Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
4 августа 2016 г. |
Дело N А68-2442/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.08.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Кураковского Николая Николаевича (ОГРН 305715221700081, ИНН 712500178601) - Марочкина Н.К. (доверенность от 08.09.2015), в отсутствие надлежаще извещенного заявителя - Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1027100971171, ИНН 7107021888), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кураковского Николая Николаевича на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2016 по делу N А68-2442/2016, установил следующее.
Управление государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кураковскому Николаю Николаевичу (далее - предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 24.05.2016 предприниматель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судом решением, предприниматель обратился с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить. Мотивируя позицию, заявитель указывает, что Управлением не доказан состав административного правонарушения. Полагает, что наказание не могло быть назначено в размере 3 000 руб. Считает необходимым применение к рассматриваемому спору положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу и уведомило о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии основания для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств от 04.03.2016 N 91/07 и планового рейдового задания от 05.03.2016 государственным инспектором Управления проведен плановый (рейдовый) осмотр транспортного средства КАВЗ 3976 г/н АО 229 71.
В результате проверки выявлены следующие нарушения.
Согласно акту от 11.03.2016 N 000047 в 8 час. 15 мин. 11.03.2016 по адресу: Тульская область, п. Дубна, ул. Первомайская, д. 16 (автостанция) водитель Кураковский Николай Николаевич на автобусе КАВЗ 3976, гос. номер ао229/71 осуществлял перевозки пассажиров с нарушением:
- в путевом листе от 11.03.2016 N 258 не указана дата фактического выезда из гаража, не указано место прохождения АТС предрейсового техосмотра, нет имени, отчества водителя;
- на транспортном средстве отсутствует ручка аварийного выхода;
- передний указатель маршрута не соответствует пункту 30 постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112;
- в салоне автобуса отсутствуют правила (выписка) пользования автобусами, информация об органе, обеспечивающем контроль за осуществлением перевозок пассажиров, нет указателей мест для пассажиров с детьми и инвалидов;
- автобус КАВЗ 3976, гос. номер АО229/71 не оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; свидетельство о регистрации транспортного средства временное и просрочено.
Согласно акту от 18.03.2016 N 000053 в 8 час. 30 мин. 18.03.2016 по адресу: Тульская область, п. Дубна, ул. Первомайская, д. 16 (автостанция) водитель Кураковский Николай Николаевич на автобусе КАВЗ 3976, гос. номер АО229/71 осуществлял перевозки пассажиров с нарушением:
- в путевом листе от 18.03.2016 N 264 не указана дата фактического выезда из гаража, не указано место прохождения АТС предрейсового техосмотра, нет имени, отчества водителя;
- в салоне автобуса отсутствует информация об органе, обеспечивающем контроль за осуществлением перевозок пассажиров;
- автобус КАВЗ 3976, гос. номер АО229/71 не оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- свидетельство о регистрации транспортного средства временное и просрочено.
Предприниматель имеет лицензию от 12.09.2005 N АСС-71-803079 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
По результатам проверки старшим специалистом 1 разряда отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления составлен протокол об административном правонарушении от 24.03.2016 N 002888 в отношении предпринимателя.
Поскольку в силу части 1 статьи 23.1 КоАП рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП, относится к компетенции суда, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции, привлекая предпринимателя к административной ответственности, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъектами правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ лицензия является специальным разрешением на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности при (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на осуществление достижения целей лицензирования.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение N 280).
Пунктом 4 Положения N 280 определены лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, которыми, в том числе, являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 данного Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия дляповышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями данного Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Согласно пункту 30 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила), на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
В силу пункта 32 Правил на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
В силу пункта 37 Правил внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается, кроме прочего, следующая информация: б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона N 259-ФЗ путевой лист - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 152) предусмотрено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: порядковый номер, даты выдачи, сведения о сроке действия путевого листа, сведения о собственнике транспортного средства, сведения о транспортном средстве, сведения о водителе - фамилию, имя, отчество водителя, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку, а также сведения о месте отправления и назначения, времени выезда и время прибытия, количестве пройденных километров, расходе горючего.
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях (пункт 9 Приказа N 152).
В силу пункта 29 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (далее - Приказ N 7) сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
В нарушение названных требований предприниматель не обеспечил соответствие экипировки внутри и снаружи автобуса, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, а именно: на транспортном средстве КАВЗ 3976 гос. номер АО 229 71 отсутствует ручка аварийного выхода; в салоне автобуса отсутствуют правила (выписка) пользования автобусами, информация об органе, обеспечивающем контроль за осуществлением перевозок пассажиров, нет указателей мест для пассажиров с детьми и инвалидов; автобус КАВЗ 3976, гос. номер АО229/71 не оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; на переднем указателе маршрута отсутствует наименование начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок; кроме того, свидетельство о регистрации транспортного средства временное и просрочено; в путевом листе от 11.03.2016 N 258 не указана дата фактического выезда из гаража, не указано место прохождения АТС предрейсового техосмотра, нет имени, отчества водителя; в путевом листе от 18.03.2016 N 264 не указана дата фактического выезда из гаража, не указано место прохождения АТС предрейсового техосмотра, нет имени, отчества водителя.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лицо, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное. С учетом изложенного индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физического лица.
Вина предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ).
В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В данном случае вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ определено, что лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В рассматриваемом случае, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным назначить предпринимателю наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 3 000 руб.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отсутствие неблагоприятных последствий в результате совершения правонарушения не является основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемом случае осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, характеризуется высокой степенью общественной опасности правонарушения, поскольку транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, ненадлежащая их эксплуатация может привести к неблагоприятным последствиям как для субъекта, эксплуатирующего данное средство, в том числе водителя, так и создать угрозу жизни и здоровью иных людей. Учитывая формальный состав данного нарушения, количество выявленных в ходе осуществления деятельности общества нарушений, отсутствие реальных негативных последствий не позволяет сделать вывод о малозначительности вменяемых правонарушений. Ответчиком не представлено доказательств того, что он с должной степенью осмотрительности относился к исполнению лицензионных требований и не проявил пренебрежительного отношения к исполнению требований действующего законодательства.
В этой связи совершенное предпринимателем правонарушение не может быть признано малозначительным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку они не влияют на законность судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2016 по делу N А68-2442/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2442/2016
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ИП Кураковский Николай Николаевич, Кураковский Николай Николаевич
Третье лицо: Марочкин Николай Константинович