г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2016 г. |
Дело N А56-97552/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Рассохина А.А. по дов. от 31.12.2015;
от заинтересованного лица: Пикан Е.А. по дов. от 30.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (регистрационный номер 13АП-19285/2016) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2016 по делу N А56-97552/2015 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ЗАО "Биотранс СП"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
ЗАО "Биотранс СП" (199155, Санкт-Петербург, ул. Железноводская, д.17/5,Д, ОГРН 5067847362633, далее- заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (191014, Санкт-Петербургу, ул.Чехова, д.6, лит.А, далее- МРУ Росалкогольрегулирования, общество, заявитель) от 22.12.2015 N 08-365 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их обороте, в виде взыскания штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления Росалкогольрегулирования, установив отсутствие достаточных и бесспорных доказательств наличия в действиях общества нарушения порядка заполнения N 149, Закона N 171-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с доказанностью контролирующим органом состава правонарушения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что общество в 1 квартале 2015 года нарушило пункт 5.7.1 Приложения N 5 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Порядок заполнения N 149), а именно,
-ТН от 14.02.2015 N . 23 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 14.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 21.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 21.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234775);
-ТН от14.02.2015 N 22 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 14.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 22.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 20.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234877);
-ТН от 14.02.2015 N 16 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 14.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 16.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 16.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234614);
-ТН от 07.02.2015 N 14 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 07.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 08.02.2015, дата.отпуска груза по ЕГАИС 08.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 3789400000123457~8);
-ТН от 07.02.2015 N 12 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 07.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 10.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 10.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234586);
-ТН от 07.02.2015 N 11 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 07.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 09.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 09.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234580);
-ТН от 14.02.2015 N 20 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 14.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 19.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 19.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234628);
-ТН от 14.02.2015 N 21 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН
14.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 20.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 20.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234632);
-ТН от 14.02.2015 N 19 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 14.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 17.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 17.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234622);
-ТН от 14.02.2015 N 17 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 14.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 15.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 15.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234610);
-ТН от 09.02.2015 jNs 9 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 09.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 11.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 11.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234588);
-ТН от 09.02.2015 N 10 на перевозку спирта этилового синтетического технического денатурированного от ОАО "Биохим", прием груза согласно ТН 09.02.2015, зафиксирована в ЕГАИС 12.02.2015, дата отпуска груза по ЕГАИС 12.02.2015 (номер файла в ЕГАИС 37894000001234592).
По факту несвоевременного представления обществом ряда заявок о фиксации в ЕАИС уведомлений о перевозке этилового спирта 09.12.2015 составлен протокол N 08-365 об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 22.12.2015 N 08-365 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ.
Вышеуказанный вывод сделан контролирующим органом на основании проверки первичной документации, согласно которой общество получило продукцию этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованную спиртосодержащую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
По факту нарушения установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте в отношении общества МРУ Росалкогольрегулирования составлен протокол об административном правонарушении от 09.12.2015 N 08-365.
22.12.2015 должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования, вынесено постановление N 08-365 о привлечении ЗАО "Биотранс СП" к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Обществу вменяется нарушение требований статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), постановления Правительства РФ от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", постановления Правительства РФ от 19.06.2006 N 380 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила N 380).
Общество с указанным постановлением не согласилось, по тем основаниям, что в действиях общества отсутствуют достаточные и бесспорные доказательства наличия нарушения порядка заполнения N 149, Закона N 171-ФЗ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Статьей 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа от семидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 14 Закона N 171-ФЗ, согласно пункту 2 которой учет оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ. В силу пункта 2 названной нормы оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522.
В соответствии с пунктом 2 Правил единая информационная система содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Закона.
Пунктом 5 Правил учета предусмотрено, что учет объема оборота продукции производится в организациях, осуществляющих оборот продукции с применением технических средств, которыми оснащено оборудование для учета объема оборота продукции.
Для учета объема производства продукции используются показатели объема готовой продукции, объема безводного (100-процентного) спирта в готовой продукции, количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару, и концентрация безводного спирта в готовой продукции (п.п. "а" пункта 8 Правил учета).
В соответствии с пунктом 9 Правил учета значения показателей, предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 данных Правил, определяют с применением автоматических средств измерения:
а) после окончания последней технологической операции, связанной с производством продукции конкретного наименования, перед передачей ее на хранение или использования для собственных нужд;
б) до передачи на хранение закупленной продукции, не разлитой в потребительскую тару и используемой в качестве сырья для производства продукции;
в) до поставки продукции, не разлитой в потребительскую тару, из емкости для ее хранения.
