г. Красноярск |
|
18 ноября 2016 г. |
Дело N А33-9186/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" ноября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (КГБУЗ "Красноярский краевой центр медицинской профилактики") - Патрушевой Н.В., представителя по доверенности от 12.01.2016 N 9,
от ответчика (Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) - Москвитиной С.А., представителя по доверенности от 01.01.2016 N 42,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" августа 2016 года по делу N А33-9186/2016, принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения Красноярский краевой центр медицинской профилактики" ИНН 2466104520, ОГРН 1022402655780 (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469 (далее - ответчик, фонд) о признании недействительными решений от 23.03.2016 N N 19осс (212-ФЗ), 19 н/с и требования от 07.04.2016 N 6осс.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными вынесенные фондом решение от 23.03.2016 N 19осс(212-ФЗ), от 23.03.2016 N 19н/с; требование от 07.04.2016 N 6осс (212-ФЗ) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Из апелляционной жалобы следует, что согласно условиям договора пожертования, заключенного учреждением и Международным союзом борьбы против туберкулеза и заболеваний легких, за счет пожертования могут осуществляться затраты на персонал, которому поручено вести проект, включая заработную плату. Для исполнения договора пожертования учреждением были заключены гражданско-правовые договоры со своими сотрудниками и с физическими лицами, не являющимися сотрудниками заявителя.
Фонд не согласен с выводом суда о том, что указанными договорами согласованы конкретные действия, которые должны совершить исполнители (физические лица) для учреждения, и считает, что определенные функции, входящие в обязанности исполнителя, идентичны должностным обязанностям сотрудников заявителя.
Ответчик считает заключенные учреждением договоры с исполнителями трудовыми договорами, так как они заключались и перезаключались на длительный срок с одними и теми работниками, предусматривали выполнение работ определенного рода, в них отсутствовали разовые задания и конкретный объем работ, оплата труда не зависела от объема работ и составляла твердую сумму, выплачивалась помесячно с учетом отработанного времени.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Фондом проведена выездная проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по вопросам начисления, уплаты страхователем взносов и расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
В результате выездной проверки фондом установлены факты неисчисления и неуплаты страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование с выплат, осуществленных по договорам гражданско-правового характера, которые ответчиком квалифицированы как трудовые договоры.
Результаты выездной проверки отражены в актах от 24.02.2016 N 14 н/с, от 24.02.2016 N 14осс(212-ФЗ). Обществом представлены возражения на акты проверки.
По итогам рассмотрения материалов проверки фондом приняты решения от 23.03.2016 N 19 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому учреждению предложено уплатить 11 715 рублей 89 копеек страховых взносов, 1900 рублей 28 копеек пени, заявитель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2343 рублей 18 копеек за неуплату страховых взносов; решение N 19осс(212-ФЗ) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 169 880 рублей 47 копеек, пени в размере 23 524 рублей 63 копеек, страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 33 976 рублей 09 копеек.
Учреждению выставлено требование от 07.04.2016 N 6 осс(212-ФЗ) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым предложено в течение 10 дней с момента получения уплатить в бюджет задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам в сумме 243 340 рублей 54 копейки.
Заявитель оспорил указанные решения в судебном порядке, считая необоснованными выводы фонда о том, что правоотношения, сложившиеся с физическими лицами на основании заключенных договоров для реализации проекта "Сибирский вариант" - защиты населения региона от воздействия табачного дыма, являются трудовыми отношениями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых решений фонда недействительными необходимо установить несоответствие этих решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, проверив процедуру принятия ответчиком решений 23.03.2016 N 19осс(212-ФЗ), от 23.03.2016 N 19н/с, предусмотренную статьями 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) не установил её существенных нарушений, так как обществу было обеспечено право на ознакомление с актами проверки, представление возражений и участие в рассмотрении материалов проверки.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (статья 8 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных настоящим Федеральным законом случаях путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Статьей 5 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (в редакции, действующей с 01.01.2011) страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей, а также на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Международным союзом борьбы против туберкулеза и заболеванием легких и краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярский краевой Центр медицинской профилактики" (грантополучателем) заключено соглашение от 01.06.2012, в рамках которого страхователь взял на себя обязательства по реализации проекта "Сибирский вариант" - защита населения региона от воздействия табачного дыма путем принятия указа главы правительства региона о запрете курения на рабочих местах.
