильными являются выводы суда первой инстанции об удовлетворении в полном объеме искового требования ЗАО "Сибирьэнерготрейд" об обязании МУП "Водоканал" г.Иркутска заключить с ЗАО "Сибирьэнерготрейд" договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и/или водоотведения на условиях, определенных Постановлением администрации города Иркутска N 031-06-1611/14 от 31.12.2014 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)" (действовавшего на дату рассмотрения спора) с протоколом разногласий в редакции "Сибирьэнерготрейд".
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, подлежат отклонению в силу их несостоятельности по изложенным мотивам.
На основании вышеизложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2015 года по делу N А19-5168/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5168/2015
Истец: ЗАО "СибирьЭнергоТрейд"
Ответчик: МУП "Водоканал" г. Иркутска
Третье лицо: Администрация г. Иркутска, Администрация Иркутского района
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4964/16
22.09.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4964/16
02.09.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5168/15
09.06.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-245/16
30.11.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5168/15