Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
11 июля 2016 г. |
Дело N А66-246/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рудницкой А.В.,
при участии от администрации и департамента Родина Н.Н. по доверенностям от 17.09.2015 и от 12.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Акцент" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 марта 2016 года по делу N А66-246/2016 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Акцент" (место нахождения: 170100, город Тверь, проспект Тверской, дом 9; ИНН 6905050270, ОГРН 1026900530700; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ИНН 6901000920, ОГРН 1066950062717; далее - администрация; далее - администрация), Департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери (место нахождения: 170001, город Тверь, проспект Калинина, дом 62; ИНН 6950186298, ОГРН 1146952016738; далее - Департамент), выразившихся в демонтаже нестационарных торговых объектов - киосков, расположенных по адресам: г. Тверь, Волоколамский проспект, у дома N 24, пересечение с ул. Фадеева (остановка транспорта "ул. Фадеева"), Тверской проспект (остановка ул. Желябова у школы N 12) и о возложении обязанности возвратить нестационарные торговые объекты.
Решением суда от 24 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение норм материального права.
Администрация, Департамент в совместном отзыве на апелляционную жалобу и их представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Администрации и Департамента, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, главой администрации города Твери Ю.В.Тимофеевым вынесено постановление от 01.12.2015 N 2126 (далее - постановление N 2126) о демонтаже (сносе) расположенного на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0400098:56 по адресу: г. Тверь, Волоколамский проспект у дома N 24, пересечение с ул. Фадеева (остановка транспорта "ул. Фадеева") нестационарного торгового объекта (далее - НТО) - киоска, в связи с его расположением на землях общего пользования вне схемы размещения НТО, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери, утвержденной постановлением администрации города Твери от 30.04.2015 N 600.
Обществу, как владельцу данного объекта, в семидневный срок предложено добровольно демонтировать объект и привести место размещения киоска в первоначальное состояние.
Поскольку по истечении указанного срока объект обществом не демонтирован, Администрация осуществила принудительный демонтаж киоска в соответствии с требованиями порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 09.07.2015 N 994.
Также Администрацией демонтирован принадлежащий обществу киоск, расположенный по адресу: Тверь, Тверской проспект (остановка ул. Желябова у школы N 12).
Общество, не согласившись с действиями администрации о демонтаже киосков, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из приведенной нормы следует, что ранее размещенные нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством.
На территории Тверской области действует постановление администрации Тверской области от 28.09.2010 N 458-па "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления, муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов".
В настоящее время действует схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации города Твери от 30.04.2015 N 600.
Спорный объект по адресу: г. Тверь, Волоколамский проспект у дома N 24, пересечение с ул. Фадеева (остановка транспорта "ул. Фадеева") не включен в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери.
Постановлением администрации города Твери от 09.07.2015 N 994 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери (далее - Порядок N 994).
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Порядка (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04.05.2016 по делу N 33а-1865), настоящий порядок регламентирует деятельность администрации города Твери, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, для возведения (установки) которых не требуется разрешения на строительство, размещенных на земельном участке, а также в здании, строении, сооружении, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:
а) нестационарных торговых объектов, а также объектов по оказанию услуг, установленных (размещенных) вне или с нарушением утвержденной администрацией города Твери схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта;
б) нестационарных торговых объектов в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их расположения, истек;
в) нестационарных торговых объектов, не снесенных в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта, по истечении срока размещения нестационарного торгового объекта, установленного договором;
г) нестационарных объектов, установленных (размещенных) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, в том числе при прекращении действия ранее оформленных правоустанавливающих документов на землю, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
На основании части 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Согласно части 3 статьи 450 названного Кодекса (в редакции от 02.11.2013) в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В рассматриваемом случае обществом и Комитетом по управлению имуществом Тверской области заключен договор от 03.07.2009 N 197-з/09 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400098:56 площадью 9 кв.м общей площади земельного участка 31 кв.м по адресу: г. Тверь, Волоколамский проспект у дома N 24. Участок предоставлен в аренду на срок до 31.12.2009.
Земельный участок площадью 9 кв. м передан обществу 03.07.2009 по акту приема-передачи.
На основании пункта 2 статьи 621 ГК РФ договор возобновлен на неопределенный срок, поскольку в отсутствие возражений со стороны арендодателя Общество продолжало пользоваться земельным участком по истечении срока действия договора.
