г. Владимир |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А79-1724/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2016.
Полный текст постановления изготовлен 16.11.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Долговой Ж.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.08.2016 по делу N А79-1724/2016,
по иску открытого акционерного общества "Чебоксарский агрегатный завод", г. Чебоксары (ОГРН 1022100968010 ИНН 2126001687), к акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания", г. Чебоксары (ОГРН 1052128000033 ИНН 2128700232), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", г. Саратов Саратовской область, о признании повторного уведомления от 11.02.2016 N 06/01-459 о планируемом введении ограниченного режима потребления не подлежащим исполнению,
по встречному иску акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания", г. Чебоксары (ОГРН 1052128000033 ИНН 2128700232), к открытому акционерному обществу "Чебоксарский агрегатный завод", г. Чебоксары (ОГРН 1022100968010 ИНН 2126001687), об обязании в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу провести все действия, направленные на возможность проведения мероприятий по введению режима полного ограничения потребления электроэнергии персоналом Филиала ПАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго" (г. Чебоксары), заключающихся в проведении технических мероприятий (работ) на опорах N 9, N 13 и N 14, принадлежащих ПАО "МРСК Волги" и входящих в электросетевой комплекс: ВЛ - НО кВ ТЭЦ-2 Агрегатный завод - 4,03 км, а именно: Подготовить схемы к снятию шлейфов на ВЛ ПО кВ "Чебоксарская ТЭЦ2-ГПП-2 ХБК I" (Агрегатная-1) в сторону ОАО "ЧАЗ", отключить линейный разъединитель ЛР-1 РЛНД-110 на ГПП-1 ОАО "ЧАЗ", отключить линейный разъединитель ЛР-1 РНДЗ-2-110 на ГПП-2 ОАО "ЧАЗ", включить заземляющие ножи ЗН-110 ЛР-1 РЛНД-110 в сторону ВЛ на ГПП-1 ОАО "ЧАЗ", включить заземляющие ножи ЗН-110 ЛР-1 РНДЗ-2-110 в сторону ВЛ на ГПП-2 ОАО "ЧАЗ", проверить включенное положение заземляющих ножей ЗН-110 ЛР-1 в сторону Т-1 на ГПП-3 ОАО "ЧАЗ".
Подготовить схемы к снятию шлейфов на ВЛ ПО кВ "Чебоксарская ТЭЦ2-ГПП-2 ХБК II" (Агрегатная-2) в сторону ОАО "ЧАЗ", отключить линейный разъединитель ЛР-2 РЛНД-110 на ГПП-1 ОАО "ЧАЗ", отключить линейный разъединитель ЛР-2 РНДЗ-2-110 на ГПП-2 ОАО "ЧАЗ", включить заземляющие ножи ЗН ЛР-2 РЛНД-110 в сторону ВЛ на ГПП-1 ОАО "ЧАЗ", включить заземляющие ножи ЗН ЛР-2 РНДЗ-2-110 в сторону ВЛ на ГПП-2 ОАО "ЧАЗ", проверить включенное положение заземляющих ножей ЗН-110 ЛР-2 в сторону Т-2 на ГПП-3 ОАО "ЧАЗ".
Об обязании ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" исполнить п.3.1.27 договора энергоснабжения N 01-01/76-642 от 24.09.2014 в виде обеспечения по письменному требованию АО "Чувашская энергосбытовая компания" доступа уполномоченных лиц сетевой организации к принадлежащим "Чебоксарский агрегатный завод" электроустановкам и приборам учета электрической энергии (мощности) и сопровождение квалифицированным электротехническим персоналом, в том числе, для контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления. Об обязании ОАО "Чебоксарский агрегатный завод"" исполнить п.3.1.31 договора энергоснабжения N 01-01/76-642 от 24.09.2014 в виде немедленного выполнения по письменному требованию филиала ПАО "МРСК Волги"-"Чувашэнерго" диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления и соответствующих требований филиала ПАО "МРСК Волги"-"Чувашэнерго",
при участии в заседании суда:
от АО "Чувашская энергосбытовая компания" - Лукина Т.А. по доверенности N 08/21-02 от 21.09.2016 (сроком действия до 31.12.2016),
установил:
открытое акционерное общество "Чебоксарский агрегатный завод" (далее - ОАО "ЧАЗ") обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - АО "ЧЭСК") о признании не подлежащим исполнению повторного уведомления от 11.02.2016 N 06/01-459 о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии.