Названным соглашением предусмотрены обязательства заявителя по выполнению ряда мероприятий, необходимых для реализации проекта, в том числе, разработать указ губернатора о защите населения края от воздействия табачного дыма на рабочих местах.
В силу названного соглашения Международный союз по борьбе с туберкулезом и болезнями легких взял на себя обязательства по осуществлению финансирования мероприятий в размере 88 908 долларов США в целях обеспечения оплаты работ и услуг, предусмотренных соглашением.
В дальнейшем (в 2013 и 2014 годах) сторонами заключены договоры пожертвований, в соответствии с которыми Международный союз борьбы против туберкулеза и заболеваний легких взял на себя обязательства по финансированию мероприятий по реализации упомянутого выше проекта в размере 122 725 и 128 037 долларов США соответственно.
Пунктами 4.3 договоров пожертвования к затратам на реализацию проекта отнесены следующие расходы:
- расходы на персонал, которому поручено вести проект, включающие фактическую заработную плату, льготы и прочие затраты на вознаграждение персонала, заработные платы и расходы не должны превышать заработных плат и расходов, которые обычно выплачивают получатель пожертвования или его партнеры;
- командировочные расходы на персонал, принимающий участие в проекте, при условии, что они не превышают затраты, которые обычно несут получатель пожертвования или его партнеры;
- расходы на закупку оборудования (нового или бывшего в употреблении) и услуг при условии, что их стоимость соответствует рыночным ценам;
- затраты на расходные материалы и снабжение;
- расходы на субподрядчиков;
- расходы, которые непосредственно вытекают из требований договора пожертвования (распространение сведений, связанная с проектом оценка, аудиторские проверки, устный и письменный перевод, копирование, страховка и т.д.), включая затраты на финансовые услуги (в частности, затраты на банковские переводы.
Учреждением в 2013-2015 годах в рамках реализации договора пожертвования от 01.06.2012, от 01.06.2013, от 01.06.2014 заключены договоры возмездного оказания услуг как с сотрудниками организации, так и с физическими лицами, не являющимися сотрудниками данной организации (список физических лиц с указанием фамилий, имен, отчеств, реквизиты и предметов договор, сумм выплат, произведенных физическим лицам, срок действия договором приведен в актах проверок).
Исходя из статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 Кодекса.
Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым договором понимает соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Соответственно, при работе по трудовому договору правовой регламентации подлежит сам процесс труда и условия его применения. В отличие от этого в гражданском правоотношении процесс труда и условия его применения находятся за пределами обязательственного правоотношения.
При этом наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного основания для безусловного отнесения заключенного договора к гражданско-правовому или трудовому контракту. Определяющие значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договоров.
Договор возмездного оказания услуг содержит некоторые схожие условия с трудовым договором, поскольку предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им иной определенной деятельности (статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации), которая, как правило, не сопровождается созданием овеществленного результата. Кроме того, согласно статье 780 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель по общему правилу обязан оказать услуги лично.
Трудовой договор отличается от гражданско-правовых договоров по следующим признакам: выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность общества; трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность; согласно трудовому договору работник осуществляет выполнение работ определенного рода, а не разовое задание заказчика.
Лицо, оказывающее услуги по гражданско-правовому договору, напротив не подчиняется трудовой дисциплине, не имеет строго определенного режима работы, самостоятельно организовывает свой труд, в том числе и с точки зрения обеспечения соответствующих условий своего труда, сам выбирает методы и способы исполнений поручений, у него нет должностной инструкции, в пределах которой он выполняет свои функции.
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужили выводы фонда о трудовом характере правоотношений, сложившихся между страхователем и физическими лицами, в том числе работниками учреждения в рамках заключенных договоров возмездного оказания услуг. Фонд указал на то, что в представленных в ходе проверки договорах имеются следующие признаки трудовых отношений:
- договоры заключались и перезаключались на длительный срок с одними и теми же работниками;
- в договорах содержится указание на выполнение трудовой функции (выполнение работником работ определенного рода, а не разового задания заказчика);
- в договорах отсутствует указание на конкретные объемы работ (значение для сторон имел сам процесс труда, а не достигнутый результат);
- оплата труда не поставлена в зависимость от объема выполненных работ и составляет твердую сумму, выплачиваемую помесячно с учетом отработанного времени;
- все договоры содержат условие о том, что услуги (работа) по указанным договорам выполняется лично, что является признаком трудовых отношений;
- договоры являются однотипными и шаблонными.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сложившиеся между заявителем и физическими лицами в проверяемый период спорные правоотношения по своей правовой природе являются гражданско-правовыми, исходя из следующего.
