Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 декабря 2016 г. N Ф01-5604/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
28 сентября 2016 г. |
Дело N А79-787/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.09.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.04.2016 по делу N А79-787/2016, принятое судьей Красновым А.М.,
по заявлению сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" (ИНН 2116520066, ОГРН 1022102429271) о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 09.11.2015 N 001/024/2015-2513.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд, установил следующее.
В Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее по тексту - Управление) 28.09.2015 от сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" (далее по тексту - Кооператив) поступило заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на 900/1309 долей в праве на единое землепользование с кадастровым номером 21:21:000000:488, расположенное по адресу: Чебоксарский район, Атлашевское сельское поселение.
Сообщением от 09.11.2015 N 001/024/2015-2513 Управление уведомило Кооператив об отказе в государственной регистрации права общей долевой (900/1309 долей в праве) собственности Кооператива на единое землепользование с кадастровым номером 21:21:000000:488.
Не согласившись с данным отказом, Кооператив обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 20.04.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Управление ссылается на неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции разрешил спор о правах на земельные доли в праве общей долевой собственности иных (согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП 356) участников долевой собственности. Данные лица не были привлечены к рассмотрению данного дела, между тем в обжалуемом решении сделан вывод об их правах на принадлежащие им земельные доли.
Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Частью 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Частью 2 указанной статьи закреплен запрет истребовать у заявителя дополнительные документы, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав предусмотрен частью 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, который в частности предусматривает: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, согласно приказу по Министерству сельского хозяйства Чувашской АССР от 29.12.1976 был организован специализированный совхоз "XXV съезд КПСС" Чебоксарского района по производству овощей и молока на мелиорированных землях.
Конференцией трудового коллектива совхоза "XXV съезд КПСС" 05 декабря 1992 года было принято решение о преобразовании совхоза в сельскохозяйственный производственный кооператив "Атлашевский".
Постановлением главы администрации Чебоксарского района ЧР от 17 декабря 1992 года N 650 Кооператив зарегистрирован как правопреемник имущественных прав и обязанностей предприятия, на базе которого он создан. Этим же постановлением в коллективно-долевую собственность членов Кооператива предоставлен земельный участок площадью 3437 га, в том числе 2922 га пашни, 200 га сенокосов, 206 га пастбищ, 109 га неделимого фонда и в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 2256,56 га земель, в том числе: пашни - 912,14 га, сенокосов - 687,93 га, пастбищ -45,94 га, лесов и кустарников - 146,15 га, других земель - 464,40 га.
В соответствии с данным постановлением Кооперативу был выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей N ЧР-21-00-000008.
Реорганизация колхозов и совхозов в 1992-1993 году производилась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", которыми в гражданский оборот включены земли сельскохозяйственного назначения.
Данный Указ обязал местные администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю (земельные доли).
Указы Президента РФ от 25.03.1992 года N 301, от 14.10.1992 года N 1229, от 27.10.1993 года N 1767, от 22.07.1994 года N 1535 (в редакции Указа от 16.04.1998 года), от 14 февраля 1996 года N 198, от 16 мая 1997 года N 485 определили порядок приобретения в собственность земли гражданами и юридическими лицами, соответственно, совершения ими сделок с землей.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" было установлено, что совхозы и колхозы в срок до 01 января 1993 г. обязаны провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
Пунктом 10 названного Постановления предусматривалось, что владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.02.1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" момент возникновения права собственности на земельный участок (земельную долю) определялся датой принятия органом местного самоуправления решения о передаче земель в общую долевую собственность участков сельскохозяйственных организаций.
При этом оборотоспособность земельных долей в составе земель сельскохозяйственного назначения являлась ограниченной.
У собственников земель, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций, реорганизация которых проведена по особым условиям, предусмотренным пунктами 20-23 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 г. N 708 (далее по тексту - Положение N 708), а также сельскохозяйственных организаций, производственная деятельность которых целесообразна как единое целое без выделения земельных долей и имущественных паев, могла иметь место только регистрация права общей собственности.
