г. Челябинск |
|
25 июля 2016 г. |
Дело N А07-1936/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2016 года по делу N А07-1936/2016 (судья Сакаева Л.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Бухен Индастриал Сервисез" (далее - заявитель, ООО "БИС", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 19.01.2016 N 002 873 15 РВ 0000375, вынесенного государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Уфы Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УПФР в Орджоникидзевском районе г. Уфы, фонд, страховщик).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.04.2016 по настоящему делу требования, заявленные обществом удовлетворены.
В апелляционной жалобе фонд просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в полном объеме отказать ООО "БИС" в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы страховщик ссылается на имеющее по его мнению, место быть со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения и несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "БИС" оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные обществом, исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Уфы Республики Башкортостан, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Бухен Индастриал Сервисез" была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых выплат на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки фондом 15.12.2015 составлен акт N 002 873 15 АВ 0000538, а, 19.01.2016 вынесено решение N 002 873 15 РВ 0000275 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, - которым обществу доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начислены пени на указанные страховые взносы, применены меры ответственности, предусмотренные ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Так, ООО "БИС" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, штрафам в общей сумму 2751,58 руб. за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Также обществу начислены пени в общей сумме 6596,37 руб., в том числе на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые на страховую часть трудовой пенсии - 6116,19 руб., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые на накопительную часть трудовой пенсии - 110,29 руб., на страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 368,89 руб. Обществу с ограниченной ответственностью "Бухен Индастриал Сервисез" доначислены страховые взносы в общей сумме 24 991,95 руб., в том числе страховые взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование - в общей сумме 23 055,07 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 1936,88 руб.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
На основании ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, и изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ).
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).
В апелляционной жалобе фонд ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования ООО "БИС" в части, касающейся доначисления страховых взносов, начисления пеней и привлечения к ответственности, относительно произведенных заявителем выплат работникам, приуроченных к 23 февраля и к 8 марта, и поименованных в приказах на выплату, как "поощрение".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по данному эпизоду.
В рассматриваемой ситуации сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Из содержания имеющихся в материалах настоящего дела Положения об оплате труда ООО "БИС", Положения о премировании работников ООО "БИС" при этом не следует, что выплаты, производимые работникам к 23 февраля и к 8 марта (то есть, к праздничным дням), являются стимулирующими, обусловлены какими-либо конкретными показателями, либо условиями труда работников, а, потому,
Упоминание в приказах на соответствующие выплаты, "поощрения работников", в данной ситуации не имеет какого-либо значения, и не свидетельствует о том, что произведенные обществом выплаты подлежат обложению страховыми взносами, - тем более, что выплаты произведены всем без исключения работникам, в равных суммах, вне зависимости от занимаемых должностей.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования заявителя в части, касающейся признания недействительным решения фонда о доначислении страховых взносов на выплаты, произведенные за аренду квартир, арендованных начальником производства и директором по производству.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по данному эпизоду.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения (подпункт "б" пункта 2 части 1); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2 частим 1) и другие.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации) и компенсации (главы 24-28 Трудового кодекса Российской Федерации).
Между тем, не все компенсационные выплаты, получаемые работниками, будут являться объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку исходя из условий ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, страховые взносов начисляются на выплаты, произведенные работнику именно, в связи с выполнением им трудовых функций.
Исключения в данном случае перечислены в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, при этом под эти исключения, подпадают, и компенсационные выплаты, произведенные работникам учреждения.
Определение компенсаций дано в статье 164 ТК РФ, а именно - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом или другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в статье 169 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
В рассматриваемом случае, выплаты, производимые ООО "БИС", привлеченным иностранным специалистам, заключившим срочные трудовые договоры, являются именно, компенсацией, выплачиваемой при переезде на работу в другую местность.
В апелляционной жалобе фонд ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования ООО "БИС" в части признания недействительным решения о доначислении страховых взносов, в отношении суммы административного штрафа, уплаченной обществом за совершение работником страхователя (водителем) административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по данному эпизоду.
Исходя из положений ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ст. ст. 16, 56, 129, 135 ТК РФ следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствуют о том, что все выплаты начисляются работникам, представляют собой оплату их труда; административный штраф не является выплатой или вознаграждением в пользу работника, равно как, не связан с оплатой труда работника, не зависит от квалификации и условий выполняемой работы, - в связи с чем, оплата за работника обществом, административного штрафа, не является объектом обложения страховыми взносам.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на необоснованность удовлетворения арбитражным судом первой инстанции требований заявителя в части, касающейся удовлетворения требований общества о признании недействительным решения фонда, относительно списания дебиторской задолженности уволенных работников, за счет средств работодателя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по данному эпизоду.
В данном случае речь идет о суммах, ранее выданных в подотчет работникам, и не возвращенных ими, - то есть, применительно к нормам ст. ст. 15, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, - не являющимися оплатой труда работника, а, следовательно, не являющиеся объектом обложения страховыми взносами.
Иных доводов апелляционная жалоба фонда не содержит.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основания удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2016 года по делу N А07-1936/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1936/2016
Истец: ООО "Бухен Индастриал Сервисез"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан, ГУ-УПФ РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