Согласно условиям спорных договоров возмездного оказания услуг сторонами в пункте 1.1 договоров согласованы конкретные действия, которые должны совершить исполнители (физические лица) для заказчика (учреждения), а именно:
- по условиям договоров, заключенных с Симоновой О.С. от 09.01.2013 N 03/13-Г от 01.02.2013 N 19/13-Г, от 01.03.2013 N27/13-Г, от 01.05.2013 N 42/13-Г, с Панферовой Н.В. от 01.06.2013 N55/13-Г, от 01.09.2013 N74/13-Г, с Ткаченко Т.Ю. от 01.06.2014 N24/14-Г, с Кононовой Л.И. от 01.06.2014 N21/14-Г, с Терских Е.В. от 09.01.2013 N02/13-Г, от 01.02.2013 N14/13-Г, от 01.03.2013 N28/13-Г, от 01.05.2015 N41/13-Г, от 01.06.2013 N 53/13-Г, от 01.09.2013 N76/13-Г, с Лукьяновой Е.В. от 12.01.2015 N15/15-Г исполнители обязуются оказать услуги координатора или финансового администратора, в том числе формирование отчетно-учетной финансовой документации, осуществление оплаты по контрактам, составление текущих и итоговых отчетов по исполнению бюджета, осуществление взаимодействия с банком и налоговыми службами, производить расчеты и выплаты гонораров, денежного вознаграждения, осуществлять оперативное управление проектом, участвовать в разработке проекта регионального антитабачного закона, вносить корректировки в текущий проект, бюджет и рабочий план, обеспечивать техническое сопровождение проекта, в том числе подписание контрактов, контроль исполнение рабочих планов, графиков формирования, осуществлять взаимодействие с техническими и финансовыми консультантами проекта;
- по условиям договоров, заключенных с Шульминым А.В. от 01.10.2014 N 20/14-Г, с Петровой М.М. от 01.10.2014 N 19/14-Г, с Колковой С.М. от 01.10.2014 N 18/14-Г исполнители обязуются оказать заказчику услуги по разработке методических материалов по экономическим аспектам исполнения антитабачного законодательства и методических материалов на тему "особенности навыков коммуникации с нарушителями антитабачного законодательства для включения в 36-часовой модуль по методам общественного контроля в рамках договора пожертвования";
- по условиям договоров, заключенных с Колковой С.М от 01.10.2013 N 81/13-Г, от 01.03.2014, от 15.12.2014, от 15.12.2014 N 10/15-Г, с Куркатовым С.В. от 16.09.2013 N 66/13-Г, от 15.04.2014 N 08/14, от 15.12.2014 N 55/14-Г, от 01.04.2015 N 23/15-Г, с Шульминым А.В. от 20.10.2014 N 40/14-Г, с Петровой М.М. от 15.12.2014 N 11/15-Г, от 15.12.2014 N 53/14-Г исполнители обязуются оказать заказчику услуги по чтению лекций на образовательных семинарах и проведению тренингов на обучающих циклах "особенности навыков коммуникации с нарушителями антитабачного законодательства", "общественный контроль антитабачного законодательства";
-по условиям договора, заключенного с Шмидт А.А. от 01.09.2019 N 30/14-Г исполнитель обязуется оказать услугу по организация контроля исполнения антитабачного законодательства в предприятиях общественного питания Ленинского района г. Красноярска с привлечением волонтеров и представлению отчета в письменном и электронном виде,
- по условиям договоров, заключенных с Францевой И.С. от 01.10.2014 N 32/14-Г, от 01.11.2014 N 46/14-Г исполнитель обязуется оказать услуги по подготовке материалов для издания полиграфической продукции (баннеры, постеры, буклеты, листовки);
- по условиям договоров, заключенных с Аверченко А.А. от 24.11.2012, с Ваймугиной Е.А. от 24.11.2012. с Гриболевой Е.Е. от 24.11.2012, с Никитиной О.В. от 24.11.2012, от 05.11.2013 исполнители обязуются оказать услуги по отбору первичных и повторных амбулаторных карт больных артериальной гипертонией, выявленных и проходящих динамическое наблюдение в МБУЗ г. Красноярска, которая принимает участие в автоматизированной информационно-аналитической системе Регистра артериальной гипертонии, оказать услуги по поддержанию функционирования Регистра АГ с целью получения данных для анализа и оценки эффективности оказания медицинской помощи больным АГ в КГБУЗ "Красноярский краевой Центр медицинской профилактики" путем ввода данных амбулаторных карт в автоматизированную информационно-аналитическую систему Регистра артериальной гипертонии для обеспечения функционирования Регистра АГ с целью оценки эффективности лечения больных АГ в первичном звене здравоохранения и сопровождения ведения Регистра АГ;
