Требование: о признании недействительным договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А14-6197/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "УЛЬЯНОВСКОЕ": Богомоловой М.Д., представителя по доверенности от 03.10.2016 (выдана сроком на один год);
от Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области: Сукмановой Л.И., представителя по доверенности N 43-12/202 от 03.02.2016 (выдана сроком на один год),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.09.2016 по делу N А14-6197/2016 (судья Попова Л.В.) по заявлению закрытого акционерного общества "УЛЬЯНОВСКОЕ" (ОГРН 1043659514040 ИНН 3604015140) к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области (ОГРН 1123668030232 ИНН 3664120043) о признании недействительным отказа в заключении с ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ" охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме от 10.03.2016 N 43-11/949; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ" путем заключения охотхозяйственного соглашения;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "УЛЬЯНОВСКОЕ" (далее - ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Департамент) о признании недействительным отказа в заключении с ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ" охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме от 10.03.2016 N 43-11/949; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ" путем заключения охотхозяйственного соглашения (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.09.2016, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены. Отказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в заключении с закрытым акционерным обществом "УЛЬЯНОВСКОЕ" охотхозяйственного соглашения, выраженный в письме от 10.03.2016 N 43-11/949, признан недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что суд области неверно истолковал часть 4 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", посчитав, что указанный в данной статье срок не является пресекательным.
Полагает, что суд применил не подлежащий применению приказ Минприроды России от 29.12.2015 N 569 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений" в то время как для заключения спорного охотхозяйственного соглашения проведение аукциона не требуется; также суд не применил положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" в части заключения охотхозяйственного соглашения после 25.06.2015.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель данного лица просил обжалуемый судебный акт отменить, а жалобу удовлетворить.
ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ" в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, настаивает на несостоятельности доводов жалобы. Указывает, что письмо N 2 от 10.02.2016, с которым Общество обратилось в Департамент по вопросу заключения охотхозяйственного соглашения, является повторным, а не вновь поступившим. Полагает, что довод Департамента о том, что письмо от 26.02.2015 N 43-11/683 является отказом административного органа в заключении охотхозяйственного соглашения, ошибочен, поскольку в данном письме Департамент предложил изменить описание границ предоставленной Обществу территории, то есть фактически сам продлил срок рассмотрения обращения.
Считает решение суда области законным и обоснованным.
Представитель Общества в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Ульяновское" имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серии ХХ N 4393, сроком действия с 15.11.2005 по 06.11.2020.
Между Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области и ЗАО "Ульяновское" был заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории, необходимой для пользования объектами животного мира от 16.11.2005, сроком действия до 16.11.2020.
К данному договору о предоставлении в долгосрочное пользование территории 08.02.2016 было заключено дополнительное соглашение, согласно которому стороной договора будет выступать Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области ввиду реорганизации Управления по экологии и природопользованию Воронежской области, Инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Воронежской области путем их слияния с Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области.
ЗАО "Ульяновское" 14.11.2014, ссылаясь на ст. 71 Закона РФ от 04.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратилось в Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области с заявлением (письмо N 23) о заключении охотхозяйственного соглашения сроком на сорок девять лет в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре от 16.11.2005 о предоставлении в долгосрочное пользование территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира.
Письмом от 26.02.2015 N 43-4/683 Департамент в ответ на обращение от 14.11.2014 N 23 сообщил ЗАО "Ульяновское", что при подготовке в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.08.2010 N 306 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий" пункта 2.1.2. "Границы охотничьего угодья" проекта охотхозяйственного соглашения было установлено, что в договоре о предоставлении в долгосрочное пользование территории, необходимой для пользования объектами животного мира, от 16.11.2005 и в Постановлении администрации Воронежской области от 07.11.2005 N 1064 некорректно описаны границы предоставленной ЗАО "Ульяновское" территории.
Обществу было предложено решить вопрос об уточнении границы данного участка охотугодий (межевании территории) с Воронежской региональной общественной организацией охотников рыболовов, имеющей пограничные с ЗАО "Ульяновское" охотугодья, и предоставить в Департамент согласованное описание границ охотугодий для проведения дальнейшей работы по подготовке охотхозяйственного соглашения.
Таким образом, из текста письма Департамента от 26.02.2015 N 43-4/683 усматривается, что Департамент начал подготовку проекта охотхозяйственного соглашения.
В письме от 20.10.2015 N 32 ЗАО "Ульяновское" сообщило Департаменту, что во исполнение его письма от 26.02.2015 N 43-4/683 Общество обратилось в Воронежскую региональную общественную организацию охотников рыболовов по поводу уточнения границ охотугодий (межевания территории) и согласование границ охотугодий было подписано 03.06.2015, однако не было принято Департаментом в связи с несоблюдением установленной формы, в результате чего необходимо повторное согласование. Кроме того, ЗАО "Ульяновское" просило решить вопрос по описанию границ в административном порядке.
20.11.2015 состоялось рабочее совещание Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области с охотпользователями Воронежской области, на котором были согласованы описания границ территории, предоставленной ЗАО "Ульяновское" в долгосрочное пользование для пользования объектами животного мира в Борисоглебском районе Воронежской области.
