Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2016 г. N Ф07-9693/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А21-7383/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехинй Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): Зарицкого А.В. по доверенности от 11.11.2015,
от ответчика (должника): Кукушкиной Е.А. по доверенности от 16.11.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8060/2016) СНТ "Остров"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2016 по делу N А21-7383/2015(судья Любимова С.Ю.), принятое
по заявлению СНТ "Остров"
к Агентству по имуществу Калининградской области
о признании незаконными бездействия и об обязании устранить допущенные нарушения прав,
установил:
Садовое некоммерческое товарищество "Остров" (ОГРН 1033904503490, место нахождения: 236006, г. Калининград, ул. Октябрьская, 15-34) (далее - СНТ "Остров", заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Агентства по имуществу Калининградской области (ОГРН 1023900767186, место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Д.Донского, 1, далее - Агентство, заинтересованное лицо) в непредоставлении в адрес заявителя кадастровых паспортов земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, в непредоставлении отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчетов об оценке размеров убытков, причиняемых изъятием земельных участков. Кроме того, заявитель просит признать незаконным отказ заинтересованного лица в ознакомлении заявителя с соглашением об изъятии и с отчетами об оценке рыночной стоимости земельных участков, подлежащие прекращению в связи с изъятием, а также отчетов об оценке размеров убытков, причиняемых изъятием земельных участков. Также заявитель просит признать незаконным бездействие заинтересованного лица в непредоставлении заявителю соглашения об изъятии земельных участков в установленный действующим законодательством срок и признать незаконным действие заинтересованного лица в определении размера возмещения позднее, чем за 60 дней до направления заявителю соглашения об изъятии земельных участков. Товарищество просит суд обязать Агентство устранить допущенные нарушения прав СНТ "Остров".
Решением суда от 18.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
СНТ "Остров" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, судом первой инстанции ненадлежащим образом оценены обстоятельства дела, сделаны неправильные выводы, нарушены нормы материального и процессуального права. Товарищество настаивает на том, что Агентство не предоставило в установленный срок заявителю кадастровые паспорта изымаемых земельных участков, а также отчетов об оценке размеров убытков. Товарищество считает необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд.
Представитель СНТ "Остров" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Агентства в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.07.2009 года между Администрацией городского округа "Город Калининград" (арендодатель) и СНТ "Остров" (арендатор) был заключен договор N 010055-в аренды (в редакции соглашений от 21.07.2010, от 21.08.2012) земельных участков с кадастровыми номерами: 39:15:140505:31 площадью 43730кв.м., 39:15:140505:32 площадью 6790кв.м., 39:15:140505:33 площадью 693 кв.м. по ул. Песочной, сроком до 24.04.2058.
Согласно пункту 6.1.3 договора в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и договором, арендодатель имеет право принимать в одностороннем порядке решения о прекращении действия договора, изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Возмещение понесенных при этом убытков производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
07.06.2013 принят Федеральный закон N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.07.2013 N 477 "О резервировании земель для государственных нужд Калининградской области" были зарезервированы для государственных нужд в целях размещения инженерной и транспортной инфраструктуры для эксплуатации объекта "Стадион чемпионата мира ФИФА в городе Калининграде" сроком на 5 лет земли в соответствии со схемой резервируемых земель, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами: 39:15:140505:31 площадью 43730 кв.м, 39:15:140505:32 площадью 6790 кв.м, 39:15:140505:33 площадью 6935 кв.м.
Постановление опубликовано в газете "Калининградская правда" N 123 от 18.07.2013 и размещено на официальном сайте Правительства Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23.03.2015 N 130 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Калининградской области", в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", с постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 (ред. от 26.03.2014) "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", со ст. 5 Закона Калининградской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 г. N 1735-р "Об утверждении проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета", с постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 г. N 929 "Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест", принято решение об изъятии для государственных нужд для строительства стадиона и улично-дорожной сети, включая образование территории с консолидацией грунтов, земельных участков из категории - земли населенных пунктов, расположенных по адресу: г.Калининград, ул. Песочная, садоводческого некоммерческого товарищества "Остров" (далее СНГ "Остров"):
1) с кадастровым номером 39:15:140505:31 площадью 43730 кв.м,
2) с кадастровым номером 39:15:140505:32 площадью 6790 кв.м,
3) с кадастровым номером 39:15:140505:33 площадью 6935 кв.м, путем прекращения права аренды СНТ "Остров".
В порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 Постановления от 23.03.2015 N 130, письмом от 26.03.2015 N НМ-1439 Агентство уведомило СНТ "Остров" об изъятии указанных земельных участков и предложило ознакомиться с проектом соглашения об изъятии с указанием времени и места ознакомления.
Как следует из пояснений Товарищества, 15 мая 2015 при обращении представителей СНТ "Остров" и членов садового товарищества в Агентство о предоставлении им возможности ознакомиться с проектом соглашения об изъятии земельных участков и отчетами об оценке земельных участков, им было необоснованно отказано, документы для ознакомления представлены не были.
Как указывает Товарищество в заявлении, 07.07.2015 им по почте было получено сопроводительное письмо Агентства от 08.05.2015 N НМ-2608 о направлении проекта соглашения об изъятии N 515 от 18.05.2015 с проектом соглашения. При этом, Товарищество указывает на то, что в на нарушение положений статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации вместе с проектом соглашения об изъятии земельных участков СНТ "Остров" Агентством не были направлены кадастровые паспорта изымаемых земельных участков, отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Данные действия (бездействие) Агентства по не предоставлению и отказу в предоставлении заявителю кадастровых паспортов изымаемых земельных участков и отчетов об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчетов об оценке размера убытков причиненных таким изъятием, по мнению Товарищества, являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, что явилось основанием для обращения Товарищества с настоящим заявлением в суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 108-ФЗ о принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений.
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 15).
В уведомлениях о решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры и при опубликовании таких решений указываются: 1) место и время приема уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления граждан и юридических лиц по вопросам изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества; 2) место и время ознакомления лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, с проектами соглашений, заключаемых в связи с этим изъятием (часть 16).
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (часть 17).
Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, должно содержать: 1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества в случае, если они находятся в собственности граждан или юридических лиц; 2) размер убытков, подлежащих возмещению землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков в связи с их изъятием; 3) рыночную стоимость предоставляемых земельных участков взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества (если указанное предоставление предусмотрено данным соглашением); 4) иные существенные условия (часть 18).
Проект указанного в части 18 настоящей статьи соглашения должен быть предоставлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, принявшими решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, в течение пяти дней со дня получения отчета об указанной в части 17 настоящей статьи оценке (часть 20).
Как следует из материалов дела, постановление Правительства Калининградской области от 23.03.2015 N 130 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Калининградской области" было опубликовано 26.03.2015 в газете "Калининградская правда" N 51 и на официальном сайте Правительства Калининградской области.
Письмом от 26.03.2015 N НМ-1439 Агентство по Калининградской области уведомило СНТ "Остров" об изъятии земельных участков и предложило ознакомиться с проектом соглашения об изъятии с указанием времени и места ознакомления. Уведомление было получено СНТ "Остров" и не оспаривается им.
Письмом от 08.05.2015 Агентством был направлен проект соглашения с указанием в нем всех условий, предусмотренных частью 18 статьи 30 Закона N 108-ФЗ. Как следует из пояснений Агентства, отчет об оценке изготовлен 15.04.2015, акт приемки выполненных работ по оценке получен и подписан Агентством 05.05.2015.
Федеральный закон N 108-ФЗ не предусматривает прямой обязанности заинтересованного лица направлять в адрес арендатора кадастровые паспорта земельных участков и отчет об оценке рыночной стоимости, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Судом правомерно отклонен довод СНТ "Остров" о несоответствии даты сопроводительного письма (08.05.2015) о направлении проекта соглашения и даты проекта соглашения (18.05.2015), поскольку в проекте соглашения указана предполагаемая дата его заключения сторонами.
Кроме того, с учетом характера спорных правоотношений, обстоятельств дела и оснований обращения в суд, заявитель не пояснил, каким образом удовлетворение судом требований заявителя приведет к восстановлению его нарушенных прав и законных интересов, что также является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем установленного части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения действий (бездействий), поскольку с рассматриваемым заявлением СНТ "Остров" обратилось в суд только 23.09.2015.
Как следует из материалов дела, пояснений представителей сторон и свидетелей, о нарушении своих прав стало известно 15.05.2015, то есть с даты обращения в Агентство с возможностью ознакомления документами об изъятии земельных участков.
При этом с настоящим заявлением Товарищество обратилось в суд 23.09.2015, по истечении предусмотренного срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока Товариществом заявлено не было.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.11.2016 по делу N А21-7383/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7383/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2016 г. N Ф07-9693/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: СНТ "Остров"
Ответчик: Агентство по имуществу Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7786/17
11.05.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1663/17
28.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9693/16
07.10.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27114/16
12.07.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8060/16
18.01.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7383/15