-по условиям договора, заключенного с Червяковым А.Н. исполнитель обязуется оказать услуги по разработке (составлению) презентаций и подбору антитабачных материалов для размещения на Веб-сайте заказчика;
- по условиям договора, заключенного с Шабашовым А.Е. от 09.01.2013 N 10/13-Г исполнитель обязуется оказать услуги по проведению консультаций для руководителей медицинских организаций Красноярского края по планированию и исполнению мероприятий, направленных на снижение распространения табакокурения, в объеме 6-ти академических часов;
-по условиям договоров, заключенных с Маштаковым Б.П. от 10.01.2013 N 33/13-Г, от 01.08.2013 N 63/13-Г, от 01.09.2013 N 72/13-Г, от 01.06.2014 N 26/14-Г, с Кононовой Л.И. от 09.01.2013 N 06/13-Г, от 01.02.2013 N 16/13-Г, от 01.03.2013 N 31/13-Г, от 01.05.2013 N 45/13-Г, от 01.09.2013 N 69/13-Г, от 01.06.2013 N 58/13-Г, с Париловой О.П. от 01.10.2014 N 30/14-Г, с Островской В.Ф. от 09.01.2013 N 04/13-Г, от 01.02.2013 N 18/13-Г, от 01.03.2013 N 29/13-Г, от 01.05.2013 N 43/13-Г, от 01.06.2013 N 57/13-Г, N 75/13-Г, от 01.09.2013, N 75/13-Г от 01.09.2013, от 01.06.2014 N 22Л4-Г исполнители обязуются оказать консультационные услуги в соответствии с мероприятием 1.3 соглашения, оказать услуги консультанта по медицинским вопросам, в том числе участие в круглых столах, рабочих встречах и совещаниях, участие и проведение обучающих семинаров, оказать услуги советника по взаимодействию с органами власти, оказать услуги консультанта по работе с волонтерами, включая привлечение волонтеров, организацию их обучения и работа в качестве общественных контролеров по исполнению антитабачного законодательства на предприятиях и в организациях, осуществление взаимодействия с администрацией Красноярского края, министерствами, входящими в состав правительства Красноярского края, главным управлением здравоохранения г. Красноярска, руководителями организаций и учреждений органов исполнительной власти и законодательной власти,
- по условиям договоров, заключенных с Жильцовым А.В. от 0.02.2013 N 20/13-Г, с Ивановым А.Ю. от 09.01.2013 N 07/13-Г, от 01.02.2013 N 17/13-Г, от 01.07.2013 N 59/13-Г, от 09.01.2013 N 70/13-Г, от 01.03.2013 N 30/13-Г, от 01.05.2013 N 44/13-Г, от 01.09.2013 N 70/13-Г, от 01.06.2014 N 25/14-Г, с Патрушевой Н.В. от 01.11.2014 N 45/14-Г, от 01.12.2014 N 51/14-Г, от 12.01.2015 N 15/15-Г, от 01.04.2015 N 36/15-Г исполнители обязуются оказать юридические услуги в соответствии с договором пожертвования, по исполнения мероприятия 1.3 "Разработка проекта Указа губернатора Красноярского края по реализации государственной политики в области защиты здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма" и доработка после экспертизы, разработка нормативно-правового документа, регулирующего профилактические мероприятия по контролю за табакокурением на рабочих местах, кабинетное исследование существующих отечественной и международной практики в данной области, продвижение проекта нормативно-правового документа, подготовка предложений по совершенствованию применения нормативно-правового документа, подготовка таблицы разногласий для правового управления администрации губернатора Красноярского края согласования распоряжения, подготовить план выступления на заседании рабочей группы при правительстве Красноярского края, сформулировать цель, задачи направления деятельности рабочей группы, проанализировать предложения от участников рабочей группы, подготовить для общественной палаты Российской Федерации таблицу поправок к антитабачному законопроекту, сформулировать задачу по продолжению работы в целях подготовки предложений по реализации государственной политики в области защиты здоровья населения края, разработка проекта регионального Закона о дополнительных мерах по охране здоровья населения края от воздействия табачного дыма, оказать услуги по подготовки текущих юридических документов (договоров, актов выполненных работ);
