Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф01-6452/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
07 ноября 2016 г. |
Дело N А79-10216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2016.
Полный текст постановления изготовлен 07.11.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Родиной Т.С., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.В.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.03.2016 по делу N А79-10216/2014, принятое судьей Щетинкиным А.В.,
по иску администрация города Чебоксары Чувашской Республики к Российской Федерации и Чувашской Республике о взыскании 946 117 руб. 26 коп.,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация г. Чебоксары, истец) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик), Чувашской Республике (далее - Минфин Чувашии) о взыскании за счет казны убытков в размере 946 117 руб. 26 коп., понесенных в связи с предоставлением на условиях социального найма муниципального жилого помещения Лукияновой К.А.
Исковые требования основаны на статьях 72, 132 Конституции Российской Федерации, статьях 13, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьях 130, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и мотивированы несоблюдением правил возмещения расходов муниципального образования, связанных с реализацией гражданами прав на получение жилых помещений в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.03.2016 в удовлетворении иска Администрации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация г. Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы сводятся к подтверждению материалами дела того, что Лукиянова К.А., 1997 года рождения, состояла в очереди на улучшение жилищных условий с 21.06.2004 в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РСФСР и имела право на первоочередное получение жилья, но не реализовала его до 1 марта 2005 года. Учитывая, что на момент принятия на учет ей было 7 лет, она была поставлена на учет в составе семьи своей матери (Лукияновой А.А.). Продолжая состоять на учете до получения жилого помещения, дополнительно подтвердила малоимущность и была учтена в очереди "малоимущие", получила справки, дающие право на внеочередное обеспечение жилым помещением, на дополнительную жилую площадь, и была дополнительно поставлена в очередь с 16.03.2010 по нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, на момент предоставления ей жилого помещения из муниципального жилищного фонда Лукиянова К.А. состояла в очереди "Инвалиды", "Общая" (формирование которых происходило по нормам Жилищного кодекса Российской Федерации), "Малоимущие", "Внеочередник" (формирование очереди определяется Жилищным кодексом Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в суд не обеспечили. В судебном заседании от 27.06.2016 Администрация доводы жалобы поддержала. Минфин РФ просил оставить судебный акт в силе, в удовлетворении жалобы отказать.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики подлежит отмене в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11.04.2012 по делу N 2-2118/2012 на Администрацию была возложена обязанность предоставить Лукияновой К.А., состоящей с 16.03.2010 в общей и льготной очередях на улучшение жилищных условий в администрации Калининского района города Чебоксары, как инвалиду и лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Во исполнение указанного решения суда Администрация предоставила Лукияновой К.А. по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилое помещение общей площадью 35,4 квадратного метра, расположенное по адресу: город Чебоксары, улица Стартовая, дом 7, квартира 3.
Посчитав, что расходы на предоставление жилого помещения по договору социального найма Лукияновой К.А. подлежат компенсации, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сослался на выводы Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики, содержащиеся в решении от 11.04.2012 по делу N 2-2118/2012 о том, что что Лукиянова К.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, в связи с чем отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит положениям бюджетного законодательства, в частности статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая содержит перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Между тем, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам, что привело к вынесению неправильного судебного акта.
В части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно второму абзацу данной статьи, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Из статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно положениям части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 6 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ. В соответствии с данной статьей полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (пункт 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренной федеральным законодательством, осуществляемых за счет средств из федерального бюджета.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты
населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Из материалов учетного дела по постановке Лукияновой К.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исследованного судом, усматривается, что согласно справкам отдела социальной защиты населения администрации Калининского района г.Чебоксары от 25.01.1999, МСЭ N 3500640 от 15.11.2014 Лукиянова К.А., 1997 года рождения является ребенком-инвалидом (л.д.92-93, т.1).
На основании заявления законного представителя Лукияновой К.А. - матери Лукияновой А.А. от 07.06.2004, семья Лукияновых в составе 4 человек (в том числе ребенка-инвалида - Лукияновой К.А.) с 07.06.2004 принята на учет для улучшения жилищных условий и поставлена в очередь "Общий", "Инв 03" (ИД) за номером 10180/988. Данное обстоятельство подтверждается постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары N 832 от 21.06.2004, списком граждан, принятых на учет, извещением администрации Калининского района г.Чебоксары от 22.06.2004 (д.д.91 т.1, л.д.43-46, т.3).
