Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 октября 2016 г. N Ф06-13003/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А65-26381/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.06.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2016 по делу N А65-26381/2015 (судья Камалиев Р.А.), принятое по исковому заявлению Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области", г.Киров, к обществу с ограниченной ответственностью "Сария БИО-ИНДАСТРИС ВОЛГА", Республика Татарстан, г.Елабуга, третьи лица: индивидуальный предприниматель Ахметов С.Х., Республика Татарстан, г.Елабуга, ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", Республика Татарстан, г.Казань, о взыскании вреда,
в судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Сария БИО-ИНДАСТРИС ВОЛГА" Ахтямов Р.М. (доверенность от 31.12.2015 N 005/16),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" (далее - Дорожный комитет Кировской области) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сария БИО-ИНДАСТРИС ВОЛГА" (далее - общество) о взыскании вреда в сумме 121458 руб., причиненного его транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены индивидуальный предприниматель Ахметов Салават Хамитович и федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2016 по делу N А65-26381/2015 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Дорожный комитет Кировской области просил отменить указанное судебное решение и взыскать с общества указанные денежные средства. По мнению Дорожного комитета Кировской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" представило письменные пояснения, в которых поддержало апелляционную жалобу.
Общество в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 15.05.2015 на 136 км автодороги Киров - Вятские Поляны Дорожным комитетом Кировской области составлен акт N 21568 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось. Из этого акта следует, что принадлежащий обществу автомобиль Мерседес Бенц 68902 (государственный номер Т916ХТ 116) с прицепом (государственный номер АТ 5691 16), на котором Ахметовым С.Х. осуществлялась перевозка груза (водитель Гайнаров И.И.) по маршруту г.Киров - п.Кумены - п.Суна - г.Нолинск - г.Уржум - г.Малмыш - гр.Татарстана - г.Елабуга, имел превышение осевых нагрузок.
На основании данного акта Дорожный комитет Кировской области обратился с иском к обществу о взыскании вреда в сумме 121458 руб., причиненного указанным транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Дорожному комитету Кировской области в удовлетворении указанного иска.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ; в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с частью 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 4.4 Порядка осуществления временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 N 145/164, указано, что в период введения временного ограничения движения (весенний период) движение транспортных средств по автомобильным дорогам, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
Постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 N 29/137 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года" с 20.04.2015 по 19.05.2015 введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Согласно части 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ для получения специального разрешения, указанного в части 1 этой статьи, требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 этой статьи, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 этой статьи.
Частью 4 статьи 31 Закона N 257-ФЗ установлено, что орган, выдающий разрешение, согласовывает маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут.
В части 8 статьи 31 Закона N 257-ФЗ указано, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила возмещения вреда), внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда предусмотрено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения.
Кроме того, согласно пункту 2 части 6 статьи 31 Закона N 257-ФЗ выдача специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 31 Закона N 257-ФЗ установлено, что порядок выдачи разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, если маршрут проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается и плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Кировской области от 02.02.2015 N 23/35 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения" определено, что Дорожный комитет Кировской области является органом, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств.
Согласно путевому листу маршрут движения указанного автомобиля: г.Елабуга (Республика Татарстан) - п.Костино (г.Киров) - г.Елабуга (Республика Татарстан), то есть по территориям двух субъектов Российской Федерации и по участкам автодорог федерального значения. Прохождение маршрута указанного автомобиля по территориям двух субъектов Российской Федерации (Кировской области и Республики Татарстан) подтверждается и актом Дорожного комитета от 15.05.2015 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
При рассмотрении настоящего дела Дорожный комитет Кировской области не представил доказательств, подтверждающих наличие у него полномочий на совершение действий, предусмотренных вышеприведенными положениями Закона N 257-ФЗ и Правил возмещения вреда.
Вышеуказанные выводы суда первой инстанции согласуются с выводами, содержащимися в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 03.02.2015 по делу N А65-11158/2014, от 23.09.2015 по делу N А65-24297/2014, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 и Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2016 по делу N А65-664/2015, других судебных актах.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок осуществления весового контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Пунктом 2.1.1.1.3 указанного Порядка предусмотрено, что в акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м).
Между тем в акте от 15.05.2015 N 21568 не указано расстояние, пройденное автомобилем с вменяемым превышением осевых нагрузок по федеральным автомобильным дорогам / по автомобильным дорогам регионального / межмуниципального / местного значения, что не позволяет проверить размер причиненного вреда. В акте также не приведены подробные сведения о наименовании и принадлежности контрольного пункта.
Материалами дела также подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что представленный Дорожным комитетом Кировской области расчет вреда произведен без учета Методики расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (приложение к Правилам возмещения вреда), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 12 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Указанной Методикой предусмотрено, что постоянные коэффициенты для региональных или межмуниципальных и муниципальных автомобильных дорог, которые применяются в расчете размера вреда, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.
Однако при рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств установления постоянных коэффициентов и их применения при расчете вреда.
С учетом вышеизложенного акт от 15.05.2015 N 21568 не является надлежащим доказательством причинения обществом вреда автомобильным дорогам.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в суде иными доказательствами.
Сама по себе подпись водителя в акте не может служить достаточным и безусловным доказательством превышения допустимых нагрузок на ось транспортного средства.
Данные выводы согласуются с выводами, содержащимися в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 05.11.2015 N Ф06-1962/2015 по делу N А49-1663/2015.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ истец должен доказать обстоятельства, на которые он сослался как на основание своих требований по иску.
Таких доказательств Дорожный комитет Кировской области при рассмотрении настоящего дела не представил.
Следовательно, обжалованное судебное решение не подлежит отмене.
Доводы, приведенные Дорожным комитетом Кировской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2016 года по делу N А65-26381/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26381/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 октября 2016 г. N Ф06-13003/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области", г. Киров
Ответчик: Обществo с ограниченной ответственностью "САРИЯ БИО-ИНДАСТРИС ВОЛГА", г. Елабуга
Третье лицо: "Федеральное казенное учрежедение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агенства", ИП Ахметов С. Х
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24739/17
25.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8532/17
13.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8784/17
05.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13003/16
21.06.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6770/16
31.03.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26381/15