Пунктом 12 Правил учета установлено, что значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, не должны отклоняться от значений показателей, указанных в первичных учетных документах организаций, осуществляющих производство и оборот (за исключением розничной продажи) продукции, более чем на объем, рассчитанный в соответствии с порядком оценки достоверности учета объема производства и оборота (за исключением розничной продажи) продукции, устанавливаемым Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Приложением N 9 к приказу Минфина РФ от 26.02.2008 N 29н "Об утверждении форм документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 522, и порядков их заполнения" установлены правила заполнения заявки о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о документах, разрешающих производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с вышеназванным приказом Минфина РФ N 29н, данную заявку заполняют организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не позже дня, следующего за днем получения документа раздельно по каждому документу (пункт 2 Приложения 9).
К документам, разрешающим и сопровождающим оборот алкогольной продукции согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ и п.п "ч" пункта 3 Правил функционирования ЕГАИС относятся: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной.
Действующим законодательством в области регулирования алкогольного рынка предусмотрено, что объем закупленной продукции, информация о котором передана в ЕГАИС, должен соотноситься с объемом закупленной продукции, полученной в соответствии с первичной документацией. Организация, осуществляющая оборот спиртосодержащей продукции (закупку), обязана принимать все необходимые меры для обеспечения исполнения возложенных на нее обязанностей. Занесение информации в ЕГАИС о закупленной продукции по частям не предусмотрено.
При выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной информации организация, в соответствии с пунктом 10 Правил, направляет в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, заявку с уточненными данными о фиксации, при этом: организация, осуществляющая производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, вносит уточнения в указанную информацию по решению Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка о возможности уточнения этой информации, принятому на основании заявления организации; к заявлению прилагаются документы или заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке их копии, подтверждающие обоснованность уточнения организацией информации, содержащейся в единой информационной системе ( пункт 10.1 Правил).
Материалами дела также подтверждается и не опровергнуто Управлением, что в ЕГАИС обществом зафиксирована в полном объеме и в установленные сроки вся необходимая информация в соответствии с пунктом 3 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 522 и Порядка представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 N 150, действовавшему до 09.09.2014, с 09.09.2014 - Приложение N 1 к Приказу ФСРАР от 21.05.2014 N 149).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 5.7.1 Приложения N 2 Порядка заполнения N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС уведомлений о перевозках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции представляется организациями, осуществляющими перевозку продукции (далее - организация-перевозчик), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до осуществления перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по каждой партии, перевозимой продукции раздельно.
Таким образом, доказательство того, что загруженный транспорт покидал место отгрузки только после фиксации в системе ЕАИС, обществом приложена распечатка выписки из журнала выезда автотранспорта с места погрузки и разовые пропуска с указанием времени заезда и выезда. Дата и время начала перевозки подтверждается сведениями из разовых пропусков грузополучателя и письмом ООО "Моршанский медбиохимический комбинат".
Вместе с тем, объемы оборота алкогольной продукции и ее вид, отраженные в декларации и ЕГАИС, полностью совпадают между собой, что подтверждается первичными товаросопроводительными документами и не оспаривается Управлением Росалкогольрегулирования. В отношении продукции, ввозимой непосредственно Обществом, никаких несоответствий или несовпадений, не выявлено.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод об отсутствии со стороны Общества нарушений статей 14, 26 Закона N 171-ФЗ, а следовательно, и состава вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ, так как вся находящаяся в обороте алкогольная продукция за 1 квартал 2015 года была полностью отражена заявителем как в декларациях за указанный период, так и в ЕГАИС, искажения данных об алкогольной продукции, либо иных нарушений порядка декларирования Обществом не допущено.
Управление Росалкогольрегулирования не проанализировало и не дало оценку представленным обществом документам и пояснениям, не сопоставило информацию, отраженную в спорных декларациях, и в ЕГАИС, не установило все существенные для данного дела обстоятельства, что привело к вынесению незаконных постановлений в нарушение норм КоАП РФ.
Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции применительно к установленным фактическим обстоятельствам. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Процессуальных нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО "Биотранс СП" не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную и полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2016 по делу N А56-97552/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97552/2015
Истец: ЗАО "Биотранс СП"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9639/17
22.03.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-97552/15
31.01.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13110/16
04.10.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19285/16
10.06.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-97552/15