Арендодатель - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (правопреемник Комитета по управлению имуществом Тверской области) 13.03.2014 в одностороннем порядке отказался от продолжения арендных отношений с обществом по данному договору, направив ему уведомление от N 4294-09. Получение данного уведомления обществом не оспаривается.
Таким образом, действие договора от 03.07.2009 N 197-з/09 прекратилось в 2014 году по истечении трех месяцев с момента получения уведомления.
Соответственно, у общества отсутствуют правовые основания для размещения НТО на указанном земельном участке.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядке N 994 выявление неправомерно расположенных объектов осуществляется уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных торговых объектов утвержденной администрацией города Твери схеме размещения нестационарных торговых объектов, реализации полномочий в сфере благоустройства территории города Твери, а также на основании информации, поступившей от органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, в том числе структурных подразделений администрации города Твери, физических и юридических лиц.
Согласно пункту 2.2 указанного Порядка факт выявления неправомерно расположенного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем уполномоченного органа.
Исходя из положений раздела 3 Порядка N 994, в течение шести месяцев с момента составления акта обследования уполномоченный орган направляет акт обследования и документы, подтверждающие неправомерность расположения объекта, в Комиссию. Комиссия рассматривает поступившие документы в течение тридцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение о наличии или отсутствии предусмотренных законом или договором оснований для демонтажа (сноса) и о порядке демонтажа (сноса) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Заключение подписывается всеми членами Комиссии и утверждается председателем Комиссии.
На основании заключения Комиссии о наличии предусмотренных законом оснований для демонтажа (сноса) объекта на основании правового акта администрации города Твери уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения готовит проект правового акта администрации города Твери о демонтаже (сносе) и согласовывает его в установленном порядке.
В течение семи дней со дня издания правового акта о демонтаже (сносе) уполномоченный орган от имени администрации города Твери направляет владельцу объекта копию данного правового акта. Правовой акт о демонтаже (сносе) направляется владельцу объекта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения, на адрес, установленный уполномоченным органом при выявлении владельца.
Правовой акт о демонтаже (сносе), адресованный юридическому лицу, направляется уполномоченным органом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Владелец объекта считается надлежащим образом извещенным о предстоящем демонтаже (сносе), если:
1) адресат отказался от получения правового акта о демонтаже (сносе) и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или уполномоченным органом;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением правового акта о демонтаже (сносе), направленного уполномоченным органом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила уполномоченный орган;
3) правовой акт о демонтаже (сносе) не вручен в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила уполномоченный орган с указанием источника данной информации;
4) имеются доказательства вручения владельцу объекта правового акта о демонтаже (сносе);
5) правовой акт о демонтаже (сносе) вручен уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица.
Датой извещения владельца о предстоящем демонтаже считается:
дата фиксации организацией почтовой связи или уполномоченным органом отказа адресата от получения правового акта о демонтаже (сносе);
дата фиксации организацией почтовой связи неявки адресата за получением правового акта о демонтаже (сносе) несмотря на почтовое извещение;
дата фиксации организацией почтовой связи невручения правового акта о демонтаже (сносе) в связи с отсутствием адресата по указанному адресу;
дата вручения владельцу объекта правового акта о демонтаже (сносе).
Уполномоченный орган в течение семи дней со дня издания правового акта о демонтаже (сносе) обязан обеспечить размещение на официальном сайте администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно расположенного объекта.
Владелец объекта в течение семи дней с даты извещения о предстоящем демонтаже (сносе) обязан своими силами и за свой счет демонтировать (снести) объект и привести место размещения объекта, на котором был расположен объект, в первоначальное состояние.
В случае, если в течение указанного срока, объект не будет демонтирован (снесен) в добровольном порядке владельцем объекта, уполномоченный орган составляет акт о неисполнении правового акта о демонтаже (сносе) по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку и осуществляет организацию демонтажа (сноса) объекта на основании правового акта о демонтаже (сносе).
Принудительный демонтаж (снос) осуществляется за счет средств бюджета города Твери с дальнейшим взысканием с владельца объекта расходов по демонтажу (сносу).
