г. Вологда |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А05-2986/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю., Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества Емельянова Р.С. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 июля 2016 года по делу N А05-2986/2016 (судья Дмитревская А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" (ОГРН 1132920000564, ИНН 2906008059; место нахождения: 164840, Архангельская область, Онежский район, город Онега, проспект Ленина, дом 96, корпус А, квартира 4; далее - ООО "Онега-Водоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Двинско-Печорскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1022900545183, ИНН 2901053298, место нахождения: 163000, город Архангельск, Набережная Северной Двины, дом 56; далее - управление), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; место нахождения 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 14; далее - Росприроднадзор) о признании недействительными отказа управления в утверждении и Росприроднадзора в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект болото Конинник для общества; о возложении обязанности на управление и Росприроднадзор устранить допущенные нарушения путем утверждения (согласования) проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект - болото Конинник для ООО "Онега-Водоканал".
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит суд апелляционной инстанции решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что поскольку фактический сброс действующей организацией-водопользователя меньше расчетного норматива допустимого сброса веществ и микроорганизмов (далее - НДС), то в соответствие с пунктом 12 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика), у ответчиков отсутствовали основания для отказа в утверждении названного выше проекта. Полагает, что обществу необходимо утвердить Проект по смыслу пункта 14 Методики на 3 года, исходя из фактического сброса очищенных сточных вод в болото Конниник.
Росприроднадзор в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы не признал, просит обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как обществом не представлен соответствующий установленным требованиям расчет НДС, утверждение о том, что фактический сброс менее допустимого безосновательно.
Управление в отзыве просит решение суда в части, касающейся управления, оставить без изменений, поскольку проект заявителя не мог быть утвержден, так как не имел согласования с соответчиком.
Соответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества настаивал на заявленных требованиях.
Заслушав пояснения представителя ООО "Онега-Водоканал", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между МКУ "Отдел муниципального имущества и земельных ресурсов" администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" и ООО "Онега-Водоканал" заключен договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения г. Онега от 10.01.2014. В состав арендуемого имущества входит комплекс недвижимого имущества очистных сооружений канализации производительностью 5000 куб.м. в сутки, который эксплуатируется с 1973 года. На данные очистные сооружения сбрасываются сточные воды централизованной системы водоотведения г. Онега.
Общество осуществляет централизованное водоотведение на территории городского поселения г. Онега с 11.03.2014 (с момента утверждения Агентством по тарифам и пенам Архангельской области производственной программы предприятия и тарифов на услуги на 2014 год Постановлением от 20.02.2014 N 8-в/З).
Постановлением администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" от 21.03.2014 N 238 общество наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории МО "Онежское".
Заявитель направил "Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект для водопользователей" (разработан ООО "Экополис") для утверждения в управление.
Письмом от 17.02.2016 N А-22/191 Отдел водных ресурсов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу управления сообщил, что в соответствии с пунктом 12.2 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 02.06.2014 N 246 (далее - Административный регламент N 246), принято решение об отказе в утверждении проекта НДС в водный объект - болото Конинник для общества, в связи с мотивированным отказом в согласовании проекта НДС, полученными от Росприроднадзора (письмо от 25.01.2016 N 07-23/в 478), а также по следующим основаниям:
- необходимо привести в соответствие в нормативах допустимого сброса указанные объемы расхода сточных, в том числе дренажных, вод (м(3)/мес) с графиком сброса, представленном в решении о предоставлении водного объекта в пользование от 22.01.2015 N 29-0.1.01.00.002-Б-РСВХ-С-2015-01972/00;
- следует откорректировать в таблице 7.1 по приложению 1 к Методике (в ред. Приказов Минприроды России от 22.07.2014 N 332, от 29.07.2014 N 339) данные расчетов за февраль в размерности т/мес.
К данному письму была приложена копия письма Росприроднадзора от 25.01.2016 N 07-23/в478, в котором Росприроднадзор отказал в согласовании НДС в водные объекты для ООО "Онега-Водоканал" по выпуску сточных вод в болото Конинник.
Росприроднадзор указал, что рассмотрев проект НДС в водные объекты для ООО "Онега-Водоканал" по выпуску сточных вод в болото Конинник, отмечает, что согласно пункту 12 Методики, фактический сброс действующей организации-водопользователя принимается в качестве НДС, в случае если фактический сброс меньше расчетного НДС. Однако определение (Сндс) и, соответственно, НДС расчетным методом в проекте не проводилось, таким образом, применение пункта 12 Методики неправомерно.
Заявитель посчитав незаконными отказы управления в утверждении и Росприроднадзора в согласовании проекта НДС в водный объект болото Конинник для общества, обратился в суд с заявлением.
При этом в предварительном судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя пояснял, что общество не оспаривает основания отказа, указанные в абзацах 2 и 3 письме управления от 17.02.2016.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
В соответствии со статьей 19 Закона N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы, федеральные нормы и правила и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В части 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ указано, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (части 2 статьи 23 Закона N 7-ФЗ).
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что рассматриваемые очистные сооружения не могут быть отнесены к наилучшим существующим технологиям. У суда апелляционной инстанции оснований для переоценки указанного вывода не имеется. Так, очистные сооружения г. Онеги эксплуатируются с 1973 года, Проектом предусмотрена механическая очистка сточных вод: только по взвешенным веществам на 60% и по БПК5 на 20%.
