Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2016 г. N Ф06-13791/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
04 июля 2016 г. |
Дело N А12-61167/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Луговского Н.В.
судей Акимовой А.М., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Волгоградские спортивные лотереи" Гогуадзе М.Г., действующего по доверенности от 01.04.2016,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградские спортивные лотереи" (ОГРН 1023403431358, ИНН 3444099477) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2016 года по делу N А12-61167/2015 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградские спортивные лотереи" (ОГРН 1023403431358, ИНН 3444099477, г. Волгоград) к Администрации Ворошиловского района Волгограда (ОГРН 1023403856497, ИНН 3445922164, г. Волгоград)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
с участием в деле в качестве заинтересованного лица Департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волгоградские спортивные лотереи" (далее - ООО "Волгоградские спортивные лотереи", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным Распоряжения Главы администрации Ворошиловского района Волгограда от 17.09.2015 N 01-02/146 в части пункта 1, подпунктов 8, 9 о демонтаже киосков заявителя с вывесками "Российские лотереи" на ул. Елецкой, у остановки "Кузнецкая", а также с вывеской "СпортЛОТО" по ул. Ким, в торце жилого дома N 7.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.12.2015 по делу N А12-61167/2015 в виде приостановления действия Распоряжения Главы администрации Ворошиловского района Волгограда от 17.09.2015 N 01-02/146 в части пункта 1, подпунктов 8, 9 о демонтаже киосков заявителя с вывесками "Российские лотереи" на ул. Елецкой, у остановки "Кузнецкая", а также с вывеской "СпортЛОТО" по ул. Ким, в торце жилого дома N 7 до вступления в законную силу судебного акта по делу N А12-61167/2015, отменены.
ООО "Волгоградские спортивные лотереи", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Волгоградские спортивные лотереи" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Администрацией Волгограда и ООО "Волгоградские спортивные лотереи" 29.05.2012 был заключен краткосрочный договор аренды земельных участков N 5/31 площадью 12 кв.м. для размещения временных некапитальных объектов, расположенных по адресам: г. Волгоград, Ворошиловский район: ул. Ким (в торце жилого дома N 7 по ул. Рабоче-Крестьянской), ул. Елецкая, у остановки "Кузнецкая" (по направлению движения в центр города) для размещения киоска N 67, площадью 6 кв.м, учетный номер 5-27-67, киоска N 66, площадью 6 кв.м, учетный номер 5-10- 66 по торговле тиражными спортивными лотереями. Срок действия договора определен с 01.01.2012 по 29.12.2012.
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок согласно статье 610 Гражданского кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что после истечения срока действия договора N 5/31 от 29.05.2012, при отсутствии возражений Администрации, Арендатор (общество "Волгоградские спортивные лотереи") продолжил пользоваться земельным участком, вследствие чего договор аренды земельных участков N 5/31 от 29.05.2012 после 29.12.2012 в силу вышеуказанной нормы был продлен на неопределенный срок.
Реализуя свое право, арендодатель направил обществу по юридическому адресу (г. Волгоград, ул. Новороссийская, 60А) уведомление о расторжении договора от 20.04.2015 N 7316, что подтверждается почтовой квитанцией от 22.04.2015, списком внутренних почтовых отправлений, уведомлением о вручении.
Указанное уведомление получено обществом 23.04.2015 (т.1, л.д.58), в связи с этим договор считается расторгнутым в силу закона с момента истечения трех месяцев с даты уведомления общества об отказе арендодателя от договора.
08.07.2015 Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда проведены обследования земельных участков. По результатам составлены акты N 5/211-15КЗР и N 5/212-15 КЗР, согласно которым киоск с вывеской "Российские лотереи", расположенный по адресу Ворошиловский район, ул. Елецкая, у остановки "Кузнецкая" по направлению движения в центр города и киоск с вывеской "Спорт ЛОТО", расположенный по адресу: Ворошиловский район: ул. Ким, в торце жилого дома N 7 по ул. Рабоче-Крестьянской, размещены на земельных участках в отсутствие сведений о предоставлении права на размещение указанных киосков.
Соответствующие уведомления о добровольном демонтаже объектов в срок до 21.08.2015 были размещены 15.08.2015 на объектах.
16.09.2015 состоялось заседание комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Ворошиловского района Волгограда, где путем голосования членов комиссии было принято решение о демонтаже вышеуказанных объектов, оформленное протоколом N 18.
Распоряжением Главы администрации Ворошиловского района Волгограда от 17.09.2015 N 01-02/146 было утверждено решение комиссии о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории района от 16.09.2015, в частности, в отношении объектов, указанных в заявлении ООО "Волгоградские спортивные лотереи".
