г. Москва |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А41-107819/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Кочконян М.А. - Сима И.В. (представителя по доверенности от 04.08.2015),
от администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кочконян М.А. на решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 по делу N А41-107819/15, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кочконян Мелик Арутюнович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Наро-Фоминского муниципального района (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать недействительным и незаконным постановление администрации от 24.09.2015 N 1763 "Об отмене постановления администрации Наро-Фоминского муниципального района от 03.08.2015 N 1237 "О заключении с гражданином Кочконян М.А. договора купли-продажи", в связи с несоблюдением процедуры согласования проектов решений, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 08.07.2015 N 12ВР-1073,
- обязать администрацию в течение месяца заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка площадью 760 кв.м. с кадастровым номером 50:26:0100205:3017, вид разрешенного использования - "для размещения автомобильной парковки", категория земель - земли населенных пунктов, по цене, установленной ответом об оценке рыночной стоимости земельного участка, в размере 400 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель 25.08.2014 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: г. Наро-Фоминск, ул. Кольцевая, вблизи уч. N 4, для организации парковки автомобилей посетителей торгового комплекса и благоустройства территории.
Межведомственной комиссией по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории Наро-Фоминского муниципального района принято решение (выписка из протокола от 29.09.2014 N 17):
- обеспечить изготовление для предпринимателя схемы расположения земельного участка площадью 1 200 кв.м. для целей не связанных со строительством - для размещения автомобильной парковки по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п.Наро-Фоминск, г. Наро-Фоминск, ул. Кольцевая, вблизи уч. N 4, с учетом целевого назначения и разрешенного использования;
- установить площадь земельного участка и (или) ограниченных в использовании частей земельного участка, в соответствии с требованиями и градостроительного законодательства, нормами отвода земель в соответствии с правилами градостроительной и проектной документации;
- установить границы земельного участка с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), и естественных границ земельного участка;
- установить вид разрешенного использования земельного участка - для размещения автомобильной парковки, отнеси земельный участок к категории земель - земли населенных пунктов;
- предпринимателю обеспечить постановку на государственный кадастровый учет указанного земельного участка;
- комитету по управлению имуществом, в течение 5 дней с даты предоставления предпринимателем кадастрового паспорта земельного участка, разместить информацию в районной газете "Основа" и на официальном сайте администрации о предъявлении в собственность указанного земельного участка.
Предприниматель 13.10.2014 повторно обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в заявление от 25.08.2014, заменив площадь 1200 кв.м. на 760 кв.м.
Согласно выписке из протокола совещания межведомственной комиссией по землепользованию и предоставлению земельных участок на территории Наро-Фоминского муниципального района от 20.10.2014 N 20 внесены изменения в пункт 1 выписки из протокола межведомственной комиссией по землепользованию и предоставлению земельных участок на территории Наро-Фоминского муниципального района от 29.09.2014 N 17 в части уточнения площади земельного участка, площадь земельного участка изменены с 1200 кв.м. на 760 кв.м.
Постановлением администрации от 16.12.2014 N 2371 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п.Наро-Фоминск, г. Наро-Фоминск, ул. Кольцевая, вблизи уч. N 4 площадью 760 кв.м., установлен вид разрешенного использования - для размещения автомобильной парковки, земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. Также данным постановлением администрация обязала предпринимателя провести кадастровый учет земельного участка в федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Указанный участок 21.01.2015 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:26:0100205:3017.
В соответствии с выпиской из протокола межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участок на территории Наро-Фоминского муниципального района от 29.09.2014 N 17 информация о предоставлении предпринимателю указанного земельного участка опубликовано на официальном сайте администрации, а также в газете "Основа" от 06.03.2015.
Администрацией издано постановление от 03.08.2015 N 1237 "О заключении с гражданином Кочконяном М.А. договора купли-продажи", которым предпринимателю предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:26:0100205:3017, вид разрешенного использования - для размещения автомобильной парковки, категория земель - земли населенных пунктов, по цене, установленной ответом об оценке рыночной стоимости земельного участка, в размере 400 000 рублей.
