г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А26-1621/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от заявителей: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26274/2016) Государственного Комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.08.2016 по делу N А26-1621/2014 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО "Елена", ООО "Лагода"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Елена" (далее - ООО "Елена") и общество с ограниченной ответственностью "Лагода" (далее - ООО "Лагода") обратились в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выраженного в ненаправлении заявителям проекта договора купли-продажи земельного участка и обязании Администрации в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта направить проект договора купли-продажи земельного участка с характерными точками границ, указанными в заявлении.
Определением от 11.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия.
В порядке ст. 49 АПК РФ ООО "Елена" и ООО "Лагода" уточнили требования, просили признать незаконным бездействие Администрации Пряжинского национального муниципального района, выражающееся в ненаправлении ООО "Елена" и ООО "Лагода" проекта договора купли-продажи земельного участка и обязании Администрации подать заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 10:21:0080108:44, вытекающих из утвержденной постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района N 1320 от 18.11.2013 схемы границ земельного участка, подлежащего предоставлению ООО "Елена" и ООО "Лагода", а также подготовить и направить в адрес ООО "Елена" и ООО "Лагода" проект договора купли-продажи земельного участка со следующими характерными точками границ:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты |
||
X |
У |
||
17 |
349355.07 |
1462650.84 |
|
16 |
349350.32 |
1462651.23 |
|
15 |
349349.60 |
1462696.37 |
|
14 |
349373.84 |
1462762.59 |
|
13 |
349398.57 |
1462795.78 |
|
12 |
349395.05 |
1462803.81 |
|
11 |
349397.18 |
1462804.73 |
|
10 |
349400.68 |
1462796.70 |
|
9 |
349413.85 |
1462814.10 |
|
н27 |
349383.55 |
1462867.28 |
|
н28 |
349374.73 |
1462863.96 |
|
н29 |
349358.61 |
1462856.61 |
|
н30 |
349348.83 |
1462856.38 |
|
н31 |
349323.87 |
1462850.56 |
|
н32 |
349299.21 |
1462852.99 |
|
н33 |
349302.97 |
1462907.42 |
|
н34 |
349291.57 |
1462908.13 |
|
н35 |
349293.68 |
1462966.85 |
|
5 |
349291.94 |
1462984.80 |
|
4 |
349276.21 |
1462970.27 |
|
3 |
349266.89 |
1462950.88 |
|
2 |
349211.23 |
1462898.39 |
|
1 |
349216.82 |
1462873.73 |
|
26 |
349255.04 |
1462704.32 |
|
25 |
349255.43 |
1462655.83 |
|
24 |
349244.40 |
1462590.30 |
|
23 |
349224.54 |
1462511.35 |
|
22 |
349255.20 |
1462503.64 |
|
21 |
349271.84 |
1462479.08 |
|
20 |
349283.23 |
1462467.00 |
|
19 |
349337.33 |
1462466.40 |
|
18 |
349348.87 |
1462563.66 |
|
17 |
349355.07 |
1462650.84 |
Решением от 14.08.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015, заявленные требования удовлетворены.
Заявителями получен исполнительный лист серии ФС N 000256024 от 03.02.2016, по которому 05.02.2015 Отделом судебных приставов по Пряжинскому району УФССП России по РК возбуждено исполнительное производство N 14922/15/10014-ИП.
04.05.2016 Отдел судебных приставов по Пряжинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее - Отдел судебных приставов) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о замене должника - Администрации Пряжинского национального муниципального района на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее - Комитет) по исполнительному производству от 05.02.2015N 14922/15/10014-ИП.
Определением от 19.08.2016 заявление Отдела судебных приставов удовлетворено.
В апелляционной жалобе Комитет, считая определение незаконным и необоснованным, просит определение отменить, в удовлетворении заявления Отдела судебных приставов отказать, полагая, что из законодательства не следует возможность возложения на Комитет обязанностей по устранению нарушений права, допущенных органом местного самоуправления, и передачи Комитету (органу государственной власти субъекта) функций муниципального образования по исполнению вступившего в законную силу судебного решения; Комитет не является правопреемником Администрации по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, учитывая, что Администрация, как исполнительно-распорядительный орган, и Пряжинский национальный муниципальный район, как публично-правовое образование, не упразднялись, соответственно своей правоспособности не лишены и продолжают пользоваться всем объемом прав и обязанностей. По мнению Комитета, совершение возложенных на Администрацию действий должно осуществляться именно Администрацией, при этом Комитет готов оказать Администрации содействие и выдать доверенности.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из общего смысла нормы статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Исходя из положений статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как участники правоотношений приобретают и осуществляют права и обязанности через соответствующие органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, или в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - по специальному поручению соответствующего публичного образования.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесено изменение, и Кодекс дополнен статьей 10.1 следующего содержания: полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (начало действия документа 09.01.2015).
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
С 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введена статья 3.3, согласно пункту 2 которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с законом Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", вступившим в силу с 01.01.2016, органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Республики Карелия от 25.03.2016 N 219р-П утвержден перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Пряжинского национального муниципального района в государственную собственность Республики Карелия, в который включен земельный участок с кадастровым номером 10:21:0080108:44, собственником которого с 10.06.2016 является Республика Карелия.
В процессе исполнительного производства судебный пристав установил, что исполнение решения предполагает осуществление предварительного учета изменений земельного участка с кадастровым номером 10:21:0080108:31, государственная собственность на который не разграничена.
Таким образом, в настоящее время лицом, которое обладает полномочиями по распоряжению земельными участками с кадастровым номером 10:21:0080108:31 и с кадастровым номером 10:21:0080108:44 является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок: в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:21:0080108:44 - как собственник данного земельного участка и в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:21:0080108:31 - в соответствии с полномочиями, переданными Комитету в соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК.
В силу положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение либо неисполнение состоявшегося судебного акта не может быть поставлено в зависимость от передачи полномочий от одного органа исполнительной власти к другому.
Невозможность исполнения решения Администрацией подтверждается отказом Кадастровой палаты в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 10:21:0080108:31 и межевым планом от января 2016 года по причине обращения с заявлением ненадлежащего лица.
Удовлетворяя заявление отдела судебных приставов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вследствие указанных выше обстоятельств изменился субъектный состав лиц, признанных восстановить нарушенные права ООО "Елена" и ООО "Ладога", замена которых возможна в порядке правопреемства.
Аналогичная правовая позиция приведена в Определении Верховного Суда РФ от 15.03.2016 N 305-КГ16-578.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как основанные на ошибочном толковании положений земельного и гражданского законодательства об участии публичных образований в отношениях с другими лицами, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.08.2016 по делу N А26-1621/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1621/2014
Истец: ООО "Елена", ООО "Лагода"
Ответчик: Администрация Пряжинского национального муниципального района
Третье лицо: филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16884/17
22.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26274/16
19.01.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24250/14
14.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1621/14