Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2017 г. N Ф07-339/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А26-4433/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Новожиловой Е.Г.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен,
от ответчика (должника): Ердяковой М.А. по доверенности от 19.04.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26610/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Кондопожское центральное лесничество" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.09.2016 по делу N А26-4433/2016(судья Дружинина С.И.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Кондопожское центральное лесничество"
к ООО "Приоритет"
о взыскании
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828; ИНН: 1001016090; место нахождения: 185035, г.Петрозаводск, ул.Андропова, д. 2/24; далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет" (ОГРН: 1137746551678, ИНН: 7719849163; место нахождения: 105037, г.Москва, проезд Заводской, д.15, пом.1, комн. 2; далее - ответчик) о взыскании 248 864 руб. 52 коп. в том числе: 17 882 руб. - задолженности по арендной плате по сроку платежа на 15.04.2016 по договору N 127-з от 07.12.2007 и пени в сумме 641 руб. 81 коп., а также 222 936 руб. - задолженности по арендной плате по сроку платежа на 15.04.2016 по договору N 99-з от 07.12.2007 и пени в сумме 7 404 руб. 71 коп.
Решением суда от 13.09.2016 в иске отказано.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
ООО "Приоритет" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник истца, арендодатель) и Закрытым акционерным обществом "Приоритет" (правопредшественник ответчика, арендатор) заключены договоры N 127-з и N 99-з от 07.12.2007, предметом которых являлась аренда лесных участков площадью 7 654 га и 50 085 га, соответственно, расположенных в границах территорий, отраженных в Приложениях N N 1 и 2 к этим договорам.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделах 2 договоров. В соответствии с пунктами 2.1 договоров размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размеров участков, годового размера лесопользования на арендуемых лесных участках, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающих конкурсных коэффициентов в размере 1,35 (по договору N 127-з) и 1,4 (по договору N 99-з) (повышающие конкурсные коэффициенты установлены конкурсной комиссией).
Согласно пунктам 2.4 договоров размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании пунктов 3.4.10 Общество обязалось с 2008 года полностью осваивать установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчётную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктами 4.3 в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
Из приложений к договорам N 4 на 2016 год, которые не подписаны со стороны арендатора, следует, что годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет, установлен в сумме 840 402 руб. (по договору N127-з) и в сумме 3 240 558 руб. (по договору N99-з).
Арендная плата рассчитана Министерством исходя из годового объема разрешенного использования лесов (ежегодного допустимого объема изъятия древесины) в соответствии с пунктами 1.4 договоров, Приложениями N 3 к договорам и Проектами освоения лесов - в размере 9 100 кбм. (по договору N 127-з) и в размере 36 000 кбм. (по договору N 99-з), а также с применением средних ставок, выведенных по результатам уточненного расчёта арендной платы за 2015 год и повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктами 2.1 договоров.
Вместе с тем, согласно Приложениям N 4 на 2016 год годовая арендная плата на конец года подлежит уточнению:
1) на основании объёмов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310);
2) в случае подачи лесных деклараций в течение года на объём, меньший установленного договором ежегодного объёма использования лесов, арендная плата на незаявленный в установленном порядке объём использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из средних ставок на 1 куб. м по хозяйствам за 2016 год.
Окончательный расчёт производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Министерство просит взыскать с Общества задолженность по арендной плате по договорам N 127-з и N 99-з по сроку на 15.04.2016.
Как установлено судом, предъявленная Министерством ко взысканию задолженность представляет собой часть арендной платы за фактически не освоенный ответчиком объем древесины и рассчитанную истцом по средним ставкам платы исходя из пропорционального спорному периоду объема лесозаготовки, установленного пунктом 2.2 договора, Приложением N 3 к договору и Проектом освоения лесов, а также с применением в расчете повышающего конкурсного коэффициента.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса). В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
В абзаце 3 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Заключенные сторонами аренды заключены в результате переоформления договоров аренды от 15.11.2006 и от 21.11.2006, заключенных по результатам торгов (протокол о результатах лесного конкурса от 08.11.2006 N 139, которым утверждены повышающие коэффициенты в размере 1, 35, применительно к договору N 127-з, и в размере 1,4, применительно к договору N 99-з), что соответствовало действующему в период заключения первоначальных договоров от 15.11.2006 и от 21.11.2006 законодательству.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"), в данном случае приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310, пунктом 11 Порядка.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса (в редакции на 01.07.2007 года), приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997 года, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Следовательно, при переоформлении договоров от 15.11.2006 и от 21.11.2006 в связи с вступлением в силу Лесного кодекса условие о повышающем коэффициенте правомерно воспроизведено в договорах аренды N 127-з и N 99-з от 07.12.2007, поскольку оно определено на торгах в результате предложения, сделанного правопредшественником ответчика в рассматриваемых правоотношениях.
Спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам торгов, а пункты 2.1 договоров N 127-з и N 99-з от 07.12.2007, в которыми приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса, пунктам 3-10 Порядка.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 года N 307-ЭС15-19171.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер арендной платы должен определяться с учетом установленного повышающего коэффициента.
При этом судом обоснованно отклонены доводы Министерства о том, что арендная плата должна исчисляться в том числе за фактически неосвоенный объем древесины суд считает необоснованными.
Норма, содержащаяся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 Лесного кодекса и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку напрямую противоречит названной норме Лесного кодекса.
Как следует из материалов дела, договоры аренды N 127-з и N 99-з содержат обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки; способом его обеспечения является договорная неустойка в размере 100 МРОТ. При этом пунктом 10 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 арендатор вправе осуществить заготовку недоосвоенного объема древесины в три последующих года.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно обоснованно отказал в удовлетворении иска о взыскании задолженности по арендной плате, рассчитанной Министерством за неосвоенный объём древесины по средним ставкам.
Поскольку неустойка, рассчитанная исходя из размера арендной платы в соответствии с условиями договора за освоенный объем древесины, была оплачена Обществом, в удовлетворении иска в части взыскания неустойки также правомерно отказано.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.09.2016 по делу N А26-4433/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4433/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2018 г. N Ф07-4103/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Кондопожское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Приоритет"
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4103/18
21.02.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-433/18
21.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-339/17
22.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26610/16