Требование: о признании незаконным отказа в регистрации по договору аренды в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
14 июля 2016 г. |
Дело N А55-28927/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Бажан П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Малышев И.А.(доверенность от 11.01.2016 г.),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от Мэрии городского округа Тольятти - не явился, извещен,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - не явился, извещен,
от ПАО "Т Плюс" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2016 года по делу N А55-28927/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
Мэрии городского округа Тольятти,
Территориального управления Росимущества в Самарской области,
на стороне заявителя: ПАО "Т Плюс",
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.02.2012 N 27/2012/7600-FА041/02-02005/1489-2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5 по заявлению открытого акционерного общества "Волжская ТГК", изложенного в сообщении от 20.12.2012 N 09/0098/2012-359 и обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 по делу N А55-28927/2014 заявление удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Самарской области - без удовлетворения.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 13.10.2015 отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу N А55-28927/2014 и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Отменяя судебные акты и передавая дело N А55-28927/2014 на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду необходимо определить факт нахождения земельного участка в пределах либо за пределами границ города Тольятти либо иного населенного пункта, входящего в состав городского округа; в зависимости от данного обстоятельства, а также от наличия либо отсутствия факта государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок (либо на более крупный земельный участок) определить как орган, уполномоченный на распоряжение им, так и необходимость государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок в целях совершения арендной сделки с ним; с учетом определенного договором вида земельного участка как лесного (расположенного либо на землях лесного фонда, либо на землях населенного пункта), необходимо дать оценку заявленной в договоре цели использования земельного участка для эксплуатации шлакозолоотвода, с учетом наличия у такого сооружения признаков объекта размещения производственных отходов тепловой электростанции, и возможности размещения такого объекта на территории населенного пункта и на лесных землях с учетом пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 25, глав 15 и 16 ЛК РФ, и установив, в том числе возможность предоставления земельного участка для данных целей с переводом земель в категорию земель энергетики, либо без такого перевода, если земельный участок находится за пределами населенного пункта. Необходимо также дать оценку доводам Управления Росреестра по Самарской области об обращении Министерства с данным заявлением за пределами установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срока, учитывая, что Министерство не являлось заявителем при государственной регистрации, и его обращение в суд с настоящим заявлением основано на письме акционерного общества о принятии мер в связи с отказом в государственной регистрации договора. Исходя из данных доводов, необходимо определить, обращается ли Министерство в защиту публичных интересов либо в защиту нарушенного права акционерного общества, учитывая, что при обращении в защиту нарушенных прав третьих лиц (статья 53 АПК РФ), течение срока на обращение в суд определяется моментом, когда о нарушении права стало известно лицу, в защиту интересов которого обратился государственный орган.
При новом рассмотрении Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2016 года по делу N А55-28927/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв ПАО "Т Плюс" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2016 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, ПАО "Т Плюс" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.02.2012 между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" заключен договор N 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 аренды лесного участка площадью 79,4 га, кадастровый номер: 63:09:0308009:5, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Тольяттинское лесничество, Ставропольская часть квартал N 35, выделы 13,15,19,20, квартал N 36, выдел N 7,13, квартал N 41, выделы 1,2, квартал N 42, выдел 1 для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также технических сооружений, специализированных портов (шламзолоотвал) (вид использования в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса) сроком на 33 года для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (шлапмзолоотвал).
Данный земельный участок был передан ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" по акту приема-передачи от 22.02.2012 на основании договора аренды от 22.02.2012 N 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области" Департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован путем присоединения к Министерству природных ресурсов, и охраны окружающей среды Самарской области.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2009 N 367 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области" Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" 13.08.2012 обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка.
20.12.2012 заинтересованным лицом отказано в государственной регистрации договора по основаниям, изложенным в сообщении об отказе с государственной регистрации N 09/098/2012-359.
Из материалов дела следует, что 01.10.2014 в министерство поступило обращение ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (вх. N 27/17190) о принятии мер по устранению причин отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.02.2012 N27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012.
Полагая, что отказ в государственной регистрации не соответствует требования закона и нарушает права министерства в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
13.08.2012 ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка.
20.12.2012 заинтересованным лицом отказано в государственной регистрации договора по основаниям, изложенным в сообщении об отказе с государственной регистрации N 09/098/2012-359.
Как указывает заявитель, 01.10.2014 в министерство поступило обращение ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (вх. N 27/17190) о принятии мер по устранению причин отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.02.2012 N27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012.
Однако согласно п. 13 договора аренды от 22.02.2012 арендатор обязан в течение 8 месяцев с момента подписания договора зарегистрировать его в Управлении Росреестра по Самарской области, то есть в срок до 22.10.2012.
