Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 марта 2017 г. N Ф10-300/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
9 ноября 2016 г. |
Дело N А09-13327/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.11.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., при участии в судебном заседании представителей заявителя Соболевой А.Г. (доверенность от 23.03.2016 N 14), Ляховой М.М. (доверенность от 06.10.2016 N 36), представителя заинтересованного лица: Савватеева В.Ю. (доверенность от 24.06.2014 N 342), представителей третьего лица: Воронцова С.А. (доверенность от 26.10.2016 N 753), Егорова С.В. (доверенность от 30.11.2015 N 835), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Брянской области, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2016 по делу N А09-13327/2015 (судья Копыт Ю.Д.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244011271, ИНН 3250056001) к обществу с ограниченной ответственностью "БрянскАгрострой" (г. Брянск, ОГРН 1113256001825, ИНН 3250521869), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" в лице Брянского линейного производственного управления магистральных газопроводов (с. Глинищево Брянского района Брянской области, ОГРН 1025000653920, ИНН 5003028028), о взыскании 3 522 598 рублей 63 копеек, установил следующее.
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области (далее - Управление Росприроднадзора по Брянской области, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "БрянскАгрострой" (далее - ООО "БрянскАгрострой", общество, ответчик) 3 522 598 руб. 63 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2014 г.
Определением суда от 02.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Газпром трансгаз Москва" (филиал Брянское ЛПУМГ) (142770, г. Москва, поселение Сосенское, п. Газопровод, д.101, кор. 1).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росприроднадзора по Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2016 по делу N А09-13327/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворяющий заявленные требования.
В обоснование жалобы Управление указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению апеллянта, принимая решение, суд первой инстанции плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду ошибочно счел ООО "Газпром трансгаз Москва", тогда как надлежащим плательщиком является ООО "БрянскАгрострой". Кроме того, заявитель жалобы полагает, что решение суда основано, в том числе, на нормативно-правовом документе, утратившем силу (Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды РФ 26.01.1993). Управление также указывает, что при вынесении решения судом неправомерно применена статья 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", вступившего в силу с 01.01.2015, тогда как плата за негативное воздействие должна была быть произведена в 4 квартале 2014 года.
ООО "БрянскАгрострой" считает оспариваемое решение законным и обоснованным, в отзыве просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Газпром трансгаз Москва" в своем отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы, так же просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворяющий первоначально заявленные требования.
В судебном заседании участвующие в деле лица, поддержали позиции, изложенные ранее в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 19.12.2014 ООО "БрянскАгрострой" в Управление Росприроднадзора по Брянской области был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2014 года, в соответствии с которыми к уплате в бюджет подлежало 880649,66 руб. за выброс в атмосферный воздух метана в количестве 980,952 тонн. Указанная сумма была оплачена ответчиком в бюджет.
Вместе с тем при проверке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2014 года, Управлением была выявлена ошибка, а именно, ответчиком не был применен пятикратный повышающий коэффициент, подлежащий к применению в соответствии с пунктами 5,6 "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, так как у ответчика отсутствует оформленное в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Посчитав, что в данном случае, пятикратный повышающий коэффициент подлежит обязательному применению, а факт выброса метана в объеме 980,952 тонн подтверждается информацией полученной от Брянского линейного производственного управления магистральных газопроводов от 02.09.2015 N 43-01/1227, Управление направило в адрес ООО "БрянскАгрострой" письмо от 27.07.2015 о необходимости устранения замечаний по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с расчетом Управления, недостающая сумма задолженности за негативное воздействие на окружающую среду составила 3522598 руб. 63 коп., в связи с чем, 09.09.2015 Управлением в адрес ООО "БрянскАгрострой" была направлена претензия исх. N 2287 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке.
Поскольку указанная сумма задолженности ответчиком в добровольном порядке не уплачена, Управление обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".