В ходе демонтажа (сноса) уполномоченным органом составляется акт о демонтаже (сносе) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
Ответственность за выбор способа демонтажа (сноса) и последующую транспортировку возлагается на специализированную организацию. При проведении демонтажа (сноса) должна быть максимально исключена возможность повреждения объекта, а также имущества, находящегося внутри него. В случае, если, по мнению представителя специализированной организации, демонтаж (снос) объекта невозможен без его разборки, об этом уполномоченным органом делается отметка в акте о демонтаже (сносе).
При демонтаже (сносе) объект и находящееся в нем имущество подлежат описи, составляемой уполномоченным органом по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку. Опись подписывается представителем уполномоченного органа и всеми присутствующими лицами, является приложением к акту о демонтаже (сносе) нестационарного торгового или иного нестационарного объекта.
Демонтированный (снесенный) объект и находящееся в нем имущество специализированная организация транспортирует в присутствии представителя уполномоченного органа в место, определенное уполномоченным органом.
До передачи демонтированного (снесенного) объекта и имущества, находящегося в нем, на ответственное хранение специализированная организация несет ответственность за утрату, недостачу или за ущерб, причиненный владельцу объекта вследствие ненадлежащего выполнения работ по демонтажу (сносу), транспортировке, а также погрузочно-разгрузочных работ.
В данном случае из материалов дела следует, что постановление N 2126 вынесено на основании заключения комиссии по демонтажу (сносу) неправомерно расположенных нестационарных и иных нестационарных объектов на территории города Твери от 27.11.2015 и акта обследования НТО и иного НТО, расположенного на территории города Твери, от 26.11.2015 N 10/261115.
Постановление N 2126 выслано в адрес общества с уведомлением 07.12.2015 письмом N 01/9019-п и вручено адресату 08.01.2016 (л.д. 51). Следовательно, общество вправе добровольно демонтировать спорный объект в срок до 15.01.2016.
Согласно акту о демонтаже (сносе) неправомерно расположенного НТО и иного НТО на территории города Твери N 1801д спорный объект, расположенный по адресу: г. Тверь, Волоколамский проспект у дома N 24, пересечение с ул. Фадеева (остановка транспорта "ул. Фадеева"), демонтирован 13.01.2016.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы общества о том, что демонтаж киоска произведен администрацией 13.01.2016, в то время как установленный постановлением N 2126 срок добровольного монтажа истекал 15.01.2016, в связи с получением постановления 08.01.2016, поскольку заявитель не смог пояснить, каким образом в данном случае нарушены его права в связи демонтажом НТО 13.01.2016.
Обществом не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что им предпринимались меры по добровольному демонтажу спорного объекта и оно могло демонтировать его только 14.01.2016.
По объекту, расположенному по адресу: г. Тверь, Тверской проспект (остановка "ул. Желябова у шк. N 12), как следует из материалов, у общества имеются правоустанавливающие документы, подтверждающие правомерность его расположения на земельном участке (договор от 20.02.2007 N 0068-з/07), что не оспаривается администрацией.
Данный объект включен в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери, что также не оспаривается администрацией. Постановление о демонтаже данного объекта администрацией не принималось.
При этом материалами дела подтверждается, что указанный объект демонтирован администрацией 13.01.2016.
Из представленных в материалы дела постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 15.02.2016, акта о демонтаже неправомерно расположенного НТО и иного НТО на территории города Твери от 13.01.2016 N 1801д следует, что спорный объект демонтирован ошибочно, как принадлежащий предпринимателю Рудакову Д.Ю.
Демонтаж производился в присутствии должностных лиц Департамента.
По акту от 14.01.2016 N 11/1801 спорный киоск передан на ответственное хранение Департаментом муниципальному унитарному предприятияю "Спецавтохозяйство по уборке города Твери".
После обнаружения ошибки при демонтаже объекта он был возвращен администрацией 14.01.2016 на место его расположения и подключен к электроэнергии (письмо Департамента от 01.02.2016 N 22/76-и), что не оспаривается обществом.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание доводы общества о том, что киоск возвращен в поврежденном виде и заявителю причинен имущественный вред, поскольку они не имеют отношения к предмету спора. Заявитель имеет право обратиться в суд о взыскании соответствующего ущерба в порядке искового производства.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 марта 2016 года по делу N А66-246/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Акцент" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-246/2016
Истец: ООО "Компания Акцент"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТВЕРИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И РЕКЛАМЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТВЕРИ
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11467/16
07.10.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10068/16
31.08.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3604/16
11.07.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3604/16
24.03.2016 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-246/16