Администрацией издано постановление от 24.09.2015 N 1763 "Об отмене постановления Администрации Наро-Фоминского района от 03.08.2015 N 1237 "О заключении с гражданином Кочконяном М.А. договора купли-продажи", мотивированное несоблюдением согласования проектов решений с министерством.
Не согласившись с постановлением администрации от 24.09.2015 N 1763, предприниматель 23.12.2015 оспорил его в судебном порядке.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В рамках настоящего дела предпринимателем заявлено требование о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельного участка в собственность.
Данное требование подлежит рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
Положениями главы 24 АПК РФ, регламентирующими рассмотрение арбитражным судом требования об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, охватывается как рассмотрение требования об оспаривании действий, так и требований, касающихся устранения допущенных нарушений, в случае признания действий незаконными (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2016 по делу N А41-17527/2015, постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2015 N Ф05-4447/2015 по делу N А41-31610/13).
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 01.01.2018.
Закон N 171-ФЗ вступил в силу 01.03.2015.
При этом схема расположения испрашиваемого обществом земельного участка утверждена постановлением администрации Постановлением администрации от 16.12.2014 N 2371, то есть до 01.03.2015.
На кадастровый учет данный земельный участок поставлен 21.01.2015, то есть также до вступления в силу Закона N 171-ФЗ.
При таких обстоятельствах при разрешении вопросов о законности оспариваемого отказа администрации в предоставлении земельного участка в аренду и о возможности предоставления обществу такого участка без проведения торгов подлежат применению положения статьи 34 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса также закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемом в собственность земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой.
Информирование о предоставлении конкретного земельного участка в собственность способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности передачи в собственность, а также направлено в том числе на защиту интересов возможных претендентов на земельный участок.
Постановление администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 27.11.2012 N 2918 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в аренду или собственность земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Пункт 3 указанного административного регламента содержит состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Пунктом 3.1 указанного административного регламента указана последовательность административных действий при осуществлении оказания муниципальной услуги.
Согласно пункту 3.1.1 указанного административного регламента процедура предоставления муниципальной услуги включает в себя:
- прием документов от заявителя, регистрация документов в книге учета входящих документов;
- рассмотрение представленных документов, установление оснований для предоставления муниципальной услуги или снятия заявления с рассмотрения;
- направление в случае необходимости запросов в иные органы и организации для получения дополнительной информации, необходимой для предоставления муниципальной услуги;
- рассмотрение в месячный срок представленных документов на комиссии по регулированию и координации земельных отношений на территории Наро-Фоминского муниципального района и принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территорий;
- подготовка проекта постановления администрации Н об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением в соответствующий орган кадастрового учета об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- в течение 5 дней с даты предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка Комитет по управлению имуществом обеспечивает подготовку информации и публикацию о предоставлении земельного участка в районной газете "Основа" и на официальном сайте администрации Наро-Фоминского муниципального района в сети Интернет.
- в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка органом местного самоуправления принимается решение (постановление) о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или в аренду земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта участка;
- договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается Комитетом по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района в недельный срок со дня издания постановления о предоставлении земельного участка.
В данном случае информация о предоставлении предпринимателю указанного земельного участка в соответствии с выпиской из протокола межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участок на территории Наро-Фоминского муниципального района от 29.09.2014 N 17 опубликована на официальном сайте администрации, а также в газете "Основа" от 06.03.2015.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных норм права, апелляционный суд не может согласится с выводом суда первой инстанции о том, что в нарушение статьи 34 Земельного кодекса администрация не опубликовала объявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка до формирования и постановки спорного земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в аренду или собственность земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденном постановление администрации от 27.11.2012 N 2918 информирование и публикация о предоставлении земельного участка должна быть произведена в районной газете "Основа" и на официальном сайте администрации в сети Интернет, только после постановки земельного участка на кадастровый учет в течение 5 дней с даты предоставления предпринимателем кадастрового паспорта земельный участок.