Исковые требования мотивированны нарушением порядка введения режима ограничения потребления электроэнергии, неполучением первоначального уведомления от 13.01.2016 N 06/01-23, нарушением последовательности действий гарантирующего поставщика, установленной в пункте 17 Правил N 422, которая нарушает права и интересы истца, который также является предприятием повышенной опасности, относится к категории потребителей, отключение которых может привести к неблагоприятным экономическим, экологическим либо социальным последствиям, повлиять на жизнь и здоровье людей, а в случае аварийной ситуации привести к невозможности ее предотвращения. Кроме того, на территории предприятия общей площадью 77,3 Га расположено 77 объектов, часть из которых арендуется третьими лицами, интересы которых также будут затронуты в случае введения режима полного отключения электрической энергии.
К производству арбитражным судом принято встречное исковое заявление АО "ЧЭСК" о признании повторного уведомления от 11.02.2016 N 06/01-459 к уведомлению N 06/01-23 от 13.01.2016 подлежащим исполнению. При невыполнении ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" требований о погашении задолженности, содержащихся в Уведомлении от 11.02.2016 N06/01-459 к Уведомлению N 06/01- 23 от 13.01.2016, обязать ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" по истечении 2 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу исполнить п.3.1.31 договора энергоснабжения N 01-01/76-642 от 24.09.2014 в виде выполнения диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления и соответствующих требований филиала ПАО "МРСК Волги"-"Чувашэнерго", направленных на введение ограничения режима энергопотребления до уровня аварийной брони согласно Акту согласования аварийной и (или) технологической брони от 16.02.2016: согласовать заявку на вывод в ремонт ВЛ 110 кВ "Чебоксарская ТЭЦ2 - ГПП-2 ХБК I" (Агрегатная-1) (за сутки до времени введения ограничения); выполнить перевод питания электроприемников аварийной брони на ВЛ 110 кВ "Чебоксарская ТЭЦ2- ГПП-2 ХБК И" (Агрегатная-2); произвести отключение электроприемников, не относящихся к электроприемникам аварийной брони, получающих питание на ВЛ 110 кВ "Чебоксарская ТЭЦ2- ГПП-2 ХБК II" (Агрегатная-2). 3. При невыполнении ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" требования о погашении задолженности, содержащиеся в Уведомление от 11.02.2016 N06/01-459 к Уведомлению N 06/01- 23 от 13.01.2016 по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии и обязать ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" исполнить п.3.1.31 договора энергоснабжения N 01-01/76-642 от 24.09.2014 в виде немедленного выполнения - по письменному требованию филиала ПАО "МРСК Волги"-"Чувашэнерго" - диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления и соответствующих требований филиала ПАО "МРСК Волги"-"Чувашэнерго" по введению полного ограничения режима потребления в соответствии с п. 10 Правил ограничения: согласовать заявки на поочередный вывод в ремонт ВЛ-110 кВ "Агрегатная -1" и ВЛ-110 кВ "Агрегатная -2" (за сутки до времени введения ограничения); По требованию диспетчера Северного производственного отделения подготовить схему к снятию шлейфов на ВЛ 110 кВ "Чебоксарская ТЭЦ2- ГПП-2 ХБК I" (Агрегатная-1) в сторону ОАО "ЧАЗ.; отключить линейный разъединитель ЛР-1 РЛНД-110 на ГПП-1 ОАО "ЧАЗ"; отключить линейный разъединитель ЛР-1 РНДЗ-2-110 на ГПП-2 ОАО "ЧАЗ"; включить заземляющие ножи ЗН-110 ЛР-1 РЛНД-110 в сторону ВЛ на ГПП-1 ОАО "ЧАЗ". Включить заземляющие ножи ЗН-110 ЛР-1РНДЗ-2-110 в сторону ВЛ на ГПП-2 ОАО "ЧАЗ". Проверить включенное положение заземляющих ножей ЗН-110 ЛР-1 в сторону Т-1 на ГПП-З ОАО "ЧАЗ". По требованию диспетчера Северного производственного отделения подготовить схему к снятию шлейфов на ВЛ 110 кВ "Чебоксарская ТЭЦ2- ГПП-2 ХБК II" (Агрегатная-2) в сторону ОАО "ЧАЗ". Отключить линейный разъединитель ЛР-2 РЛНД-110 на ГПП-1 ОАО "ЧАЗ". Отключить линейный разъединитель ЛР-2 РНДЗ-2-110 на ГПП-2 ОАО "ЧАЗ" Включить заземляющие ножи ЗН ЛР-2 РЛНД-110 в сторону ВЛ на ГПП-1 ОАО "ЧАЗ". Включить заземляющие ножи ЗН ЛР-2 РНДЗ-2-110 в сторону ВЛ на ГПП-2 ОАО "ЧАЗ". Проверить включенное положение заземляющих ножей ЗН-110 ЛР-2 в сторону Т-2 на ГПП-З ОАО "ЧАЗ". Обязать ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" исполнить п.3.1.27 договора энергоснабжения N 01-01/76-642 от 24.09.2014 в виде обеспечения - по письменному требованию АО "Чувашская энергосбытовая компания"- доступа уполномоченных лиц сетевой организации к принадлежащим "Чебоксарский агрегатный завод" электроустановкам и приборам учета электрической энергии (мощности) и сопровождение квалифицированным электротехническим персоналом, в том числе для контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления в рамках исполнения Повторного уведомления от 11.02.2016 N06/01-459 к Уведомлению N 06/01-23 от 13.01.2016 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Встречные требования мотивированны наличием оснований для введения полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении АО "ЧАЗ" в связи с неоплатой имеющейся задолженности за потребленную электроэнергию, необоснованным не исполнением АО "ЧАЗ" предусмотренных договором электроснабжения N 01-01/76-642 от 24.09.2014, Правилами N 422 действий по самостоятельному ограничению потреблению электрической энергии на основании уведомления от 11.02.2016 N06/01-459.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги".
Решением от 18.08.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования удовлетворил. Признал не подлежащим исполнению уведомление акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" от 11.02.2016 N 06/01-459 о планируемом введении ограничении режима потребления. В удовлетворении встречного иска отказал.
ОАО "ЧАЗ", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы полагает, что надлежащим образом исполнил обязанность по уведомлению потребителя о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии.
Заявитель не согласен с выводом суда о невозможности перехода к стадии ограничения энергии до уровня аварийной брони без осуществления ограничения энергии до уровня технологической брони.
По мнению заявителя, вывод суда о возможности применения к уведомлению N 06/01-23 от 13.01.2016, повторному уведомлению от 11.02.2016 N 06/01-459 положений акта аварийной и технологической брони от 16.02.2016 противоречит пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы в заседании суда поддержала доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.09.2014 ОАО "ЧАЗ" и ОАО "ЧЭСК" (энергосбытовая компания) заключен договор энергоснабжения N 01-01/76-642, по условиям которого ОАО "ЧЭСК" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В пункте 6.1 договора электроснабжения от 24.09.2014 N 01-01/76-642 стороны предусмотрели право ответчика на введение ограничения в отношении истца режима потребления электрической энергии и мощности. В частности, подпункт "б" пункта 6.1 договора предусматривает, что ограничение режима потребления вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителем, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными настоящим договором сроками платежа.