по условиям договоров, заключенных с Дайн Н.С. от 01.12.2014 N 50/14-Г, от 01.02.2015 N 17/15-Г, от 01.04.2015 N 35/15-Г исполнитель обязуется оказать услуги по организации и техническому обеспечению цикла "Общественный контроль антитабачного законодательства" (подготовка аудитории и средств технического сопровождения, оформление слушателей, выдача учебно-методических пособий, взаимодействие с организациями обеспечивающими питание слушателей цикла), оказать услуги по подготовке материалов к печати, формированию разнарядок и распределение полиграфической продукции в медицинские учреждения и распространение ее среди населения в период массовых мероприятий;
- по условиям договоров заключенных с Кононовой Л.И. от 06.05.2015, с Островской В.Ф. от 06.05.2015 исполнители обязуются подготовить материалы для участия и выступления на семинаре, запланированном Всемирной организацией здравоохранения и Международным Союзом борьбы против туберкулеза и заболеваний легких в июне-июле 2015 года в г. Москве на тему "Обеспечение эффективного исполнения антитабачного законодательства", ревизию результатов проведенных исследований во всех проектах "Сибирский вариант" за период с 2010 года по май 2015 года для подготовки к лекции-презентации, ревизию изданных законодательных и исполнительных актов в области контроля над табаком, изданных в России и в Красноярском крае за период с 2010 года по май 2015 года для подготовки к лекции -презентации;
- по условиям договора, заключенного с Масленниковой З.В. от 01.04.2015 N 21/15-Г исполнитель обязуются оказать услуги по организации выступлений и публикаций специалистов в средствах массовой информации, написание пресс-релизов, мониторинг публикаций на антитабачную тему, организация пресс-конференции приуроченных к Международному Дню без курения;
- по условиям договора, заключенного с Дворниковой Г.Ф. от 01.10.2014 N 38/14-Г исполнитель обязуются оказать услуги по сбору и контролю первичной документации по исполнению мониторинга;
- по условиям договора, заключенного с Колковой С.М. от 5.04.2014 N 07/14-Г исполнитель обязуются оказать услуги по формированию главы 3 "Особенности коммуникативного общения с нарушителями антитабачных законов", брошюры "Гражданский контроль антитабачного законодательства" в рамках мероприятий 2.4 "Образовательные семинары";
- по условиям договоров, заключенных с Никитиной О.В. от 01.06.2013 N 56/13-Г, от 01.09.2013 N 73/13-Г, от 01.06.2014 N 23/14-Г исполнитель обязуются оказать услуги администратора;
- по условиям договоров, заключенных с Малахиевой Л.В. от 09.01.2013 N 05/13-Г, от 01.12.2013 N 15/13-Г, от 01.03.2013 N 32/13-Г, от 01.06.2013 N 54/13-Г, от 01.04.2013 N 46/13-Г, от 01.09.2013 N 71/13 исполнитель обязуются оказать услуги специалиста по связям с общественностью в рамках проекта "Сибирский вариант", в том числе установить связи с молодежными и общественными организациями по антитабачному взаимодействию, провести конференцию "Организация рабочей среды, свободной от курения", обеспечить ее информационное сопровождение, разработать и провести антитабачную акцию, приуроченную к конференции на тему "Молодежь против табачной индустрии" написать и распространить пресс-релизы, организовать публикации на телевидении, радио, в печатной прессе, организовать и обеспечить информационное и рекламное сопровождение антитабачной акции, организовать выступления специалистов, задействованных в проекте с комментариями федерального закона в средствах массовой информации, осуществлять связь с некоммерческими организациями, добровольцами волонтерами;
- по условиям договора, заключенного с Париловой О.П. от 05.05.2015 N 43/15-Г исполнитель обязуется оказать услуги по организации мониторинга предприятий общественного питания (54 учреждения) по заданию руководителя российского представительства Международного Союза по борьбе с туберкулезом и заболеваниями легких силами волонтеров.