По мнению суда первой инстанции ООО "БрянскАгрострой" нельзя отнести к организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, связанную с природопользованием, осуществляющим на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Кроме того суд укал, что ООО "БрянскАгрострой" не производило непосредственных действий по выбросу газа в атмосферу, в связи с чем отказал заявителю в удовлетворении требований.
Отменяя решение Арбитражного суда Брянской области, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.08.2005 N 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах", так в соответствии с пунктом 4 данного приказа, плательщик подлежит постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора по местонахождению каждого стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия и приказом от 24.11.2005 N 867 "О введении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и/или передвижному (транспортные средства и другие, работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).
Согласно материалам дела, 31.12.2014 между ООО "Газпром трансгаз Москва" в лице филиала ООО "Газпром трансгаз Москва" (филиал Брянское ЛПУМГ) и ООО "БрянскАгрострой" был заключен договор N 43-02-02-51-14 на производство работ по пересечению участков магистральных газопроводов "Дашава - Киев - Брянск -Москва", "Тула - Шостка - Киев" и кабелей технологической связи проектируемой автомобильной дороги к комплексу для откорма КРС в Выгоничском районе Брянской области на общую сумму 6 980 236 руб.59 коп.
В соответствии с п. 3.1.3 Договора до начала производства работ ООО "БрянскАгрострой" ("Заказчик") предоставляет Исполнителю подтверждающие документы об оплате ООО "Газпром Межрегионгаз Москва" за стравленный газ при производстве работ и за негативное воздействие на окружающую среду Росприроднадзор.
В соответствии с п. 3.1.5. Договора "БрянскАгрострой" ("Заказчик") принял на себя обязательства до начала производства работ документально подтвердить выполнение всех пунктов полученных технических условий.
До заключения вышеуказанного договора, согласно пункту 23 Технических условий на пересечение МГ "Дашава - Киев - Брянск - Москва", "Тула - Шостка - Киев" и кабелей технологической связи проектируемой автомобильной дороги к комплексу для откорма КРС в Выгоничском районе Брянской области в филиале ООО "Газпром трансгаз Москва" Брянское ЛПУМГ, ответчик принял на себя обязательства предусмотреть в проекте на переукладку газопроводов затраты на стравленный газ, а исходные данные для расчета получить в Брянском ЛПУМГ. (Пункты 23, 24 Технических условий).
В разделе 7 Проекта Пояснительная записка по ООС (лист 34 Проекта), являющегося обязательным для исполнения именно Ответчиком, в качестве одного из основных источников выделения загрязняющих веществ в зоне реконструкции газопровода указан выброс находящегося в газопроводе природного газа при продувке. При продувке газа в атмосферу выделяется метан. В проекте были заложены затраты на стравливаемый газ только при проведении гидравлических испытаний переуложенного участка газопровода и осушке этого участка.
Ответчиком был приобретен газ у ООО "Газпром Межрегионгаз Брянск", по договору N 07-5-42568 от 01.12.2014, а третье лицо осуществило его выброс в соответствии с условиями Договора N 43-02-02-51-14 от 31.12.2014 г. (п.1.1., 3.2.1. договора).
В силу положений статей 209, 210 ГК РФ собственник как вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению, так и обязан нести бремя расходов, связанных с наличием права собственности.
Как указанно Определении Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-0 "указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа...".
Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Из материалов дела усматривается, что воздействие на окружающую среду в виде выброса в атмосферный воздух метана в объеме 980,952 тонн. 27.11.2014 произошло в результате выполнения ООО "Газпром трансгаз Москва" договорных обязательств на производство работ по отключению и подключению участков магистральных газопроводов, в ходе строительства ООО "БрянскАгрострой" автомобильной дороги к комплексу для откорма КРС в Выгоничском районе Брянской области. То есть действия по сбросу газа в атмосферу совершило ООО "Газпром трансгаз Москва" в интересах ООО "БрянскАгрострой" и на основании его волеизъявления. Более того, газ выброшенный в атмосферу являлся собственностью ООО "БрянскАгрострой".