При выходе из состава таких организаций собственники земельных долей имели право только на денежную компенсацию без выдела земельной доли.
В соответствии с пунктом 9 Положения N 708 трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 N 213. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных па территориях сельскохозяйственных предприятий).
Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01.01.1992.
В силу пункта 16 Положения N 708 владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их только следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 18 Положения N 708 особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, включенных в настоящий раздел, установлены в дополнение к общему порядку и обусловлены необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использования государственной собственности.
В силу пункта 22 Положения N 708 специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизуются с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.
Согласно Перечню сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", утвержденному постановлением Совета Министров ЧР от 24 апреля 1992 г. N 129, специализированный овощеводческий совхоз с мелиоративной системой "25 съезд КПСС" Чебоксарского района подлежал реорганизации в особом порядке с условием сохранения сложившейся специализации производства.
Таким образом, в случае, если лица, имеющие права на земельную долю в спорном участке, не имели возможности распорядиться этой долей иным образом, чем те, что были предусмотрены Положением о реорганизации колхозов, совхозов, а поскольку совхоз "25 съезд КПСС" являлся овощеводческим с мелиоративной системой и был включен в Перечень предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86, их права на распоряжение земельной долей были еще более ограничены условием сохранения целостности земельного участка сельскохозяйственного кооператива и сложившейся специализации производства.
В отсутствие факта создания крестьянского (фермерского) хозяйства, продажи или сдачи в аренду доли другим владельцам долей (паев) единственным оставшимся законным способом распоряжения земельной долей является внесение ее в качестве взноса в создаваемый кооператив.
Отсутствие письменных документов о распоряжении земельной долей с учетом особенностей реорганизации овощеводческих совхозов с мелиоративной системой и необходимостью сохранения земельного участка в составе единого неделимого фонда, не может расцениваться как сохранение прав на земельную долю.
В соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР", действовавшего на момент создания СХК "Атлашевский", сельскохозяйственные кооперативы обладают правом собственности на земельные доли, переданные им в качестве вкладов или иных взносов его участниками.
Момент возникновения права собственности на имущество у юридических лиц по действовавшему законодательству определялся датой регистрации их учредительных документов.
В силу положений действовавшего законодательства (статей 7,11,33 Закона СССР от 26 мая 1988 года N 8998-XI "О кооперации в СССР", статей 4,33 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Рекомендаций Минсельхоза Российской Федерации от 14 января 1992 года по реорганизации колхозов и совхозов), Кооператив как сельскохозяйственный производственный кооператив не мог быть образован без создания паевого фонда за счет учредительных взносов его участников, в том числе земельными долями.
При этом возможность раздела имущества, находящегося в собственности предприятия, в том числе входящего в состав уставного капитала или паевого фонда, на вклады его работников, была предусмотрена статьей 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года N 2211-1, статьями 14,15 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1 "О собственности в РСФСР".
В пункте 3 раздела 5 Рекомендаций Минсельхоза Российской Федерации от 14 января 1992 года по реорганизации колхозов и совхозов было разъяснено, что имущество производственного кооператива складывается из вступительного и приращенного паевого капитала и неделимых фондов. Неделимые фонды являются общей совместной собственностью членов кооператива и не подлежат разделу в натуре. Паевой капитал находится в коллективно-долевой собственности; в соответствии с уставом кооператива паи (вступительный и приращенный) может выдаваться выходящему члену либо в натуре, либо в виде денежной компенсации.
В соответствии с Уставом Кооператива член Кооператива обязан, в том числе внести земельную долю в земельную часть паевого фонда Кооператива в размере 2,21 га (пункт 3.16). В паевый фонд Кооператива входят земельные доли его членов. Размер земельной части паевого фонда в натуральной форме составляет 2914,99 га, в стоимостном выражении 12 097 000 рублей. Оценочная стоимость земельной доли в размере 2,21 та составляет 9 171 рубль 35 копеек (пункт 5.12). Земля, используемая Кооперативом, принадлежит Кооперативу на праве собственности (пункт 5.13 Устава).