Из материалов дела следует, что с заявлением о государственной регистрации ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" обратилось 13.08.2012 г., отказ в государственной регистрации от 20.12.2012 г. получен обществом 12.01.2013 г.
Кроме того, ОАО "Волжская ТГК" для проведения регистрационных действий было представлены заинтересованному лицу три экземпляра договора аренды от 22.02.2012 г., в том числе и экземпляр Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования.
Более того, еще до принятия решения об отказе в проведении регистрационных действий в процессе приостановления государственной регистрации Управлением Росреестра по Самарской области в рамках межведомственного взаимодействия был направлен запрос в Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования от 31.08.2012 N 09/098/2012-359, в котором были изложены причины, препятствующие проведению государственной регистрации договора аренды.
В соответствии со ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в защиту нарушенных прав третьих лиц, течение срока на обращение в суд определяется моментом, когда о нарушении права стало известно лицу, в защиту интересов которого обратился государственный орган.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем пропущен, и каких-либо уважительных причин пропуска данного срока, учитывая, что Министерство не являлось заявителем при государственной регистрации, и его обращение в суд с настоящим заявлением основано на письме акционерного общества о принятии мер в связи с отказом в государственной регистрации договора не представлены. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока министерством не заявлено.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.04.2006 N 16228/05 пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку пропуск процессуального срока на обращение в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении требований.
Кроме того, оспариваемое сообщение об отказе в государственной регистрации мотивировано отсутствием правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду путем переоформления ранее заключенного договора аренды лесного участка, в том числе на новый срок и с изменением целевого использования, отсутствием документов, подтверждающих правопреемство между Тольяттинской ТЭЦ и ОАО "Волжская ТГК", нарушением требований статьи 74 ЛК РФ о предоставлении лесных участков на торгах, отсутствием кадастрового паспорта земельного участка при наличии поступивших от органа кадастрового учета сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0308009:5 на землях населенных пунктов.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно абзацам 4, 8, 10, 13 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В ходе государственной регистрации прав на недвижимое имущество регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных документов и проверяет законность сделки.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Понятие лесного участка определено статьей 7 названного Кодекса, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Кодекса местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Договоры аренды участков лесного фонда, заключенные до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, должны быть приведены в соответствие с названным Кодексом путем переоформления на договор аренды лесного участка.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Как следует из представленных документов, 25.06.1996 между Ставропольским лесхозом и Тольяттинской ТЭЦ филиала АООТ "Самараэнерго" на основании постановления администрации г. Тольятти и лицензии на пользование лесным фондом был заключен договор аренды участка лесного фонда с правом выкупа для использования под шламзолоотвал путем выдела участка площадью 85,2 га из лесных кварталов 35, 36, 41, 42, сроком по 31.12.2005. Из имеющегося в деле протокола совещания от 01.07.1998 следует, что стороны пришли к соглашению о возврате из арендуемых земель участка шламонакопителя площадью 5,8 га в районе Васильевских озер.
В соответствии с договором о создании ОАО "Волжская ТГК" от 18.07.2005, заключенным ОАО "Самараэнерго", ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "Ульяновскэнерго" и приложения к нему, ОАО "Самараэнерго" передала в оплату уставного капитала созданного акционерного общества имущество, в том числе сооружения энергетического технологического комплекса "Тольяттинская ТЭЦ", включающие в себя насосную станцию осветленной воды, насосную станцию откачки дренажных вод на золоотвал, золоотвал, золошлакопроводы. Право собственности ОАО "Самараэнерго" на сооружение энергетического производственно-технологического комплекса - Тольяттинскую ТЭЦ, включающее в себя данные объекты, было зарегистрировано 21.11.2002. За ОАО "Волжская ТГК" зарегистрировано право собственности на сооружение энергетического комплекса - Тольяттинская ТЭЦ 01.10.2005.
Таким образом, в данном случае, факт правопреемства ОАО "Волжская ТГК" по отношению к ОАО "Самараэнерго", чье подразделение явилось стороной договора аренды от 25.06.1996, по основаниям статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует. В связи с переменой собственника имущества, расположенного на земельном участке, занятом отчужденными объектами недвижимости, ОАО "Волжская ТГК" в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) приобрело право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
На основании изложенного, ссылка заинтересованного лица на то, что в Управлении отсутствуют документы, свидетельствующие о правопреемственности между Тольяттинской ТЭЦ филиал АООТ "Самараэнерго" и ОАО "Волжская ТГК" судом первой инстанции правомерно признана необоснованной.