Следовательно, требуемые нормативы допустимого сброса не могут быть рассчитаны в данном случае от параметров очистных сооружений.
На основании части 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Приказом Росводресурсов от 11.03.2014 N 66 утверждено Положение о Двинско-Печорском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов.
На основании пункта 4.6.9 данного Положения утверждение нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Порядок действий Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов) и его территориальных органов, порядок взаимодействия территориальных органов Росводресурсов с территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства, Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов регулируется Административным регламентом N 246.
В соответствии с пунктом 12.2 Административного регламента N 246 основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.
Мотивированный отказ в утверждении НДС с перечислением несоответствий Методике и (или) приложением копий отказов в согласовании от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти передается лично в руки заявителю или его представителю (по доверенности) либо отправляется по почте в адрес заявителя в течение 45 рабочих дней с момента регистрации в уполномоченном территориальном органе Росводресурсов документов заявителя.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) болота относятся к поверхностным водным объектам.
В силу части 2 статьи 11 ВК РФ водный объект может быть предоставлен в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (часть 1 статьи 26 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 утверждена Методика.
Согласно пункту 1 Методики нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте (створе) сформировавшегося природного фонового качества воды.
В пункте 2 Методики указано, что нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Расчетная величина НДС тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.
Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 12 Методики величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (приложения 1, 2). Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс (за исключением показателей, значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты). При этом фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия.
Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если при пересмотре или уточнении ранее установленного НДС окажется, что проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.
Согласно пункту 14.1 Методики Проект НДС за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14.2 и главой X Методики, должен содержать, в числе прочего, гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики; данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра); данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики.
Кроме того, должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к Методике.
Как следует из материалов дела, в проекте НДС общество предлагает установить нормативы допустимого сброса на уровне фактического с учетом отсутствия у болота, как водного объекта, какой-либо ценности.
Письмом от 25.01.2016 N 07-23/в478 управление отказало обществу в согласовании нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты по выпуску сточных вод в болото Конинник в связи с несоответствием предложенного решения по установленной величине НДС требованиям пункта 12 Методики.
Как было уже выше указано, согласно пункту 12 Методики фактический сброс действующей организации-водопользователя принимается в качестве НДС, в случае если фактический сброс меньше расчетного НДС.
При этом в Проекте отсутствует расчет допустимого сброса, а именно не определена допустимая концентрация загрязняющих веществ (Сндс), так как отсутствуют данные по качеству воды в контрольном створе водного объекта и фоновых концентрациях водного объекта.
Исходя из абзаца 3 пункта 1 Методики, наличие информации о фоновых концентрациях веществ, сбрасываемых со сточными водами в водный объект, является обязательным при нормировании сброса загрязняющих веществ.
В письмах от 29.04.2013 и от 21.03.2014 ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" сообщало обществу, что не проводит гидрохимических наблюдений в болоте Конинник и данными о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в указанном водном объекте не располагает. В случае отсутствия наблюдений органами Росгидромета на участках водотока водопользователю необходимо организовать проведение специальных исследований в фоновом створе своими силами или с привлечением соответствующих организаций. Таким образом, для расчета фоновых концентраций обществу необходимо направить в адрес ФГБУ "Северное УГМС" не менее 12 результатов анализов проб воды по каждому показателю, отобранных в фоновом створе за последний год при ежемесячной (или более дробной) системе отбора проб или не менее чем за трехлетний период при ежеквартальной (или более дробной) системе отбора проб (с указанием даты и времени отбора проб воды).
Письмом от 20.08.2015 N 08-18/4237 ФГБУ "Северное УГМС" сообщало обществу, что не может произвести расчет фоновых концентраций, загрязняющих веществ по представленным Обществом данным, в связи с недостаточным количеством отобранных проб (5) и неоднородностью представленных значений было рекомендовано продолжить наблюдения за водным объектом.
В связи с тем, что болото Конинник водным объектом питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования не является, то использование установленных для данных видов водопользования нормативов качества воды не представляется возможным, для таких случаев НДС могут быть определены исходя из фонового качества воды (пункт 1 Методики).
Однако в проекте отсутствуют фоновые концентрации нормируемых веществ в водном объекте (болото Конниник), являющиеся основой для разработки НДС.
Довод общества об установлении НДС на 3 года на уровне фактического сброса, ссылаясь на пункт 14 Методики, получил надлежащую оценку суда первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Однако согласно пункту 14 Методики НДС утверждаются на три года только при установлении НДС с учетом разбавления.
В предложенных к установлению НДС не только не учитывается разбавление, но и не рассчитываются величины концентраций веществ, допустимых к сбросу (концентрации загрязняющих веществ в проекте предлагаются на уровне фактического сброса).
Абзац 2 пункта 12 Методики в данном случае неприменим, так как в нём речь идёт о проектируемых и строящихся (реконструируемых) очистных сооружениях, а в рассматриваемом случае речь идёт о действующих сооружениях.
При указанных обстоятельствах, подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 июля 2016 года по делу N А05-2986/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2986/2016
Истец: ООО "ОНЕГА-ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ДВИНСКО-ПЕЧОРСКОЕ БАССЕЙНОВОЕ ВОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области