Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2016 г. N Ф09-8875/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А60-2446/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бересневым М.П.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Шестакова Николая Николаевича (ИНН 662306156250, ОГРН: 304662324300092): Лазарева Е.В., паспорт, доверенность от 22.01.2016;
от заинтересованного лица - Администрации города Нижний Тагил (ИНН 6623000754, ОГРН 1026601384732): Геворгян Л.А., паспорт, доверенность от 06.04.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Администрации города Нижний Тагил
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 марта 2016 года
по делу N А60-2446/2016,
принятое судьей Ивановой С.О.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Шестакова Николая Николаевича
к Администрации города Нижний Тагил
о признании недействительным предписания,
установил:
индивидуальный предприниматель Шестаков Николай Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Администрации города Нижний Тагил (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 20.15.2015 N 1028-15.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о законности и обоснованности оспариваемого предписания. Ссылается на то, что информация, размещенная на рекламных конструкциях стабильного территориального размещения по адресу: г.Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 66/2, обладает признаком рекламы и должна квалифицироваться в качестве рекламы.
Заявитель в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представитель заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании поддержали требования жалобы и позицию отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.10.2015 Администрацией г.Нижнего Тагила (Управление по организационно-массовой работе) в адрес ИП Шестакова Н.Н. вынесено предписание N 1028-15 об удалении информации, размещенной на рекламных конструкциях по адресу: г.Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 66/2, и демонтаже рекламных конструкций полностью.
Как следует из указанного предписания, основанием для его выдачи послужил факт самовольного, без соответствующих разрешений, установления рекламных конструкций (настенное панно и конструкции стабильного территориального размещения) по адресу г.Н.Тагил, Черноисточинское шоссе, 66/2, которые содержат рекламу ассортимента магазина, что нарушает требования ч.9 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
ИП Шестакову Н.Н. предписано удалить информацию, размещенную на рекламных конструкциях по адресу: г.Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 66/2 в течение трех дней со дня выдачи предписания.
Кроме того, ИП Шестакову Н.Н. предписано полностью демонтировать рекламные конструкции, установленные по адресу: г.Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 66/2, в течение месяца со дня выдачи предписания. О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Администрацию г.Нижний Тагил в течение 3-х дней с момента демонтажа рекламных конструкций.
Не согласившись с выданным предписанием, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого предписания законным и обоснованным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу п. 2 ст. 19 Закона N 38-ФЗ рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Согласно п. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В п. 10 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяет свое действие на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно разъяснению, изложенному в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые продавцом в соответствии со статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей".
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В п. 2 названного Постановления указано, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака). В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 2 данной статьи указанного закона до сведения потребителя, в том числе, должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Из материалов дела следует, что предприниматель осуществляет торговую деятельность в принадлежащем ему магазине, расположенном по адресу: г.Н.Тагил, Черноисточинское шоссе, 66/2.
Спорная информация размещена на конструкции, на лицевой стороне фасада строения, в котором находится магазин, содержит наименование магазина, являющееся его коммерческим обозначением и одновременно доменным именем, принадлежащим предпринимателю, наименование товаров, реализация которых осуществляется в магазине, в том числе с указанием цены (по одному виду товара), табличка с информацией режима работы магазина.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда, что спорная информация не содержит сведений рекламного характера, подпадающих под действие Закона о рекламе, поскольку текст: "найдешь любой крепеж.рф" является названием магазина, коммерческим обозначением заявителя и принадлежащим ему доменным именем, а остальная информация направлена на извещение неопределенного круга лиц о фактическом нахождении места осуществления ИП Шестаковым Н.Н. предпринимательской деятельности - магазина, обозначение входа в данный магазин и вида оказываемых услуг по продаже товаров. Кроме того, информация на баннерах обезличена и не содержит конкретных сведений ни о товаре, ни об условиях его приобретения или использования, а направлена на привлечение внимания к помещению, в котором осуществляется продажа товаров.
Размещение на фасаде магазина конструкции с текстом, хотя и содержащего слоган "найдешь любой крепеж.рф", не является рекламой, поскольку является названием магазина, коммерческим обозначением заявителя и принадлежащим ему доменным именем. Данное коммерческое обозначение не подлежит обязательному документальному подтверждению. Размещение наименования магазина в месте его расположения, преследует цели его индивидуализации, поскольку является, в том числе именем сайта предпринимателя в Интернете. Совмещение наименования с доменным именем, содержащим слоган, направлено на индивидуализацию торговой деятельности предпринимателя в конкретном магазине.
Размещение информации о реализуемом товаре, в том числе с указанием цены, непосредственно в месте его реализации не преследует целей, связанных с рекламой.
Указание режима работы является обязанностью продавца, соответственно данная информация не может быть признана рекламой.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства, с учетом месторасположения спорной информации, ее содержания, цели размещения, свидетельствуют о размещении сведений информационного характера о деятельности предпринимателя, которые не относятся к рекламе.
Поскольку информация, размещенная у входа, а также над входом в магазин, расположенный по адресу: г.Н.Тагил, Черноисточинское шоссе, 66/2, принадлежащий ИП Шестакову Н.Н., не содержит сведений рекламного характера, подпадающих под действие Закона о рекламе, постольку требования по удалению данной информации, демонтажу рекламных конструкций не могут быть признаны правомерными.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности администрацией соответствия предписания требованиям действующего законодательства, и, как следствие, отсутствия нарушения данным предписанием прав общества.
Доводы администрации, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в полном объеме, как основанные на неверной оценке фактических обстоятельств, применительно к нормам законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь безусловную отмену решения суда первой инстанции, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 марта 2016 года по делу N А60-2446/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2446/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2016 г. N Ф09-8875/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ип Шестаков Николай Николаевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8875/16
29.06.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4068/16
18.05.2016 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4068/16
30.03.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-2446/16
21.03.2016 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4068/16