На основании обращения ОАО "Волжская ТГК", принятого во исполнение предписания Управления государственного лесного контроля от 28.10.2011, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области приняло решения от 13.02.2012 и от 22.02.2012 о приведении договора аренды участка лесного фонда от 25.06.1996 N 27, заключенного между Тольяттинской ТЭЦ и ФГУ "Ставропольский лесхоз" в соответствие с ЛК РФ. Министерством 22.02.2012 заключен с ОАО "Волжская ТГК" договор аренды лесного участка N 27/2012/7600-РА041/02-02005/1489-2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5, площадью 79,4 га, с местоположением, определенным по данным лесного учета (г.о. Тольятти, Тольяттинское лесничество, Ставропольская часть, квартал N 42 выдел 1, квартал N 35, выделы 13, 15, 19,20, квартал N 36, выделы 7,13, квартал N 41, выделы N 1,2, с приложением схемы расположения и границ лесного участка). Целевым использованием указано использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (шламзолоотвал) в соответствии со статьей 25 ЛК РФ. Срок аренды определен с 22.02.2012 по 25.06.2045.
Из приложения N 2 к договору следует, что участок занят целиком нелесными землями, средние таксационные показатели насаждений не указаны, между тем в акте приема-передачи лесного участка в аренду от 22.02.2012 при отсутствии сведений о насаждениях лесного участка указаны средние таксационные показатели насаждений и средний запас древесины в 220 куб. м/га). Вместе с тем имеется указание на наличие на участке защитных лесов.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. В соответствии с правовой позицией, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.02.2012 N 13269/11 по делу N А26-6247/2010, договоры аренды лесных участков, заключенные после 01.01.2009, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления.
Таким образом, заключение договора от 22.02.2012 не является переоформлением договора от 25.06.1996 в части приведения данного договора аренды в соответствие с правилами Лесного кодекса РФ. В данном случае заключен новый договор аренды земельного участка.
Вместе с тем у ОАО "Волжская ТГК" как собственника объектов недвижимости в силу статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на дату заключения договора аренды) имеется исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ) в аренду либо в собственность.
Однако само нарушение порядка заключения договора аренды (в порядке переоформления ранее заключенного договора или в порядке заключения нового договора по основаниям статьи 36 ЗК РФ) не является основанием для отказа в государственной регистрации сделки, если договор аренды заключен уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству, в том числе с учетом особенностей правового режима лесных участков, установленных лесным законодательством, и при соблюдении порядка государственной регистрации, установленной Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, приобретение соответствующих прав на такой земельный участок после 01.01.2009 производится в порядке статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в 2012 году) путем заключения нового договора аренды, а не путем приведения ранее заключенного договора аренды лесного участка в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
С учетом статей 9-11 ЗК РФ такое решение в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Федерации, в муниципальной собственности принимает уполномоченный федеральный орган, уполномоченный орган субъекта Федерации либо муниципального образования. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу статьи 10 Закона о введении в действие Лесного кодекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. При этом распоряжение земельными участками, находящимися на землях лесного фонда, которые в силу пункта 1 статьи 8 ЛК РФ относятся к федеральной собственности, осуществляется уполномоченным органом субъекта Федерации. Распоряжение лесными участками, находящимися на землях иных категорий, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченными муниципальными и государственными органами, указанными в Законе о введении в действие Земельного кодекса РФ (в настоящий момент - статья 3.3 Закона, на момент заключения договора аренды - пункт 10 статьи 3 Закона).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 01.12.2015 на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (шламзолоотвал), площадью 794 000 кв.м, по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Тольяттинское лесничество, Ставропольская часть, квартал N 35, выделы 13,15,19,20, квартал N 36, выделы 7,13, квартал N 41, выделы 1,2, квартал N 42, выдел 1, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.12.2015 сделана запись регистрации N 63-63/009-63/009/501/2015-5824/2.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации и части 21 пункта 2.2. Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528, в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Таким образом, уполномоченным органом на распоряжение землями лесного фонда и соответственно на заключение договора аренды лесного участка от 22.02.2012 N 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
После 01.01.2009 г. в силу статьи 14.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. В соответствии со статьей 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ.
Как следует из договора аренды от 22.02.2012 г., земельный участок предоставлен в целях использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (шламзолоотвал). Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов причалов не противоречит статье 25 ЛК РФ (но при этом должно быть указано предоставлен ли участок для строительства нового объекта либо для эксплуатации существующего объекта), однако использование лесов для эксплуатации либо строительства шламзолоотвалов не предусмотрено.
Как указано выше, 01.10.2005 за ОАО "Волжская ТГК" зарегистрировано право собственности на сооружение энергетического комплекса - Тольяттинская ТЭЦ г., в состав которого входят существующие насосная станция осветленной воды, насосная станция откачки дренажных вод, золоотвал, золошлакопроводы.