Повторным уведомлением от 11.02.2016 N 06/01-459 АО "ЧЭСК" предложило погасить задолженность за потребленную электрическую энергию (мощность) в размере 215 826 353,46 руб. 51 коп., указанную в первоначальном уведомлении от 13.01.2016 N 06/01-23 в срок до 02 марта 2016 года, в случае не погашения сообщено о введении в отношении точек поставки ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" частичного ограничения режима потребления электрической энергии до аварийной брони - 10260 кВт с 11 ч. 00 мин. 02 марта 2016 года.
В случае непогашения по истечении 5 дней с даты введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления от 13.01.2016 N 06/01-23 в 11 час. 00 мин. 10 марта 2016 года, будет введено полное ограничение режима потребления электрической энергии.
Наличие задолженности и ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии и, как следствие, наличие у АО "ЧЭСК" оснований для введения ограничения режима потребления энергии ОАО "ЧАЗ" по существу не оспаривается.
ОАО "ЧАЗ", полагая, что АО "ЧЭСК" нарушен порядок введения ограничения режима потребления, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании не подлежащим исполнению повторного уведомления АО "ЧЭСК" от 11.02.2016 N 06/01-459 о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 539, пункта 1 статьи 544 и пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан оплатить энергоснабжающей организации фактически принятое количество энергии, поданной на энергопринимающее устройство абонента, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Порядок ограничения режима потребления электрической энергии определен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
Согласно пункту 2 названных Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке в размере, установленном в договоре.
В силу подпункта а) пункта 4 Правил ограничения N 442 при наступлении указанных обстоятельств ограничение вводится по инициативе гарантирующего поставщика, перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.
В силу положений пункта 15 Правил N 422 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:
размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;
даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:
введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;
введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 442 при наличии у потребителей, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:
а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;
даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.
В указанный в уведомлении срок потребитель обязан выполнить требование о погашении задолженности, а при его невыполнении - принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;
б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;
г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения.
Инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) в течение 3 рабочих дней с даты получения указанного в настоящем подпункте извещения повторно уведомляет о планируемой дате введения частичного ограничения режима потребления потребителя, исполнителя, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Исполнитель (субисполнитель) в указанный в повторном уведомлении срок производит действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии потребителя (с обязательным незамедлительным уведомлением об этом указанных органов государственной власти в случае отсутствия их представителей), если до указанного в повторном уведомлении срока потребитель не выполнил требования, содержащиеся в первоначальном уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления;
д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте "г" настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения.
Судом установлено, что 16.02.2016 между ОАО "ЧАЗ" и ПАО "МРСК Волги" - Чувашэнеро" подписан акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности) с величинами аварийной и технологической брони (т. 1 л.д. 19-25).
В соответствии с пунктом 36 Правил N 442 документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)) (далее Правила N 861), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя.
В соответствии с пунктом 55 Приказа N 290 величина технологической брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств, с учетом следующего.
Продолжительность времени, необходимая вышеуказанному потребителю для завершения технологического процесса, цикла производства, устанавливается на основании проектной документации, а при ее отсутствии определяется по взаимному согласованию сетевой организации и потребителя в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Наименьшая потребляемая мощность признается равной величине максимальной мощности токоприемников, необходимой для завершения технологического процесса, цикла производства в указанное время и определяемой на основании проектной документации, а при ее отсутствии - по взаимному согласованию между сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Пунктом 54 Приказа предусмотрено, что величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Судом установлено, что в первоначальном уведомлении от 13.01.2016 года N 06/01-23 (том 2 л.д. 123-124) АО "ЧЭСК" сообщило потребителю о введении, в случае неоплаты задолженности, частичного ограничения режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони - 43840 кВт с 11 ч. 00 мин. 01 февраля 2016 года. С 08.02.2016 до уровня аварийной брони - 10260 кВт. С 15.02.2016 будет введено полное ограничения режима потребления.