Указание на аналогичную последовательность также содержится выписке из протокола межведомственной комиссией по землепользованию и предоставлению земельных участок на территории Наро-Фоминского муниципального района от 29.09.2014 N 17.
Апелляционный суд принимает во внимание, что административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в аренду или собственность земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденный постановление администрации от 27.11.2012 N 2918 действовал вплоть до издания постановления администрации от 23.10.2015 N 1966 "О признании некоторых постановлений администрации Наро-Фоминского муниципального района утратившими силу".
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что администрацией соблюден порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, установленный в статье 34 Земельного кодекса.
Довод администрации о необходимости согласования заключения предоставления участка предпринимателю с министерством признается апелляционным судом несостоятельным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Вместе с тем данный Закон (от 24.07.2014) вступил в силу лишь с 01.01.2015, то есть на момент возникновения спорных правоотношений наличие согласия министерства не требовалось.
Аналогичная правовая позиция изложена Арбитражным судом Московского округа в постановлениях от 28.05.2015 по делу N А41-52519/14, от 05.04.2016 по делу N А41-39873/15, от 06.05.2016 по делу N А41-53861/2015.
Таким образом, согласование предоставления земельного участка с министерством администрации не требовалось, участок мог быть предоставлен предпринимателю в собственность без проведения торгов.
Поскольку порядок представления земельного участка в аренду нарушен не был, заявленные требования подлежали удовлетворению.
Заявленный предпринимателем способ восстановления прав его (возложение на администрацию обязанности направить предпринимателю подписанный уполномоченным лицом договор купли-продажи земельного участка по цене, установленной ответом об оценке рыночной стоимости земельного участка, в размере 400 000 рублей) апелляционный суд признает надлежащим. Целью обращения предпринимателя в суд по настоящему делу было - добиться положительного решения по вопросу о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
При этом в случае несогласия с отдельными условиями проекта договора аренды, полученного от администрации, предприниматель вправе передать разногласия по таким условиям на разрешение суда (статьи 445-446 Гражданского кодекса).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.
При этом апелляционный суд отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (вступил в силу с 01.01.2015) в абзац второй подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей.
При обращении в арбитражный суд индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается в размере, установленном для физического лица исходя из положений статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
В связи с тем, что при подаче заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 9 000 рублей, соответственно, возврату из федерального бюджета подлежит излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 8 550 рублей.
Понесенные предпринимателем судебные расходы по оплате государственной пошлины (450 рублей) в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ возлагаются на администрацию.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 по делу N А41-107819/15 отменить.
Признать недействительным постановление администрации Наро-Фоминского муниципального района от 24.09.2015 N 1763 "Об отмене постановления Администрации Наро-Фоминского муниципального района от 03.08.2015 N 1237 "О заключении с гражданином Кочконян М.А. договора купли-продажи".
Обязать администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области направить индивидуальному предпринимателю Кочконяну Мелику Арутюновичу (ОГРНИП: 304503033700115; ИНН: 503001454574) в течение месяца подписанный уполномоченным лицом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:26:0100205:3017 площадью 760 кв.м., вид разрешенного использования - "для размещения автомобильной парковки", категория земель - земли населенных пунктов, по цене, установленной ответом об оценке рыночной стоимости земельного участка, в размере 400 000 рублей.
Взыскать с администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области в пользу индивидуального предпринимателя Кочконяна Мелика Арутюновича (ОГРНИП: 304503033700115; ИНН: 503001454574) 450 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу в суд заявления и апелляционной жалобы в апелляционный суд.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кочконяну Мелику Арутюновичу (ОГРНИП: 304503033700115; ИНН: 503001454574) из федерального бюджета 8 550 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет по чек-ордеру от 23.12.2015 операция N 92 при подаче заявления и по квитанции от 21.04.2016 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-107819/2015
Истец: ИП Кочконян М,А., Ип Кочконян Мелик Арутюнович
Ответчик: Администрация Наро-Фоминского муниципального района
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области