Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2017 г. N Ф08-283/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
01 ноября 2016 г. |
Дело N А63-2125/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Матвейчук Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2016 по делу N А63-2125/2016 (судья Костюков Д.Ю.)
по заявлению предпринимателя Матвейчука Александра Владимировича (ОГРН 308264112100014)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда по Советскому району (ОГРН 1022601009166),
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда по Советскому району - Гулай Л.А. (доверенность от 02.08.2016),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2016 отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Матвейчука Александра Владимировича (далее - заявитель) к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда по Советскому району об оспаривании: требований и соответствующих постановлений органа Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, в том числе: требования от 27.01.2015 N 03601940016702 на сумму 20 881,43 рубля, от 03.03.2015 N 03601940079261 на сумму 13 149,43 рубля, от 03.03.2015 N 03601940079259 на сумму 224,21 рубля, от 02.10.2015 N 03601940113826 на сумму 84 879,85 рубля, от 28.03.2016 N 036801160043761 на сумму 22 979,68 рубля, от 18.04.2016 N 036801160098367 на сумму 1 923,68 рубля; обязании возвратить незаконно удержанные денежные средства за период с 01.06.2014 по 01.06.2016; - обязании выплатить Федеральную социальную доплату за период с 01.06.2014 по 01.06.2016.
Судебный акт мотивирован тем, что у пенсионного фонда имелись предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) основания для вынесения оспариваемых требований и постановлений, так как предприниматель имеет неуплаченную в добровольном порядке задолженность по страховым взносам.
В апелляционной жалобе Матвейчук А. В. просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, полагая, что суд не применил закон, подлежащий применению, а применил закон, не подлежащий применению. Заявитель указывает, что факт регистрации в качестве предпринимателя, статус действующего предпринимателя не устанавливают факта осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, и не является основанием для начисления и принудительного взыскания недоимки. Считает, что незаконными, по мнению предпринимателя, действиями, нарушаются права и законные интересы Матвейчук А.В., причиняется материальный вред, выраженный в принудительном удержании недоимки по страховым взносам из пенсии.
Управление в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие предпринимателя, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, что заявитель был зарегистрирован в управлении в качестве страхователя с 2008 года (регистрационный номер в ПФР 036-019-100311). Как указано представителем заинтересованного лица в судебном заседании и подтверждено документально, 01.06.2016 Матвейчук А.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается актуальной выпиской из ЕГРЮЛ на основании собственного заявления.
Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю 07.09.2015 предоставлены списки индивидуальных предпринимателей, не представивших налоговую отчетность по всем режимам налогообложения за 2014 год (письмо исх. N 15-18/003192дсп@ от 07.09.2015 с электронным приложением).
В указанном списке под N 8533 значился, в том числе Матвейчук Александр Владимирович.
Данная информация явилась основанием для выставления в адрес предпринимателя требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 год, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда х тариф х 12 месяцев, в связи с чем, страхователю 02.10.2015 направлено требование N 03601940113826 на сумму 84 879,85 руб., в том числе недоимка по уплате страховых взносов на ОПС - 76 953,38 руб. и пени - 6 463,53 руб.
В связи с непогашением задолженности в установленный срок и отсутствием сведений о наличии у предпринимателя расчетных счетов (справка об отсутствии информации о счетах плательщика) Управлением вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 03601915СП0029801 от 29.10.2015.
30 октября 2015 года указанное постановление направлено страхователю, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции, а также в службу судебных приставов.
04 февраля 2016 года судебным-приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство N 46051/16/26032-ИП, в рамках которого наложен арест на счет получателя пенсии.
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный законом срок, плательщику начислены пени, в связи с чем, выставлено требование от 17.03.2016 N 03601160028193 на сумму 3 412,16 рубля, со сроком уплаты до 05.04.2016. Требование направлено страхователю 18.03.2016, что подтверждено документально.
В соответствии с положениями статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего года. Страховые взносы за 2015 год должны быть уплачены не позднее 31 декабря текущего года.
Поскольку указанная обязанность страхователем добровольно не уплачена, органом Пенсионного фонда 28.03.2016 выставлено требование N 3601160043761 на сумму 22 979,68 рубля, со сроком уплаты до 18.04.2016, которое направлено 29.03.2016, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке органом Пенсионного фонда вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества от 20.04.2016 N 036004160011137, которое также своевременно направлено предпринимателю, что подтверждено документально. Согласно заявлению о взыскании с физического лица-должника денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей, постановление передано на удержание денежных средств из пенсии должника.
Поскольку недоимка по страховым взносам в установленный законом срок не погашена, плательщику страховых взносов начислены пени, в связи с чем, выставлено требование от 18.04.2016 N 03601160098367 на сумму 1 923, 68 рубля, со сроком уплаты до 12.05.2016. Требование своевременно направлено страхователю, что подтверждается документально (реестр от 21.04.2016).