В силу положений пункта 9 Правил N 422 частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
Согласно уведомлению ответчика от 18.01.2016 N 06/01-91 введен в отношении ОАО "ЧАЗ" ограниченный режим потребления электроэнергии (том 3 л.д. 56-57), при этом указывался период введения ограничения до уровня технологической брони: с 11 ч. 00 мин. 01.02.2016 до 11.ч. 00 мин. 08.02.2016 до уровня аварийной брони с 11 ч. 00 мин. 08.02.2016 до 11 ч. 00 мин. 15.02.2016.
При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).
Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления.
Как следует из акта N 01 от 01.02. 2016 (том 3 л.д. 58) исполнителем зафиксирован уровень потребления электрической энергии - 6253 кВт, что квалифицированно как выполнение потребителем действий по самостоятельному ограничению потребления электрической энергии до уровня технологической брони.
Вместе с тем, потребитель возражал против проведения им действий по самоограничению до уровня технологической брони, оспаривал факт получения уведомления о введении режима ограничения от 13.01.2016 N 06/01-23.
В пункте 6.2, заключенного между ОАО "ЧАЗ" и ОАО "ЧЭСК" договора энергоснабжения 24.09.2014 N 01-01/76-642, в редакции протокола разногласий от 07.10.2014 (том 1 л.д. 38) стороны согласовали условие, при котором при наличии оснований для введения ограничения по инициативе гарантирующего поставщика, последний вручает потребителю под расписку о вручении либо направляет почтовое уведомление об ограничении режима потребления электрической энергии (мощности) с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств или наступления обязательств, являющихся причиной ограничения), срока погашения задолженности (устранения иных причин ограничения), даты предполагаемого введения ограничения потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней с даты получения уведомления, срока и объемов введения частичного и полного ограничения.
Из анализа вышеуказанных положений Правил N 442, условий договора следует, что подтверждение факта получения потребителем Уведомления о планируемом ограничении режима потребления электрической энергии (мощности) в любом случае является существенным, так как именно с получением уведомления связан 10-дневный срок, только по истечении которого возможно введение соответствующего режима ограничения.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные ответчиком доказательства направления уведомления от 13.01.2016 N 06/01-23 в адрес истца (почтовая корреспонденция с описью вложения 13.01.2016), пришел к правомерному выводу об отсутствии достаточных оснований полагать, что уведомление от 13.01.2016 N 06/01-23 фактически было получено ОАО "ЧАЗ" не позднее чем за 10 дней до даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони - 01.02.2016.
Судом установлено, что почтового уведомления о вручении либо доказательств уклонения от получения данной корреспонденции (в том числе отчета об отслеживании корреспонденции, направленной 13.01.2016) со стороны истца, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлено.
Ссылка ответчика в отзыве от 06.04.2016 (том 2 л.д. 79) на направление уведомления от 13.01.2016 N 06/01-23 дополнительно Экспресс почтой Dimex, факсимильной связью, электронной почтой, правомерно отклонена судом, поскольку в материалы дела доказательств направления факсимильной связью и электронной почтой не представлены. Письмо ООО "Даймакс-Чебоксары" от 22.01.2016, сообщающее о невозможности вручить 20.01.2016, 21.01.2016 корреспонденцию ОАО "ЧАЗ" (том 2 л.д. 82) не содержит информации, идентифицирующей содержание почтового отправления.
Кроме того, суд первой инстанции учел отсутствие доказательств совершения потребителем действий, в том числе по отключению энергопринимающих устройств согласно перечню токоприемников технологической и аварийной брони, согласованных и перечисленных в акте согласования технологической и аварийной брони от 17.09.2009.
Согласно акту от 08.02.2016 (том 3 л.д. 52) отражен уровень потребления электрической энергии - 5475 кВ.