В учредительных документах Кооператива отсутствует оговорка о передаче участников коллективно-долевой собственности прав пользования земельными долями.
Как следует из кадастровой выписки от 06.07.2012 о земельном участке с кадастровым номером 21:21:000000:488, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 14.12.1993 года, данный земельный участок представляет собой единое землепользование с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства и находится в пользовании кооператива. Указанным земельным участком с момента своей организации пользовался кооператив, как самостоятельный хозяйствующий субъект.
Поскольку в постановлении главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 17 декабря 1992 года N 650 о регистрации Кооператива первоначально было указано о предоставлении части земель в коллективно-долевую собственность членов Кооператива, а в изданном затем постановлении главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 14 декабря 1993 года N 504, на основании которого Кооператив затем получил государственный акт, указывалось о предоставлении части земель в коллективно-долевую собственность уже непосредственно Кооператива, то суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при реорганизации совхоза "XXV съезд КПСС" по решению трудового коллектива полагавшиеся работникам совхоза земельные доли были переданы в паевой фонд создаваемого Кооператива, который находился в коллективно-долевой собственности его членов.
Кооператив является правопреемником совхоза "XXV съезд КПСС" и СХПК " Атлашевский".
В связи с изменением законодательства право на земельные доли работников реорганизованного колхоза совхозов, которые распорядились ими путем внесения взноса в создаваемые сельскохозяйственные предприятия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", а затем стали членами сельскохозяйственного кооператива, а правопреемник Кооператива собственником паев членов кооператива.
Из решения конференции трудового коллектива совхоза "XXV съезд КПСС" от 5 декабря 1992 года не следует, что кто-либо из работников совхоза изъявил желание выделить полагавшуюся земельную долю в натуре для образования фермерского хозяйства, продать ее либо сдать ее в аренду. Все делегаты конференции единогласно проголосовали за передачу находящихся в пользовании совхоза земельных угодий площадью 5 174 га в коллективно-долевую собственность СХПК " Атлашевский".
Решение об утверждении списка учредителей и (или) перечня лиц, имеющих право на земельные доли, 5 декабря 1992 года на конференции трудового коллектива совхоза "XXV съезд КПСС" не принималось.
Сведений о наличии какого-либо решения трудового коллектива реорганизуемого совхоза "XXV съезд КПСС" об утверждении списка лиц, имеющих право на земельную долю, не имеется.
При проведении реорганизации совхоза "XXV съезд КПСС" Чебоксарского района был определен круг лиц, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельные доли, также утвержден был список граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельной доли, в количестве 1319 человек.
Реализуя свое право выбора формы собственности на землю, бывшие члены совхоза "XXV съезд КПСС" на собрании конференции трудового коллектива, состоявшегося 05.12.1992, приняли решение о преобразовании совхоза в СХПК "Атлашевекий", а также утвердили Устав кооператива, тем самым распорядившись своими земельными паями.
В рассматриваемом случае государственная регистрация права общей долевой (900/1309 долей в праве) собственности Кооператива на единое землепользование с кадастровым номером 21:21:000000:488, как на переданное ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, не может служить основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку Кооператив в качестве собственника своего имущества имеет право и на спорные доли в праве общей долевой собственности.
Довод апелляционной жалобы о разрешении судом первой инстанции спора о правах на земельные доли в праве общей долевой собственности иных участников долевой собственности судом апелляционной инстанции отклонён, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства о наличии каких-либо споров относительно долей земельного участка, за регистрацией права собственности, на которые обратился Кооператив.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.04.2016 по делу N А79-787/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-787/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 декабря 2016 г. N Ф01-5604/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" Чебоксарского района Чувашской Республики
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: Администрация Чебоксарского района ЧР