В связи с непогашением задолженности в установленный срок Управлением вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества N 03604160019812 от 24.05.2016, которое также своевременно направлено предпринимателю.
Согласно заявлению о взыскании с физического лица-должника денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей, постановление передано на удержание денежных средств из пенсии должника.
Не согласившись с оспариваемыми актами и полагая, что факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием для начисления обязательных платежей, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. При этом, в таком случае право на обращение в суд связано с тем, что указанные лица полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, которые являются индивидуально возмездными обязательными платежами, персональным назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, или, в случае, если гражданин-пенсионер, права на перерасчет получаемой пенсии. Этим они отличаются от налога - безвозмездного платежа, не имеющей адресной основы.
Соответственно, уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями осуществляется независимо от возраста, пенсионного статуса, вида деятельности и факта получения дохода в конкретном расчетном периоде.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 N 621-О-О указал, что законодатель, определив круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения от 15.07.2010 N 1009-О-О, от 23.09.2010 N 1189-О-О, от 17.06.2013 N 997-О).
При этом размер трудовых пенсий (страховой части трудовой пенсии по старости) застрахованных лиц, включая индивидуальных предпринимателей, исчисляется с учетом всех сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц (статьи 14, 15 и 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер трудовой пенсии.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 N 997-О указано, что поскольку индивидуальные предприниматели, как самозанятые граждане, осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Освобождение же указанных граждан от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации) (Постановление от 23 декабря 1999 года N 18-П).
Аналогичная позиция отражена в Информационном письме Президиума ВАС РФ N 79 от 11.08.2004 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном Пенсионном страховании" (пункт 4), где определено, что предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из - за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Таким образом, исходя из указанной правовой позиции, закон не освобождает индивидуальных предпринимателей, в том числе, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа (пункт 6).
Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Учитывая специфику предпринимательской деятельности, в целях реализации положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, для того, чтобы не ставить приобретение предпринимателями права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода, частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлен следующий порядок уплаты страховых взносов этой категории страхователей: в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 - в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года; в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 - в виде фиксированного размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определяемого как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
С 01.01.2014 размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию с 01.01.2013 определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 Федерального закона N 212-ФЗ).
То есть, из анализа положений частей 1.1 и 1.2 статьи 14 настоящего Федерального закона следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 названной статьи, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
При выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым ч. 1 ст. 22 Закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Осуществление гражданином предпринимательской деятельности предполагает принятие им на себя соответствующих обязательств и рисков, в том числе обязанностей по уплате страховых взносов.
Вышеприведенные правовые нормы устанавливают обязательства по своевременному расчету и перечислению страховых взносов на основании приобретенного гражданином статуса предпринимателя, дающего право на осуществление хозяйственной деятельности, независимо от социального положения плательщика страховых взносов, факта его регистрации в системе пенсионного обеспечения, фактического осуществления хозяйственной деятельности. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Процедура государственной регистрации, как и процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя, носит заявительный характер.
Началом осуществления деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (часть 4 статьи 14 Закона N 212-ФЗ). Прекращением деятельности является дата, с которой утрачивает силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (часть 4.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Как следует из материалов дела и пояснений Матвейчук А.В., он имеет статус индивидуального предпринимателя, с заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя не обращался.
На основании изложенных норм права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено освобождение лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, но фактически не осуществляющих предпринимательскую деятельность, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Соответственно, тот факт, что Матвейчук А.В. не осуществляет предпринимательскую деятельность, не может служить основанием для освобождения ее от обязанности по уплате взносов, в связи с чем, довод предпринимателя о нарушении органом Пенсионного фонда его прав и законных интересов путем возложения незаконной обязанности по уплате страховых взносов, при наличии факта не осуществления деятельности, является необоснованным.
Как указано выше, 07.09.2015 Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, в соответствии с вышеназванными нормами в орган Пенсионного фонда предоставлены списки индивидуальных предпринимателей, в том числе, в отношении Матвейчук Александр Владимирович, не представивших налоговую отчетность по всем режимам налогообложения за 2014 год, что явилось основанием для предъявления требования N 03601940113826 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 год.
Согласно представленному Управлением в материалы дела расчету, сумма страховых взносов за 2014 год исчислена исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда х тариф х 12 месяцев. Указанный расчет предпринимателем не опровергнут, контррасчет не представлен.
Из материалов дела следует и не оспаривается предпринимателем, обязанность по уплате страховых взносов за 2014 год им не исполнена, в связи с чем, фонд правомерно на основании статьи 25 Закона N 212-ФЗ начислил пени на имеющуюся задолженность и направлено требование об уплате имеющейся задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона (части 2, 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится в силу части 2 указанной статьи по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.
