Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 ноября 2016 г. N Ф07-9236/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А56-76473/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Сидельниковой О.Н.
при участии:
от заявителя: Баннова Н.С. - доверенность от 15.12.2015;
от заинтересованного лица: Беляев Ю.Ф. - доверенность от 10.12.2015;
Никифорова Д.Ю. - доверенность от 11.03.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7757/2016) Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2016 по делу N А56-76473/2015 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ОАО "РЖД"
к Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295 (далее - Общество, ОАО "РЖД", заявитель), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 198334, г. Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 37 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.03.2015 N 21695.
Решением суда от 25.02.2016 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод суд об отсутствии транспортного средства у ОАО "РЖД", являющегося правопреемником ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ" не основан на имеющихся в материалах дела доказательствах. Представленный Обществом Сводный передаточный акт свидетельствует лишь о том, что транспортное средство не передавалось правопреемнику в уставной капитал вместе с налоговой обязанностью, и что налоговая обязанность была передана отдельно как обязательственная часть имущественного комплекса. При этом, как считает налоговый орган, заявление на снятие с учета автомобиля, доверенность, выданная ОАО "РЖД в лице начальника структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД", подтверждают право собственности на указанное транспортное средство не только на момент утилизации 31.12.2014, но и в спорный налоговый период, когда оно было зарегистрировано за Обществом (его структурным подразделением).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по транспортному налогу Санкт-Петербург-Балтийская дистанция электроснабжения - структурное подразделение ОЖД филиала ОАО "РЖД" за 2014 год, по результатам которой 15.01.2015 составлен Акт N 21510.
Рассмотрев материалы проверки и представленные возражения по нему, Инспекция 10.03.2015 вынесла решение N 21695 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислен транспортный налог в сумме 1 875 руб. и предложено зачесть доначисленную по транспортному налогу сумму из имеющейся переплаты.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в нарушение статьи 357 НК РФ Общество в лице Санкт-Петербург - Балтийской дистанции электроснабжения - структурное подразделение ОЖД филиала ОАО "РЖД" в налоговой декларации по транспортному налогу за 2014 год, не исчислен налог на автомобиль марки ГАЗ 5203Ф с государственным регистрационным знаком В264НК78 в сумме 1 875 руб.
Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 09.07.2015 N 16-13/31363 решение Инспекции оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств относимости и принадлежности спорного транспортного средства ОАО "РЖД".
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (статья 38 НК РФ) и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно данным МРЭО ГИБДД N 2 транспортное средство с государственным регистрационным номером В264НК78 было зарегистрировано 02.06.1999 за Санкт-Петербург Балтийской дистанцией электроснабжения - струтурного подразделения Санкт-Петербург Витебского отделения - филиала ФГУП "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения".
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 названного Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) установлены организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта. Согласно статье 3 указанного Закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 29-ФЗ формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Сводный передаточный акт и его форма утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Пунктом 6 статьи 4 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", в отношении их кредиторов и должников передаются ОАО "РЖД" на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <9> Министерство путей сообщения было ликвидировано. Функции упраздненного министерства - федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта РФ, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Часть функций управления передана в ОАО "РЖД", вновь созданной в 2003 году организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в качестве единого хозяйствующего субъекта учреждено ОАО "РЖД", которое зарегистрировано как юридическое лицо 23.09.2003.
В абзаце 4 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" указано, что пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", содержится в сводном передаточном акте, подписанном уполномоченными лицами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежало внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте. В данный перечень включено ФГУП "ОЖД" - правопреемник ГУП "ОЖД".
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р884р утвержден сводный передаточный акт имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", которым передано имущество ФГУП "ОЖД".
В представленном Обществом в материалы дела Акте приема-передачи N 1 от 03.10.2003 транспортное средство с государственным регистрационным номером В264НК78 отсутствует.
Доводы налогового органа об универсальном правопреемстве ОАО "РЖД" обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку правопреемство ОАО "РЖД" по обязательствам ФГУП "Министерство путей сообщения" является частичным - на основании передаточного акта на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта, переданных в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований считать ОАО "РЖД" правопреемником ФГУП Министерства путей сообщения в отношении его обязанности по уплате транспортного налога по транспортному средству с государственным регистрационным номером В264НК78, собственником которого Общество не является.
Ссылки Инспекции на заявление N 133280 о снятии транспортного средства с учета и доверенность, выданную ОАО "РЖД" в лице начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Козмодемьянову Д.В. на представление интересов ОАО "РЖД" в том числе в ГИБДД, не являются доказательством того, что ОАО "РЖД" является собственником спорного транспортного средства.
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод, что ОАО "РЖД" является собственником транспортного средства с государственным регистрационным номером В264НК78, то суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для доначисления Обществу транспортного налога, в связи с чем, признал оспариваемое заявителем решение недействительным.
Апелляционная инстанция считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования представленных по делу доказательств и нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2016 по делу N А56-76473/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76473/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 ноября 2016 г. N Ф07-9236/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу, Межрайонная ИФНС России N22 по Санкт-Петербургу