Факт проведения действий по самостоятельному ограничения до уровня технологической и аварийной брони ОАО "ЧАЗ" оспаривало. При этом уменьшение объема потребления электроэнергии истец поясняет действующим в 2016 году графиком работы, что подтверждает приказом от 23.11.2015 N 547 о переносе рабочего дня 01.02.2016 на выходной день 30.01.2016, рабочего дня 08.02.2016 на выходной 06.02.2016; интервальными актами учета электрической энергии за период с 01.02.2016 по 15.02.2016.
Таким образом, потребление электроэнергии истцом в указанном периоде в рабочие дни ниже уровня технологической брони само по себе не подтверждает факт проведения ОАО "ЧАЗ" каких-либо действий по самостоятельному ограничению во исполнение уведомления ответчика от 13.01.2016 N 06/01-23.
Согласно повторному уведомлению от 11.02.2016 N 06/01-459 ОАО ЧАЗ" в случае неуплаты задолженности сообщалось о введении с 11 ч. 00 мин. 02 марта 2016 года частичного ограничения режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони.
При этом, в нарушение пункта 17 Правил N 422 при не подтверждении факта введения потребителем самостоятельного ограничения режима потребления до уровня технологической брони согласно первоначальному уведомлению от 13.01.2016 N 06/01-23 соответствующих сроков для введения ограничения режима потребления до уровня технологической брони в повторном уведомлении от 11.02.2016 N 06/01-459 не установлено.
Кроме того, на момент наступления сроков введения режима ограничения - 02 марта 2016 года, уже действовал новый согласованный уровень технологической брони согласно акту от 16.02.2016 года - 49850 кВт, который превышал ранее согласованный.
Акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя энергии (мощности) от 16.02.2016 был направлен ОАО "ЧАЗ" в адрес АО "ЧЭСК" письмом от 18.02.2016 N 19, что не оспаривается последним.
Суд принял во внимание, что согласно примечаниям к части 2 указанного акта (том 1 л.д. 25) акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя энергии (мощности) от 17.09.2009 считается утратившим силу.
Судом первой инстанции обоснованно признано нарушающим права и интересы потребителя требование по исполнению оспариваемого уведомления от 11.02.2016 N 06/01-459 в установленные в нем сроки без учета согласования 16.02.2016 между ОАО "ЧАЗ" и ПАО "МРСК Волги-Чувашэнеро" новых уровней технологической и аварийной брони, без установления отдельного срока для введения ограничения режима потребления до уровня технологической брони.
На основании изложенного, суд правомерно удовлетворил исковые требования ОАО "ЧАЗ".
Встречное исковое заявление АО "ЧЭСК" связано с наличием обязательств ОАО "ЧАЗ" по исполнению вышеуказанного уведомления от 11.02.2016 года N 06/01-459 о планируемом введении ограничении режима потребления, в том числе в силу пунктов 3.1.27, 3.1.27 договора энергоснабжения от 24.09.2014 года N01-01/76-642 по обеспечению беспрепятственного доступа уполномоченных лиц сетевой организации к принадлежащим потребителю электроустановкам и приборам учета электрической энергии (мощности) и сопровождение квалифицированным электротехническим персоналом, в том числе для контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления; производства совместно с Потребителем работ (переключений, отключений) в его оборудовании и в измерительных цепях, в том числе при введении режима ограничения (прекращения) потребления электрической энергии (мощности) в случае неисполнения Потребителем обязательств по договору энергоснабжения, обеспечении своевременного выполнения диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления и соответствующих требований сетевой организации.
Учитывая вышеизложенные выводы суда о том, что уведомление от 11.02.2016 года N 06/01-459 о планируемом введении ограничении режима потребления не подлежит исполнению, в удовлетворении встречного иска правомерно отказано.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.08.2016 по делу N А79-1724/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1724/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 августа 2016 г. N Ф01-3401/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Чебоксарский агрегатный завод"
Ответчик: АО "Чувашская энергосбытовая компания"
Третье лицо: ПАО "МРСК "Волги", филиал ПАО "МРСК "Волги" - "Чувашэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2642/16
24.08.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3401/16
18.08.2016 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-1724/16
14.06.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2642/16