Продолжая состоять на учете до получения жилого помещения, Лукиянова К.А. дополнительно получила справки, дающие право на внеочередное обеспечение жилым помещением, на дополнительную жилую площадь и была дополнительно поставлена в очередь с 16.03.2010 на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания с которой невозможно совместное проживание в одной квартире. Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары N 336 от 30.03.2010, извещением администрации Калининского района г.Чебоксары от 31.03.2010 (л.д.95-96, т.1).
Именно вывод лишь о наличии у Лукияновой К.А. права на внеочередное обеспечение жилым помещением применительно к пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и содержится в решении Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11.04.2012 по делу N 2-2118/2012. При этом указанный вывод суда общей юрисдикции не свидетельствует о том, что основание (инвалидность), которое предоставило Лукияновой К.А. и ее семье право встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 году, утрачено либо каким-то образом изменилось время постановки ее на учет для получения жилья (2004 год).
При таких обстоятельствах ссылка Арбитражного суда Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11.04.2012 по делу N 2-2118/2012 как на доказательство постановки Лукияновой К.А. на учет в качестве
нуждающейся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 - является ошибочной.
Материалами учетного дела по постановке Лукияновой К.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исследованного судом, бесспорно подтверждается тот факт, что семья Лукияновых, имеющая ребенка-инвалида (Лукиянову К.А.) и нуждающаяся в улучшении жилищных условий, была поставлена на учет в соответствии с жилищным законодательством до 01.01.2005. Следовательно, обеспечение жилыми помещениями данной семьи, имеющей ребенка-инвалида, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Администрацией г. Чебоксары исполнены обязательства, возложенные решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 11.04.2012 по делу N 2-2118/2012 по предоставлению жилого помещения Лукиновой К.А., являющейся инвалидом и состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года. Лукияновой К.А. предоставлено жилое помещение в соответствии с нормами жилищного законодательства.
В связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма Лукияновой К.А., Администрация г. Чебоксары не может распоряжаться или исполнить собственные обязательства за счет данного жилого помещения, оно фактически выбыло из муниципальной собственности, следовательно, расходы на приобретение переданной инвалиду квартиры подлежат компенсации как расходы, связанные с осуществлением администрацией г. Чебоксары отдельных государственных полномочий.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Убытки, понесенные Администрацией в связи с приобретением жилья для муниципальных нужд, подтверждаются: муниципальным контрактом от 09.09.2013 и N Приложением N 1 к нему.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд второй инстанции приходит к выводу, что финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета. Расходные обязательства Российской Федерации по указанной льготе надлежащим образом не исполнены.
Минфин России в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела доказательства направления Чувашской Республике или городу Чебоксары из федерального бюджета средств на компенсацию расходов, понесенных в связи с предоставлением Лукияновой К.А. жилого помещения.
На основании изложенного, исковые требования Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о взыскании 946 117 руб. 26 коп. убытков, понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры общей площадью 35,4 кв.м. в доме N 7 по ул. Стартовая г. Чебоксары, подлежали удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации. Чувашская Республика в рассматриваемом случае является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе: отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт. Основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотрены статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного в мотивировочной части постановления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор между сторонами разрешен неправильно, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Поскольку спор между сторонами разрешен неправильно, то в соответствии со статьей 270 частью 1 пунктом 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Чувашской Республики
подлежит отмене, а апелляционная жалоба Администрации - удовлетворению.
В случае отмены решения арбитражного суда первой инстанции апелляционным судом принимается новый судебный акт (статья 269, пункт 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за
подачу иска и за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика. Минфин России в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1
статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от
уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от
10.03.2016 по делу N А79-10216/2014 отменить, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики в возмещение убытков 946 117 руб. 26 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10216/2014
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф01-6452/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: Министерство финансов Росиийской Федерации, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республики
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6452/16
07.11.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4783/15
10.03.2016 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-10216/14
18.11.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4660/15
21.08.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4783/15
22.05.2015 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-10216/14