Доказательств регистрации прав собственности на какие-либо искусственные водные объекты в деле не имеется.
Насосные станции в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" являются гидротехническими сооружениями.
Шлакозолоотвал - это заливаемая водой территория для складирования золы и шлака, образующихся при сжигании твердых топлив на электрических станциях, транспортируемых по золопроводам с помощью воды, и также является гидротехническим сооружением, но предназначенным для размещения отходов производства тепловой электростанции (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Пункт 5 статьи 12 данного закона прямо запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статья 25 ЛК РФ не предусматривает возможности использования лесов для целей размещения отходов производства. Размещение шлакозолоотвалов как обслуживающих сооружений тепловых электростанций в соответствии со статьей 89 ЗК РФ, допускается за пределами населенных пунктов на землях энергетики.
Таким образом, заявленная в договоре цель использования земельного участка для эксплуатации шлакозолоотвода, с учетом наличия у такого сооружения признаков объекта размещения производственных отходов тепловой электростанции, Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Учитывая, что спорный лесной участок находится в пределах границ городского округа Тольятти, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в данном случае предоставление испрашиваемого участка для эксплуатации шлакозолоотвода с учетом наличия у такого сооружения признаков объекта размещения производственных отходов тепловой электростанции, возможно в установленном действующим законодательством порядке с переводом в категорию земель энергетики.
В этой связи доводы заинтересованного лица о необходимости проведения торгов, отсутствии в договоре аренды от 20.02.2012 цели предоставления земельного участка, сроке договора аренды в рассматриваемой ситуации являются несостоятельными.
Суд первой инстанции обоснованно признал правомерным довод заинтересованного лица о том, что на государственную регистрацию не представлен кадастровый паспорт, который в соответствии с п.2 договора аренды от 20.02.2012 является его неотъемлемой частью.
Кроме того, из договора аренды лесного участка от 22.02.2012 г. следует, что обществу в аренду предоставлен лесной участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:09:0308009:5. Однако согласно кадастровой выписке о земельном участке от 07.09.2012, приложенной к ответу органа кадастрового учета от 11.09.2012, земельный участок расположен на землях населенных пунктов.
Указанные противоречия на дату совершения регистрационных действий обществом не устранены. Данное обстоятельство подтверждается также кадастровым паспортом земельного участка от 11.12.2013.
Управление Росреестра по Самарской области, отказывая в государственной регистрации договора, указывает на отсутствие записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Указанный довод заинтересованного лица суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным, так как на лесной участок право собственности Российской Федерации зарегистрировано 01.12.2015, то есть после вынесения оспариваемого решения.
Кроме того, Управление Росреестра по Самарской области в тексте отказа в государственной регистрации указывает на отсутствие в договоре пункта 13, содержащего условие о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ стороны пришли к согласию, что в случае однократного неисполнения арендатором обязанностей указанных в пункте 13 договора, арендодатель имеет право на односторонний отказ от исполнения договора.
Однако данный пункт в договоре имеется, а условие о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ стороны пришли к согласию, что в случае однократного неисполнения арендатором обязанностей указанных в пункте 13 договора, арендодатель имеет право на односторонний отказ от исполнения договора содержится в пункте 20 договора.
Как следует из материалов дела, договор аренды лесного участка N 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 от 22.02.2012 подписан со стороны ОАО "Волжская ТГК" Бортником А.А., действующим на основании доверенности N 354 от 18.11.2011, удостоверенной нотариусом г. Самара Купцовой О.Д., по реестру N 11-7450.
Пункт 1.2. доверенности содержит полномочия Бортника А.А. на заключение, изменение и расторжение от имени ОАО "Волжская ТГК" сделок по получению в аренду земельных участков, занятых недвижимым имуществом, принадлежащим ОАО "Волжская ТГК" на правах собственности, аренды, иных законных основаниях.
Согласно пункту 4.1.1. доверенности Бортник А.А. уполномочен представлять интересы Общества в отношениях по поводу земельных участков, в том числе, находящихся в государственной и муниципальной собственности, включая полномочия совершать любые действия, необходимые при получении земельных в собственность; аренду и на иных законных основаниях.
Таким образом, пункты 1.2., 4.1.1. доверенности содержат специальные полномочия, предоставленные Бортнику А.А. в отношении земельных участков и не содержат ограничений с указанием на срок действия договора аренды, следовательно, довод заинтересованного лица об отсутствии у Бортника А.А. полномочий на подписание договора аренды лесного участка N 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 от 22.02.2012 судом первой инстанции обоснованно признан несостоятельным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2016 года по делу N А55-28927/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28927/2014
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Волжская ТГК"
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14200/16
14.07.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6765/16
08.04.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28927/14
13.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1172/15
09.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5574/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28927/14