В связи с согласованием описания границ Постановлением Правительства Воронежской области от 22.01.2016 N 20 внесены изменения в Постановление Администрации Воронежской области от 07.11.2015 N 1064 "О предоставлении территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром ЗАО "Ульяновское" в части описания границ территории, предоставляемой ЗАО "Ульяновское" для осуществления пользования объектами животного мира.
ЗАО "Ульяновское" обратилось в Департамент с письмом от 10.02.2016 N 2, в котором указало, что некорректное описание границ охотничьего хозяйства ЗАО "Ульяновское" устранено, границы территории охотничьего хозяйства и смежные границы согласованы, в связи с чем, препятствий для ведения дальнейшей работы по подготовке охотхозяйственного соглашения не имеется.
Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области в ответ на письмо от 10.02.2016 N 2 направил в адрес ЗАО "Ульяновское" письмо за N 43-11/949 от 10.03.2016, в котором сообщил, что обращение общества по вопросу заключения охотхозяйственного соглашения рассмотрено с указанием: "в настоящее время и до исполнения федеральным законодателем постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Департамент не может заключить с Вами охотхозяйственное соглашение".
Полагая, что Департамент незаконно отказал Обществу в заключении охотхозяйственного соглашения, заявитель обратился в Арбитражный суд Воронежской области за защитой нарушенных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого отказа.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводом суда, считает его правомерным и обоснованным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте, Закон N 209-ФЗ) следует, что добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты.
В соответствии с пунктом 15 названной нормы охотничьи угодья определяются как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Согласно статье 7 Закона об охоте такие территории подразделяются на закрепленные (используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты.
В силу статьи 27 Закона об охоте в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (часть 1).
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения (часть 3).
Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения определен в статье 28 Закона N 209-ФЗ.
Таким образом, по общему правилу, охотхозяйственные соглашения могут быть заключены только по результатам публичного аукциона, обеспечивающего возможность побороться за право заключения охотхозяйственного соглашения неопределенному кругу заинтересованных лиц.
В то же время законодательство гарантировало лицам, имеющим долгосрочные лицензии на момент вступления закона в силу (01.04.2010), право не переоформлять документально сложившиеся правоотношения или переоформить их в льготном порядке, то есть без аукциона.
Согласно части 3 статьи 71 Закона об охоте юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона об охоте, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 71 указанного закона.
На основании части 4 статьи 71 Закона об охоте органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 этой же статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что на момент обращения ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ" (14.11.2014) в Департамент с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения срок действия выданной Обществу лицензии серии ХХ N 4393 не закончился, следовательно, ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ" в силу вышеприведенных норм не утратило право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
С учетом изложенного, в соответствии с обращением ЗАО "Ульяновское" от 14.11.2014 Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области обязан был заключить с Обществом охотхозяйственное соглашение не позднее 14.02.2015.
Судом области верно отмечено, что обязанность Департамента заключить охотхозяйственные соглашения с охотничьей организацией в отношении закрепленных за Обществом охотничьих угодий, указанных в договорах, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений подтверждена письмом Росприроднадзора от 29.07.2013 N СМ-08-04-27/10646 "О соблюдении требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов".
Из материалов дела усматривается, что для проведения работы по подготовке охотхозяйственного соглашения Департамент указал ЗАО "Ульяновское" на необходимость представления в Департамент согласованного с Воронежской региональной общественной организацией охотников рыболовов, имеющей пограничные с заявителем охотугодья, уточнения границ охотугодий (межевания территории), что и было выполнено ЗАО "Ульяновское".
Между тем, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области обязанность по заключению с Обществом охотхозяйственного соглашения не выполнил, отказав в заключении охотхозяйственного соглашения со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П.
При разрешении настоящего спора суд апелляционной инстанции принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации указал на неопределенность нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте и, как следствие, возможность ее неоднозначного толкования и произвольного применения содержащихся в ней положений. В связи с этим данная правовая норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, а законодателю предписано принять меры по устранению неопределенности ее нормативного содержания.
Согласно пункту 5.3 Постановления КС РФ от 25.06.2015 N 17-П впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (на срок от 20 до 49 лет).
Принимая во внимание обращение ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ" в Департамент с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения 14.11.2014, т.е. до вступления в силу указанного Постановления КС РФ (25.06.2015), наличие у Общества права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, а также обязанность Департамента заключить охотхозяйственное соглашение, суд области верно посчитал, что основания для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, указанные Департаментом в письме от 10.03.2016 N 43-11/949, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, признав оспариваемый отказ в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженный в письме от 10.03.2016 N 43-11/949, недействительным.
Довод Департамента о том, что его письмо от 26.02.2015 N 43-4/683 в ответ на обращение общества является отказом в заключении охотхозяйственного соглашения, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание ввиду того, что из текста данного письма не следует, что Департамент отказал ЗАО "УЛЬЯНОВСКОЕ" в заключении охотхозяйственного соглашения.
Ссылка жалобы на то, что суд области не применил положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П отклоняется апелляционной коллегией, поскольку опровергается материалами дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом ввиду вышеизложенного, они не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Убедительных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.09.2016 по делу N А14-6197/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-6197/2016
Истец: ЗАО "Ульяновское"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии ВО