г. Пермь |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А50-11948/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Келлер О.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 июня 2016 года
по делу N А50-11948/2016,
принятое судьей Вавиловой Н.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Мамедова Эляра Али оглы
(ОГРН 304590430900135, ИНН 590400001000)
к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Свердловскому району г.Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Тукмачеву М.В.,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю,
третье лицо: ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
ИП Мамедов Э.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованием к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Свердловскому району г.Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Тукмачеву М.В. о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора от 03.08.2015 по исполнительному производству N 53054/15/59007-ИП.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что вывод суда о надлежащем исполнении судебного акта, противоречит материалам исполнительного производства.
Управление, просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в отзыве доводы апелляционной жалобы поддерживает
Предприниматель в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
От лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.06.2015 на основании исполнительного документа Арбитражного суда Пермского края судебным приставом-исполнителем ОСП по Свердловскому району г.Перми УФССП по Пермскому краю Тукмачевым М.В. в отношении предпринимателя возбуждено исполнительное производство N 53054/15/59007-ИП. Предмет исполнения: освобождение предпринимателем нежилого здания КЭЧ, лит.Д, расположенного по адресу: г.Пермь, ул.Пушкина, 89, общей площадью 460,9 кв.м. Пунктом 2 постановления от 17.06.2015 должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
03.08.2015 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 руб. в виду неисполнения предпринимателем в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В силу части 1 статьи 329 АПК РФ постановления, в том числе судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном соблюдении двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 30 Закона N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).
Согласно части 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 ст. 112).
Частями 6, 7 статьи 112 указанного Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Юридическая сила выносимого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Материалами дела подтверждается вручение постановления о возбуждении исполнительного производства представителю должника 03.07.2015.
Предпринимателем в материалы дела представлено письмо предпринимателя, датированное 06.07.2015 и направленное в адрес службы судебных-приставов, с указанием на то, что им здание управления КЭЧ, лит.Д, расположенное по адресу: г.Пермь, ул.Пушкина, 89, общей площадью 460,9 кв.м. было освобождено до момента вынесения судом решения по делу N А50-15858/2014, с того момента не эксплуатируется и не используется.
Факт отсутствия в спорном помещении предпринимателя подтверждается представленным предпринимателем актом совершения исполнительных действий от 22.07.2015, составленным судебным приставом-исполнителем при выходе на место исполнительских действий, доказательств иного суду не представлено.
Таким образом, предпринимателем решение арбитражного суда было исполнено в установленный срок, у пристава отсутствовали основания для вынесения оспариваемого постановления.
Отклоняется довод управления о том, что письмо предпринимателя о неиспользовании спорного не является подтверждением добровольного исполнения требований исполнительного документа, отклоняется, поскольку пристав имел возможность удостовериться, выйдя на место, что и было им сделано впоследствии 22.07.2015. Свидетельские показания, на которые ссылается управление, опровергаются письменными доказательствами.
Поскольку оспариваемое постановление не соответствуют требованиям Закона об исполнительном производстве, нарушает прав и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, удовлетворил заявленные требования.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) судом апелляционной
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июня 2016 года по делу N А50-11948/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11948/2016
Истец: Мамедов Эляр Али оглу
Ответчик: ОСП по Свердловскому району г. Перми, Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП по Пермскому краю Тукмачев М.В.
Третье лицо: ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношении" Министерства обороны РФ, Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11339/16
03.03.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10877/16
26.01.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11339/16
13.10.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10877/16
07.06.2016 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-11948/16