Спорные договоры были заключены с физическими лицами в рамках реализация проекта, финансирование которого осуществлялось Международным Союзом борьбы против туберкулеза и болезнями легких на основании соглашения от 01.06.2012 и договоров пожертвований, заключенных в 2013 и 2014 годах, что свидетельствует о временном характере работ, являющихся предметом договоренностей страхователя и физических лиц, поименованных в оспариваемых решениях фонда, что обусловлено сроками действия проекта по защите населения региона от воздействия табачного дыма.
Мероприятия по реализации указанного проекта соответствуют общим целям деятельности страхователя, но при этом выходят за пределы предмета деятельности заявителя, так как реализация проекта направлена на решение социальной проблемы в Красноярском крае в целом, а не на осуществление уставной деятельности, финансируемой из бюджета на основании утвержденных смет, поэтому реализация проекта не могла осуществляться с использованием труда действующих сотрудников учреждения или путем введения в штатное расписание новых должностей специалистов.
Условиями договоров четко определены перечень или вид услуг, подлежащих оказанию исполнителями, срок их выполнения. Акты выполненных работ, подписанные сторонами, отражают конкретный вид услуг, оказанных каждым из привлеченных лиц. Договоры заключались на определенные сроки, что характерно для гражданско-правовых отношений, в договорах указаны начальный и конечный сроки их действия, при этом условиями договоров не предусматривалось установление определенного графика оказания услуг, продолжительность работы в течение одного дня, а также подчинение физических лиц правилам внутреннего трудового распорядка организации. Из актов, которыми оформлено оказание услуг по договорам, также не усматривается, что услуги оказывались ежедневно с определенной продолжительностью трудового дня. Напротив, в рамках договоров оформлялся либо единый акт в подтверждение исполнения обязательств по договору в полном объеме, либо акт за один месяц. В обоих случаях в актах указывался общий объем оказанных за отчетный период работ.
Стороны в гражданско-правовых отношениях свободны в выборе контрагентов и вправе продлять срок действия договора или заключать договор на новый срок с тем же лицом. Заинтересованность в непрерывном процессе труда физических лиц никак не влияет на правовую природу договора, а зависит от вида оказываемых услуг.
Согласно спорным договорам стоимость услуг исполнителей определена в размере, не предусматривающем тарифные ставки и должностные оклады, районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, то есть размер вознаграждения каждому физическому лицу определен не по правилам исчисления оплаты труда.
Источником выплаты вознаграждений по договорам возмездного оказания услуг являлись средства, перечисленные Международным союзом по борьбе с туберкулезом и болезнями легких, а не средства, выделяемые на содержание бюджетного учреждения из соответствующего бюджета согласно смете.
В трудовых правоотношениях работник сохраняет право на получение платы за выполнение предусмотренной трудовым договором функции независимо от достигнутого результата, тогда как в соответствии со спорными договорами учреждение выплачивало исполнителям вознаграждение не в фиксированной сумме независимо от объема выполненных работ (услуг), а лишь за оказанный объем услуг, что подтверждается подписанными обществом и физическими лицами актами о приемке работ, оказанных услуг.
Из сравнительного анализа должностных обязанностей работников по основной должности и функциональных обязанностей в рамках договоров об оказании услуг следует, что в рамках исполнения договоров исполнители выполняли конкретные работы, которые не свойственны для их обычной внутриорганизационной деятельности у страхователя.
На основании изложенного правильным является вывод суда первой инстанции о том, что у фонда отсутствовали основания для квалификации спорных гражданско-правовых договоров в качестве трудовых договоров и доначисления соответствующих сумм страховых взносов, начисления пеней, привлечение заявителя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное социальное страхование.
Доводы, изложенные фондом в апелляционной жалобе, были проверены и обоснованно отклонены судом первой инстанции с учетом имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Незаконность оспариваемых решений свидетельствует о незаконности выставленного фондом требования от 07.04.2016 N 6осс (212-ФЗ) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, подлежащих взысканию в соответствии с этими решениями.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные требования и в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал недействительными оспариваемые акты фонда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения и удовлетворения отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" августа 2016 года по делу N А33-9186/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9186/2016
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ"
Ответчик: ГУ - КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-73/17
18.11.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6476/16
26.08.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-9186/16
19.05.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-9186/16