Согласно части 3 указанной статьи до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Исходя из частей 14, 15 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, пени, штрафы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Частями 1, 11 статьи 20 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, пени, штрафы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (часть 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
На основании изложенных норм права фонд наделен полномочиями по принудительному взысканию страховых взносов и вынесению постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Учитывая, что фонд в установленном порядке направил предпринимателю требования об уплате спорной задолженности, которое предпринимателем в добровольном порядке не исполнено; фондом не установлено наличие у предпринимателя денежных средств в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на которые может быть обращено взыскание; открытые счета в банках у заявителя как у индивидуального предпринимателя отсутствуют, то фонд правомерно вынес оспариваемое постановление о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени за счет имущества предпринимателя.
Нарушение фондом процедуры вынесения оспариваемого постановления, предусмотренной Законом N 212-ФЗ, судом не установлено.
Ссылка Матвейчука А.В. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2014 N А63-8651/2014, как на доказательство, подтверждающее обоснованность его доводов, судом не принимается.
В соответствии с указанным судебным актом, суд освободил Матвейчука А.В. от уплаты страховых взносов за период нахождения в местах лишения свободы (с 13.07.2009 по 12.05.2014) в связи с фактическим неосуществлением предпринимательской деятельности. Одновременно, период нахождения в местах лишения свободы с 13.07.2009 по 12.05.2014 признан судом обстоятельством экстраординарного характера, не позволившим ему своевременно обратиться с заявлением о снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанное решение суда не содержит выводов о том, что само по себе фактическое отсутствие предпринимательской деятельности является безусловным основанием для освобождения от установленной законодательством обязанности по уплате страховых взносов.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-8651/2014 вынесено в отношении конкретного периода и действие его на иные требования Пенсионного фонда не распространяется.
Суд обращает внимание на тот факт, что решением Арбитражного суда от 2694/2015 в удовлетворении требований предпринимателя о признании недействительными требования о взыскании страховых взносов от 03.03.2015 N 03601940079261 на сумму 13 149,43 рубля и постановления о взыскании недоимки по страховым взносам за счет имущества страхователя от 31.03.2015 N 03601915МП0018126, отказано, решение вступило в законную силу, в связи с чем, обращение с подобным требованием в рамках настоящего дела не правомерно.
Более того, указанное постановление исполнено судебным приставом-исполнителем в полном объеме путем удержания сумм недоимки из пенсии.
Ссылка предпринимателя на тот факт, что заинтересованным лицом страховые взносы начислены органом Пенсионного фонда без учета норм Налогового Кодекса РФ, судом не применяются, поскольку правоотношения в сфере исчисления, уплаты и порядка взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются нормами вышеназванного Закона N 212-ФЗ. Только в случае отсутствия прямой нормы закона, регулирующий конкретный вид правоотношений, допустимо применение аналогичной нормы права, регулирующей сходные правоотношения.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда в данной части по доводам, приведенным в жалобе.
Однако, отказывая в удовлетворении требования об обязании управления выплатить федеральную социальную доплату за период с 01.06.2014 по 01.06.2016, суд первой инстанции не учел следующее.
Как следует из пункта 1 статьи 2 и части 1 статьи 4 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах (а, следовательно, и его компетенцией) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из задач судопроизводства в арбитражном суде (ст. 2 АПК РФ) под экономическими спорами понимаются споры, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Причем, именно сфера предпринимательства составляет основной признак определения подведомственности спора арбитражному суду.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 30) дела по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны в силу пункта 1 части 1 и части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судам общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, данное требование не является спором в сфере предпринимательской деятельности. Данный спор не относится также и к спорам, вытекающим из административных отношений, основанных на административном или ином властном подчинении.
В этой связи судебное решение в соответствующей части подлежит отмене, а производство по делу в этой части прекращению на основании статьи 150 и пункта 3 статьи 269 АПК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.
При обращении в суд, заявителем заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины, в связи с тем, что является малоимущим пенсионером.
Принимая во внимание вышеназванные нормы и ходатайство заявителя, суд в порядке ст. 333.22 Налогового кодекса РФ, учитывая тяжелое материальное положение заявителя, считает возможным освободить предпринимателя от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2016 по делу N А63-2125/2016 в части отказа в требовании об обязании Управления Пенсионного фонда по Советскому району Ставропольского края выплатить Матвейчуку Александру Владимировичу федеральную социальную выплату отменить, производство по делу в этой части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2125/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2017 г. N Ф08-283/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Матвейчук Александр Владимирович
Ответчик: ГУ УПФ РФ по Советскому району СК
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ по Советскому району СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