Так же суд апелляционной инстанции обращает внимание, что при заключении договоров N 43-02-02-51-14 от 31.12.2014 на производство работ по подключению участков магистральных газопроводов, N07-5-42568 от 01.12.2014 ООО "БрянскАгрострой" добровольно приняло на себя обязательство по покупке газа для его последующего сброса и обязательство по оплате за негативное воздействие на окружающую среду вследствие сброса газа.
Более того, ООО "БрянскАгрострой", 19.12.2014 г. представило подписанный руководителем общества и скрепленный печатью расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, тем самым признав себя плательщиком такой платы, и в добровольном порядке платежным поручением N 597 от 17.12.2014 г. осуществило оплату в сумме 880 649 руб. 66 коп., указанной в расчете платы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что выброс газа принадлежащего на праве собственности ООО "БрянскАгрострой" был осуществлён исключительно по воле (указанию) и в интересах собственника. Тот факт, что физически выброс (открытие запорного вентиля) осуществлялся сотрудником третьего лица, по мнению апелляционной коллегии, не имеет правоопределяющего значения. Данное обстоятельство обусловлено особенностями правового регулирования и спецификой технической эксплуатации магистральных газопроводов, которые допускают строго ограниченный круг субъектов для совершения действий по использованию, ремонту, переустройству магистралей.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что надлежащим плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду в данном случае является ООО "БрянскАгрострой".
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июля 2006 г., рег.N 8077) установлены сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетною периода (календарный квартал) - не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом. Плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Согласно подпункта 15 пункта 2 раздела 1 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 мая 2013 г. N 259 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" (с изменениями и дополнениями) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, являются администраторами платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
На территории Брянской области территориальным органом регионального уровня осуществляющим функции Росприроднадзора является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области (сокращенное наименование - Управление Росприроднадзора по Брянской области), действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 г. N 457.
При изготовлении расчета, ответчиком не применен пятикратный повышающий коэффициент, подлежащий к применению в соответствии с пунктами 5.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632).
Пунктом 5 вышеуказанного Порядка предусматривается, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 вышеуказанного Порядка предусматривается, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
У ООО "БрянскАгрострой" отсутствует оформленное в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Таким образом, в данном случае, пятикратный повышающий коэффициент подлежит обязательному применению.
В силу вышеуказанного, расчет платы должен быть произведен следующим образом: 980,952 (столбец 6) X 250(столбец 11) X 5 (столбец 12) X 1,9 (столбец 13) X 1,89 (столбец 16)= 4403248.29
Поскольку платежным поручением N 597 от 17.12.2014 г. ответчик оплатил только 880649 руб. 66 платы за негативное воздействие, а факт выброса метана в объеме 980.952 тонны подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, суд апелляционной инстанции считает, что требования Росприроднадзора по Брянской области о взыскании с ООО "БрянскАгрострой" 3 522 598 руб. 63 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны..
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 40 612 руб. 99 коп. за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, а также 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы относится на ООО "БрянскАгрострой" и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110,266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2016 по делу N А09-13327/2015 отменить.
Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "БрянскАгрострой" (г. Брянск, ОГРН 1113256001825, ИНН 3250521869) 3 522 598 руб. 63 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2014 года.
Денежные средства перечислить по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Брянской области (Управление Росприроднадзора по Брянской области), ИНН 3250056001, КПП 325701001, расчетный счет 40101810300000010008 в "Отделение Брянск", БИК 041501001, КБК 04811201010016000120, назначение платежа: плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "БрянскАгрострой" (г. Брянск, ОГРН 1113256001825, ИНН 3250521869) в доход федерально бюджета 40612 руб. 99 коп. государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-13327/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 марта 2017 г. N Ф10-300/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Росприроднадзор по Брянской области
Ответчик: ООО "БрянскАгрострой"
Третье лицо: ООО "Газпромтрансгаз Москва", ООО Филиал "Газпром трансгаз Москва" Брянское ЛПУМГ