Считая Распоряжение Главы администрации Ворошиловского района Волгограда от 17.09.2015 N 01-02/146 в части пункта 1, подпунктов 8, 9 о демонтаже киосков заявителя с вывесками "Российские лотереи" на ул. Елецкой, у остановки "Кузнецкая", а также с вывеской "СпортЛОТО" по ул. Ким, в торце жилого дома N 7 незаконным и нарушающим его охраняемые законом интересы, заявитель обратился в арбитражный суд Волгоградской области с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что распоряжение в обжалуемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
При этом согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на заявителе.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в числе прочего относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации о правилах землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 16.06.2010 N 34/1010 "Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград" установлено, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Волгограда, является администрация в лице ее структурных подразделений.
Таким образом, принятие нормативного правового акта, устанавливающего порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, относится к компетенции администрации.
25.01.2012 Волгоградской городской Думой принято решение N 57/1728 "О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда", которым администрации Волгограда поручено подготовить правила демонтажа самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда и Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
На основании пунктов 1, 3, 6, 9, 10, 16 Порядка регламентируется деятельность Администрации, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
В силу пункта 2 Порядка демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда (далее - администрации).
Сведения об объектах могут быть выявлены путем рассмотрения жалоб населения, при проведении совместных с органами внутренних дел рейдов по пресечению несанкционированной уличной торговли; при проведении администрациями, департаментом предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, иными отраслевыми структурными подразделениями администрации Волгограда и федеральными органами исполнительной власти других мероприятий в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Сведения о выявленных объектах направляются в администрации. Администрации вправе направлять в районные отделы полиции запросы об установлении собственников объектов.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда (далее - комиссии).
Согласно пункту 4 Порядка при выявлении объекта самовольной постройки администрации районов направляют в адрес комитета земельных ресурсов администрации требования о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект.
По результатам обследования и проверки наличия правовых оснований на занятие земельного участка под объект, в случае, если выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта и предложения о добровольном демонтаже объекта в 5-дневный срок и доводит до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией, а также осуществляется публикация на официальном информационном портале Волгограда в разделе "Территориальные подразделения" сообщение собственнику добровольно демонтировать объект в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения.
В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней.
Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов (пункт 5 Порядка).
На основании решения комиссии администрации в 10-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта.
Администрации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня издания постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта организовывают выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению объекта. При этом не позднее чем за три дня до дня осуществления демонтажа администрации доводят информацию о дате и времени начала работ до сведения собственника путем размещения соответствующего сообщения на объекте с фото- или видеофиксацией.
В случае если владелец объекта известен, информация о демонтаже дополнительно направляется администрациями по месту его нахождения заказным письмом с уведомлением (пункт 6 Порядка).
Судом апелляционной инстанции отмечается, что в рассматриваемом случае Распоряжение Главы администрации Ворошиловского района Волгограда от 17.09.2015 N 01-02/146 направлено не на снос объекта, а его демонтаж, что влечет за собой различные правовые последствия, так как в результате демонтажа объект движимого имущества не утрачивает своих свойств и не перестает существовать как объект права, в отличие от последствий, вызванных сносом объекта недвижимого имущества, возведенного с нарушением установленного порядка. Наличие права собственности у лица на самовольно установленный движимый нестационарный объект, при отсутствии прав пользования и владения этим земельным участком, не может быть реализовано в нарушение прав собственника земельного участка. Демонтаж самовольно установленных нестационарных объектов не имеет правовой связи с конституционными нормами, гарантирующими защиту права частной собственности, поскольку демонтаж в отношении указанных объектов ненаправлен на ограничение или лишение права собственности. Порядком предусмотрена процедура возврата объекта его собственнику.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 по делу N А12-14507/2013.
На основании вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что распоряжение в обжалуемой части принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, содержание данного распоряжения не предусматривает порядок изъятия имущества из собственности законного владельца, а только регулирует порядок освобождения земельных участков путем демонтажа и временного перемещения самовольно установленных объектов движимого имущества, соответствует действующему законодательству, Земельному кодексу Российской Федерации, установленному порядку, утвержденному администрацией Волгограда в Постановлении от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда", не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что законность Постановления от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" уже была предметом судебного разбирательства по итогам которого решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 по делу N А12-14507/2013 указанный правовой акт признан соответствующим Конституции Российской Федерации, статьям 11, 209 Гражданского кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 оставлено без изменения.
Заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводов относительно выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, не указывает, каким обстоятельствам суд не дал оценки или дал неправильную оценку. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2016 года по делу N А12-61167/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-61167/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2016 г. N Ф06-13791/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ВОЛГОГРАДСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ЛОТЕРЕИ"
Ответчик: Администрация Ворошиловского района Волгограда
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, ООО "Волгоградские спортивные лотереи", Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда